Праведник

                Праведник.
   Не часто увидишь представителя так называемого среднего класса, стоящего на коленях на перроне Павелецкого вокзала. Не часто. Но и такое, представьте себе, бывает!   
                -//-
   Железнодорожный пассажирский состав преодолевает расстояние от Воронежа до Москвы за ночь. Для пассажиров это удобно. Сел вечером в поезд, выспался, а утром – в Первопрестольной.
   Ранней весной две тысячи третьего года в один из вагонов поезда, отправляющегося из Воронежа в Москву, зашел  человек и нашёл своё купе, согласно купленному билету.
   Человека звали Сысоев Сергей Викторович. Личностью он был выдающейся. Во всяком случае, он так считал. Вся его наружность была явным доказательством того, что несмотря ни на что, несмотря на революции, войны, катаклизмы и Интернет, люди со временем не меняются.
   Сергей Викторович был типичным мещанином. Перенеси его в 1862 год, одень в купеческое платье, посади где-нибудь в богатой лавке и он сойдет за своего парня. Чуть полноватое лицо и тело, рост немного ниже среднего, маленькие усики, фирменные очки и кепка а-ля Жириновский – вот краткое описание его внешности.
   Когда Сергей Викторович вошёл в купе, он увидел мужичка, сидящего у окна, с увлечением читающего Библию. Необходимо отметить, что сосед Сысоеву сразу не понравился. На его попутчике была поношенная одежда, возможно даже, купленная в лавке старьёвщика.
   Вообще, весь его вид был каким-то деревенским, диковатым, примитивно-патриархальным.
   «И с этим человеком мне придётся ехать в одном купе? Какой ужас! Ни поговорить, ни выпить».
   -У меня билет на седьмое место. А у тебя?
   Сидящий у стола мужичок оторвался от чтения и поприветствовал Сысоева:
   -Здравствуйте. У меня восьмое, наверху.
   -Тогда ты занял моё место. А я, знаешь ли, устал, должен отдохнуть.
   Если Сергей Викторович общался с людьми, от которых не думал получить какую-либо выгоду для себя, он становился несносным, до крайности беспардонным и нахальным.
   -Простите, - произнес в ответ мужичок, явно смутившись. – Я сейчас же освобожу ваше место и залезу наверх.
   -Да уж, будь так любезен. И вещи свои забери, а то разложил здесь, как будто один в купе.
   Мужичок молча закрыл книгу, которую читал, схватил свою сумку и полез наверх, на своё место. Там он расположился поудобнее и продолжил прерванное чтение.
   Больше они не разговаривали. Сысоев сидел внизу и угрюмо молчал. Молчал и думал:
   «Варвары! Как можно жить среди этих варваров? Нищий сброд, не имеющий право на существование».
   Его сосед продолжал читать Библию. Он читал её почти вслух, так, что Сысоеву был  слышен текст  Священного Писания. Мужичок, видимо, был человеком малообразованным и читал вслух только потому, что так ему было понятней. Его голос был еле слышным и никак не мог кому-нибудь помешать. Слова произносились мелодично, нараспев. Мужичок читал восемнадцатую главу Евангелия от Луки:
   «-И спросил его некто из начальствующих: Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
   Иисус сказал ему: что ты называешь меня благим? Никто не благ, как только один Бог.
   Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.
   Он же сказал: всё это сохранил я от юности моей.
   Услышав это, Иисус сказал ему: ещё одного не достаёт тебе: всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за Мною.
   Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.
   Иисус, видя, что он опечалился, сказал: Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
   Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие!»
   Отличительная особенность Сысоева заключалась в том, что он был мещанином не только снаружи, но и внутри. Кроме того, ему вечно не терпелось с кем-нибудь поругаться – такой он был человек. Поэтому он грубо перебил чтение своего соседа и обратился к нему со следующими словами:
   -Послушай, а тебе не кажется, что ты мне мешаешь?
   Мужичок снова смутился и сказал:
   -Простите.
   Далее он читал молча, про себя. До отправления поезда оставалось несколько минут.
   «Однако обидно, что придётся ехать в таком обществе. Неужели в нашем купе больше никого не будет» - думал Сысоев, рассматривая сквозь грязное  окно людей, снующих по перрону. Когда поезд уже тронулся в купе вошёл ещё один пассажир. Это был мужчина лет сорока-сорока пяти в добротной куртке поверх щеголеватого костюма, при галстуке, в красивой тёплой кепке, как раз по погоде. На руке у него блестел дутый золотой перстень с фальшивым брильянтом и циркониевый браслет.
