Лекция 22 о Ветхом Завете в Йельском Университете

ПРОФЕССОР КРИСТИНА ХЭЙЕС:  На прошлой лекции мы начали рассматривать псалмы и различные их формы и жанры. Мы отметили один псалом, в котором открыто отвергается  Второзаконническая  интерпретация национальной истории и национальной  трагедии, Израиль изображается невинным, а Богу ставится в вину его бездействие.
Сейчас я прочту отрывок из псалма 44:
«... Мы Бога славим во все времена,
     и восхваляем имя Твоё непрестанно.
     Тем не менее, Ты отверг и отдалился от нас;
     Ты не идешь во главе наших армий.
     Ты позволил им пожирать нас, как овец;
     Ты рассеял нас среди народов.
     Ты продаёшь Своих людей за бесценок,
     Ты не установил высокие цены на них ...
     Все это свалилось на нас,
     все же мы Тебя не забыли,
     или отступились от договора
     Наши сердца остались верными,
     да и наши ноги не свернули с Твоего пути,
     Хотя Ты бросил нас, поверженных, к морскому чудовищу,
     и покрыл нас самой непроницаемой темнотой.
     Если бы мы забыли имя Бога нашего
     и воздвигли руки наши к чужим богам,
     Бог, несомненно, узнал бы об этом,
     ибо Он знает тайны сердца.
     Это по Твоей милости нас  убивают днями напролёт,
     считая за овец, обреченных на заклание.
     Пробудись, почему Ты спишь, Господи?
     Проснись, не отвергай нас навсегда!
     Почему Ты прячешь свое лицо,
     игнорируя наши скорбь и угнетение?
     Мы лежим ниц в пыли;
     наше тело распластано на земле.
     Встань и помоги нам,
     освободи нас, как и подобает Твоей верности."

Итак, этот псалом, полный гнева, содержит явное отрицание риторически пламенного обвинения против Израиля, которое присутствует во многих пророческих книгах.   " Мы не забыли Тебя, мы не изменили Твоему  завету,  наши сердца по прежнему верны Тебе, мы не свернули с Твоего пути. Почему Ты поступаешь с нами таким образом?"

Этот удивительный протест невинности, которая обвиняет Бога в том, что он не выполняет свои обязанности, напоминает Иова.   Эти две противоречивые точки зрения проходят через большинство библейских текстов - одна, согласно которой страдание вытекает из греха, и потому, стало быть, Израиль сильно согрешил; и другая: есть необъяснимые страдания, мы не сделали ничего дурного, что бы заслужить эту кару, и она действительно напоминает Иова.  Нам представлены две точки зрения на страдания Иова.   Мы видим, что вся нация теперь находится в подобном положении.   И в данном случае  мы имеем здесь дело с весьма проблематичным представлением о халатности Божьей, а не вине Израиля.
Мы можем сравнить, как псалмы 44 и 74 с псалмами 78 и 106. Эти псалмы относятся к категории гимнов, или, как её называют  некоторые люди, "гимны в честь божественного действия в истории Израиля", своего рода исторические обзоры, прославляющие Бога за все, что он сделал для Израиля, и они схожи с тяготением Второзакония к краткому обзору истории Израиля. От сотворения мира, от Исхода и завоевания земли обетованной, они подчеркивают полную обязанность Израиля  Богу.
 Бог терпеливо переносил постоянное неверие Израиля. Итак, когда вы сопоставите эти два типа псалмов, то увидите, что они абсолютно противоречивы.

[Псалом 78]

    "Он совершил чудеса ради их отцов,
     в земле Египетской, равнине Цоан.
     Он рассек море и провёл их через него;
     Он заставил воды стоять  стеной."

Он продолжает: "... Он расколол камень в пустыне"  и далее  перечисляет все удивительные вещи, которые Бог делает, однако:

     "Но они продолжали грешить против Него,
      открыто не повинуясь самому верховному в знойной земле.
      Они замыслили проверить Бога,
     когда  требовали еду для себя.
     Они говорили против Бога, говоря:
     "Может ли Бог устроить праздник в пустыне?
     Правда, Он ударил в камень, и потекли воды,
     потоки хлынули;
     Но сможет ли он обеспечить хлебом?
     Сможет ли  снабдить Свой народ с мясом?"
 
Как видите, все эти богохульные деяния описываются в третьем лице, а в псалме, утверждающем невинность Израиля, рассказывается в первом лице:  "Мы не отступились нисколько. Мы абсолютно верны Тебе. Почему Ты с нами так обошёлся?"
 Итак, праведные действия Бога и неправедное ответное поведение Израиля  описаны в псалме, который я только что прочла, а также в псалме 106.    Они придерживаются Второзаконнической линии, и мы видим явную попытку объяснить трагический конец Израиля, обвинить Израиль и оправдать Бога любой ценой.
Мы переходим теперь к жанру псалмов.   Два из них абсолютно противоположные: жанры благословения и проклятия.  Псалмы благословения  призывают Бога благословить праведных - это может быть народ Израиля или это могут быть праведные внутри народа -  и  наказать или поражать нечестивых - это могут быть враги Израиля или  нечестивые в Израиле и других странах. Иногда эти псалмы могут быть довольно шокирующими своей жестокостью и гневом..
Псалом 137 "На реках Вавилонских" - очень редко этот псалом читают до конца.  Он очень горький в начале, но в самом конце он призывает к мести вавилонянам, которые разрушили Иерусалим, стих 8 и 9, "Справедливый Вавилон, ты хищник, / благословение тому, кто отплатит вам тем же / что, что вы совершили над нами; благословение тому, кто захватит ваших детей / и разобьёт их о скалы! "

Псалом 109 содержит очень длинный список ужасных страданий, которым псалмопевец просит Бога подвергнуть своих врагов.   Стихи 8 и 10: "Да будут дни его кратки, чтобы другой занял его место. Пусть дети его будут сиротами, / а его жена вдовой. Пусть его дети кочуют из своих лачуг,
     нищенствуя в поисках [хлеба].
     ... Пусть он будет облечен в проклятие, как в одежду,
      пусть это наполняет его тело, как вода,
      а его кости, как масло.
     Пусть проклятие  облегает его, словно плащ,
      и как пояс, который он всегда носит.
     Пусть Господь таким образом отплатит моим обвинителям,
     всех, кто говорит против меня зло."

