Моше Михаил Цивин. Как я стал строителем 1945-1948

 Моше (Михаил) Цивин
Как я стал строителем
(1945-1948г.)

Известно, что строительство особая и весьма сложная область человеческой деятельности. Результаты этого труда: жилые дома, разнообразные общественные здания, промышленные предприятия, сельскохозяйственные сооружения и многое, многое другое, без чего современный человек не может обойтись. Эта отрасль требует от её руководителей немалых технических знаний и хороших организаторских способностей. Конечно, нужны и рабочие самых разных профессий и квалификации. На потребности строительства работают множество предприятий по производству разнообразных материалов, деталей и конструкций, а также средств механизации и транспорта.
 
Основная часть деятельности строителя-производственника, как рабочего, так и руководителя, особенно низшего звена, осуществляется на открытом воздухе. И в зной, и в мороз, постоянно меняя место работы. Чтобы построить, например, жилой дом надо вначале выполнить земляные работы, соорудить фундаменты, стены подвала, затем возвести стены надземной части здания и междуэтажные перекрытия, устроить лестницы, соорудить крышу, сделать полы, перегородки. Нужно установить окна и двери, проложить внутренние сети центрального отопления, там, где оно запроектировано, а также сети водопровода, канализации, электричества, газоснабжения, телефона и телевидения,  а также наружные инженерные сети. Наконец нужно оштукатурить стены и потолки внутри помещений, а при необходимости и фасады здания, а также выполнить малярные работы. Необходимо сделать подъездные дороги к зданию, благоустроить территорию и выполнить озеленение. Только тогда, когда все эти работы будут полностью выполнены, установят необходимое оборудование, уберут строительный мусор и объект примет специальная комиссия, объект введут в эксплуатацию. А жильцы дома смогут получить ключи от квартир.
    
  Несмотря на развитие техники, немало строительных процессов выполняется вручную, нередко со значительными физическими усилиями. Ранее на территориях  бывшего СССР, ситуация осложнялась хронической нехваткой строительных материалов, деталей, механизмов и транспорта. Как там сейчас – не знаю.  На строительстве используются разнообразные подъёмные механизмы.

Велика роль, нелёгок и ответственен труд проектировщиков – архитекторов и инженеров-конструкторов. Именно они за чертёжными столами, а теперь –  с компьютерами, определяют вид будущего сооружения. Именно они должны ответить на вопрос, какой строительный материал выгоднее в конкретных условиях. Именно ими принятые  решения предопределяют расход этих материалов, деталей и конструкций, затраты на транспорт и механизацию, а также затраты труда и общую сметную стоимость конкретного объекта строительства.

* * *
Мою трудовую деятельность суждено было связать со строительством, можно сказать, случайно. Незадолго до начала войны мне было15 лет. Как раз тогда окончил восемь классов средней школы. В то время наша семья жила в городе Могилёве Белоруссии. Сейчас эта республика называется Беларусь. 3 июля 1941г. мы  начали процесс эвакуации и через две недели высадились в Мордовии (Мордовская АССР). Там сразу же начал работать в организации Пружанский лесопункт, осуществлявшей лесозаготовки,   и прошел путь от рабочего на разных работах до мастера лесозаготовок. Родители и две сестры возвратились на родину в августе 1944 года, после освобождения 28 июня Могилёва, а я продолжил трудовую деятельность в эвакуации. В конце 1943 года получил отсрочку от призыва в армию, так как был связан с заготовкой дров для заправки паровозов на  железной дороге. Ведь угля тогда не хватало. Основной его поставщик – шахты Донбасса на Украине, находились на территории, оккупированной Германией.

