Тритмент сценария художественного фильма КУМ в жан

© Права защищены.

      …Великие исторические драмы зачастую сопровождаются событиями фарсовыми. Природа авантюризма, уходя корнями в глубины веков, время от времени рождает поразительные персонажи, не уступающие классическому Остапу Бендеру. Жуликоватый купчишка Астафий Долгополов, сумевший обмануть царицу Екатерину и Емельяна Пугачева, на высшем пике своей невероятной аферы внезапно оступается. Пройдя земной ад, Астафий внезапно осознает, что в душе его, рядом с лютой жаждой наживы, выросло другое чувство.

***

1. ПЕТЕРБУРГ - ЛЕТО 1762 ГОДА
…Звонко палит пушка, - голова каменной грации, стоящей на лужайке, к восторгу толпы, отлетает. – А теперича этого, с рогатиной! – хохоча, указывают из толпы на статую Нептуна с трезубцем. Усатый канонир, икая, забивает в дуло  заряд. Шатаясь, поднимает ядро. Ядро перевешивает, канонир вместе с ним падает в канал.
…Толпы пьяного народа запрудили улицы. В человеческой каше мелькают солдатские мундиры различных полков, матросские робы, крестьянские армяки, купеческие поддевки, сарафаны и мятые роброны уличных «граций».
На возвышении, рядом с полковым барабанщиком, преображенский флигельман, надсаживаясь, читает с листа фразы манифеста:

ФЛИГЕЛЬМАН
…Бывший волею Божией император Петр третий внезапно скончался от геморроидального припадка и прежестокой боли в кишках…

Толпа не слушает, зычный голос теряется в гуле, хохоте, воплях.
Двери кабаков распахнуты. Спотыкаясь о пьяных свиней и людей, валяющихся в обнимку в винных лужах, солдаты тащат бутылки с драгоценным шампанским вином, бочонки пива и меда. Выбивают днища, рубят горлышки. Все сливают в ялик, стоящий на парадном крыльце дворца. Пожилой, осанистый матрос с серьгами в ушах, сдвинув на затылок парик, служит виночерпием, - полуведерной корабельной шумовкой помешивает бурду, заполнившую половину ялика, разливает в подставляемые деревянные плошки, помятые дворцовые кубки, медные паникадила и просто в ладони, сложенные ковшиком. Флигельман рычит в толпу:

ФЛИГЕЛЬМАН
…Вступление наше на императорский престол есть доказательство той истины, что где действует нелицемерные сердца, там рука Божия предводительствует!..

Молодой, румяный вахмистр Конного полка раздвигает пьяную толпу плечами. Мундир расстегнут, в глазах восторг, единение с толпой. Он пьян, он счастлив. За ним пробирается Астафий Долгополов.

АСТАФИЙ
…Пятьсот… Для нужд его императорского величества…

ВАХМИСТР
Чего?

АСТАФИЙ
Овса. Пятьсот четвертей. Для нужд двора е… императорского…

ВАХМИСТР
А я чего?

АСТАФИЙ
…Изволили кассу арестовать! Вы! А обер-гофмаршала, когда он изволил возражать, вы изволили топить…

ВАХМИСТР
И чего?

АСТАФИЙ
Так мне бы получить…

ВАХМИСТР
Получи.

Вахмистр дает Астафию в ухо. Долгополов падает, его топчет толпа.

ФЛИГЕЛЬМАН
…Не имели Мы намерения, ни желания таким способом воцариться, каковым Бог, по неведомым Его Промыслам, нам определил Престол Отечества Российский восприять…

На козлах большой черной кареты, запряженной четверней и окруженной гайдуками, машет расшитой треуголкой пожилой вельможа:

ВЕЛЬМОЖА
Детушки! Да сколько же можно? Государыня-кормилица наша очень недовольна!

ГОЛОС ИЗ ТОЛПЫ
Чем недовольна кормилица?

ВЕЛЬМОЖА
Вами, детушки! Неделю гуляете, конца не видно! Кабаки с подвалами разбили, ополчились вчистую, во всем городе цельной бутылки вина не найдешь!

МАТРОС С ШУМОВКОЙ
Так ты ищи лучше, со свечечкой! Мы-то, вишь, устраиваемся!