Как видите, это не очень похоже на простое благочестие, с которым у нас ассоциируется Книга Псалмов.

Ещё одна категория псалмов  характерна размышляющим или медитативным тоном.
Это псалмы мудрости, псалмы, восхваляющие Тору и медитации.   Многие из них вошли в поговорки и начинаются со своего рода штампа, "Блажен человек, который ..." Так мы видим это в псалме 128:

"Счастливы все, кто боится Господа,
     кто следует Его пути.
     Вы будете наслаждаться плодами своих трудов;
     Вы будете счастливы и будете иметь успех.
     Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем;
     сыновья твои, как оливковые саженцы, вокруг трапезы твоей.
     Так будет же человек, боящийся Господа благословен. "
   
Многие псалмы, которые мы видели, кажется, предполагают богослужения в храме, и может даже быть,  имеют характер осьмогласника,  обращение-ответ, или обращение и эхо.
Но имеются три псалма,  в которых  присутствует тема медитации, упоения  в Торе.
 Это псалом 1, псалом 19, и псалом 119 (  обратите внимание как подобраны цифры!)
 Псалом 119 является самым длинным, потому что написан в форме акростиха.  Каждая строфа начинается на определённую букву алфавита,  и все восемь строчек в каждой строфе,  начинаются с этой буквы алфавита, так что это очень, очень длинный псалом.
  Этот псалом представляет Тору как объект изучения и благоговения. Изучение Торы делает человека мудрым и счастливым.
Псалом 19, стих 8-11:

   "Учение Господа совершенно,
     обновляющее жизнь;
    Указы Господа прочные,
     делающие простое мудрым;
     Заповеди Господни  справедливые,
     вдохновляют сердце;
    наставления Господа ясные,
     открывающие глаза свету.
    Страх (или благоговения) перед Господом чисты,
     подчинение  ему необходимо всегда;
    Суды Господа истинны,
     и вместе с тем праведны,
     более желательны, чем золото,
     чем множества  чистого золота;
     слаще меда,
     чем капли из пчелиных сот."

Так что это возвышение Торы отражает сдвиг, который начинает происходить в конце периода Второго храма, в котором Тора приобретает всё большее значение. Мы поговорим об этом периоде и  о важном значении в  централизации Торы, с точки зрения исследования - изучения Торы как формы поклонения.
Таким образом, существует много различных способов классифицировать псалмы по категориям. Многие отдельные псалмы, кажется, соединяют элементы, которые принадлежат к разным категориям. Так, например, псалом 22 открывается как плач: "Боже Мой, Боже Мой, почему Ты Меня оставил?"  Далее он превращается в гимн, а заканчивается своего рода уверенным триумфом.
По крайней мере, псалом 68, на самом деле не подходит ни под одну категорию, поэтому мы не можем быть слишком строгими в попытке классифицировать их.  Классификация является помощником в интерпретации псалмов, но опять же, мы не можем быть слишком жесткими, делая это.
Однако выборки, которые мы рассмотрели, с очевидностью доказывают, что Псалмы являют собой микрокосм религиозных идей и убеждений древних израильтян. Возможно, потому что многие из них не обладают исторической  конкретикой - некоторые из них довольно историчные, некоторые из них на самом деле пересказывают исторические факты Израиля для того, чтобы славить Бога, но многие из них, очень и очень многие не имеют под собой никакой реальной исторической конкретики, и это, вероятно,  является  причиной того, что псалмы стали важным источником для личной духовности в западной цивилизации.
Некоторые из них были составлены возможно 3000 лет назад, и тем не менее, они могут быть вдохновляющими или они могут некоторым образом воздействовать на современного читателя.
 Они могут предоставить возможность покаяться в своих неправедных деяниях или провозгласить добрые намерения, или протестовать против несчастья, или кричать против несправедливости, или молить о помощи, утверждать веру в божественное провидение, или просто выразить эмоции хвалы и радости , и удивляться созданию, или задуматься о человеческой ограниченности перед лицом божественной бесконечности.
Другой поэтической книгой в антологии еврейской Библии является небольшая работа, известная как Песнь Песней. И для многих людей это, пожалуй, самая удивительная книга, которая была включена в еврейский канон. Это красивая и очень эротичная песня о любви, которая  воспевает сексуальность и физическую страсть человека.
Первая строка, кажется,  является более поздней  надписью, приписывающей книгу Соломону, и кажется более вероятным, однако, что этот текст чувственной любви относится к периоду после изгнания. Приписывание текста Соломону было, вероятно, обусловлено тем фактом, что в 1 Книге Царств 4, мы читаем, что Соломон  традиционно считается автором 3000 пословиц и 1005 песен. Так что, представляется вполне естественным связать эту песню с самым плодовитым  израильским сочинителем песен и пословиц, в соответствии с традицией.
  Рассказчик в стихотворении меняется, чаще всего это женщина. Она, кажется, обращается к своему любимому. Иногда она обращается другим женщинам  дочерям Иерусалима.  Иногда рассказчиком выступает мужчина, но он не определяется, как Соломон. Имя Соломона упоминается примерно шесть раз, но о нём не говорится, как об одном из рассказчиков.
   Мы видим в книге пасторальную окружающую обстановку.  Двое молодых влюбленных выражают свою страсть через и среди красот природы. Имеются частые ссылки на сады, виноградники,  фрукты,  цветы, духи,  голубей, стада коз,  и овец стриженных.   Есть очень яркие описания физической красоты влюбленных. Они описаны в высоко эротических пассажах. Переводы Песнь Песней сильно различаются, как вы можете себе представить, так что я собираюсь читать один маленький участок от перевода некто C.E. Уолш, который я думаю, передаёт сильный эротизм в некоторых отрывках из Песни Песней:
"Я спала, но сердце мое бодрствовало.
     Слушай, мой любовник стучится.
     "Открой мне моя сестра, моя любовь,
     мой голубь, моя совершенная,
     потому что голова моя мокрая от росы ... "
     Мой любовник просовывает руку в отверстие,
     и моё нутро стремится к нему,
     Я встала, чтобы открыть дверь моему любовнику,
     и с рук моих капала мирра,
     с перстов моих  жидкая мирра,
      капала на на ручки замка.
     Я открыла дверь для моего любовника,
     но он ушел. [Уолш 2006, 111-12]"

