Одному каша масляная, а другой смерть несчастная

   
      В старые времена молодые жили со стариками вместе одной семьёй.  Не всегда свекровки в почёте у молодиц бывали. Не скоро свекровка молодку к своему хозяйству – к печи да к обредне допускала.  Но наша героиня-молодица живо от печи свекровку отшарила.
Сын-то  её, муж молодицы, в рот жонке смотрел, сразу она его под свою опеку взяла: делать так, как жонка скажет. Свекровке отвела место на койке в боковушке.
     Первое время свекровка за один стол со всеми садилась есть. А годы шли. Вот и старуха уж  худа здоровьем стала. Сноха перестала звать её вместе обедать. Та в последнюю очередь за стол садилась, после всех. Ела то, что осталось: от супа -  водичка нежирная, где крупинка за картофелинкой бегает с дубинкой, да хлеба двуручного кусочек. Бабка и этой еде была  рада, а молодке она не надо.
    Вскоре от такого питания да плохого внимания заболела старуха, лежала в боковушке. Руки трясучие стали, так вместо супа ей кашу давали. Сын надеялся, что жонка хорошо кормит мать. А она одной рукой чашку с кашей держит, другой кукишку кажет, в нос тычет:
 « Этого,-  говорит, - хошь »?
Старуха шамкает:
 « Шама, кормилича,  ешь ».
Сын её этого  не видел, а разговор их слышал. Приносит жонка обратно кашу:
 « Ничего мать не ест. Как я насилу-то кормить буду»?
    Однажды сын уехал в лес за дровами. Жонка печь затопила, полную избу дыму напустила и ушла. Приходит и чует: старуха что-то про себя бормочет. Прислушалась, а свекровка чихает и приговаривает:
 « Дым да чад – душа моя, каша с маслом – то смерть моя»…
    Невестка быстрее открыла двери, выпустила весь дым, поставила в печь чугунок с крупой. Наварила каши, ложку масла с верхом размешала туда и снесла свекровке. Она ложку каши к рту поднесла, да и говорит:
« Ты, девка, смерть мою принесла.  Не от щедроты масляной кашей кормишь, а от злости.  Думаешь, что  старуха голодная, так всё сожрёт и умрёт. Понеси да сама ешь кашу с маслом».
  С той поры молодица стала свекровку кормить хорошо. Поняла, что старуха не так уж глупа да беспомощная оказалась.      


Рецензии