Стыдно глядеть
но оторвать взора нет сил …
(с) Геннадий Пономарев
Текст Соборной клятвы 1613 года:
"Послал Господь Свой Святый Дух в сердца всех православных христиан, яко едиными усты вопияху, что быти на Владимирском и Московском и на всех Государствах Российского Царства, Государем, Царем и Великим Князем всея Русии Самодержцем, Тебе, Великому Государю Михаилу Феодоровичу.
Целовали все Животворный Крест и обет дали, что за Великого Государя, Богом почтенного, — Богом избранного и Богом возлюбленного, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея Русии Самодержца, и за Благоверную Царицу и Великую Княгиню, и за Их Царские Дети, которых Им, Государям, впредь Бог даст, души свои и головы свои положити, и служити Им, Государям нашим верою и правдою, всеми душами своими и головами.
Заповедано, чтобы Избранник Божий, Царь Михаил Феодорович Романов был родоначальником Правителей на Руси из рода в род, С ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ В СВОИХ ДЕЛАХ ПЕРЕД ЕДИНЫМ НЕБЕСНЫМ ЦАРЕМ.
И кто же пойдет против сего Соборного постановления — Царь ли, Патриарх ли, и всяк человек, ДА ПРОКЛЯНЕТСЯ ТАКОВОЙ В СЁМ ВЕКЕ И В БУДУЩЕМ, отлучен бо будет он от Святыя Троицы.
И иного Государя, мимо Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея Русии Самодержца; и Их Царских Детей, которых Им, Государям, впредь Бог даст, искати и хотети иного Государя из каких людей ни буди, или какое лихо похочет учинити; то нам боярам, и окольничим, и дворянам, и приказным людям, и гостем, и детям боярским, и всяким людям на того изменника стояти всею землею за один.
Прочтоша сию Утвержденную Грамоту на Великом Всероссийском Соборе, и выслушав на большее во веки укрепление — быти так во всем потому, как в сей Утвержденной Грамоте писано.
А кто убо не похощет послушати сего Соборного Уложения, его же Бог благослови; и начнет глаголати ино, и молву в людях чинити, то таковый, аще священных чину, и от Бояр, Царских синклит, и воинских, или ин кто от простых людей, и в каком чину ни буди; по священным Правилам св. Апостол, и Вселенских Седми Соборов св. Отец и Поместных; и по Соборному Уложению -
извержен будет, и от Церкви Божией отлучен, и Святых Христовых Таин приобщения; яко раскольник Церкви Божией и всего Православного Христианства, мятежник и разоритель Закону Божию,
а по Царским Законам месть да восприимет;
и нашего смирения и всего Освященного Собора НЕ БУДИ НА НЁМ БЛАГОСЛОВЕНИЯ ОТНЫНЕ И ДО ВЕКА.
ДА БУДЕТ ТВЕРДО И НЕРАЗРУШИМО В ПРЕДЫДУЩИЕ ЛЕТА, В РОДЫ И РОДЫ, И НЕ ПРЕЙДЕТ НИ ЕДИНА ЧЕРТА ОТ НАПИСАННЫХ В НЕЙ.
А на Соборе были Московского Государства изо всех городов Российского Царства власти: митрополиты, епископы и архимандриты, игумены, протопопы и весь Освященный Собор; бояре и окольничие, чашники и стольники и стряпчие, думные дворяне и диаки и жильцы; дворяне большие и дворяне из городов; дияки из Приказов; головы стрелецкие, и атаманы казачьи, стрельцы и казаки, торговые и посадские; и великих чинов всякие служилые и жилецкие люди; и из всех городов Российского царства выборные люди.
Своеручные подписи: (далее следует больше восьмидесяти подписей, причем подписывались только грамотные)
А уложена и написана бысть сия Утвержденная Грамота за руками и за печатьми Великого Государя нашего Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Русии Самодержца, в царствующем граде Москве, в первое лето царствования его, а от сотворения мира 7121-го"
Свидетельство о публикации №213062101634
Прочитал Ваш текст из папки «Николай 2-й» и возникли соображения, которыми хотелось бы поделиться.
В текстах из этой папки, кроме апологетики последнего русского монарха, присутствует мысль о некорректности односторонних оценок исторических личностей. Мысль настолько очевидная, что не стоило бы возражать. Однако, из контекста, включая Ваши ответы на отзывы к работе, следует, что Вы сами вполне допускаете возможность односторонних оценок. Например, поддерживая, эмоциональную характеристику, уважаемого мной Сергея Дроздова относительно Ельцина и Горбачёва. Или Ваше однозначно негативное восприятие на деятельность Петра Первого. Я полагаю, что было бы правильнее в любом случае публичных заявлений об известных личностях, добавлять слова «по моему мнению». А в текстах Интернета - ИМХО. И вряд ли стоит в общественных дискуссиях (а отзывы и ответы на Прозе.Ру вполне подходят под это определение) переходить на личные оскорбления, даже если высказывания о личностях, к которым Вы испытываете особый пиетет, оказались не корректные определения типа недоумок и ничтожество. Для того, чтобы считать Николая Второго ничтожным правителем, не надо быть Спинозой. Я полагаю, что таким его числит не одна тысяча вполне вменяемых историков. Я придерживаюсь такого же мнения, и прочтение Ваших текстов не опровергло моего давнего убеждения. Другое дело, что все наши убеждения в вопросах, которыми мы занимаемся как любители, почти всегда основываются на достаточно ограниченном количестве достоверных фактов. Чтобы подтвердить свою мысль я приведу пример:
Я человек достаточно пожилой, убеждённый атеист, но если бы мне предъявили факты опровергающие мой атеизм я бы поверил и в Тора, и в Зевса и даже в триединого христианского Бога.
Из своего личного опыта, я знаю, что есть вопросы, которые ни какими спорами и доводами разрешены быть не могут. Это когда вместо знания выступает вера.
ИМХО, в Вашем монархизме, который очевиден по прочтению Ваших текстов, лежит прежде всего вера.
С уважением Ю.Бахарев.
Юрий Бахарев 13.01.2014 19:46 Заявить о нарушении
Что делать все мы такие внезапные, такие противоречивые все.
Иногда - сумбур вместо музыки получается. Иногда наоборот.
Хотелось бы ответить Вам поподробней, но сейчас времени нет совсем.
Если Вам любопытно было бы прочитать, то я постараюсь ответить подробно на Ваш пост в ближайшие выходные.
Пока скажу только: я не монархист.
С тех пор как два претендента из "Короны Российской империи" потеряли надежду на престол, - я достойных кандидатов в русские цари не вижу.
С уважением,
Кузьма Калабашкин 14.01.2014 16:35 Заявить о нарушении