Эти стихи очень уникальны. Они выражают эротические чувства женщины и, переводы будут сильно различаться. Согласно еврейской традиции, древние раввины спорили по поводу того, включать или нет Песнь Песней в канон. Мудрец Рабби Акива, живший в конце первого-начале второго века, настоял на своей точке зрения. Он заявил, что "Весь мир был создан только, так сказать, для того дня, когда Песнь Песней будет дана ему. Почему? Потому что все писания Святые, но Песнь Песней Святая Святых."
Но для некоторых религиозных деятелей на протяжении веков откровенное описание страстной любви оказалось слишком много, таким же образом, явное содержание книги (которая не содержит ссылок на Бога.   Бог не упоминается в Песни Песней, так что, кажется, это было совершенно светское стихотворение первоначально) - явное содержание книги иногда широко интерпретировалось.
Так что  у нас есть не только переводы, которые смягчают эротику, но у нас есть традиция вольного трактования  точного содержания текста.
    В еврейской традиции имеется тенденция воспринимать книгу как метафору или выражение любви Бога к своему избранному народу, Израилю.   Христиане считали песню аллегорией, которая подразумевала любовь Христа к своей невесте, под которой они понимали духовную церковь.
   Теперь давайте обрисуем исторический фон создания тех книг, которые  мы будем рассматривать сегодня и на следующих лекциях.   
Итак,  ссыльные израильтяне изнывают под тяжким гнётом в Вавилонской империи. 
Однако в 539 г.(Д.Н.Э.) Кир Персидский нанёс Вавилонской империи сокрушительный удар и в том же году основал невиданную до того времени  на древнем Ближнем Востоке огромную империю.     Она простиралась от Египта на север до Малой Азии (современная Турция) и до Восточного Ирана.
В отличие от других древних империй, Персидская империя поддерживала политику культурной и религиозной независимости завоеванных стран.
Знаменитый Цилиндр Кира - это цилиндр из обожженной глины девять дюймов длинной,  покрытый клинописью,  рассказывающей о завоевании Вавилона  Киром.
В ней говорится, что вавилонский бог Мардук желал, чтобы Кир Персидский вошёл в Вавилонскую империю и завоевал её.  В ней описывается завоевание и говорится, что Кир разрешал пленникам возвращаться в свою землю и поклоняться  своим богам. Археологические находки доказывают истинность картины, которую представляет Библия.   
Согласно Библии,  Кир в 538 г. разрешил ссыльным иудеям возвратиться в Иерусалим и восстановить их  храм.  Многие изгнанники возвратились на территорию, которая была на тот момент провинцией Персии под названием Эйхад.  Эти иудеи, возвратившиеся на территорию бывшей Иудеи, называвшейся теперь Эйхад, стали называться евреями, и название это в дальнейшем получило широчайшее распространение.
Периодизация еврейской истории обычно центрируется вокруг этих событий - период с 586 по 538, известный как изгнаннический период.
Большинство ученых утверждают, что традиции священнического источника, традиции Второзаконнического источника достигли своей окончательной формы в те годы.
Однако пост изгнаннический период, известный также как Персидский период, длился недолго.
 Как вы знаете, его закрыл Александр, прошедший победным маршем по территории древнего Ближнего Востока, и открыл Эллинистический период.
Но период после изгнания называют персидским периодом, периодом Реставрации, [или] пост изгнаннический период. Его также называют периодом Второго Храма, потому что примерно в 520 г. они восстановили храм, так что этот  период обоснованно именуется периодом  Второго Храма.
 Второй храм простоит до 70 г. нашей эры.   Соответственно, период  до изгнания мы считаем периодом Первого Храма (Храм был разрушен в 586 году ( Д.Н.Э.).
Книги Первой и Второй Хроник предоставляют второе повествование об истории Израиля.
 Книга Бытия до 2 Книги Цар. представляет собой одно длительное повествование.
Первая Книга Хроник фактически начинается с Адама и проходит через 1 и 2 Книги Хроник до вавилонской ссылки. Это в значительной степени перекликается с тем, что мы находим в Книге Самуэля и Цар., но они имеют бОльшую священническую тенденциозность и исключают много материала, который проливает слабый свет на израильских царей.  Например, когда вы будете читать в Хрониках о царствовании Давида, вы не найдёте там рассказ о Давиде и Вирсавии. 
Так что Хроники уже являются интерпретацией. Это внутреннее толкование Библии.
Это интерпретация Библией самой себя.  Более поздняя ветвь традиции размышляет о ранней традиции и  представляет этот материал в определенном свете. Хроники, например,  в меньшей степени заинтересованы в политическом гении Давида.  Они не акцентируют внимание на его стратегии и политических достижениях в той мере как на  его роли в основании Иерусалима как религиозной столицы, в заложении храма, в организации музыки для храмового богослужения. Этим ограничиваются интересы Хроник.
Вторая Книга Хроник завершается декретом Кира, разрешающим еврейским изгнанникам вернуться на свою землю и заново построить храм.  Суть декрета согласуется с другими сведениями, которые мы имеем из других источников, подтверждающими политику Персии, которая проявляла толерантность и даже поощряла отправление другими народами их местных религиозных обрядов. Более полную версию этого декрета  мы находим в Книге Эзры.
 Для начала я прочту вам отрывок из 2 Книги Хроник.   Гл. 36: 22-23:
  "И в первый год Кира, царя Персии, когда слово Господне, сказанное Иеремии, было выполнено, Господь вызвал дух Кира, царя Персии, чтобы тот провозгласил на  всей подвластной ему  области  в устной и в письменной форме, а именно : "Так сказал царь Кир Персидский: Господь Бог небесный даровал мне все царства земли, и уполномочил меня  построить Ему дом в Иерусалиме, который находится в Иудее. Любой из вас из народа Его, да пребудет Господь Бог с ним, и пусть он идет."