   «Слава Богу! Хоть один приличный попутчик. Не то, что этот дикарь наверху», - подумал Сергей Викторович и радостно поприветствовал вошедшего:
   -Добрый вечер.
   -Вечер добрый, - ответил вошедший, слегка поклонившись и сняв кепку.
   -Ваше место, наверное, пятое? Точно! Тогда это здесь. Присаживайтесь. Позвольте представиться. Сысоев, Сергей Викторович, - скороговоркой проговорил Сысоев, протягивая в знак приветствия руку.
   Вошедший тут же протянул руку в ответ:
   -Валерьянов, Юрий Анатольевич.
   Новый пассажир купе произнес своё имя и фамилию несколько позже, чем должно, слегка замешкавшись. Впрочем, Сергей Викторович того не заметил.
   Мужичок, лежащий на верхней полке, кивнул головой в сторону вошедшего в знак приветствия  и снова погрузился в чтение.
   Кивнув ему в ответ, назвавшийся Юрием Анатольевичем расположился у окна, напротив Сысоева и начал его разглядывать.
   Новому пассажиру сразу бросились в глаза дорогие часы Сысоева, красивый золотой перстень на руке и другие детали, выдающие человека не бедного.
   Поезд набирал скорость. В купе началась неспешная беседа.
   -Какие дела вынудили вас отправиться в Первопрестольную? – спросил  Сысоев попутчика.
   -Да так, скажем, семейные, - прозвучало в ответ. - А вас?
   Сысоев хотел было сказать что-то, но спохватился и повторил за псевдо-Валерьяновым:
   -Да так, семейные.
   Назвавшийся Валерьяновым, желая скрыть неловкость ситуации, расхохотался. Сысоев подхватил его смех.
   Мужичок наверху не принимал участия в их беседе. Когда освещение в купе отключили, он закрыл Библию, положил её в сумку, тихо, чтобы не мешать соседям по купе, помолился, расправил постель, лёг и уснул.
   Двое внизу продолжали его игнорировать, как бы не замечая его присутствия, и вели между собой разговор ни о чём.
   Внезапно тот, кто назвался Юрием Анатольевичем, произнес следующее:
   -А вы знаете, у меня ведь сегодня день рождения? Я так переживал, что буду отмечать его в одиночестве. Но, поскольку мне встретился такой прекрасный попутчик, как вы, мы отметим его вместе.
   Сергей Викторович начал было отказываться, но собеседник его перебил:
   -Даже и слушать не буду! Никаких отговорок. У меня всё с собой.
   С этими словами он открыл свою сумку и достал из неё «Столичную» и закуску. Ужин начался.
   Расчёт оказался верным. Сысоев любил выпить. Любил выпить и при этом поговорить. Вместе они осушили по паре стаканчиков и начали закусывать довольно приличной солониной.
   -Мне ведь сегодня сорок пять лет! Такая дата! А я здесь, в этом вонючем поезде. Хорошо хоть поговорить и выпить есть с кем. Живешь, живёшь, а счастья нет!
   -Совершенно с вами согласен! Какое счастье может быть, когда окружают вот такие дикари, - ответил на реплику сотрапезника Сысоев, рукой указывая на уснувшего наверху мужичка. – Ведь вы интеллигентный человек? Я вижу, что вы интеллигентный человек. Вы меня поймете. Я устал, понимаете, устал жить среди этого сброда. А никуда от него не деться, никуда!
   -Да, видать такая у нас судьба, - подхватил его собеседник. – Ещё по стаканчику?
   -Охотно!
   Поезд продолжал двигаться в сторону Москвы. Ужин продолжался. Сергей Викторович постепенно пьянел, говорил всё более и более невнятно, всё более и более краснея от выпитого алкоголя.
   -Знаете, я ведь весьма скрытный человек. Очень, очень скрытный. Я никому никогда не доверяю, но вам, почему-то, мне хочется рассказать, зачем я еду в Москву. Всё дело здесь, в этом портфеле.
   С этими словами пьяный Сысоев полез за портфелем.
   -Здесь плод моих трехлетних трудов в лаборатории НИИ, в Воронеже. Завтра утром меня будут встречать в Москве! Иностранный консультант! Канадское посольство! Эта работа откроет мне дорогу в Торонто. Я смогу уехать туда вместе с женой и дочкой. Навсегда! Понимаете? Навсегда! Прекратятся мои скитания и мучения. Не придется больше брать взятки со студентов. Не придется больше унижаться самому и унижать других. Не придется больше видеть вокруг себя этих варваров, которых царь Пётр искусственно превратил в европейцев, но которые остались такими же дикарями, какими были прежде, какими будут всегда.
