Вспоминаю военную службу

   На снимке:   

Друзья - солдаты.
Пётр Шаколо (справа)   
и  Андрей  Жмуденко.       

 ( 1968, май )               
               


          Не так давно довелось по российскому телевидению посмотреть документальный фильм про участие советских ракетчиков во Вьетнамской войне. Картину демонстрировали дважды. И оба раза смотрел её с увлечением и волнением, ибо точно на таком же зенитно-ракетном комплексе «С-75» служил и я в 1965 – 1968 гг.  В 60 – е годы это было секретное оружие, на сегодняшний день те ракеты уже давно сняты с вооружения, снята с них и былая военная тайна.

          Ровно сорок лет назад, 27 октября 1965 года, нас, семерых девятнадцатилетних ошмянских юношей Славу Барковского, Сашу Голякевича, Лёню Люговского, Толю Фалея, Гену Чулкова, Андрея Холодкова, автора этик строк и ещё около тридцати призывников из Ошмянщины , капитан Анатолий Николаевич Куница поставил в строй и, и отдав команду «по машинам!», на двух «ПАЗиках» отвёз в Гродненский облвоенкомат, откуда уже на пассажирском поезде доставили к месту срочной трёхгодичной службы в город Борисов, 158 отдельный зенитно-ракетный полк. Какое же было наше удивление, когда мы увидали тут ещё много знакомых лиц земляков! Оказывается, два года подряд до нас, в эту же войсковую часть, из Ошмянского района призвали ребят 1944 и 1945 годов рождения. В результате, вместе с нами, 1946 г.р., получилось, что, приблизительно, каждый  9 – 10 солдат в полку – из Ошмян. Эта статистика подтолкнула кого-то из смекалистых солдатских острословов-шутников запустить в обиход слово «ошмяне», наравне с «армяне, грузины, азербайджанцы, эстонцы, латыши, узбеки, литовцы, русские, казахи, украинцы» и иными названиями национальностей,  чьи представители служили в части. Отсюда же пошло и шутливое наименование «158 отдельный зенитно-ракетный ошмяно-армянский полк». Шутки шутками, а нам, всё же, приятно было частенько увидеться и обменяться новостями с земляками, окунуться в воспоминания, вместе помечтать о будущем.

          Так вот, из нас, новобранцев-ошмянцев и призывников из разных уголков СССР общей численностью около 100 человек, сформировали подразделение молодого бойца и после прохождения месячного карантина распределили по дивизионам полка. А Фалея, Чулкова и Люговского перевели в другие части, и  встретились мы с ними вновь уже только после службы, в Ошмянах. Холодков и Голякевич попали в батарею управления,
Барковский – в ремонтные мастерские, меня же назначили осваивать обязанности оператора приёмо-передающей системы станции наведения ракет второго дивизиона. В одной батарее вместе со мной служили призванные раньше земляки Горбовский Казимир из Володьковщины (1 год), Горлукович Илья (теперь живёт в Вильнюсе) – 2 года, Виктор Устинович (1 год) и все три года – Кузьмицкий Иосиф (оба сейчас работают в Ошмянах, на мясокомбинате). В иных подразделениях полка из предыдущих призывов и нашего: Миклашевский Виктор, Гайдукевич Анатолий, Мисюкевичи Анатолий и Иван из Гольшан; Борткевичи Павел и Иван (Мур-Ошмянский  с./с); Жаглевич Вацлав и Басалыго Эдуард из Кольчун, Суровцы Иван и Зигмунд (станция Ошмяны); Борисевич Казимир (Щепановичи); Тополь Иван (Толминово), Каранкевич Иван, Захаревский Иван, Сайко Валерий, Юндель Павел, Сульжицкий Леонид, З.Болзан, В.Буткевич, Животкевич,Мотус, Адамович, Серпейко и другие. (Простите, ребята, кого не вспомнил поименно). Среди нас было ещё несколько однополчан из Островецкого и Ивьевского районов.

          Полк был оснащён вышеназванными зенитно-ракетными комплексами «С-75» - очень эффективной на то время техникой, хорошо показавшей себя в боевых действиях во Вьетнаме (этот же комплекс сбил и «У-2» Пауэрса). Кстати, несколько наших офицеров ранее побывали во Вьетнаме, и приобретённый там  опыт передавали нам. По штатному расписанию мы входили в состав танковой армии, для защиты её от авиации «противника». Кроме того, наши дивизионы, поочерёдно, каждый не менее  4 месяцев в году, несли постоянное боевое дежурство по охране «кусочка» неба на ракетной точке под Борисовом, где оперативно подчинялись командованию противовоздушной обороны Белорусского военного округа. Наши ошмянские парни были операторами систем, пусковых установок, водителями автомобилей и тягачей, наладчиками и ремонтниками, выполняли разные вспомогательные обязанности, исправно несли караульную службу и наряды, проходили строевую и огневую подготовку. И много чего ещё, что обязан освоить солдат за определённый период. И нужно сказать, что мои земляки за время службы отлично овладевали военными специальностями. Демонстрируя хорошую выучку и мастерство, с честью выполняли поставленные задачи, а вернувшись домой, достойно живут и работают на пользу своих семей и общества.