Теперь посмотрим, что пишет Эзра.  Гл. 1:3-4:

"... Пусть он идёт в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа Бога Израилева, Бога, который в Иерусалиме, и все, кто остался, где бы они не жили, пусть  оказывают ему помощь серебром, золотом, товарами и скотом, кроме добровольных пожертвований  Дому Божьему, что в Иерусалиме."
 
Обратите внимание, что в указе, который мы читаем в начале 2 Книги Хроник, сказано об осуществлении слова пророка Иеремии.  Он пророчествовал, что вавилонское изгнание продлится 70 лет.
Со времени первой партии ссыльных в 597 г. до вероятного возвращения в 538 г.  проходит 61 год, так что предсказание почти сбылось.
   Если взять время с момента разрушения  первого храма примерно в 586 г. до завершения строительства  второго между 520  и 515 годами, то это составит около 70 лет.  В любом случае, очевидно, что, по мнению Хроники,  изгнанники вернулись через 70 лет и, таким образом, пророчество Иеремии сбылось.
Книги Эзры и Неемии повествуют о возвращении из вавилонской ссылки в конце шестого века, и они считались частями одного раздела до  Средних веков.  Вероятно, они и в самом деле образовывали часть большого исторического труда: книги Эзры, Неемии, 1 и 2 Хроники.
 Книги Эзры, и, в меньшей степени, Неемии, кажется, имеют много  общего с Хрониками, и, следовательно, могут происходить от одного и того же автора. Так что иногда в дополнительной литературе вы увидите ссылки на Хроники, которые относятся к гипотетическому автору 1 и 2 Хроник и Книги Эзры и, возможно, Неемии.
В них рассказывается  о начале возвращения изгнанников, о построении нового храма, о жизненном пути Эзры и Неемии. Все четыре книги были, вероятно, изданы в конце пятого века, возможно, на рубеже четвёртого века, когда Иудея  всё ещё  была небольшой провинцией в составе огромной Персидской империи.
  Книги Эзры и Неемии,однако, содержат противоречивую информацию о возвращении, о реставрации, и в результате этого наше представление  о хронологии событий весьма незначительное.
Не совсем понятно,  кто первым возвратился помогать отстраивать Иерусалим, был ли это священник  и писатель Эзра или губернатор Иудеи, назначенный Персидским царём, Неемия.
Хронист указывает даты событий, соотнося их с годом правления персидского царя, Артаксеркса, но, к сожалению для современных историков, в пятом веке было два царя по имени Артаксеркс и ещё один - в четвёртом веке. По причине этого,  очень трудно точно определить, когда произошли эти события.
  Учитывая, что даже эксперты не могут придти к согласию по поводу  последовательности событий, мы просто рассмотрим жизненный путь Эзры и Неемии, оставляя в стороне вопрос, кто из них был более значителен.
  Книга Эзры открывается декретом Кира, за которым следует длинный список  изгнанников, возвратившихся  в Иудею после 538 г.
Они пришли во главе с Шешбацаром.   Один из ссыльных,  Иешуа,  был священником, другой, Зороввавель, был внуком царя Иоакима, последнего царя из рода Давидова, которого держали под домашним арестом в Вавилоне. Он был среди ссыльных в 597, и в конечном итоге был освобожден из-под домашнего ареста, и теперь его внук  Зороввавель, из  рода Давидова возвращался в Иерусалим, и вы можете себе представить, какие надежды это вселило в сердца многих.
  В главе 3 Книги Эзры описываются жертвоприношения в честь восстановления алтаря и начала строительства храма, относящиеся примерно к 521 г:

