Малоизвестные татарские разности - 202

Малоизвестные татарские разности - 202

***
Компиляции.

***


Когда кто-то просит в долг, умудренные жизнью люди говорят:

-Дашь будешь плохим, не дашь тоже будешь плохим... лучше ''не дашь будешь плохим.''

Наверное, у всех были случаи, когда пытаясь помочь кому-либо по его же просьбе, в результате оказываешься виновным перед обеими помирившимися сторонами.

И третий момент имеющий непосредственное отношение к этой статье... как-то в КВН была сценка... в ответ на то что вот, мол, ''татары идут – их Орда'' отвечают ''Ну и что? А нас рать!''

Из дальнейших цитат мы можем сделать вывод что фразу ''Нас рать'' могли произнести как минимум некоторые из татарских полководцев... такие как - Федорчук, Неврюй – Картаг, Дюденя(Тудан), Ахмыл, Щелкан(Чолкан) и прочие.

Так вот об ордах, ратях, просьбах и помощи.


***

''...Теперь давайте вернемся к антиордынским восстаниям.  Помимо того, первого, были и другие: в том же Ростове, в Твери. Они жесточайшим образом подавлялись. Не надо думать, что между Батыем и Мамаем у нас было мирно. Да, Батый и его полководцы прошли Русь с огнем и мечом. Но и после него одно татарское нашествие следовало за другим. Их называли по имени военачальников, которые вели карательную рать. «Дюденева рать», «Ахмылова рать», «Федорчукова рать». Всякий раз последствия оказывались чудовищными. Очередная ордынская рать жжет города, убивает, грабит население, в том числе мирное, уничтожают его. Тысячи и десятками тысяч людей угоняет в полон. После карательной рати Русь долго, с мучениями восстанавливает города и деревни, притом некоторые восстановить уже в принципе невозможно, они приходят в запустение. Урон здесь не только прямой и очевидный. Что происходит с русской государственностью? Огромная экономическая сила, которая выводится за пределы несчастной Руси, и работает где-то там, в Орде. Там рожают женщины, поэтому здесь, у нас, постоянный демографический недобор, слабая заселенность даже коренных, давно освоенных земель, не говоря о периферии...''
http://radonezh.ru/analytics/igo-78392.html


Федорчукова рать

***

Федорчукова рать в миниатюре к Повести о Сергие Радонежском из Лицевого летописного свода
Московский князь Иван Калита — давний соперник Твери в борьбе за владимирский великокняжеский стол — поспешил воспользоваться рискованным положением Твери, чтобы утвердить своё главенство на Руси.

Он отправился в Орду и предложил помочь монголам восстановить власть над взбунтовавшимся княжеством.

Интересы двух сторон совпали, и Узбек обещал сделать Ивана великим князем, дал ему 50 000 воинов под началом пяти темников[1] и велел идти на Александра Михайловича.

К войску присоединились ещё силы Александра Васильевича Суздальского.

На Руси совместный поход двух княжеств и татар против соперничавшего княжества стал известен как «Федорчукова рать», по имени татарского командующего Федорчука (христианина).

Войско пожгло города и сёла, людей повело в плен и, как сообщает летопись, «положило пусту всю землю Русскую». Тверской князь Александр бежал в Новгород, потом в Псков. Новгород откупился, дав ордынцам 2000 гривен серебра и множество даров. Иван и его союзники требовали выдачи Александра, митрополит Феогност отлучил Александра и псковичей от церкви. Отводя от Пскова угрозу вторжения, Александр в 1329 году уехал в Литву (на полтора года).

https://ru.wikipedia.org/wiki/




Дюденева рать

***
***

Дюденева рать (также Дюденёва) — принятое в русской историографии название похода ордынского полководца Тудана (в русских летописях он именуется Дюдень) на Северо-Восточную Русь в 1293 году, в ходе которого было захвачено и разорено 14 русских городов.

