Алюминиевые огурцы на Камчатке В. Цоя

Здравствуйте, девочки!
Здравствуйте, мальчики!
Смотрите на меня в окно
И мне кидайте свои пальчики, да.

ПРИПЕВ: Я сажаю алюминиевые огурцы – а- а
На брезентовом поле ( 2 раза, ведь)

Три чукотских мудреца
Твердят, твердят мне без конца:
«Металл не принесёт плода,
Игра не стоит свеч,
А результат труда».

ПРИПЕВ: (2 раза, но)

Злое белое колено
Пытается меня достать.
Колом колено колет вены
В надежде тайну разгадать – зачем

ПРИПЕВ: (2 раза)

Кнопки, скрепки, клепки,
Дырки, булки, вилки.
Здесь тракторы пройдут мои
И упадут в копилку.
Упадут туда,

ПРИПЕВ: (2 раза, где)


Как пишет А. Рыбин: «Алюминиевые огурцы» - милейшая песенка, написанная Витькой после «трудового семестра» - работы в колхозе вместе с сокурсниками по училищу. Он говорил, что под дождём, на раскисшем грязью поле, огурцы, которые будущим художникам приказано было собирать, имели вид совершенно неорганических предметов – холодные, серые, скользкие, тяжёлые штуки, алюминиевые огурцы. Вся песня была весёлой абсурдной игрой слов, не более, правда, абсурдней, чем многое из того, что приходилось делать тогда Витьке, мне, Марьяне и нашим друзьям…» («Кино с самого начала», конец 8 главы). 

Вас устраивает такая трактовка? Меня не устраивает, хотя бы потому, что «однажды, на Беговой Аркаша Высоцкий откуда-то раздобыл фотографию Цоя и Рыбина на концерте и вручил её Виктору. Тот взял нож, истыкал им всю эту фотографию и бросил подарок на диван. Я спросил его: «Что так?». Виктор только поморщился. Больше я его не спрашивал»  ( Р. Нугманов, www.yahha.com 19 .03.2006, 10:30)


 Я, в данном случае, склонен верить Р.Нугманову, потому что всем известно, что по словам Виктора: «Рыба» - это кличка гитариста… первого гитариста группы «Кино», с которым он «по идеологическим соображениям расстался»… 

А теперь «Рыба» пишет книги о В.Цое и ему верят…  А вот слова самого Виктора Цоя об этой, в частности, песне:

« … Вместе с тем существуют разные тексты, в смысле отношения к ним слушателей и в смысле моего подхода к ним. Например, вопрос: что означает для меня слово «Камчатка?  Ничего конкретного, я там никогда не был, оно лишь подчёркивает некую абсурдность текста, его фантастичность. «Камчатка» и «Алюминиевые огурцы» - это чисто фонетика и, может быть, какие-то ключевые моменты, не связанные между собой и имеющие задачу вызвать ассоциативные связи. Можно назвать это реальной фантастикой. Можно в какой-то мере сравнить этот подход с театром абсурда Ионеско. Только у нас не мрачное разрешение элементов действительности, а более весёлое… » (Ленинград, декабрь 1985, «Рокси», 10).

 Так что же всё-таки это, чистая фонетика или ключевые моменты, имеющие задачу вызвать ассоциативные связи, рождающие реальную фантастику, чуть менее мрачную, чем в театре абсурда Ионеско?

Так что же всё-таки представляют "Алюминиевые огурцы"? Фонетику только или же ключевые моменты, не связанные между собой и имеющие задачу вызвать ассоциативные связи?

Задумаемся над тем, что представляют собой "алюминиевые огурцы".  Что такое огурец в самом общем смысле? - Это плод, где семена выстроились, как на парад, в едином строю. И я думаю, что Виктор, ничего не делавший без внутреннего смысла, не зря снялся с зелёным плодом жизни в правой руке.

 А что такое алюминиевый огурец? - Это белый, сиречь бесцветный сероватый холодный кусок металла, имитирующий жизнь... Внутри него нет и в помине, ни семени, ни жизни. 