"Когда строители заложили основание храму Господню, священники в своём облачении с трубами и левиты, сыновья Асафа с цимбалами расположились, чтобы воздать хвалу Господу, как израильский царь Давид повелел. Они пели песни, превознося и хваля Господа  "ибо Он благ, его неизменная любовь к Израилю вечна." Все люди подняли громкий крик, восхваляя Господа, потому что основание дома Господня было заложено. Многие из священников и левитов и глав кланов, старики, которые видели прежний дом [= первый храм], громко плакали при виде основания  храма. Многие радостно кричали на сколько хватало сил.  Нельзя было отличить крики радости от плача, ибо народ поднял такой сильный крик, что он был слышен издалека.
  Старшее поколение, которое ещё помнило великолепие первого храма ( храм Соломона), проливало слёзы.  Молодые орали от счастья, глядя на рождение нового  храма." 
  Однако строительство проходило не совсем гладко из-за враждебных действий окружавших общин.
Эти общины упоминаются как враги Иудеи и Беньямина.
В гл. 4, 5, 6 Самаритяне очень настойчиво предлагают свою помощь в реконструкции храма.
Их помощь отвергают, и оскорблённые  Самаритяне в отместку  за это внушили персам мысль, что позволить восстанавливать город, который в дальнейшем будет склонен к мятежу, мысль весьма неудачная. Персы,  поразмыслив, признали справедливость этих опасений и приказали остановить строительные работы. 
 Что касается нашей периодизации пророков, то к пост изгнанническому периоду  мы можем причислить двух пророков, Аггея и Захарию.
Они настаивают на продолжении восстановительных работ. Персидские чиновники возражают, евреи апеллируют к новому персидскому императору Дарию.   Они просят его просмотреть дворцовые записи и найти подлинное распоряжение бывшего царя Кира, разрешающее восстанавливать город и храм.
Согласно тексту, эдикт Кира был найден, и Дарий соглашается не только проводить его в жизнь, но и обязался выделить деньги на восстановление, а также обеспечивать жертвоприношения.
  Наконец храм был открыт (515 г. Д.Н.Э.), и празднование Пасхи происходило в заново отстроенном храме.
В воссозданной общине возникли и другие социальные трения, особенно напряжённые отношения сложились между теми, кто остался в Иудее в изгнаннический период, и теми, кто вернулся из ссылки, и эти последние, хотя и меньшие по численности, пользовались поддержкой персидской империи.
Эти самозваные детей в изгнании, они называют себя сынами  изгнания или детьми изгнания, [и] они  именуют местных иудеев  "народами земли".   Это уничижительный термин, который бросает тень на сам их  статус евреев. Они подобны другим нациям и народам земли.
Они, кажется, даже иудеев относят к  категории "другие". Как скоро мы увидим, в этот период  появятся  иные, радикально отличающиеся представления относительно еврейской идентичности.
Таков был начальный процесс восстановления, процесс, при котором храм был восстановлен.
Давайте перейдем теперь в середину пятого века.
Неемия еврейский вассал Персии  и занимает должность придворного виночерпия  персидского царя Артаксеркса во дворце в Сузах. 
 Эта положение, возможно, обусловило, тот факт, что он был евнухом.
Книга Неемии начинается описанием страданий Неемии.  До него доходят слухи об ужасных условиях, в которых находятся его соплеменники в Иерусалиме( примерно в середине  пятого века), и он со слезами на глазах умоляет императора позволить ему ехать в Иерусалим и помогать восстанавливать храм.
 Примерно в 445 г. (Д.Н.Э.) Неемия отправляется в Иерусалим и активно занимается там восстановлением укреплений города.  Однако он сталкивается с противодействием своего рода внутренней оппозиции,  женщины пророка  Ноадии. (Гл. 6:14).
 Кроме внутренней, существует и внешняя оппозиция: Самаритяне, Аммониты, некоторые арабские группы.  Они злобствуют по поводу реконструкции города, а возведение высоких и прочных крепостных стен вокруг города  считают вызовом персидскому владычеству.
  Однако Неемия продолжает работы.  Он раздаёт всем строителям оружие для защиты от вражеских атак, и в конечном итоге, сооружение стен вокруг города завершено в рекордные сроки.
  Эти укрепления  способствовали установлению Иерусалима в качеств урбанистического центра, и в дальнейшем Неемию назначают губернатором Иудеи ( провинции Йехуд),  подчинённой Персии.
  В тексте говорится, что он проводит различные  экономические и социальные реформы.  Похоже, он пытается улучшить положение бедных и установить общественный порядок.
Деятельность Неемии на посту губернатора в целом совпадает с миссией Эзры, о деяниях которого рассказывается как в Книге Эзры, так и в Книге Неемии. Многие учёные оспаривают солидарность Неемии и Эзры, утверждая, что это лишь вымысел древних редакторов.
В гл. 7 Книги Эзры рассказывается о нём самом. Он вавилонский еврей, выходец из семьи священников, и о нём говорится ещё, что он является экспертом по Торе Моисея.
В гл. 7 стих 19 сказано, что Эзра посвятил свою жизнь изучению учения Господа с тем чтобы соблюдать его и учить законам и правилам Израиль.
 В конце концов, император Персии даёт Эзре уполномочивающее письмо, текст которого дан в гл. 7:12-26.   Император повелел Эзре ехать в Иерусалим, курировать храм и оценить насколько хорошо установления Моисея претворяются в жизнь в Иудейской провинции. 
   Ему доверено назначать книжников и судей, для того чтобы поддерживать соблюдение гражданского и морального порядка. Он имеет поддержку Персидской империи в утверждении Моисеева закона в качестве стандарта и нормы для общины в Иерусалиме.
 Это являлось стандартной практикой персов - найти верных подданных для организации своих местных культов, в соответствии с традициями предков, и Книгу Эзры нужно понимать в таком свете.