Согласно летописи, в походе приняли участие князья Андрей Александрович Городецкий и Фёдор Ростиславич Ярославский.[1]

Причины
По одной из версий, поход был вызван борьбой за великокняжеский престол между великим князем владимирским Дмитрием Александровичем и его братом князем городецким Андреем Александровичем, который и привлёк ордынцев на свою сторону. По другой версии, княжеские распри были лишь поводом для длительной военной экспедиции в русские земли, а основной целью было стремлением ордынского хана Тохты упрочить свою власть, снизить влияние Ногая.[2]

Из новгородской летописи

В лто 6801 [1293]. … Того же лта би чоломъ Андри князь цесареви съ иными князи на Дмитриа князя с жалобами, и отпусти цесарь брата своего Дуденя съ множеством рати на Дмитриа. О, много бяше пакости крестияномъ безвинныя городы поимаша: Володимерь, Москву, Дмитровъ, Волокъ и иныи грады, положиша всю землю пусту; а Дмитрии во Пьсковъ вбжа. Новгородци же Сменомъ Климовичемъ дары послаша цесарю Дюденю на Волокъ: «воспяти рать с Волока»; а по Андря послаша с поклономъ. Андри князь рать въспяти, а самъ поиха в Новъгород и сде на стол, в недлю сыропустную.

https://ru.wikipedia.org/wiki/



Неврюева рать

***

***

НЕВРЮЙ (Картаг)
Царевич Золотой Орды во времена правления Сартака, сына Бату-хана, руководивший карательным походом на Русь

В 1252 году Александр Невский обратился за военной помощью к хану Сартаку против своего брата и соперника, великого князя владимирского Андрея Ярославича, который, как он полагал, не по заведенному старшинству занял княжеский стол Владимира.

По некоторым историческим сведениям, великий князь Ярослав завещал своему сыну Андрею великое княжение, а старшему сыну, Александру, указал править в Новгороде и Киеве, и именно такое положение устроило великого монгольского хана Гуюка. Но Бату-хан выступал за то, чтобы дать великое княжение своему фавориту - князю Александру, тем более, что с Гуюком началась война.

В помощь князю Александру было послано войско, во главе с царевичем Неврюем, карателями командовали также Котия и Олабуга, скорее всего темники.

«Неврюева рать» форсировала Клязьму под Владимиром, но не задержалась под стенами столицы. Неврюй догнал и разбил князя Андрея под Переяславлем. 
http://all-generals.ru/index.php?id=1763


***

Дата
1252 год
 
Итог
Вокняжение во Владимире Александра Невского

Командующие

• Неврюй
 • Андрей Ярославич
• Ярослав Ярославич

Неврюева рать (1252 год) — карательный поход золотоордынских войск под командованием Неврюя, направленный (возможно, по просьбе Александра Невского[1][2][3]) против брата Александра Невского великого князя владимирского Андрея Ярославича.

Истоки конфликта, по мнению историков, лежали в разделении наследства Ярослава Всеволодовича, отравленного в Орде в 1246 году. Занявший Владимир в соответствии со старым порядком наследования брат Ярослава Святослав Всеволодович был изгнан одним из младших Ярославичей, Михаилом. По некоторым сведениям, Ярослав завещал Андрею великое княжение, а старшему сыну, Александру, Новгород и Киев, это было поддержано монгольским ханом Гуюком, в то время как Батый требовал дать великое княжение Александру. Конфликт между Гуюком и Батыем закончился в 1247 году смертью Гуюка в Мавераннахре во время похода на Батыя. В последующие годы занявший ханский престол Мунке занимался подавлением своих внутриполитических противников, в том числе с помощью посланных Батыем войск во главе с Бурундаем (1251).

В конце 1249 года Александр и Андрей вернулись на Русь, после чего наметился союз Андрея и Ярослава Ярославичей с Даниилом Галицким.

По одним данным, приказ идти походом на Андрея Ярославича отдал Сартак (сын Батыя и, возможно, его соправитель); по другим, это сделал сам Батый[4].

Во главе похода встал полководец Неврюй, названный в IV Новгородской летописи «царевичем». По данным некоторых летописей, кроме него войсками командовали ещё Котия и Олабуга - вероятно, имевшие звание темников.

Неврюй перешёл Клязьму под Владимиром, разбил Андрея в канун Борисова дня, то есть 23 июля. Подробности сражения неизвестны.

Андрей и Ярослав сначала бежали в Новгород, но новгородцы не приняли их, после чего Андрей уехал в Швецию, а Ярослав во Псков.

Неврюй разорил Переяславль-Залесский, где была убита жена Ярослава Ярославича и взяты в плен дети. В Орду было уведено «бещисла» людей, коней и скота.