Хохот толпы. Долгополов встает. Он облит вином, забрызган грязью. Оглядывается, шатаясь, трусит к карете.

ВЕЛЬМОЖА
Государыня о вас, детях глупых, сердце свое надрывает! Сколько друг друга передавили, из-за пьянства этого!

ВАХМИСТР
Передай государыне, чтоб об нас не беспокоилась! Поскольку дети ее не пьют, а токмо опохмеляются, в чем ей, кормилице нашей, прямая польза!

ВЕЛЬМОЖА
В чем польза кормилице?

ВАХМИСТР
Мы ж её во хмелю на трон вспятили. И если вдругорядь пить начнем, - не ровен час, обратно сковырнуть можем!

Пушка палит. Лошади вздрагивают, приседают. Вельможа проскальзывает внутрь кареты. Плотно задергивает шторы. Садиться рядом с Екатериной. Она, бледная, кусая губы, глядит в щелку на обступившую карету толпу. Вельможа тыкает тростью через маленькое оконце в спину кучеру.

ВЕЛЬМОЖА
Что, очунел? В Зимний дворец давай!

Екатерина переводит глаза на вельможу. В них – тоска и страх.

ЕКАТЕРИНА (НЕМЕЦКИЙ АКЦЕНТ)
Зачем?

Вельможа откидывается, закрывает глаза.

ВЕЛЬМОЖА
Царствовать.

Долгополов, проскользнув мимо гайдуков, вскакивает на подножку кареты.
Екатерина рядом с собой видит его лицо, покрытое грязью, соплями и слезами.

ЕКАТЕРИНА
Майн гот!

АСТАФИЙ
Ваше сиятельство! Деньги за пятьсот четвертей… Все, что имел! Овес! Овес вашему ве…

ВЕЛЬМОЖА (КУЧЕРУ)
Гони!

Гайдук перетягивает Долгополова плетью. Астафий падает на землю, рванувшаяся с места карета чудом не переезжает его. Толпа улюлюкает. В стекло рядом с Екатериной шмякается протухшая камбала. Гайдуки расчищают дорогу нагайками, карета набирает ход. Долгополов бьет кулаками по земле. Мимо него, через него ходит, толкаясь, толпа.

АСТАФИЙ
Господи… Всё, что имел! ГОСПОДИ!!!