  Гл.7: 14-26 (выборки)
"Потому что ты  послан царём и его семью советниками блюсти Иудею и Иерусалим по закону Бога твоего, которые подлежит твоей заботе, ... А ты, Эзра, ради божественной мудрости твоей, удостоен назначать магистратов и судей, чтобы судить всех людей провинции "За Рекою" (Цис - Иордан), которые знают законы Бога твоего, и учить тех, кто их не знает. Пусть любой, кто не подчиняется закону Бога твоего и закону царя, наказывается изгнанием или подвергается казни, будь то смерть, телесные наказания, конфискация имущества или лишение свободы."
В дополнение к этому, Эзра уполномочен собирать золото и серебро для храма.
В тексте говорится, что Эзра приносит с собой копию Моисеевой Торы с целью регулирования и унификации еврейской жизни в восстановленной общине, и вместе с Неемией осуществить возрождение.
Реформы Эзры нацелены на укрепление религиозной идентичности Иудеев.
Он хочет воскресить мораль и предотвратить упадок учения Моисея и библейского монотеизма.
Первыми важными актами  Эзры являются запрет на браки с иностранцами и возобновление договора.
Возвратившись в Иерусалим, Эзра был сильно опечален, увидев, что многие из вернувшихся изгнанников женились на не израильтянках.
 Этот момент не совсем ясен. Иногда обозначение "народы земли" может относиться к иудеям, которые оставались в Иерусалиме во время изгнания, но которые проявляли, по мнению Эзры, вопиющую небрежность в соблюдении постановлений Моисея.  Они женились на женщинах, которые совершали языческие обряды.
      В гл. 9 и 10 рассказывается, как он пытался изменить эту тенденцию.  Он просит Бога простить людей за нарушение этого закона, а затем на большом собрании он призывает всех людей развестись со своими иностранными жёнами.
Фактически, Эзра не основывался исключительно на  законах Пятикнижия; запрет на браки с иностранцами являлся инновацией Эзры, впрочем этот закон люди всячески старались обходить.
Об огромном распространении  смешанных браков свидетельствует, например, тот факт что для установления всех тех, кто взял в супруги иностранку, и высылки последних вместе с детьми потребовалось несколько месяцев. 
Даже священники были среди тех, кто  не считал смешанные браки, в сущности,  нарушением договора.
На следующих лекциях мы рассмотрим другие точки зрения на интеграцию иностранных групп внутри общины, потому что последний раздел Библии содержит много разных точек зрения на этот вопрос. 
Текст молитвы Эзры Богу это очаровательное изложение интерпретации Эзры истории Израиля и предыдущих текстов, и также является еще одним ответом на бедствие, постигшее нацию, но [это] также представляет собой еще один пример внутреннего толкования Библии: более поздние слои в библейском тексте обращающиеся к старым традициям и их интерпретации, или переосмысливающие их.
  Итак, как Эзра понимает библейскую традицию и как он он интерпретирует историю Израиля, мы увидим, когда прочитаем гл. 9, в которой он молится  Богу перед собравшимися людьми:
 "Со времен наших отцов и по сей день мы были  глубоко виновны. Из-за беззакония нашего мы, цари наши, и наши священники были переданы иностранным царям, мечу,  плену, грабежу и унижению, как это происходит и по сей день. Но теперь, в течение короткого времени, была отсрочка от Господа Бога нашего, который даровал нам сохранившиеся остатки  и дал нам долю в Его Святом месте, наш Бог восстановил блеск наших глаз и предоставил нам немного пропитания в рабстве нашем ... Теперь, что мы можем сказать в лицо этого, Боже наш, мы отступили от заповедей Твоих, которые Ты дал нам через рабов Твоих, пророков, когда Ты сказал " Земля, которой вы собираетесь  овладеть, есть  земля нечистая, осквернённая народами земли, через их мерзкие обряды, которыми они, по нечистоте  своей, наполнили ее от одного конца до другого. Так вот, не отдавайте дочерей своих замуж за их сыновей и не позволяйте их дочерям  жениться на ваших сыновьях; ничего не делайте для их благополучия или преимуществ, тогда вы будете сильными и наслаждаться дарами земли и завещать его своим детям навсегда. "  После всего, что случилось с нами из-за наших злых дел и нашей глубокой вины - хотя Ты, Боже наш, был терпелив, [наказывая нас] меньше, чем наши беззакония [заслуживают], и Ты сохранил нам такой остаток, - будем ли  мы вновь нарушать Твои заповеди, вступая  в брак с этими людьми, которые совершают эти варварские обряды? Разве  не рассвирепеешь Ты против нас и не уничтожишь всех без остатка до единого?"
   Итак, Эзра в своей аргументации прежде всего придерживается точки зрения Второзакония.  История есть отражение божественного суда.  Трагическая судьба Израиля есть наказание за грехи, но Бог над ним смилостивился и дал отсрочку.  Израиль был не столь сильно наказан, сколько заслужил.
Вслед за пророками Эзра говорит о том, что Бог помиловал остаток, обеспечивающий возрождение.
 Итак, договор не был полностью аннулирован.  Однако обратите внимание на его определение греха, за который Израиль был наказан.  Израиль смешал - именно так неоднократно выражается Эзра - священное семя с обычным семенем посредством браков с людьми "народов земли", к которым он относил прежде всего иностранцев, а также, возможно, некоторых из оставшихся во время изгнания иудеев, усвоивших некоторые  обычаи соседних стран. 
  Если история чему-нибудь учит, предупреждает он, то как раз именно тому, что общество подвергает себя огромному риску, практикуя браки с теми, кто вовлечёт их в поклонение другим богам и в исполнение омерзительных обрядов.
В последнем случае, говорит Эзра, Бог уже не проявит такое милосердие и не оставит в живых и часть населения.  Так что учитесь у истории. Однажды мы уже грешили смешанными браками, и за этот грех мы были изгнаны.  Если мы снова станем грешить, на этот раз наказание коснётся всех до единого и все будут уничтожены без остатка.
