Взгляд

-Однажды увидев его, никто не станет прежним. Его образ отпечатывается в памяти навечно. Он будет приходить в каждый момент, когда ты закроешь глаза, а уж если ты осмелишься заснуть, то он будет мучить тебя всю ночь. Во сне время кажется куда длиннее. Мозг работает по-другому. Во сне минуты кажутся часами, а часы днями. Когда ты бодрствуешь, то ты можешь отвлечься, можешь переключить свое внимание на нечто иное, может заняться работой и тебе даже может показаться, что ты избавился от него, но как только ты приляжешь отдохнуть… Когда спишь, ты находишься в полной его власти. Может быть, сначала ты будешь думать, что он помогает тебе, что он выделил тебя из остальных, возможно, что ты даже полюбишь его, однако не надейся, что это продлится долго. Рано или поздно из-за него твоя жизнь пойдет наперекосяк, и ты, как я, будешь бесцельно блуждать по улицам, станешь изгоем, безумным стариком, уродливой тенью былых пророков. И никто не поймет тебя, никто к тебе не прислушается. Честолюбие безрассудных людей, таких же, как и ты когда-то, будет двигать их вперед, к нему. Каждый думает: «Нет, со мной этого не случится, я ведь сильный, я не такой, как этот старик, я выдержу все испытания, я достигну высшего знания, стану первым, кто проникнет в суть вселенной». Тебе останется лишь горько улыбаться и безмолвно наблюдать за тем, как мир потихоньку катится в бездну, как человечество медленно сходит с ума. И вскоре ты поймешь, что ты не нужен ему, что это не он постоянно преследует, а лишь воспоминание о встрече с ним.

Старик жадно затянулся дешевым табаком и пустым, умоляющим взглядом взглянул на очередного юношу, желающего знания и, благодаря своему незнанию, готового на все ради него, очередного бесстрашного и неразумного ребенка, считающего себя всемогущим, уверенного в своей исключительности.

-Ты действительно видел Бога, старик?
-Лишь мельком, на мгновение. И посмотри, что стало со мной теперь. Сейчас, спустя много лет, я смирился с тем, что человек не может понять Бога и желаю тебе того же.
-Отведи меня к нему, покажи мне путь. Не стоит думать, что если у тебя ничего не вышло, то все повторят твою судьбу! Я уверен, что ты просто не был готов к встрече с ним. Но в отличие от тебя, я знаю, на что иду и верю, что со мной все будет иначе.
-Путь? – старик разразился безумным хохотом - Разве ты не знаешь, что Бог везде? Разве ты не понимаешь, что куда бы ты не шел: на север или юг, на восток или на запад, ты всегда будешь двигаться в правильном направлении. Теперь, когда Бог, наконец, показал свое лицо, когда он объявился в нашем мире, откликнувшись на тысячелетние молитвы, любой, кому хватит сил, может увидеться с ним. Ты сам должен знать, где искать.
-Благодарю тебя, старик. Это все, что мне было нужно.

После этого разговора юноша, осмотревшись по сторонам, отправился в лес на восток, ведь где еще можно лицезреть Бога, если не там, в утробе природы.

Он пошел, будучи готовым идти целую вечность. Он верил, что нет такой цены, которая будет слишком велика, чтобы воочию узреть Создателя. Представьте же, каково было его удивление, когда, не пройдя и часа, он увидел божьи чертоги. В одно мгновение все его мечты и стремления обесценились. Его окутал страх, обычный человеческий страх, который возникнет, наверно, у каждого перед принятием важного решения. Именно эта обыденность его чувств посеяла в юноше сомнения. Он стоял перед дверью в божий дворец и не решался войти. Ведь, что если он действительно не готов. Почему, даже в такой сверхъестественной ситуации, он находится во власти абсолютно естественных эмоций? Погрузившись в эти мысли, юноша не заметил, как божья обитель исчезла, растворилась в окружающей зелени. Осознав, что он только что потерял свой, возможно, единственный шанс, истощенный юноша пал на землю и тотчас заснул.

Проснувшись, он решил, что это досадное поражение не значит, что нужно сдаться. Чего же он стоит, если единственная неудача заставит его повернуть назад. Юноша сказал себе, что впредь не будет колебаться, что только полная уверенность может помочь достичь цели. Итак, он продолжил свой путь.

На этот раз дорога заняла много дольше, но юноша даже ни разу не подумал прекратить идти. В пути он семь раз встретил рассвет и семь раз наблюдал заходящее солнце. Питаясь лишь плодами растений, почти не отдыхая, он, однако, не совсем чувствовал себя уставшим. Твердо поставивший себе цель человек, пробираясь к ее осуществлению, не обращает внимания на все остальное. Предвкушение давало юноше сил. Он шел и, уходя все дальше вглубь огромного леса, готовил себя к встрече с Богом. Теперь он стал совсем иным, теперь он был уверен в своем успехе. И за свою уверенность он был, наконец, вознагражден. Пред его глазами снова предстал дворец Создателя, который теперь был еще прекраснее, чем раньше. Не колеблясь, юноша вошел внутрь. К его удивлению за дверью оказался все тот же лес.

Юноше все это показалось чьей-то злой шуткой. Впервые в жизни им овладел гнев, который вскоре сменился глубокой скорбью. Он упал на колени и, рыдая, молил Бога не издеваться над ним. Юноша не знал, сколько он пролежал, погрузившись в жалость к себе, но, когда это кончилось, то в нем не осталось ничего, кроме смирения. Он уверил себя, что был наказан за свое бахвальство. Он смирился с тем, что, возможно, никогда не увидит Создателя, но нечто все же заставило его продолжить путь.

Он шел так долго, что уже перестал считать дни, сменявшиеся слишком часто. Когда он снова увидел Божий чертог, прекраснее, чем когда-либо, то был готов потерпеть еще одно поражение, был готов найти за воротами дворца еще одно разочарование и идти дальше, пока не погибнет. Однако на этот раз юноше не пришлось открывать ворота: они открылись сами, и из слепящего света вышло существо невероятной красоты. Это была та совершенная красота, которую человек не может нарисовать в своей ограниченной фантазии. Внутри юноши все замерло, он перестал двигаться, дышать, мыслить, вслед за этим он перестал чувствовать: зрение, слух, обоняние и осязание – все исчезло. Одно вечное мгновение он лишь чувствовал на себе божественный взгляд.

Когда вечность кончилась, юноша оказался там, где когда-то давно разговаривал с безумным стариком. Как оказалось, не так было важно узреть Создателя, как почувствовать то, как он смотрит на тебя. Юноша, так надеявшийся получить божественное откровение, узнать, как все-таки устроен этот мир, из этой встречи вынес только лишь осознание людской беспомощности.


Рецензии