07-14. Поиски счастливой доли

   Мне позвонила и долго выражала свое восхищение дочкой ее институтский преподаватель с кафедры изобразительного искусства. Дочка откликнулась на ее просьбу принять участие в организации концерта, посвященного 40-летию их факультета, и придумала несколько сценок. Ее идеи понравились, и теперь дочке предстоит выступить со сцены с этими номерами. Для выступления ей в пару уже подыскали колоритного плечистого второкурсника – с чувством юмора и с типичной для свободного художника внешностью: бритая голова, длинный шарф и пестрый балахон свободного покроя.

   Всю неделю моя новоявленная артистка  была на нервах – не просто выступить в институтском Колонном Зале перед большой аудиторией, состоящей из доцентов и профессоров разных художественных вузов! Но я видела, что ей нравится чувствовать себя нужной и значимой, что ее пьянит сцена и микрофон и льстит доброжелательное отношение преподавателей, которые принимают ее, как свою.

 Выступила дочка великолепно, а еще лучше выглядела – стройная, элегантная и ужасно симпатичная в длинной, черной юбке с разрезом и  туфлях на высоких каблуках-шпильках. Я сидела в четвертом ряду и ужасно волновалась: дочкино выступление было в конце, и чем дальше, тем больше у меня болела голова и тряслись руки. Но все закончилось удачно. Преподаватели поздравили дочь и забрали ее с собой в деканат, где их кафедра отмечала праздник.

   Мне жутко приятно. Я рада, что дочь быстрее и лучше меня преодолела в себе комплекс общения с преподавателями, что она умеет себя вести и ей нравится быть в обществе старшего поколения. Я в ее возрасте в подобных ситуациях была зажата и  болезненно стеснительна: легко и уверенно я могла говорить с преподавателями только на уроках, а в свободном общении с ними чувствовала себя «больной».

   Из телефонного разговора с позвонившей мне преподавательницей, я неожиданно узнала, что один из деканов их факультета собирается взять ее в аспирантки по своей кафедре.  Оказывается, моя дочка хочет учиться в аспирантуре. Честно говоря, я от нее этого не ожидала.

    Дочка все больше становится похожей на меня - то ли жадностью к знанию, то ли тщеславием и желанием самоутвердиться, быть первой в учебе. Она или подражает мне, или подсознательно соперничает со мной. Боюсь, что в этом подражании, она упустит свое женское счастье и приобретет «горе от ума», начав рано или поздно страдать от глупости мужчин, которые уже не будут ей под стать. Вряд ли это хорошо. Способности и знания с годами улетучатся, а личное счастье проплывет мимо, оставив взамен лишь честную бедность и возвышенную душу. Приземленным прагматикам  у нас живется гораздо проще. И, все-таки, я ужасно рада, что дочка на меня похожа, даже если она и повторит не только мой характер, но и судьбу. По плечу ли она ей? Нужна ли?

Я довольна своей судьбой, которая по меркам большинства - не сложилась. Я так не думаю. Не знаю, была бы я более счастлива, проживи обычную,  типично женскую -семейную и суетную жизнь, целиком посвященную служению одному единственному мужчине – хорошо, если любимому. А если такой ей не встретится? Этот любимый или не очень любимый, «собственный» мужчина будет по мере своих возможностей и желаний что-то творить, создавать, развлекаться и зарабатывать, а она - его супруга – будет постоянно подстраиваться под него, его интересы, желания и возможности и с каждым своим прожитым годом все больше и больше от него зависеть. Правильно ли это? По мнению большинства – да. Может ли быть такая  женская судьба счастьем? Может, хотя случается крайне редко.

В основном, внешне «счастливая» женская судьба сводится к компромиссам и терпению ради детей, ради внешнего сохранения для окружающих своего правильного образа. А еще – это если проникнуть в эту ситуацию более глубоко – за нее держатся из-за  безвыходности положения и невозможности что-то изменить, или  ради спасения себя от бессмысленности своего существования при отсутствии мужа. То есть, ради того, чтобы жить как все и быть этими всеми понятой. Такое счастье часто заканчивается трагедией неожиданного ухода мужа к другой – годящейся ему в дочери. В этой ситуации у женщины уходит почва из-под ног: она боится одиночества и тут же начинает судорожные поиски своего нового «защитника». Мне, как астрологу, это более, чем знакомо. Скольких таких страдалиц уже приходилось утешать …

Но разве только для этого служения мужчине наша душа воплощается в материю, живет в этом загадочном и очень непростом мире, познает его?

 Аспирантура и обучение в ней даст дочери иные возможности и иные радости, но уготовит и другие горести. В наше время наукой денег не заработаешь, а слишком хорошо образованные женщины сейчас, как и прежде, не в цене. Они мужчин раздражают.