 А что такое брезентовое поле? - Это "поле" вроде бы и зелёное, но правда серо-зелёное,  как бы мимикрия под жизнь, и это, конечно же,  такой же символ бесплодности, как алюминиевый огурец...  Брезент - это великолепный химический покрывающий материал, вода через него наверняка в землю, что под надёжной защитой брезента, не проникнет.

Что можно посадить на брезентовом поле? Какими тракторами его разрыхлить? Как добраться до замёрзших водонепроницаемых душ девочек и мальчиков,  ждущих не теплоты жизни,  а её разрушения, закрывающихся от отношений друг с другом - воды, серо-зелёным брезентом? 

Виктор Цой знает, что обычные живые огурцы тут не подходят. Нужно что-то особенное - с вывихом-с... И вот он в угоду инфантильным девочкам и мальчикам, намеренно не желающим взрослеть, предлагает сажать не семя, но сразу плод - готовый уже металлический плод...

 Иное не может оценить одервеневшая под брезентом холодная душа. Ведь мальчики и девочки могут смотреть только в окно... то есть в заранее установленное для них сценическое пространство, далёкое от реальной жизни.

Им нужно ведь только развлечение... иного не поймут... о смысле даже не захотят догадываться, зато оценочный механизм в их бытовом рассудке работает, и они хлопают в ладошки - кидают свои пальчики, "своим" "Да!", отмечая насколько, и кто им угодил.
Виктор смеётся над ними... а они дружно хлопают ему в ответ.

А "чукотские мудрецы" живут прошлым в своём холодном полярном мире, не ведая даже о том, как далеко от реальной жизни ушло современное Виктору поколение,  умеющее только "играть" в "игру, не стоящую свеч" и трудиться ради сиюминутной выгоды  ("Игра не стоит свеч, а результат труда").

 Здесь уместно вспомнить "1000% не Цоя" - там "Игра без правил, игра без свеч".

Глупые три "мудреца" (намёк на церковный догмат о троичности, который сам по себе не более язычества чукчей) "твердят, твердят... без конца" о том, что современная жизнь бесполезна, не понимая, что только металл алюминиевых огурцов может прорвать покровы самости и эгоизма и добраться до хладных, бесплодных душ современников Виктора Цоя.

"Злое белое колено
Пытается меня достать.
Колом колено колет вены
В надежде тайну разгадать..."

 Корень "Кол" здесь повторяется 4 раза. А что такое "Кол", от которого произошло 12 колен, или Знаков Зодиака?

"Коло" - круг, окружность. "Жил-был Царь. У Царя был Кол. На Колу было мочало. Не начать ли сказку сначала"... А почему сначала? Потому, что Кол - центр Круга, а стало быть циклических процессов.

 У славян и других т. н. "языческих" народов, "Кол" - Полярная Звезда, по древнейшим представлениям - Центр, вращающегося вокруг Неё мироздания. 

 А в Псалтыри: "Положи князи их, яко гной земли, положи их яко коло, яко трость пред ветром". Здесь "коло" обозначает водоворот, смерч, ларву, рвенник,  разрывающий составы из единого центра. 
В Послании Иакова: "И язык огнь, лепота неправды: сице и язык водворяется во удах наших, скверня всё тело и паля КОЛО рождения нашего и опаляяся от геенны. Всякое естество зверей и птиц, гадов и рыб, укрощается и укротится естеством человеческим, языка же никто не может от человек укротить: неудержимое  зло, исполнено яда смертоносного" (гл.3, ст.6-7).

"Белое" у В.Цоя всегда означает - бесцветное, бесформенное: "Снова за окнами белый день. День вызывает меня на бой."

Бесцветное, противоестественное "колено" "колом" (грубо и нагло внедряясь) колет - бьёт в цель - вены: здесь ассоциация с медицинским шприцом, несущим навь - наваждение сонное, или ещё того хуже извращающее реакции психики,  у-КОЛ-ом...
Это "колено" в общем контексте песни Цоя "пытается достать" и Виктора, сделать его таким же,  как все т.н. "здоровые" примитивные люди. В самом общем смысле  -  это единый на земле центр поругания естества и утверждения социального утилитарного правопорядка.