******************** ******************** ********************

       …Тревожной для России осенью 1774 года разорившийся купец из Ржева-Володимерова, Астафий Трифонович Долгополов услышал, что на реке Яик объявился царь. Тот самый Петр Федорович, в смерти которого его вдова, царствующая императрица Екатерина Алексеевна, много лет уверяла своих поданных. Известие это перевернуло душу Астафия. Дело в том, что Петр III был должен купцу. Деньги за пятьсот четвертей овса, которые Долгополов 12 лет назад, в 1762 году, поставил в Ораниенбаум для нужд двора, аккурат накануне переворота. С того момента и началось разорение Долгополова, к описываемому времени принявшее образ долговой ямы, - местные кредиторы, как и прочие, - «персти земные», люди без фантазий.
О появлении царя Астафию Трифоновичу на паперти городского храма, где он, прикованный к охраннику, просил на пропитание, сообщает Феня, - Фелонила Кротова, крестница Долгополова и сирота. Ее отец, приказчик и шестидворный староста Кротов, переселяясь в лучший мир, поручил Долгополову, своему куму выдать дочь замуж, оставив для этой цели 15 рублей золотом, вполне приличное приданое. Долгополов же деньги эти пустил в «предприятие», словом, потратил. Но сирота Феня, умом недалекая, свято верит, что крестный рано или поздно совокупит ее браком с любезным Андрюшкой, сыном городского ратмана.
Астафия Трифоновича, кстати, в городе любили многие. Не смотря на то, что он был должен половине города, Долгополов являл собой тип человека душевного. Особенно охотно его приглашали на крестины в качестве крестного отца.
…Ночью долговую яму (дровяной сарай у съезжей) посещает городской посадский голова Лавр Сазонов, - главный и беспощадный кредитор Долгополова. Смущаясь и иносказуя, Лавр заводит разговор о слухах, бродящих в народе. О том, что царь обещает народу волю, а торговому и купеческому люду – льготы. Народ российский недоволен действиями императрицы – всевозможными привилегиями дворянству в ущерб «черным». Лавр Сазонов, заставив Долгополова целовать икону в знак «неразглашения», предлагает узнику следующее: Пробраться на Яик, и, если царь настоящий (Долгополов в трактирах неоднократно врал, что в «Рамбауме» видал царя и даже с ним разговаривал), - шепнуть Петру III, что народ в Ржеве-Володимирове его «не выдаст». Заодно Долгополов получит от Петра Федоровича двенадцатилетний должок. А Сазонов, в свою очередь, если Долгополов окажет ему прожект перед новым двором, - похерит старые счеты.
Предложение выгодное. Долгополов, поторговавшись с кредитором о прогонных, соглашается. Сазонов дает в сопровождающие Долгополову Егора Чуева, - верного своего раба, человека дикого, люто ненавидящего Долгополова. (Астафий Трифонович ему тоже должен). В эту же ночь «ходоки» тайно уезжают. Чуев сразу дает понять Долгополову, что он для него не охранник, скорее – тюремщик.
На большаке их догоняет Феня Кротова. Она узнала, что отец Андрюшки заслал сватов в дом соседа, к родителям прыщавой Агафьи. Ей, сироте, больше нечего делать в Ржеве. Чуев пытается ее погнать, но Феня, ревя, как белуга, вцепляется в Долгополова мертвой хваткой, - ей лучше умереть, чем вернуться.  Ночью, на постоялом дворе, Феня подползает по соломе к Долгополову. Прижавшись к нему, косноязычно шепчет, что Астафий Трифонович - единственно близкий ей и родной человек во всем белом свете, что никому она больше не нужна, что верит только ему, и любит только его. Долгополов, вздохнув, обнимает девочку…
На следующий день Егор Чуев презрительно бросает Долгополову, - что, мол, обидел сироту? Астафий Трифонович опускает глаза. Так они и едут на разваливающимся рыдване. Егор постепенно входит во вкус – сначала нудно корит Долгополова во всех смертных грехах, потом срамит перед проезжающими, потом уже просто блажит, бросает шапку на дорогу, клянется, что такого «ндравного» и отпетого человека белый свет не видел. Долгополов терпит, только заслоняет испуганную Феню от различных превратностей на пути.
Постепенно троица приближается к малообжитым районам Империи. Видят первые пепелища, повешенный на деревьях трупы, истыканные киргизскими стрелами, как ежи.
На рассвете на наших путешественников натыкается странная воинская команда, - смуглые вооруженные люди в чалмах и шальварах, под предводительством русского пехотного капитана. Это пленные турки, сосланные Екатериной в Оренбургскую область. Им пообещали по сто рублей на брата и свободу за сопротивление бунтовщикам.