Это было первое после нашествия Батыя появление в Северо-Восточной Руси крупных монголо-татарских военных сил.

Историки придерживаются различных мнений о причастности Александра Невского к походу Неврюя[5], в результате которого он стал великим князем владимирским.

По возвращении из Швеции Андрей получил от Александра Суздаль (Святослав Всеволодович умер в 1252 году), и о новых конфликтах между ними неизвестно, но Ярослав продолжил борьбу, придя в 1255 году в Новгород.

Но Александр восстановил свои позиции там, вернув туда сына Василия из Торжка.

https://ru.wikipedia.org/wiki/





Кто вёл Неврюеву рать?

***

Татарский царевич Неврюй пришел с ратью в 1252 г. в Суздальскую землю для расправы над великим князем Андреем. На страницах учебников слова «неврюева рать» означают повторение страшного батыева разорения Северо-восточной Руси. Выгоду получил Александр Невский, в схиме Алексей (История русской церкви, с. 110). Он стал великим князем. Многие историки считают, что татарская рать появилась не без интриг князя Александра. Кто такой Неврюй или Невруй? Что известно о человеке, который вел татар?

Практически ничего! Имя «Неврюй» упоминается в летописях еще раз, но говорится уже об ордынском после Алексе Неврюе: «…прииде посолъ изо Орды от царя Алекса Неврюй…» (Никон, летопись, см.: Насонов, с. 79), (Мейендорф, с. 88)? Историки относят «явление» посла Неврюя к 1297 г. Он руководил по воле ордынского царя съездом русских князей. Вполне возможно, что это один и тот же «татарин». В первый раз это царевич, т. е. человек молодой, второй раз — седовласый дипломат. Важно, что у него христианское имя Алексей!

Подумаем над тремя уравнениями: Алекса=Алексей, Нев-рюй=Невский, Алекса Неврюй=Александр Невский.

Вероятно, на этот вопрос можно было бы ответить, если понять, что означают слова «невский» и «неврюй». Но такая задача требует хороших знаний в области этимологии. Но дилетантам все позволено. Откроем «Этимологический словарь русского языка» М. Фасмера: «Нева — река… впервые др. — русск. Нева, Жит. Александра Невск. (XIII в.), стр.2; ранее также Нево „Ладожское озеро“ (Пов. врем. Лет и еще в Кн. Большого черт.). Из фин. Nevajoki, Nevaj"arvi от neva „болото“…».

Напомним, что в Северо-восточной Руси жили угро-финские народы. Стало быть, на их языке «невский» могло звучать подобно «nevaj"arvi», т. е. «невайярви», а их соседи-славяне, пытаясь проговорить чужое слово, вполне могли лепетать что-то в духе «невйюрва» или «невруй», «неврюй». Так что выходит, что Алекса Неврюй — это просто-напросто инок Алексей Невский или хорошо знакомый нам великий князь Александр Невский, и, следовательно, неврюева рать — это очередное побоище между родными братьями Рюриковичами — Андреем Ярославичем и Александром Ярославичем. По какой причине? Причина все та же: Большой европейский политик.

Андрей пытался вывести Северо-восточную Русь из состава Ордынской Руси. Искал союза с Даниилом Галицким. Напротив, Александр — сторонник союза с Ордой. Пришлось Андрею бежать в Швецию.

Как мог в таком случае Александр Невский под именем Алексея Неврюя появиться в 1297 г. на съезде русских князей? Ведь князь Александр умер в 1263 году! Но ведь в этом году князь принял схиму, стал иноком Алексеем. Данное событие равносильно политической смерти князя, но отнюдь не физической. Престарелый монах Алексей, великий князь Александр в прошлом, вполне мог быть тем авторитетным человеком, который был призван царем для вразумления передравшихся друг с другом Рюриковичей.



***

Неврюева рать (1252 год) — карательный поход золотоордынских войск под командованием Неврюя, направленный царевичем Сартаком, соправителем своего отца Батыя, против великого князя владимирского Андрея Ярославича, брата Александра Невского. Существует устойчивое мнение, что Неврюеву рать привёл на Русь сам Александр Невский. Однако так ли это? Предлагаем вам ознакомиться с главой "Неврюева рать" из книги Д.Г. Хрусталёва "Северные крестоносцы. Русь в борьбе за сферы влияния в Восточной Прибалтике в XII-XIII вв.", где исследован этот вопрос.