«…В надежде тайну  разгадать, зачем …»  уколом в самую кровь, пытаются добраться до сердца и вырвать оттуда силу сопротивления сонным наваждением, то есть победить металл - твёрдость в душе человеческой,   у- колом навязывают свои "заповеди",  делающие свободного человека размазнёй.

Кто эти врачи в белых халатах, или же врачи душ человеческих?  Это те, кто хочет заставить Виктора отказаться от задачи переделать этот  технократический брезентовый мир!

Виктор своими твёрдыми и жёсткими металлическими песнями - огурцами стремится разорвать брезент - защиту  себялюбия с человеческих душ,     творит  свои "алюминиевые огурцы",  способные разбудить его уснувшее поколение,  а КОЛ-дуны от злого белого колена вводят в наваждение, убирая сопротивление и навязывая ненасилие, обессиливающее  молодого человека.

"Кнопки, скрепки, клепки,
Дырки, булки, вилки"

Всё очень просто. Здесь Виктор поёт о тех, кто прикноплен к чему-то, скреплен с кем-то и с чем-то, кто намертво уже заклёпан в какой-то "системе ценностей", «скован одной цепью, связан одной целью» (В.Бутусов),  кто продырявлен насквозь чуждыми убеждениями, кто как мягкая булочка замешан на чужих дрожжах, кто искривлён и двоедушен...

 Здесь  даны различные степени несвободы, душевного рабства.   Его песни  "алюминиевыми огурцами", по замыслу Виктора, должны пройти трактором, сорвать брезент, добраться до земли, чтобы освободить сонное сознание несвободного человека... 

Песни упадут в копилку - накопят необходимый потенциал свободы в лице-мерном обществе...  Как говорил Виктор: "Можно назвать это реальной фантастикой". 

Что же, очень точное определение.  А музыка…  какая светлая и жизнерадостная! Сколько очищающего света! Как солнечные брызги дождя. И всё, что поётся - правда, от которой никуда не уйти и не деться.


"О-о-о-о, это странное место - Камчатка.
О-о-о-о, это сладкое слово - Камчатка.


Но на этой земле я не вижу тебя,
Я не вижу твоих кораблей.
Я не вижу реки, я не вижу моста,
Я пытаюсь найти лошадей.

ПРИПЕВ:

Я нашёл здесь руду.
Я нашёл здесь любовь.
Я пытаюсь забыть, забываю и вновь
Вспоминаю собаку: она как звезда.
Я, наверно, сюда не вернусь никогда.

ПРИПЕВ:

Я не вижу здесь их.
Я не вижу здесь нас.
Я искал здесь вино, а нашёл третий глаз.
Мои руки из дуба, голова из свинца.
Я не знаю, смогу ли я допеть до конца.

ПРИПЕВ:


 Итак, странное место названо сладким словом - Камчатка.
 Стало быть,  Камчатка - это не только странное место, где живут в мечтах и грёзах... но и то, что сладко человеку... место на земле, где есть надежда на понимание и на любовь....

И вот вопрос, который меня очень занимает, котельная в Ленинграде стала именоваться Камчаткой,  вследствие понимания смысла песни Виктора Цоя, или же песня "Камчатка" стала так именоваться по причине названия котельной?

Песня появилась в альбоме 1983 года, стало быть,  она была раньше работы Виктора кочегаром, и название "Камчатка" котельная скорее всего получила от этой песни.
Но мне это кажется не столь важным. Гораздо нужнее понять, что именно означает само слово "Камчатка" в восприятии мира В.Цоем.

Первый вопрос возникает сразу, почему эта песня называется "Камчатка"? - Отвечают, долго не думая, что Камчатка - это котельная, в которой работал Виктор, и, конечно же, правильно.

Но тогда следом возникают и другие вопросы, а причём же,  тогда тут корабли, лошади, собака, река, мосты?

