Идеология. Продолжение темы

Идеология – система ценностей, которая ведет человека по жизни. У ребенка – это мама, папа, другие близкие люди, у взрослого – система идей, идей национальных, экономических, политических, духовных. У каждого свои приоритеты, но есть приоритеты общие. Существует система ценностей для народа, для народов, для государства и человечества. Идеология живет в нас, и мы живем в ней, здесь имеет место слияние. Идеология – наша одежда? Да, одежда, но которая сидит глубоко в душе, настолько глубоко, что становится нашей душой. Идеология – движущая сила? Да, движущая сила, но и ориентир.

Разные общественные группы, классы имеют разные интересы, разные подспудные тенденции.  Это ведет к расщеплению идеологии на разные идеи, к зарождению конфликта, к политическим неурядицам, переворотам, революциям, гражданским войнам, к развалу государства, поэтому главная цель государства – найти такие идеи и так сформулировать их приоритеты, чтобы общий интерес превалировал над интересами частными, чтобы центростремительные силы в общем и целом перекрывали силы центробежные.   При разделении общества на группы следует прежде всего следует учесть самые главные признаки – постоянные и определяющие образ жизни и образ мышления.

 1.  Один из главных признаков – национальный. Националисты создают особую группу, которая в своей пропаганде опирается на величие нации и патриотизм. Главная идея националистов – идея порядка на основе властных привилегий для титульной нации в государстве. Идея проста, как палка, которых они готовы бить всех несогласных. Соединение национализма с социализмом дает национал-социализм. Сфера межнациональных отношений в едином социуме порождает межнациональные конфликты, особенно в период ослабления государственных скреп.

 2. Экономика. Здесь главным является отношение к средствам производства. Выделяют ся  буржуазия и  наемные работники (у Маркса – пролетариат). Главная идея буржуазии – это идея свободного предпринимательства, свободного обогащения. И, разумеется, свободной благотворительности: я богат, но готов не только платить налоги, но и жертвовать. Политическим идеалом современной буржуазии является буржуазно-демократическая республика со всеми правами и свободами человека – политический порядок, который Маркс назвал буржуазным социализмом. Главная идея основной массы рабочих, а также других слоев нанимающихся, включая мелких чиновников, врачей, учителей… – максимально уравнительное распределение всего произведенного (ее крайний вариант: все отнять и разделить). Радикальные представители этих групп в политике склонны  к марксизму; по методам воплощения своей идеи они близко примыкают к националистам. Из экономической сферы идут опасности экономические и, как следствие, – политические.

Далее. 3. Общество делится на политиков и граждан. Политики – это категория граждан, чьи желания следует обозначить как волю властвовать с целью обеспечить безопасность и целостность государства. (Здесь мы обходимся без Ницше.) Им противостоят просто граждане, готовые подчиняться и протестовать, активно поддерживать власть и активно сражаться против нее. Это – правители и управляемые, ведущие и ведомые. (В марксизме – угнетатели и угнетенные.) Основная идея политиков – заручиться активной поддержкой граждан ради реализации амбициозных планов. Из политической сферы идут опасности прежде всего от властолюбцев, склонных к ницшеанству, к узурпации власти, акциям, нарушающим социальную справедливость.  Основная идея лояльных граждан – ограничить власть до разумного минимума; что касается экстремистских групп – марксистов, нацистов и прочих, – то они всегда выступают против власти, если она не принадлежит им. Лишь анархисты выступают против всякого политического авторитета.

В духовной сфере прежде всего следует разделить верующих и атеистов. Духовная сфера опасна зарождением религиозного и атеистического фанатизма. Идеология служителей веры раздваивается: служители единственной веры в государстве являются противниками каких-либо религиозных свобод, а служители разных конфессий в одном государстве являются активными сторонниками свободы совести. Опасно слияние религиозного мракобесия, как и атеистического мракобесия, с жесткой политической властью.   
 