 Его интерпретация предписаний Моисея относительно браков довольно широкая.
Тора запрещает смешанные браки с исконными ханаанеями во время завоевания, чтобы предотвратить вовлечение израильтян в исполнение  таких омерзительных языческих обрядов как,  например,  жертвоприношение младенцев и т. п.
Однако запрет этот не носит безусловный характер: существует законный порядок, или инструкция, определяющая, каким образом должна осуществляться женитьба на пленной ханаанеянке.
  Во всяком случае,  изначально этот запрет не являлся безоговорочным.
    Впоследствии Тора также запрещает браки с лицами из определённых племён, Моавитами и Аммонитами, по причине их жестокого обращения с израильтянами во время перехода последних из Египта в Землю Обетованную.
В отношении египтян браки запрещены только до третьего колена.  Зато отсутствует запрет на браки с финикийцами и арабами при условии, что они присоединятся к договору с Яхве и не будут вовлекать супруга в поклонение другим богам.
Основание для запретов смешанных браков в Пятикнижии всегда бехевериостично, оно всегда поведенчески обусловлено, оно всегда морально.  Запрещаются браки с теми, кто может сбить с пути истинного и соблазнить на соблюдение мерзких обрядов.  Однако браки внутри группы не запрещаются.
   Надо признать, что израильские цари регулярно женились на иностранных женщинах.    Причём многие из этих царей сами были плодами таких смешанных браков, и матери их были иностранками. Однако они считались полностью израильтянами. Израильская идентичность считывалась по отцовской линии.
Эзра - который фанатично отстаивал  израильскую религиозную идентичность, ревностно служит Богу и боится Божьего гнева - пропагандирует эти запреты, интерпретируя их как категорический запрет на смешанные браки любого вида.   
 Израилю не следует совершать одну и ту же ошибку дважды. Теперь, по мнению Эзры,  израильская идентичность обуславливалась этнической принадлежностью как отца, так и матери.  Истинным израильтянином  Эзра считал того у кого и мать и отец были израильтянами, то есть носителями "священного семени."   Это определение ( священное семя), введённое во времена Эзры, служит как основание для запрета на смешанные браки.   То есть, причина запрета теперь заключается не в том, что супруга может соблазнить супруга на поклонение чужим богам.   Это можно было предотвратить, если  иностранный(ая) супруг(а) вступали  в израильскую религиозную общину.  Теперь он не мог вступить в брак, потому что просто не является носителем "священного семени", что никак исправить и корректировать было нельзя и потому закон о запрете на смешанные браки становится универсальным и абсолютным.   Установление  этого закона и буквальное его применение становится главной заботой  Эзры. 
Второй его заботой стало возобновление Моисеева договора.  Об этом говорится в гл. 8 (1-8).
После публичного чтения Торы Моисея происходит возобновление договора Моисея:
   Когда наступил седьмой месяц  - израильтяне (расположенные) в своих городах - весь народ  собрался как один человек, на площади перед у Водяными воротами, и они просили книжника Эзру принести свиток учения Моисея,  которым Господь обязал Израиль. В первый день седьмого месяца, принес священник Эзра Учение собравшимся, мужчинам и женщинам и всем, кто мог слушать с пониманием.   Он читал из этого Учения на площади перед Водяными воротами с рассвета до полудня мужчинам и женщинам и тем, кто способен понимать; и все слушали Учение затаив дыхание." 
Книжник Эзра стоял на деревянной башне, сделанной для этого случая ... Эзра развернул свиток на глазах всего народа,  потому что он стоял выше всего народа; когда он открыл его, весь народ встал.  Эзра благословил Господа, великого Бога, и весь народ отвечал: "Аминь, аминь," с поднятыми руками ... [Лидеры] и левиты растолковали Учение народу, в то время как люди стояли на своих местах. Они читали из свитка учение Бога, переводя его и объясняя смысл, и потому они понимали то  что им читали."
   Видимо собранные люди больше не понимают классический еврейский язык  Библии, если она была написана на этом языке.  Какой это был язык на самом деле  и что это был за свиток? Это первое упоминание о Торе, как о свитке, который публично читают на площади.
Так что исторически  это весьма интригующе. Но люди, кажется, не в состоянии понять его. Эзра и его помощники, вероятно, переводят его на арамейский, который в описываемое время является  лингва франка Персидской империи, давая смысл  текста, возможно, под своим углом зрения.  На самом деле мы не можем быть уверены, что Эзра представлял именно Тору Моисея. Возможно, это было Пятикнижие в основном в виде, который дошёл до нас.
Источники D и P очень сильно отражены в Книге Эзры. Он цитирует из них, он ссылается на них, а затем интерпретирует и применяет в новых,  интересных формах.
В любом случае, Тора должна была стать основой и стандартом - с большой долей персидской имперской поддержки  - для еврейской общины с того времени. И во время празднования спустя несколько недель состоялось ещё одно публичное преподавание закона и изложение истории Израиля, которое  еще раз особо подчеркивало обязательства Израиля по отношению к (Яхве) Господу.
  Повествование этой истории находится в гл. 9 Книги  Неемии, в которой интерпретация причин бедствий Израиля согласуется с ранней молитвой Эзры, которую я цитировала.
"Бог ни в чём не отказывал Израилю, всё равно Израиль отрицал Бога, восстал против Него и убил пророков, призывавших вернуться к договору; Бог  терпел грехи Израиля сколько мог, но в конце концов был вынужден прибегнуть к наказанию.  Но даже после этого Бог в Своём великом милосердии не покинул Израиль окончательно."