После окончания войны с Германией 9 мая 1945г. начал  думать о том, как продолжить образование. В свободное от работы время самостоятельно продолжил учёбу, прежде всего по математике, в надежде хоть в какой-то степени дополнить образовавшийся за четыре года пробел в образовании. А в конце июля 1945 года, получил письмо от матери, в котором она сообщила, что в Могилёве создаётся строительный техникум. Белоруссия, в значительной степени пострадавшая от разрушений военного времени, очень нуждалась в строительных кадрах. Мама разыскала некоторых моих довоенных учителей и  директора школы, в которой учился. Они в документе подтвердили моё образование 8 классов  средней школы. Этот документ с заявлением от моего имени мама передала в приёмную комиссию техникума. Как раз в это время в СССР вышло правительственное постановление о восстановлении работникам  ежегодных отпусков, которые в годы войны не предоставлялись. Объём работ на лесозаготовках уменьшился, и мне был предоставлен месячный отпуск.  В первых числах сентября 1945 года я возвратился в Могилёв.

После сдачи экзаменов, меня приняли на первый курс техникума, который был организован Министерством жилищно-гражданского строительства БССР. Хотелось поступить на второй курс, который тоже формировался. Но туда принимали только тех, кто имел полное  среднее образование (10 классов) или окончил первый курс какого-либо техникума. У меня ни того, ни другого не было. Документ о зачислении в техникум, отослал в Мордовию в место моей работы  с просьбой об увольнении. Оттуда друзья сообщили, что эта просьба удовлетворена специальным приказом. В трудовой книжке, которая была у меня, было отмечено, что мне предоставлен отпуск.

До начала учёбы все будущие студенты техникума месяц отработали в сельской местности Белоруссии. Мы в качестве рабочих помогали восстанавливать или строить жильё для колхозников. Ну, а потом началась учёба. Своего здания в техникуме не было. Занимались в сохранившемся  здании медицинского училища, но с окнами без стекол, которые были выбиты в результате военных действий. Для восстановительных работ в городе требовалось много стекла, и его не хватало. Наступили холода. Пришлось заниматься, не снимая тёплой верхней одежды. Руки стыли, чернила замерзали. Авторучки еще не получили распространения. Затем нас перевели в помещение действовавшей школы № 24 на окраине города, где занимались во вторую смену. Спустя некоторое время был восстановлен основательно повреждённый в годы войны учебное здание, и его передали строительному техникуму. Там мы продолжили занятия. И только через много лет для строительного техникума было построено хорошее специальное здание. Там мы отметили 20-тилетие окончания техникума.   

Занимался успешно. Меня избрали председателем профсоюзного комитета техникума и членом комитета комсомола. Кстати, секретарём комитета комсомола был Р. Дахин. Заметили, видимо, опыт, полученный в годы войны. В конце 1945г. меня командировали в Минск, в центральный комитет профсоюза, чтобы выхлопотать для техникума пианино. И мне это удалось. Заодно захотел побывать в центре города. Прошёлся по Ленинскому проспекту, теперь проспект Независимости, до площади Победы. Все дома вдоль проспекта в разной степени пострадали в годы войны.

   Примерно через месяц после начала учёбы, заведующий учебной частью техникума Александр Васильевич Ильин пригласил меня к себе в кабинет и предложил досрочно перевести меня на второй курс. Подумав, конечно, согласился. Так как это соответствовало моим чаяниям. Через 20 лет на встрече выпускников техникума, его первый директор Иван Павлович Лашкевич рассказал, что  при проверке начальной деятельности техникума, из-за моего перевода на 2-й курс он имел неприятности от вышестоящего начальства. Выручило  лишь то, что и на втором курсе,  я продолжал быть круглым отличником.

  В 1948 году завершил учёбу, получил диплом с отличием и стал техником-строителем по гражданскому строительству.  Чтобы похвастаться приведу, переведенный с белорусского языка на русский, начальный текст статьи Л. Володина «Техники-строители», опубликованной Могилёвской областной газетой «За радзiму»17 июля 1948г.