5. Творческие работники духовной сферы – философы, ученые, деятели культуры. Это особая группа, исповедующая идеологию свободы. В свободе (я имею в виду фундаментальные свободы современного цивилизованного общества)  заинтересована также часть работников экономической сферы, называемая буржуазией. Свободу с трудом выносят националисты, значительная часть наемных работников из сферы экономики, властолюбцы, религиозные деятели, сросшиеся с властью. Благоприятно для общественного развития соединение идеи свободы с идеей разумной власти. Следует заметить, что «чистых» идеологий не бывает или почти не бывает, как и «чистых» веществ в природе.

Если мы говорим об идее для России, то имеем в виду идеологию России, имеем в виду нечто специфическое, что отличает ее от Германии, Франции и т.д. Нам известны следующие варианты: «Москва – третий Рим», «Православие, самодержавие, народность», «В наш век все дороги ведут к коммунизму», «Идем в Европу». Первые три варианта характеризуются культом государственной власти, который метко охарактеризовал Ключевский: «Государство пухло, а народ хирел». Приобретались новые земли с великими подземными богатствами, которым завидует наши соседи. Мы стали богатыми, но  все наше богатство шло опять же на укрепление государства; это нас воодушевляло и успокаивало: мы великие, могучие, нас боятся.  Нас духовно закрепостили и сделали единомышленниками с властью. Свобода прорывалась время от времени, ее жестоко давили, но всему есть предел: сегодня мы – «пореформенные крестьяне».

Идеологию не может запретить никакая сила. Человек без души не живет, и народ без души не живет. Сегодня лишь временно приостановлено идеологическое давление со стороны власти, приостановлена официальная пропагандистская шумиха. Власть думает, и граждане думают: вырабатывается приемлемый вариант ориентиров. Есть страх перед идеологическими чудовищами, царствовавшими тысячу лет, и есть боязнь духовного разброда, который может стать причиной нового идеологического закрепощения – нацистами, коммунистами, религиозными мракобесами и прочими силами. Россия сосредотачивается. 

Идеология – не наука, а система ценностей, принимаемая на основе науки и опыта, приобретенного в течение столетий и тысячелетий. А можно сказать и так: идеология – наука, нажитая  народом с помощью «синяков и шишек», полученных как от врагов внешних, так и врагов внутренних. Войны, революции, экспроприация, коллективизация, голодоморы, культ жестоких и глупых царей и вождей многому нас научили. Мы не хотим больше царизма, с его крепостным правом,   коммунизма, с его политической жестокостью и духовным оскоплением,  но не хотим и дикого капитализма, с его резкими контрастами, противоречиями, коллизиями. Сегодня мы стремимся к благополучной, безопасной и свободной жизни.  Очень надеюсь, что, нахлебавшись деспотизма всласть, Россия не двинет в сторону Китая или, тем более, Северной Кореи. Пятница, 21 июня 2013 года.


Прибавление. Дмитрию Бояркину.  Вы взяли понятие демократии, как ее понимали во времена античности. Современная демократия – это власть большинства, это гарантии для меньшинства, это все цивилизованные свободы (не буду их перечислять, Вам они известны), это запрет на участи в политической жизни партий,  допускающих насильственный захват власти и установление диктатуры одной политической группы. И еще: демократия – это не разговоры о демократии, не «кисельная власть», какой она была в Веймарской республике в Германии в 1933 году и в период правления Керенского в России (лето 1817 года), но жесткая политическая линия правителей. Для охраны демократии нужен свой генерал, какими были у нас генерал Корнилов (его не пустили в Питер), а во Франции – генерал де Голль. Так изменилось понятие демократии. В этой ситуации марксисты (большевистского образца), нацисты, религиозные фундаменталисты к власти не могут прийти. Современные марксисты в Европе отказались от большевизма. Уловка это или реальность, трудно сказать, но голосов они набирают немного. Что касается наших сегодняшних марксистов, то их позиция напоминает позицию их европейских единомышленников. Нацисты у нас шансов на власть не имеют, включая главаря нацболов Лимонова. 