          Что касается меня, так я довольно быстро освоил свою ППС, научился разбираться в схемах, радиоэлектронной начинке  кабины, устранять неполадки. Это стало возможным благодаря москвичу, студенту МГУ сержанту Деулину Николаю, который передал мне много полезных секретов мастерства. Вместе с ним мы работали чуть больше полугода, так как он служил последний год. Ещё моим толковым наставником  стал техник ст.лейтенант Борис Котов. Так получилось, что Колю Деулина демобилизовали досрочно, в августе 1966 года, для продолжения учёбы в ВУЗе, а офицера перевели с повышением на новое место службы. Поэтому мне в конце первого года на протяжении нескольких месяцев, до заполнения вакансий, пришлось исполнять обязанности и старшего оператора, и техника одному, благо я уже стал специалистом 3 класса и более-менее знал систему. К тому же, в это время наш дивизион не нёс боевого дежурства, шла плановая учёба в полку, а тренировки по имитатору – это не постоянная боеготовность, требования тут не такие жёсткие,- в итоге с поручением справился нормально.
         
          И вообще, отношения с техникой складывались довольно успешно: в скором времени сдал испытания на оператора 2 класса, а ещё через определённый интервал аттестовался на специалиста 1 класса, что дало возможность получать ежемесячно 5 рублей надбавки за классность (весомая прибавка к солдатской зарплате в 4 рубля). В остальном – всё, как у людей: было и положительное, и отрицательное, довелось познать и гордость за отлично выполненное дело, и переживания за какие-то упущения. За хорошую службу имел поощрения от командования, благодарственное письмо родителям, премию за рационализаторское предложение, 10-дневный отпуск. Не миновал и наказаний за какие-то мелкие нарушения. Так, например, пришлось отбыть на гауптвахте 2, 3 и 5 суток ареста на 1, 2, 3 годах службы соответственно. Изредка бывала предвзятость в отношениях со стороны старшины, однако дедовщины и издевательств у нас не было, заявляю это с полной ответственностью. Хотя полк и был интернациональным, но жили солдаты меж собою дружно и доброжелательно. А может и случались какие-либо сбои точно отлаженного механизма, так сейчас, из отдалённости прошедших десятилетий, их уже и не вспомнить, а если и вспоминаешь, то с доброй улыбкой, как что-то исключительное или «прикольное».

          Наиболее отличительные в памяти моменты удовлетворения и гордости. Таких отмечу несколько. Во-первых, это осень 1967 года, когда я принял участие в пусках зенитных ракет на полигоне Ашулук в России. Самолёт мы сбили точно, за что получили отличную оценку, а я лично – отпуск на родину. А какое зрелище открывается глазам, когда ракета стартует с пусковой установки!  Словами не передать, что в этот момент ощущаешь. Во-вторых. Возвращались мы с этих самых стрельб. Наш эшелон прибыл на станцию Борисов, сгрузили технику с платформ, вытянулись в колонну и двинулись через весь город на своё постоянное место дислокации. Жители высыпали из домов на улицы, радостно приветствовали нас, а девчата дарили цветы. Наше возвращение как раз совпало с окончанием проводимого и широко рекламируемого в том году общевойскового  учения «Днепр». И люди встречали нас искренними улыбками и объятиями, как и везде участников данных маневров. Вот так ощутил на себе единство армии с народом.  И в-третьих. Несколько расчётов нашего полка с ракетами регулярно принимали участие в военных парадах в Минске. А я, увидев их по телевизору, ещё сколько-то лет и после демобилизации мог с гордостью сказать близким: «Смотрите, это мои ракеты!».

          Неумолим бег времени – мои ровесники вплотную приблизились к  пенсионному возрасту. Давно отслужили своё наши «С-75». На смену им пришли более совершенные и мобильные комплексы на микросхемах и компьютерах. Сейчас суверенное белорусское небо охраняет очередное молодое пополнение военных. Но неизменно существуют и умножаются заложенные ранее традиции, в чём есть значительный вклад и прежних ракетчиков-однополчан Ошмянщины. И сегодня былым сослуживцам желаю каждому ещё многие годы сохранять молодость души и светлые воспоминания о солдатской юности.

         
Газета “Ашмянскі веснік”,  26 ноября 2005 года, № 97.


Рецензии
Спасибо большое, Петр, за Ваши воспоминания!
К 23 февраля будем готовить новый выпуск Альманаха:
http://www.proza.ru/avtor/lii2302
Готов разместить!
Удачи и здоровья!
С уважением,

Игорь Лебедевъ   28.08.2013 10:08     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Игорь!
Спасибо за предложение!
Буду очень рад, если разместите
в новом альманахе мой скромный труд.

С уважением,

Пётр Шаколо   28.08.2013 20:01   Заявить о нарушении
Пётр, приветствую!
Альманах "Моя Армия" планируется к выходу 23 февраля!
Также опубликуем в Нашем журнале, рубрика "Солдатский уголок"!
http://www.proza.ru/2013/12/01/2043
И еще отошлю в "Белорусский куток", думаю, тоже заинтересует!
http://www.proza.ru/avtor/belkutok
С уважением,

Игорь Лебедевъ   08.02.2014 20:26   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Игорь! Ещё раз благодарю за внимание к моей скромной работе.
Я очень рад, что Вы включаете мои воспоминания в Альманах. Желаю успехов в Вашей деятельности.До свидания!
С признательностью,

Пётр Шаколо   08.02.2014 22:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.