А ещё... кого не видит ещё Виктор? - Тебя! Можно было бы предположить, как обычно делают в таких случаях, что речь идёт о любимой женщине, но сочетание слов "Твоих кораблей" полностью исключает это....

Так что же такое "Камчатка" в более глубоком смысле? Ну да, котельная в Ленинграде, а если взять чуть шире?

Что обозначает в русском языке само понятие "Камчатка"? Да то же, что галёрка в театре.
На мой взгляд, слово "Камчатка" обозначает в восприятии Виктора и его трудовых товарищей место, где человек, отдавая немного времени из своей жизни чёрной работе, становился свободным от социума, и к тому же получал там возможность общения с такими же, как он, отщепенцами гражданской жизни.

Мне это всё легко понять, потому что и я работал кочегаром под Киевом. Это была единственная возможность в советское время, не утруждая себя излишне, жить свободно.

"Камчатка" -  это очень и очень  русская песня.  Там этакая бесшабашная русская расслабленность среди хороших людей.

 Аккорды появляются и гаснут. Мне это напоминает "Орфея" Глюка - такая же мечтательная гармония.  Это то, что есть на Камчатке, и это, конечно же, очень много!  ......

А вот у Глюка, там такие слова: "Но Элизий дыханьем мира не излечит души живой..."  Мы увидели, что есть на Камчатке, а теперь постараемся понять Виктора, когда он говорит о том, чего там нет.

 - Нет Тебя, Твоих кораблей, реки, моста … и Виктор пытается найти лошадей, но не может справиться с этой задачей, и заканчивает поиск тем, что в сердцах поёт: "Ну и пусть!"?
 Вот с этого момента и не обойтись нам без философской трактовки. Я понимаю "реку", как осознанные духовные отношения, которых нет между работниками котельной, несмотря на их чуткость по отношению друг к другу и доброту. 
Нет "моста", который бы связывал людей друг с другом в единой естественной, а не выморочной вере.

Лошадь в символике разных народов всегда обозначала имеющих ответственность перед родовой жизнью людей. Таковых не осталось - все стали индивидуалистами.
А слово "Ты", впрочем, как и в других песнях В.Цоя,  означает обращение к Богу, а Твои корабли - церковь, и тысячу раз прав З.Кадиков, автор книги о В.Цое "Пророк Света",  когда именно так и не иначе трактует эти Образы.

На мой взгляд, Виктор Цой был не просто советским русским человеком, но к тому же романтиком и патриотом советской страны  -  Начальником Камчатки, как он сам себя назвал.   
Что это значит, "Начальник Камчатки"? На Камчатке живут простые люди, которые работают, доставляя тепло своим ближним,   никуда не лезут из своей кочегарки, в том числе и недуром в начальство,    как это всегда было присуще русским людям и, конечно, Виктору Цою.

Русские советские люди всегда помогали другим народам, при этом сами оставаясь на "камчатке"- в последних рядах.  Мы - русские, как собаки, помогаем другим безвозмездно, просто из чувства верности всему хорошему, и как Звёзды в этом имеем свой незаёмный Свет.

Быть начальником Камчатки прекрасно. Это значит, не стремясь к славе и почёту, быть узнанным и любимым своими ближними человеком, да и ещё сумевшим высказать сокровенное...
Человек, как собака верный, часто и сам не знает и не догадывается чему и кому служит, или молчит, или грозно лает, или скулит печально и тоскливо воет.

Да, среди таких людей Виктор нашёл "руду" - темы для своего творческого познания мира и "любовь" между людьми...
Но ему этого было мало... Даже на Камчатке нельзя "забыть" о высоких идеалах , к которым стремился В.Цой. 
Сколько он не "пытался забыть" о своём высоком предназначении  и на время  "забывал", он опять возвращался только к идеалам взаимопомощи, не более того. 

Эти преданность друг другу, эта "собака"(собака, собрание, собор, собить - Л.Соснин),   для других была, "как звезда";  но не для Виктора,  который... при всей любви к ближним в рамках собственности... ведал и более высокие мысли и чувства. 