О внутренних врагах России. Я применил самое широкое понятие. Незаконно? Давайте Ваше слово для обозначения профессиональных воров, убийц, сексуальных маньяков. Куда мы вставим, например, Чикатило?.. Такие люди опаснее внешних врагов. 

Как я понимаю оптимальный вариант справедливости. Есть еще варианты – максимальный и минимальный. От максимального «пахнет» марксизмом и нацизмом.  От минимального – порядками в «банановой республике». В производстве желательно иметь уровень безработицы, сравнимый с уровнем безработицы в благополучных странах. Спрос на труд и предложение труда требуют сбалансированности (оптимальности). Зарплата наемного работника должна превышать так называемый прожиточный минимум, но не настолько, чтобы пропала трудовая заинтересованность.  Для справедливого распределения материальных благ  необходимы хотя бы двое: у одного берут, другому дают. А сколько нужно взять у одного и дать другому? В этом вопрос. (Вор-домушник рассуждает: «Я возьму у него только часть, остальное, что не смогу унести, оставлю ему». Своего рода «оптимальная справедливость».) Когда-то голодные ходили по домам и просили милостыню. Особенно много их было при Советах до войны и в первые годы после войны. (Молодежь, к сожалению, об этом ничего не знает.) Здесь мы имеем дело с минимальной справедливостью. Я полагаю, что каждый нуждающийся должен получать от государства некий обязательный (оптимальный) "кусок" на жизнь.

Закон должен четко определять высоту налога, кто законно нажил богатство, кто незаконно, кто взяточник, а кто честно живет на зарплату. Оптимальный вариант справедливого распределения в моем понимании – самый современный, проверенный, в цивилизованных странах практикуемый, законный, в меру жесткий, в меру гуманный. О справедливости возмездия. Когда-то за первую кражу вору отрубали одну руку, за повторную кражу – другую. Этот дикий способ ныне не применяется. Когда-то за хищение государственных средств в особо крупных размерах директора Елисеевского магазина Соколова приговорили к расстрелу, сегодня за такое преступление дают просто срок. Для определенного времени и определенной правовой система наказание должно быть оптимальным. А сколько свободы должны оставить сегодня властители гражданину, чтобы соблюсти справедливость? Некую оптимальную величину, чтобы не превратить его в анархиста, с одной стороны, или раба – с другой стороны.  А как Вы понимаете справедливость? Успехов! Пятница, 21 июня 2013 года 
 


Рецензии
Уважаемый Сергей!
Согласна, что цель государства - это, когда общий интерес превалирует над частным.
Главное, чтобы этот общий интерес был справедливым. Мне кажется, что такая задача нам по силам.
Пусть далёкое станет близким. Люди любят мыслить, пусть мышление будет направлено на совершенствование общества.
Никогда не поверю, что это абсурд. Не надо платить тем, кто разжигает конфликты в виртуальном мире, в СМИ.
В наш век это легко остановить, проверить.
Большую роль играет доброе, полноценное Искусство, оно облагораживает души, давайте будем ЛЮДЬМИ!
Дальнейших успехов Вам!

Анна Яблонна   23.06.2013 12:09     Заявить о нарушении
Спасибо, уважаемая Анна за визит. Интересна одна восточная мудрость: сиди спокойно, и ты увидишь, как мимо тебя пронесут труп твоего врага. Вы можете жить по этой мудрости? Советские выкормыши, которые хозяйничают на многих сайтах в Интернете, только и ждут, когда погибнет новая Россия. Я (школьный учитель и давно на пенсии) молчать не могу, хотя и считаю себя миролюбивым человеком.

Сергей Корягин   23.06.2013 17:42   Заявить о нарушении
Уважаемый Сергей! Я научный сотрудник, но уже на пенсии. Всегда при СССР была равнодушна к лживой власти. А теперь, я тоже не могу молчать, когда ежедневно вижу в интернете, как некоторым "господам" хочется задушить светлые, пока ещё маленькие, всходы нашей новой истории России.
Простите меня...

Анна Яблонна   23.06.2013 17:53   Заявить о нарушении