   Собеседник, хоть и выглядел мертвецки пьяным, внимательно его слушал.
   -А вы знаете? Вы – молодец! Теперь я хочу быть не только вашим хорошим знакомым, но и другом. Давайте выпьем за нашу дружбу. Нет, нет. Не отказывайте мне, а то вы меня обидите.
   По настоянию попутчика Сысоев выпил ещё сто грамм и после этого, уже ничего не соображая, откинулся на спину и закрыл глаза. Водка сделала своё дело. Он уснул.
   Как только его попутчик понял это, глаза его мгновенно прояснились и стали вместо пьяных хищными.
                -//-
   На утро следующего дня Сысоев проснулся, когда поезд уже подходил к Павелецкому  вокзалу в Москве. У него сильно болела голова и ныло всё тело. С великим трудом ему удалось разомкнуть веки и оглядеться. Его вчерашний собутыльник исчез куда-то.
   Мужичок наверху тоже проснулся.
   -Утро доброе, - произнес он сверху, разглядывая в окошко предместья столицы.
   Состояние похмелья не изменило Сысоева. Он не удосужился ответить и начал собираться.
   На перроне вокзала уже одетого и немного пришедшего в себя Сысоева действительно ждал молодой, высокий, хорошо одетый иностранец. Когда Сергей Викторович вышел из вагона иностранец, видимо видевший до того его фотографию, подошёл к нему.
   -Good morning. Are you Sisoev?*1)* – спросил иностранец Сергея Викторовича.
   -Yes. I am Sisoev,*2)* - ответил тот.
   -Gould you show me your documents, please, *3)*- продолжил встречающий.
   -Ага, сейчас. Подожди. Чёрт, ты же по-русски не понимаешь. Вейт, говорю. Андестент?
   Сысоев радостно засуетился и начал открывать свой портфель. Он нервничал, поэтому портфель открылся не сразу.
   -Я сейчас. Чёрт, зараза, открывайся же.
   Иностранец терпеливо ждал. Наконец портфель открылся. Документов не было. Не было ни личных документов Сысоева, ни бумаг с его исследованиями. Ничего!
   Сначала Сысоев не совсем понял, что произошло. События прошлой ночи с трудом начали всплывать в его памяти. Осмотрев свои карманы, Сергей Викторович обнаружил, что кошелёк его тоже пропал. Пропали также часы и перстень. С помощью простенькой инсценировки празднования дня рождения его напоили и … обворовали.
   Несколько мгновений Сысоев стоял в оцепенении, не зная, что предпринять. Как только иностранец понял, что произошло, его лицо тут же изменилось. Улыбка исчезла с лица, оно стало суровым и непроницаемым.
    -I am afraid, I can not help you if you do not have I.D.*4)*
   У него ещё никто не успел попросить помощи, а он уже в ней отказывал.
   Медленно Сысоев перевёл взгляд с пустого портфеля на иностранца, с трудом вникая в смысл сказанных им слов.
   -Нет, погоди. Вейт, говорю. У меня есть другой экземпляр моей работы. Копия. Андестенд? Сейчас, погоди, дай сообразить-то!
   Несколько секунд Сергей Викторович строил в своём сознании английские предложения.
   -I have a cope of the all my documents in my house, in Voronesh. I am Sisoev. I am a scientist, what do you waiting for.*5)*
   - I am sorry. I am afraid, I can not help you,*6)* - твердил своё иностранец.
   Сергей Викторович вдруг понял, что сейчас может произойти. Иностранец просто не поверит, что он – это он и уйдет, оставив его одного на вокзале, без денег и документов. Кроме того, пропадет всякий смысл в трехлетнем исследовании и ему никогда уже не представиться случая уехать с семьёй в Канаду. От последней мысли холод пробежал по спине Сысоева. Его нервы не выдержали. Он вдруг упал на колени перед иностранцем и завопил:
   -You can not leave me here along! Please, sir, don’t leave me here!*7)*
   Всё мещанское, что было в Сысоеве, исчезло куда-то, испарилось, пропало. На перроне вокзала на коленях стоял несчастный русский мужик, уставший и измученный неудачами в своей жизни, мечтающий только об одном – найти себе и своей семье место под солнцем.
Иностранца ошеломила реакция русского. Инстинктивно он отступил, сделав несколько шагов назад.
