Жизнь русского в польше

В те времена все православное население Польши называло себя русскими, тогда, когда слово «украинец» обозначало жителя окраины. Этим словом называли и жителей окраин южнее Воронежа и Тамбова. Крепостного права в Польше не было. Каждый крестьянин мог уйти от пана, но такой уход означал полную потерю имущества и даже личной свободы, потому что свобода ограничивалась системой жестких налогов. Парадокс, но отсутствие крепостного права обрекало крестьянина на полное бесправие. Шляхтичи, привыкшие к праздной жизни в мирное время, функцию контроля за производственной деятельностью переложили на евреев, которые ссужали деньгами шляхтичей. Налогами было обложено все: земли, водоемы, охотничьи угодья, сенокосы и даже православные церкви. Последнее особенно возмущало православных. И не удивительно, что во время бунтов, принимавших порой внушительные масштабы, первый гнев на себе испытывало еврейское население. За примером я предлагаю обратиться к краткой истории евреев С.М. Дубнова, изданной в 1912 году для еврейских учебных заведений.

Холоп – шляхтич,
шляхтич – магнат –
Вот главные сословия,
Один бедняк, другой – богат,
Вот общества условия.
Холоп

Холоп, он есть холоп,
Что в Вильне, что в Варшаве,
Он экономики – оплот,
На нем стоит держава.

Он пашет, сеет, шьет, кует,
Оброк ли то, налоги,
За счет его шляхта живет,
И те, кто ладит с Богом.

Пусть будет засуха, потоп,
Иль год неурожайный,
Прощен по вере, может, хлоп,
Наказан православный.

Ему пощады не дадут,
Он это понимает,
Не потому ли в Польше бунт
Он часто поднимает.

То Наливайко, то Павлюк,
Остраница, то Гуня,
Посажен на кол, иль на крюк,
То в прорубь его сунут.
Шляхтич

Вести  хозяйство не умея,
Маеток, православный храм,
Шляхтой хозяйство все евреям.
На откуп дан.

Когда к служенью божий храм
Еврей поутру открывает,
Больнее всех телесных ран…
Шляхтич того не понимает.

Чего ж тогда он ждет,
Когда его возьмут повстанцы,
Когда поднимется народ,
Ужасное все может статься.

Примечание: Наливайко, Павлюк, Остраница, Гуня – вожаки  народных восстаний в Малороссии.
Маеток – имение.


Рецензии