Долгополов убеждает капитана, что они – купцы, едущие к калмыцкому улусу для ежегодной покупки партии лисьих шкур. Капитан поражен, – торговые, вы не знаете, что происходит? Башкиры и калмыки занимаются не торговлей, а другим ремеслом! Обстоятельства подтверждают слова капитана – их окружает враждебная конная орда. Турки сражаются мужественно и отчаянно, но силы не равны. Отряд османских воинов погибает в степи под стрелами кочевников.
Долгополова, Чуева, Фелонилу и еще нескольких человек берут в плен. Чуев в панике кричит, - здесь знакомый царя Петра III! Предводитель бунтовщиков, говорящий по-русски, велит отвезти пленников к Оренбургу, осада которого началась недавно.
…Под Оренбургом пленников проводят в избу. Она изнутри сплошь оклеена золотой бумагой. Лица вожаков восстания, сидящие за столом, не вселяют надежды. Долгополов сбиваясь, сочиняя на ходу, рассказывает свою историю, - что он такой-то купец, которому надежа-царь остался должен… Чернявый широкоплечий человек, встав из-за стола, спрашивает – не узнаешь меня? Долгополов, сообразив, что от этой секунды зависит его жизнь, вопит – узнаю, великий государь, узнаю! Происходит странная сцена. Долгополов понимает, что «царь» врет, Пугачев понимает, что врет Долгополов. Но они, подхватывая друг друга, валяют Ваньку перед казаками. В результате импровизации получается, что Долгополов – питерский купец Иванов, привезший Петру III привет от сына из Гатчины. Наследник Павел, вместе с русским народом, ожидает скорое воцарение истинного императора, в чем и намерен оказать решительную помощь. Вопрос в одном – в деньгах для крамолы и подкупа сановников Екатерины. Долгополова поражает то, что Пугачев относится к императрице, как к своей нашкодившей, подгулявшей, но все же любимой жене. Например, он намерен ее простить, правда, после самоличной, принародной, на Лобном месте, порки. Словом, у Пугачева и Долгополова «слаживается», происходит контакт. Они даже становятся кумовьями, крестя родившегося под гром пушек калмычонка. Пугачев, преодолев неодобрение своего «штаба», дает Астафию Трифоновичу 1000 рублей на «святое» дело, наказывает быстрее возвращаться в Гатчину.
…Через два месяца полной приключений дороги наши путники оказываются у Московской заставы. Егор Чуев стремится налево, в Ржев-Володимеров. Долгополов, прижимая к груди сумку с деньгами, глядит вправо, на петербургскую дорогу. Фелонила ведет себя степенно, то и дело поглаживает ладонями растущий животик. Егор обещает Долгополову скорое возмездие за все грехи, сразу же по приезду в Ржев. Внезапно Долгополов соскакивает с козел, подбегает к будошнику и кричит «слово и дело» - отмененный, но еще не забытый клич государственной измены.
Наших путешественников, передавая с рук на руки «по командам», доставляют сначала в Москву, затем - в Петербург, пред светлые очи графа Григория Орлова, фаворита Екатерины, руководящего подавлением восстания. Здесь Долгополов представляется яицким казаком Иваном Трифоновым. Он послан атаманами Перфильевым и Зарубиным, правой и левой руками самозваного царя. Они, типа, согласны выдать Пугачева. Просят по сто рублей на брата, (в «заговоре» – тридцать человек приближенных и личной охраны, выходит на круг 3000 рублей). Цифра громадная. Орлов докладывает о казаке императрице. Екатерина хочет сама увидеть посланника. Способ для этого выбирает жантильный, свойственный эпохе, во время «машкерадного» крещения ребенка любимой шутихи Императрицы. Долгополов, к своему изумлению, кумится с самой могучей властительницей того времени. Поражает его еще одна вещь – расспрашивая о «злосчастном Эмельке», Екатерина отождествляет Пугачева не с безродным малограмотным бандитом, а, скорее, со своим покойным мужем.
…Снова путешественники в пути. Долгополов тщательно охраняет две вещи – потяжелевшую мошну и Фелонилу. Она уже не может спрятать свой животик. Долгополов же трясется над своей последней любовью, как орлица над птенцом – Феня с каждым днем становится ему все дороже. Отношение Чуева к Долгополову тоже постепенно меняется. Он уже не ругает его, скорее – слушается. В Москве Астафий Трифонович предлагает Чуеву расстаться – он давно выплатил ему весь долг с процентами, пусть едет восвояси, к своему хозяину. Но Егор неожиданно отказывается расставаться, - верный цепной пес Сазонова задумался о вещах, ему не свойственных. Он понимает, что Долгополов возвращается в пекло бунта, не понимает – зачем? Долгополов уклоняется от точного ответа…