 В 1252 г. на Северо-Востоке Руси разгорелся новый русско-монгольский конфликт, приведший к походу рати хана Неврюя и новому (первому после 1238 г.) разорению края. Существо произошедшего вызывало и вызывает разноречивые мнения историков. Постараемся рассмотреть подробнее источники по сложившейся ситуации.
Суздальская летопись — официальный, но, чаще всего, наиболее достоверный источник по событиям тех лет — излагает дело в следующей последовательности:

«В лето 6760[март 1252 — февраль 1253] Иде Олександръ князь Новгородьскыи Ярославнчь в Татары, и отпустиша и с честью великою, давшее ему стареишиньство во всей братьи его.
В то же лето здума Андреи князь Ярославичь с своими бояры бегати, нежели цесаремъ служити; и побеже на неведомую землю со княгинею своею и с бояры своими;
и поташа Татарове в следъ его, и постигоша и у города Переясллвля;
[ничто не указывает на разрыв текста в этом месте, но, скорее всего, здесь пропущен рассказ о битве с монголами у Переяславля, так как далее сообщается о результатах этого сражения]
Богъ же сохрани и и молитва его отца;
Татарове же россунушася по зелми, и княгыню Ярославлю [скорее всего, жену Ярослава Ярославича]яша, и дети изъимаша, и воеводу Жидослава ту увита, и княгыню увита, и дети Ярославли в полонъ послаша, и люди бещисла поведоша до конь и скота, и много зла створше, отидоша.
Того же лета пустнша Татарове Олга князя Рязаньского в свою землю.
Того же лета приде Олександръ князь велнкыи ис Татаръ в градъ Володимерь, и усретоша и со кресты у Золотых вороть митрополитъ и вси игумени, и гражане, и посадиша и на столе отца его Ярослава, тисящю предержащю Роману Михаиловнчю, и весь рядъ, и бысь радость велика в граде Володимери и всей земли Суждальскои.

В то же лето преставися христолюбивыи князь Святославъ Всеволодичь».

Еще Дж. Феннел в специальной статье в 1973 г. отмечал несогласованность изложения Лаврентьевской (Суздальской) летописи: сразу говорится о завершающей стадии событий — Андрей бежал «в неведомую землю» (летописец даже не знает, что этой землей была Швеция), а потом сообщает о последствиях сражения под Переяславлем (опуская сам факт сражения) и о разорении монголами Суздальской земли. Подробно перечислены погибшие и описаны беды монгольского погрома; при этом вскользь упомянута супруга Ярослава Ярославича, захваченная и погибшая почему-то под Переяславлем, его дети и воевода «Жидослав», имя которого очень напоминает Жирослава Михайловича, которому Юрий Всеволодович поручил воеводство накануне битвы на Сити. Очевидно, что летописец пропустил и заметно отредактировал сюжет с монгольским нападением и битвой у Переяславля — даже глава интервентов Неврюй не назван по имени. С редакторской работой связана и нравоучительная фраза о том, что Андрей решил «бегати, нежели цесаремъ» служити» — явный полемический отсыл к политике «замирения Орды», которую проводил Александр Ярославич.

Совершенно иную, связанную и цельную картину событий — «Повесть о Неврюевой рати» — рисуют Воскресенская, Софийская первая и некоторые другие поздние летописи:

«Того же лета прииде Неврюй, и Котья, и Славуха храбрый на землю Суздалскую, со миогыми вон, на великого князя Андрея Ярославича. Бысть же въ канунъ Боришу дни, безбожьнии Татарове подъ Володимеремь бродншася Клязму, и пондоша ко граду къ Переяславлю таящееся; наутрии же, на Боришь день[24 июля 1252 г.], срете ихъ князь великий Андрей со своими полкы, и сразишася обон плъци, и бысть сеча велика,
гневомъ же Божиимъ, за умножение греховъ нашихъ, погаными Христиане побежени выша.