Дочке предстоит трудный выбор. Захочет ли она остаться собой, не испугавшись  пополнить ряды белых ворон? Или последует здравым советам других и будет по окончании института искать денежную работу, чтобы хотя бы со временем пожить обеспеченно и спокойно, пусть и так интересно. Впрочем, жизнь часто предоставляет нам самые невероятные варианты ее развития. Так ли уж сильно они зависят от наших решений? Вполне возможно, все эти тревоги - только мое очередное заблуждение.
               
Как только мы начинаем задумываться о судьбе и задавать себе какие-то вопросы, как жизнь показывает нам других людей – предлагает разные ответы. Только выводы из увиденного нам все равно приходится делать самостоятельно.

 Строительство мужской судьбы – тоже не легкий труд. Да и мужчины далеко не всегда стремятся брать на себя ответственность. Как и женщины, они иногда  используют своих любимых в качестве удобного трамплина.

Пример еще одного отношения к построению своей судьбы преподнес мне неожиданно позвонивший Геннадий – одна моя бывшая любовь, когда-то скрасившая мою работу в центре нетрадиционной медицины, куда во времена поголовной безработицы Геннадий оформил меня в качестве дипломированного астролога. С того времени утекло много воды, только Геннадий остался прежним - такой же полубезработный, без семьи и без специальности, но с прежними огромными запросами. Как прежде, так и сейчас, Геннадий хочет сделать большую карьеру, удивить мир и возглавить фирму, в которой собирается собрать умных и талантливых людей, рожденных пахать на благо его процветания. Сам он, мало чего умея по существу, готов ими руководить.

   Подобный стиль жизни мне не понятен. Он чем-то напоминает способ существования моего нынешнего Шефа, создавшего то самое ЗАО, в котором я сейчас работаю. Правда, в отличие от Геннадия, мой Шеф, прежде, чем обогатиться и руководить, уже что-то из себя представлял - имел специальность и образование. Геннадий же, как и 3 года тому назад, когда он однажды зашел ко мне на старую работу, все еще пишет свой политический трактат, подыскивая самоотверженных женщин, готовых этот труд отпечатать или размножить - для последующей рассылки его во все высокие инстанции. Геннадий хочет прославиться на этом трактате  и активно ищет спонсоров.   

   За все эти годы мой бывший кумир, не найдя себе высокооплачиваемой работы (а иной он и не ищет!), так и не научился набивать текст на компьютере. Как в таких условиях, перебиваясь помощью добровольных помощниц, можно писать книгу?!! Я этого совершенно не представляю. Я тоже грешу графоманством, но обхожусь без секретарш. Мне даже в голову не приходит сделать свое хобби средством заработка! Как же глупо я устроена, оказывается!

  Женское сердце что воск – ну, как не помочь своему «бывшему»? Я пообещала Геннадию напечатать текст, попросив его только не связывать меня ни сроками, ни деньгами: «Если меня заинтересует содержание, я оформлю твою рукопись по всем правилам и даром»! 

 На другой день Геннадий пришел ко мне на работу - с рукописью. Мой «бывший» если и изменился, так только внешне. Седая борода, тусклые глаза, явно нездоровый - ночной - образ жизни, не сделали его привлекательнее. Но он был узнаваем: все тот же уверенный тон и яркие заявления: «Я возьму тебя к себе в штат, как только пробью это дело!». Вот уж кто совершенно не страдает никакими комплексами!

   Книга Геннадия, подробно описывающая структуру федеративного государства, почти сразу же произвела на меня впечатление дилетантской и утопической, а главное – уже не нужной для сегодняшнего времени. Доморощенных политиков, куда лучше образованных, чем он, у нас хватает.  Зря он обижается, что его книгу не хотят читать!

   Каждому человеку необходимо ощущение своей значимости. Каким способом он ее достигает – не важно, лишь бы не в ущерб другим. Все мы устроены различно и по-разному ощущаем то, что делает нас счастливыми. Но наше счастье всегда оказывается непрочным, если мы ищем его только на земле.

  Человек не чувствует внутренней устойчивости, когда соединяет свою личность с тем, что приходит к нему из жизни. Он всегда боится, что нечто может случиться с ним, или с его семьей, или с его положением. Он отождествляет себя со всем, что жизнь сформировала в нем как абсолютно необходимое. Мы все имеем привычные пути реагирования на обстоятельства и других людей. И хотя мы считаем себя твердым, сформировавшимся материалом, мы не являемся твердыми. Наша личность – это множество противоречивых Я, которые были приобретены нами в жизни, наподобие множества магнитофонных записей, воспроизводящих всегда одну и ту же мелодию, стоит только нажать кнопку «Пуск». Порядок воспроизведения задаем не мы  -  не наш сознательный выбор, а внешние случайные события.


Рецензии