…Они снова сталкиваются с Пугачевым в Казани, во время кровавого штурма и разграбления города. Опять их спасает чудо. Пугачев, влекомый своей харизмой, радуется Долгополову, как самому близкому человеку. «Петр III», покрытый кровью и грязью, в запале, равном сумасшествию, отдает Долгополову остатки своей казны, - бунтовать каких-то, только что сочиненных Астафием, чудских староверов, во главе которых встанет, с голштинским знаменем, сынок Паша.
…Рыдван опять направляется в Петербург. Они едут по разоренной земле, пепелища скалятся. Егор, понявший игру Долгополова, предлагает прекратить, - риск становится велик. Но Астафий не слышит, его тоже влечет его судьба.
…У Екатерины новый фаворит. Мощного богатыря-красавца Орлова сменил еще более «роскошный» Потемкин. Но Екатерина в панике – «Эмелька» неукротим. Упорный Михельсон пять раз докладывал о полном поражении бунтаря и рассеянии его войск, но Пугачев, как оборотень, вскоре оказывается в новом месте с новой, еще более грозной ордой. Екатерина заключила невыгодный мир с Турцией, послала в степи лучшие войска под руководством Суворова и Румянцева, - все без толку. В её сознании, как у Бориса Годунова, «кровавый мальчик» постепенно обретает материальность вервольфа. Хитрый и азартный Долгополов, почуяв панику Екатерины, сообщает, что вернулся отдать деньки – казаки за измену запросили в три раза дороже. Екатерина дает, что просит купец, хоть Потемкин категорически возражает - сумма грандиозная даже для госказны.
Долгополов опять в дороге. Разорившийся, нечистый на руку купчишка везет по Руси сумму, равную национальному состоянию. У Егора Чуева кружится голова. Он то просит потрогать дорожную суму Долгополова, то интересуется – куда двинет Астафий? Наверняка заграницу, в Польшу или подальше, где можно безбедно прожить остаток жизни. Но Долгополов опять сворачивает с «большака».
На родину, в Ржев-Володимирский.
Известие это «сбивает с ног» Чуева. Куда угодно можно ехать, но только не в Ржев где Долгополова знают, как облупленного! Чуев предлагает Астафию изменить решение. Просит, умоляет, требует. Осознав, что Долгополов тверд, Егор Чуев преступает «закон человеческий», - грабит Долгополова, выбрасывает его с Феней на дорогу, и увозит суму с деньгами.
…Долгополов и Фелонила пешком приходят в родной город. Фелонила с трудом тащит огромный свой живот, Долгополов её заботливо поддерживает. Их встречают с изумлением, - год прошел, как Астафий пропал без вести. Не обращая внимания на мелочи, Долгополов спрашивает – женился ли Андрюшка? Узнав, что ещё нет (свадьбу откладывали, так как не могли собрать приданое), - Долгополов, в трактире, при большом скоплении народа, громоздит Феню на стол. Вынимает саблю. Закрыв глаза, с отчаянием тычет ей в пузо. Народ в ужасе, с воплями отшатывается.
..Из Фелонилы на стол сыплются золотые монеты, собранные Долгополовым во время его скитаний.
…Егор Чуев, распотрошив дорожную сумку Долгополова, обнаруживает вместо состояния небольшую кучку серебряных монеток. Истерически смеясь, пересчитывает их, - ровно тридцать. Чуев, поцеловав и отпустив лошадей, вешается на придорожной осине.
Долгополов женит Фелонилу на Андрюшке, выступая в роли кума, свата, посаженного отца и главного тамады. На свадебный пир призывает кредиторов. Расплатившись подчистую с процентами, Астафий «одаряет» жителей, -  приятелей, знакомых, сирых, убогих и нуждающихся. Хепенинг по-русски: Долгополов выставляет вино. Город беспробудно гуляет, - весь, до последнего мизерабля, приурочивая пьянство к событию государственной важности – официальному объявлению о пленении Пугачева.
…В доме посаженного головы Сазонова «отцы города» рассматривают деньги, которыми расплачивается Долгополов – это, безусловно, золото, но таких червонцев никто никогда не видел! Провинциальным купцам невдомек, что это - новые деньги, выпущенные казной в оборот специально для финансового поддержания борьбы с бунтом.
…Долгополов просыпается в телеге, от тряски. Его, связанного, по повелению градоначальника, везут в Москву, на начинающееся генеральное следствие по делу Пугачева. Астафий Трифонович глядит в небо.

***

Пугачева казнили на Болотной площади в 1775 году. 
Екатерина Великая умерла в 1796 году.
В метрических книгах города Рогервика сохранилась запись: В 1805 году некий Астафий Долгополов, из команды каторжан, строящих Балтийский порт, присутствовал на крестинах новорожденного ребенка в семье гарнизонного солдата.
В этом ритуале бессрочный старик-каторжанин выступал в качестве крестного отца.


Рецензии