А князь великий Андрей едва убежа и приеха въ Велнкый Новъгородъ, Новгородцн же его не прияша, онъ же еха къ Пскову и тамо высть немного, ожндалъ во бе своея княгини; прииде къ нему его княгини, и онъ оттоле и со княгинею идее въ Немецкий градъ Колывань. И оставивъ ту княгиню, а самъ ступи за море во Свейскую землю, местеръ же Овенскнй срете его и прия его съ честью, онъ же посла по княгиню въ Колывань; и бысть ту неколико время и со княгинею во Свейской земли. Пребывъ же пакы ту, и потомь прииде во свою отчину;

а тогда безбожнии Татарове плениша градъ Переясллвль, княгиню Ярославлю яша, и дети изоимоша, и убиша ту воеводу Жидислава, и княгиню убиша, а дети Ярославлн въ полонъ поведоша, и людей много полоннша, и много зла сотворивъ отъидоша».

Последовательность изложения событий в Суздальской летописи позволяла исследователям реконструировать события таким образом, что монгольские войска были приведены на Русь жалобами Александра Невского: сначала князь поехал в Орду, потом оттуда пришла монгольская рать и выгнала князя Андрея, а затем вернулся Александр и сел на великокняжеском столе.

Стремление уличить национального героя в марании рук, с одной стороны, и желание во что бы то ни стало обелить его, с другой, привело ученых к многолетней полемике. Огня подлил и В. Н. Татищев, который в «Истории Российской» полновесно развил обвинения в адрес Александра Ярославича:

«И жаловася Александр на брата своего великого князя Андрея, яко сольстив хана, взя великое княжение под ним, яко старейшим, и грады отческие ему поймал, и выходы и тамги хану платит не сполна. Хан же разгневася на Андрея и повеле Неврюи салтану итти на Андрея и привести его перед себя. И того ж лета прииде из Орды Невруй салтан, и князь Катиак {далее изложение напоминает уже цитированную «Повесть о Неврюевой рати»}».

Наиболее емко главенствующую у исследователей версию о «размолвке братьев в 1252 г.» изложил В. Л. Егоров:

«Деятельный и очень жесткий по характеру князь (чему в летописях есть выразительные примеры) не мог и не стал мириться с тем, что младший брат оказался у руля внутренней и внешней политики Северо-Восточной Руси. Скорее всего, конкретной причиной столкновения между братьями стало выяснение соподчиненности в иерархии власти. Обладавший титулом великого князя Киевского Александр, несомненно, предъявлял права на верховную власть во всех русских землях, с чем Андрей не мог согласиться, по крайней мере, по двум причинам. Великое княжение Владимирское стало фактически автономным еще до монгольского нашествия, и, во-вторых, его утверждение было санкционировано высшей имперской властью в Каракоруме».

В подобном ключе представляли события многие другие как отечественные, так и зарубежные исследователи. Даже Г. В. Вернадский в апологетической статье «Два подвига Св. Александра Невского» (1925 г.) фактически согласился с причастностью Александра к приходу Неврюевой рати. Историк писал: «Не встречая покорности в братьях, Александр не останавливался перед тем, чтобы смирять их с помощью татар».
Мы далеки от крайности, в которую впадают некоторые ученые, отвергающие наличие у Татищева каких-либо дополнительных, кроме сохранившихся до наших дней, источников. Однако в данном случае, сообщая о жалобе Александра на Андрея, ученый скорее попытался дописать летопись — логически прояснить ее содержание. Вся фраза испещрена неологизмами и внелетописными оборотами. Так же оценивал текст Татищева и Н. М. Карамзин. Однако это никак не умоляет контекста летописного изложения, который и пытался трактовать Татищев.
Многие историки не раз пытались разъяснить действия Александра Ярославича в благожелательном для него тоне. Так, В. А. Кучкин считает, что Андрей выступил против монголов уже после отъезда Александра в Орду. В итоге он сам спровоцировал карательную операцию, а Александр Ярославич безуспешно пытался ее предотвратить. И. Н. Данилевский считает, что все дело было связано со сменой монгольского великого хана, отчего и потребовалась ротация русских князей, инициатором которой Александр никак выступить не мог. А. А. Горский представлял дело как спланированную акцию монголов против группы нелояльных князей. Андрей, вступив в брак с дочерью Даниила Романовича, подпал под его влияние и стал проводить «независимую от Батыя политику», в результате чего хан его покарал.

В связи с этим мы хотели бы сделать несколько замечаний.