  «Техники-строители
Актовый зал полон студентами и студентками, присутствуют преподаватели общеобразовательных  дисциплин, инженеры  и архитекторы. Все они ждали этого знаменательного в жизни техникума дня – публичной защиты выпускниками дипломных работ. Четыре года (правильно – три М.Ц.) напряжённой учёбы и труда.  Юноши и девушки, которые пришли в техникум… сегодня получают путёвку в жизнь. Техникум дал им среднетехническое образование. Они техники-строители, идут на новостройки Могилёва, Витебска, Полоцка, чтобы ускорить темпы гражданского и промышленного строительства, стать во главе строительных бригад и коллективов и повести их дальше по  пути широкого развёртывания социалистического соревнования.

Перед комиссией студент Цивин М.Л. – отличник учёбы, активный участник всех, проводимых в техникуме, общественных мероприятий. Он защищает дипломный проект жилого 20-тиквартирного дома. Указкой он ведёт по вывешенному на стене графическому макету дома, даёт пояснения комиссии. Проект Цивина разработан основательно и технически письменно, разработан даже в большем объёме, чем это требует дипломное задание. Достаточно полно и обоснованно решил Цивин конструктивную часть проекта. Проект организации строительных работ составлен с учётом  скоростных методов строительства, заводского изготовления строительных деталей и особых конструкций. Старательно и аккуратно выполнена графическая часть и составлена пояснительная записка. В ней общее описание строительства с указанием его назначения и принятой схемы, указаны разработанные конструкции. И вполне заслуженно дипломная работа студента Цивина получила отличную оценку».

Далее в статье рассказано о защите дипломных проектов студентами Юрченко Ф.М. и Гончаровой А.А. Приведу ещё один небольшой фрагмент статьи: «Техникум выпустил 18 квалифицированных техников, специалистов для новостроек Могилёва и других областей республики. Это первый после войны выпуск. Вот почему публичная защита дипломных проектов студентами четвёртого курса, явилась знаменательным событием для всех студентов и преподавателей. Решением комиссии 6 студентов, в том числе т.т. Цивин, Степанов, Тумас, Чиркина получили дипломы с отличием».

У меня сохранилась фотография первого выпуска строительного техникума. Это позволило назвать данные студентов и преподавателей  этого выпуска.
  Верхний 2-й ряд фото студентов: Юрченко Ф.М., Гуревич Я.М., Ловенецкий Н.Н., Тумас В.А., Степанов В.Н., Цивин М.Л., Алексеев В.С., Чиркина Л.Н., Галиновский М.А.
 1-й ряд: Пуринсон Г.А., Дворкин Л.З., Горбацкий В., Лившиц С.И., Лозовиков П., Новиков В.И., Гончарова А.,  Чернякова М.М., Коншо О.
 Преподаватели Гончарик Н.А., Борзинский К.Г., директор техникума Лашкевич И.П., председатель приёмной комиссии Станилевич, преподаватели Юрков И.К., Ильин О.А. (сын выше названного завуча), Ханин Я.Л.

После окончания техникума начался новый жизненный этап. Получил направление на работу в город Мозырь, на юге Белоруссии, который в то время был центром Полесской области. Впоследствии эту область ликвидировали, и восточная её часть вошла в состав Гомельской. В Мозыре размещался областной строительный трест Министерства жилищно-гражданского строительства БССР. Этому Министерству, как уже сказано, принадлежал и строительный техникум. Меня назначили на должность мастера на строительстве кирпичного завода № 18, в районном центре  Петрикове.  Позднее был назначен старшим прорабом, а позднее – начальником ПТО стройтреста. 
Все основные объекты завода были разрушены во время войны. За три с половиной года были построены производственные здания завода и другие объекты. А также несколько жилых 4-х квартирных домов, детский сад. Пришлось восстановить в городе кирпичную двухэтажную школу, от которой после войны остались только стены. В конце 1951 года присвоили звание: лучший прораб треста. Подробнее рассказано в очерке «Воспоминания бывшего строителя. Часть 1-я.

 Впоследствии ни разу не пожалел, что стал строителем. Хотя пришлось пережить множество нелегких проблем и драматических событий. Позднее, уже в Минске, окончил вечернее отделение Политехнического института и получил диплом инженера по гражданскому строительству.            
                Моше Цивин
   21 июня 2013 г.


Рецензии