Вот потому, пройдя этап жизни на Камчатке, он поёт: "Я, наверно, сюда не вернусь никогда".

Как видите, я вполне обхожусь без введения опыта предыдущей жизни, как это делает З.С.Кадиков.   А теперь и о третьем куплете. З.С.Кадиков здесь увидел каких-то высших существ, без введения которых тоже можно легко обойтись.

На мой взгляд, "Я не вижу здесь их, я не вижу здесь нас",  как и в предыдущих куплетах –  это о том, что хотя на Камчатке и нет злых и лживых, стремящихся стать на горло своему ближнему карьеристов - "их",  но нет там и "нас": тех, кто мог бы стать под общим знаменем чистой Веры, тех,  для кого "Мы" больше узкого понятия личности.

"Вино" - это Праведная Вера, а вместо неё у людей только предрассудки да желание иметь сверхвозможности эдакого экстрасенсорного порядка - "третий глаз", который бы Бог дал человеку, если бы мы в нём нуждались.

 Затем Виктор заменил "Вино" на кислый, идущий от хлеба - то есть от материальных потребностей "квас", что в контексте песни почти одно и тоже. 

В отношении строчки "Мои руки из дуба, голова из свинца," я также как З.С. Кадиков считаю, что речь о дебелости тела и тяжести мышления человека, как детища цивилизации.

Трудно " допеть до конца" в таких условиях существования. Виктор не нашёл соратников, имеющих ответственность за окружающую жизнь - "лошадей" даже на дне социума, где всего вероятнее было их найти, он твёрдо осознал, что не вернётся к поиску людей, ему стало уже всё равно, допоёт ли он "до конца" и потому Виктор стал петь: "Ну и пусть!",  что означает, пусть будет так, как должно тому быть!
В.Цой ведал, что он делает всё возможное в том месте и в той исторической ситуации, которая ему была дана Богом.

2010г.


Рецензии
Дотошен...
Вроде...и крупный человек...
Придирается...к частичке атома...Пытается...углядеть...
Заряд...Потенциал...и прочие характеристики...
В этой махонькой крупице...невидимой взгляду...На...
Ощупь...не осязаемую...Напрасно...пытаться...убедит обывателя...
Он не проницаем...Ему...главное...что бы этот нейтрон...В дом приносил достаток
Свет...Тепло...И прочие блага...Ему...обывателю...не важно...как он выглядит...
Под микроскопом...В спальни ли...Лишь бы...трудился...приносил осязаемое...
Зачем проводить микроскопические исследования...Обращение к автору...Когда скажем...к примеру...
Лед Зеппелин...Одна песня может иметь тысячу переводов...С учётом того,что слово в английском имеет десяток значений...
Слово объединяясь с другим...создаёт новое значение...Икрустирует предложение...
Целая диссертация разложенная на три аккорда...с неправильным боем по струнам...
Прислушиваться к диссонансу бессмысленно...Обструкция...
Целиком выхватывать...Как поток электронов...Становится видимым...благодаря движению...Разнице потенциалов...Образующему...
Добавлю...паузы...в музыкальной трактовке необходимы...
Однажды в Таллине...Лестницу в небо...играли на танцплощадке...репетировали...
Эти три аккорда...у них шли непрерывно...без разбивки...пауз...акцента...и...
Получалось фальшиво...
Затаив дыхание...Не слушается...Малость...а меняет композицию...Её...сущность
.............................................................................
Когда... огурец...кусаешь...брызгается...
Смотря...куда...засунешь...палец...
Лестницу на Небеса...мастырить...Многие пытаются...
Не у каждого...получается...
...........................................................Не перечитывал...лучше...не править...Импровизация...

Александр Гурбанов   22.12.2013 02:10     Заявить о нарушении
Здравствуйте, очень интересно, с удовольствием читаю.
Но сейчас смотрю все, что есть на ютубе про Цоя и вот насчет огурцов (песни) конкретно сам Цой сказал: http://youtu.be/z9mZtxGjzmU?t=732 ...

Анастасия Вингородова   22.05.2017 19:26   Заявить о нарушении