Стих 33 этой молитвы затем обращается к Богу: "Конечно, Ты совершенно прав в отношении того, что постигло нас, ибо ты поступал праведно, а мы были нечестивыми". Итак, еще раз, [мы видим] это оправдание Бога и обвинение израильтян во всех бедах, которые обрушились на них, и  это должно послужить уроком на будущее - нет смешанным бракам!
 Всё это лишь прелюдия к последующему новому народному признанию и к возобновлению обязательства по договору, и это описано ярко и подробно в гл. 10 Книги Неемии:
"С учётом всего этого, мы даём это обещание и делаем это письменно," далее перечисляются все значительные персоны: левиты, священники, главы народа. И ещё говорится, что все эти персоны и вожди объединяются с народом в союз, стих 30 и 3, они    ".. Присоединятся к своим благородным братьям и примут присягу с клятвой следовать учению Божию, данному через Моисея, раба Божия, и тщательно исполнять все заповеди Господа Бога нашего, Его правила и законы. А именно: мы не будем отдавать  своих дочерей замуж за людей народов земли и не  допускать  их дочерей к браку с сыновьями нашими."
  Далее мы читаем различные обязательства,  которые люди берут на себя, и в их перечень входит соблюдение  дня Субботы, года Субботы, а также обеспечение нужд на содержание и ремонт  храма.
Однако очень показательно, что запрет на смешанные браки и соблюдение Субботы, находятся во главе списка и выделены как основные обязательства по договору.
 Глава 13 описывает попытки Неемии следить за тем, чтобы люди жили согласно данному обещанию.
 Он колесит по Иерусалиму и заставляет прекращать работу в Субботу и убеждает людей выдавать своих иностранных жён.
Эзра и Неемия ревностно и усердно продвигали возобновлённый договор, и по их мнению, душой договора являлись запрет на смешанные браки и соблюдение Субботы.   Эти два пункта и обрезание составили три основных элемента идентификации еврея  в древнем мире, с точки зрения не еврейской литературы.  То есть, в их представлении, еврей это тот, кто прошёл обряд обрезания, не работает в Субботу и не женится вне своей группы. Такие представления мы видим, например,  уже у древних греков.
Реформы Эзры и Неемии можно рассматривать как  прямой ответ на события израильской истории.
Тому, что произошло, нельзя позволить повториться.  Они восприняли случившееся с Израилем как предупреждение, которое должно побудить людей произвести необходимые изменения, чтобы предотвратить несчастья. Существует только один способ гарантировать, что Израиль никогда более не будет уничтожен. Он должен жить в строгом соответствии с условиями договора, которые он нарушал в прошлом. Он должен вновь вернуться к договору и на этот раз ему следует быть абсолютно искренним в своей приверженности Богу, потому что история показала, что Бог накажет за неверность и предательство.  Израиль не должен поддаваться на соблазны чужих верований и принимать обряды своих соседей, и жёсткая политика ограничения поможет Израилю излечиться от своей пагубной тяги к идолам.
    В еврейской традиции уклон к идолопоклонству, которым страдал Израиль в период Первого Храма, прекратил свое существование в период Второго Храма. Итак,  это еще одна область, в которой евреи заработали себе репутацию в древности. Они приобрели репутацию из-за их строгого монотеизма, их скрупулезного отказа от чужих богов. Они не стали кланяться другому богу.  Эти люди не вступали в брак вне своей группы, они не работали один день в неделю, и они не кланялись (нашим) царям или иным богам -   все эти вещи [наблюдения] вы найдете в писаниях  этого периода.
 Эзра  и Неемия, опираясь на персидскую императорскую власть, сумели создать и сохранить  национальную и религиозную идентичность для евреев в трудную годину. 
 Их реформы  приветствовались далеко не всеми.   Уже даже в книгах Эзры и Неемии, которые дают очень сочувственное описание их работы, мы отчётливо видим  глухие раскаты недовольства.
  Есть и другие работы, которые будут выражать несогласие с сепаратизмом Эзры и Неемии.
Исаия в гл. 56:1-7 говорит со всей определенностью, что иностранцы, которые присоединились к Богу, приветствуются. Они приветствуются в храме, им позволено даже служить  Богу. 
Существует немало исторических свидетельств ассимиляции иностранцев в еврейской общине, которые происходили всё время.   Не еврейки становились еврейками,  выходя  замуж за евреев.
Мы знаем об одной весьма влиятельной семье, Тобиад, которые первоначально были аммонитской семьёй. Во Второзаконии этой  группе категорически  запрещалось входить в общину.   Но эта семья  приняла еврейскую идентичность и полностью ассимилировалась.   
Конечно, существует большая разница во мнениях по этому вопросу.   В последующих двух лекциях мы рассмотрим  многообразие подходов к  вопросу об израильской или еврейской идентичности, и отношения к языческому миру.
Таким образом, благодаря усилиям Эзры, Тора стала официальной и авторитетной догмой для Израиля, а  Иудаизм сделал решающий шаг к религии, основанной на священном Писании.  Однако это само по себе не привело к единому унифицированному набору обрядов и верований.
 Принятие Торы как общей нормы просто означало, что обычаи и верования были признаны аутентичными, в той степени, в какой они были согласованы с духом Писания - а толкование Писания различалось до драматизма.
 Так что эти широко расходящиеся группы в персидский период и по мере приближения к эллинистическому периоду будут требовать библейское основание для своих особых обрядов и верований.
Короче говоря, Эзра мог  объединить Израиль вокруг общепринятого Писания, но он не смог унифицировать  интерпретацию этого текста.



[end of transcript


Рецензии