   -I said. I can’t help you.*8)*
   За всем происходящим вот уже несколько минут наблюдал бедный мужичок, сосед Сысоева по купе. Он стоял в нескольких шагах от иностранца, за его спиною, и когда иностранец отступил, мужичок оказался прямо напротив стоящего на  коленях Сысоева. Их взгляды встретились и в этот момент Сергей Викторович завопил:
   -Что, что ты на меня смотришь? Чего тебе от меня надо? Да, я хочу уехать, потому, что мне надоело видеть вокруг себя таких дикарей, как ты! Понял?
   Слова Сысоева как бы разбудили мужичка, вывели его из равновесия. Он вдруг сел на асфальтовое покрытие перрона, сел прямо в грязь и начал снимать один из  своих кирзовых  сапог. Сняв сапог, он вынул из него аккуратно сложенный платок и развернул его. В платке находились две пятисотрублёвые ассигнации. Вынув одну из них из платка, мужичок мысленно как бы взвесил её на руке и подумал про себя: «мало». Тогда он вынул из платка и вторую ассигнацию, затем обулся, поднялся и подошел к Сысоеву.
   -Не унижайся ты так перед этим «немцем». Не стоит он того. Вот, возьми. До Воронежа добраться сможешь.
   Сысоев ожидал чего угодно, но только не того, что случилось. Ясно было одно – мужичок отдавал ему последние свои деньги.
   -А как же т…, а как же вы? – заикаясь, спросил Сергей Викторович.
   Мужичок заулыбался, давая понять, что самым страшным для него был бы отказ Сысоева принять помощь.
   -За меня не беспокойся. Я как-нибудь. Заработаю. В крайнем случае  - насобираю.
   Тут мужичок засмущался и, крикнув напоследок: «Ну, бывай», скрылся в толпе, оставив Сысоева один на один с иностранцем.
   В это время иностранец разговаривал по сотовому телефону. Когда мужичок исчез, иностранец обратился к Сысоеву:
   -I spoke with my chief. He is agree help you. So, follow me.*9)*
   Сысоев пребывал в некоторой прострации, думал о своем, поэтому иностранцу пришлось повторить свои слова несколько раз, прежде чем они были поняты. Наконец поняв, чего от него требуют, Сысоев поднялся с колен, отряхнул ноги и ответил иностранцу, показывая рукою в направлении толпы, в том направлении, в каком удалился его неожиданный благодетель:
   -I do not will go with you any where! Why? Because, he is right! He is absolutely right!*10)*
   Затем, уже совсем успокоившись, Сысоев добавил по-русски:
   -Да, он абсолютно прав…. Ты этого не стоишь…. Хотя ты и не немец.


   P.S. Современные авторы с увлечением описывают жизнь «урок», «ментов» и «проституток», желая, очевидно, чтобы все вокруг них были «ментами», «урками» и «проститутками». Я мечтаю о другом, потому и пишу о праведниках.
________________________
*1)* -Good morning. Are you Sisoev? – Доброе утро. Вы Сысоев? (англ.)
*2)*-Yes. I am Sisoev, - Да. Я – Сысоев. (англ.)
*3)*-Gould you show me your documents, please, - Не могли бы вы показать мне свои документы, пожалуйста. (англ.)
*4)*-I am afraid, I can not help you if you do not have I.D. – Боюсь, я ничем не смогу вам помочь, если у вас нет личных документов. (англ.)
*5)*-I have a cope of the all my documents in my house, in Voronesh. I am Sisoev. I am a scientist, what do you waiting for. –  У меня есть копии всех моих документов дома, в Воронеже. Я Сысоев. Я ученый, которого вы ждёте. (англ.)
*6)*- I am sorry. I am afraid, I can not help you.–Сожалею. Боюсь, я ничем не могу вам помочь.(англ.)
*7)*-You can not leave me here along! Please, sir, don’t leave me here! – Вы не можете оставить меня здесь одного. Пожалуйста, сэр, не оставляйте меня здесь. (англ.)
*8)*-I said. I can’t help you. –  Я сказал. Я ничем не могу вам помочь. (англ.)
*9)*-I spoke with my chief. He is agree help you. So, follow me. – Я поговорил с моим начальником. Он согласился вам помочь. Итак, следуйте за мною. (англ.)
*10)*-I do not will go with you any where! Why? Because he is right! He is absolutely right! – Я никуда с тобою не пойду! Почему? Потому, что он прав! Он абсолютно прав! (англ.)


Рецензии
Спасибо? Николай, размышления понравилось.

Валерий Торговин   25.05.2014 23:00     Заявить о нарушении
Вам спасибо за отзыв.

Прусов Николай Сергеевич   26.05.2014 07:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.