1. Априори признается, что в той форме дуумвирата, который утвердился на Северо-Востоке Руси после 1249 г. (Андрей держит Владимир, а Александр — «Киев и всю Русскую землю»), заложены зерна конфликта 1252 г. Однако при этом выносятся за скобки конкретная причина конфликта 1252 г. и разъяснение необходимости вмешательства именно монголов. По мнению В. Л. Егорова, Александр не хотел прибегать к «обычной практике междоусобной войны», а рассчитывал решить вопрос «чисто административными» методами. Решить вопрос о смене великого князя?! Этот сюжет мы уже рассматривали в 1247-1248 гг., когда меняли князя Святослава — тогда его сначала выгнали, а потом утвердили сложившееся положение в Орде. Кстати, обошлось без кровопролития, и все участники сохранили добрые отношения. Отчего ж теперь схема была иной? Да и Александр Ярославич предстает таким властным гордецом, жаждущим всемерной власти. Почему же он ждал три года? Надо полагать, дело совсем не в происках Александра — летопись отмечает, что к Батыю он отправился князем Новгородским. Соответственно, события его обращения в великого князя, судя по всему, произошли в Орде, с которой и вступил в конфликт Андрей.

2. Высказывалось мнение, что Андрей чуть ли не сформировал антимонгольский альянс среди суздальских князей. Отправной точкой этого видят его брак с дочерью Даниила Романовича, активно вовлеченного позднее в войну с монголами. Однако для Даниила поводом к войне послужило нападение Куремсы в конце 1252 г., а развязал он ее лишь в 1254 г. Нападение же Неврюя относится к лету 1252 г. — на Борисов день (24 июля). И бежит Андрей вовсе не к Даниилу, а в Прибалтику и в Швецию. Все это слабо напоминает запланированные действия. Да и не Даниил выступает инициатором конфликта с Востоком, а опять же сам Андрей. Насколько случайным его союзником был Ярослав Ярославич — судить сложно.

3. Нигде в летописи нет намека на то, что к конфликту Андрея с монголами причастен Александр. В Житии, которое писалось современником, хотя и агиографом, специально отмечено, что «разгневася царь Батый на врата меншаго Андрея и посла воеводу своего Неврюня покоевати землю Суждальскую», а «по пленении же Неврюневе князь великий Александръ церкви воздвигну, грады исполни, люди распуженыа събра в домы своя». Уж слишком лицемерно выглядела бы забота Александра о суздальцах, если бы он сам был инициатором Неврюева похода. В летописи говорится, что встречали его возвращение из Орды с радостью и всем миром. Сложно представить здесь подвох.

Справедливости ради следует признать, что конфликт между Андреем и Александром все же был — по крайней мере, в глазах Андрея. Из-под Переяславля князь бежал не куда-нибудь, а в земли старшего брата (в Новгород, в Псков) — причем пытался в них вокняжиться, а потом отправился к его давнему врагу Биргеру, лишь недавно отвоевавшему земли тавастов (еми). Андрей мог винить брата в пассивности в период его столкновения с Неврюем — ведь в это время Александр и в самом деле находился у монголов.

http://statehistory.ru/1357/Nevryueva-rat--1252-g-/



Ахмылова рать

***

Ахмылова рать. Лето 1322 года
***
До Михайлова дня трепетали посады… Сёла утекли в леса, на болота. Схоронились — кто за стенами града, кто по дальним заимкам, по пустошам. Земля обмелела от ужаса… одни собаки да деревенские дурачки…

Ахмыл вторгся на Русь в конце октября, ещё лист не везде опал. Тяжкой ратью прошёл-промял Низовские земли до Стародуба, до Мурома, обратив их в прах. Двинулся левобережием Волги.

От Городца, по правому берегу, ПОТЯНУЛАСЬ ЗА НИМ МОСКОВСКАЯ РАТЬ.

Стёр Городец и всю весь ту… Набрав полон, поднялся до Костромы, разорил и выжег её до тла. То же сотворил с Ярославлем — бросил на пепелище… Пустил орду по Мологе и Сити, куда не ждали. И покрылось всё стоном, как дымом; прогоркла земля от крови…

В Ростове тишиной торгуют. Все сбились в каменный собор Успенья. Кому не осталось места, таились в монастырях. Всюду вопль к Матери-Богородице, все храмы настежь… С Толги прибежал владыка Прохор, еле цел, говорят. Объявился гонец от князя Московского Ивана, слух пронёсся, что Ахмыл уже на Которосли, у Белого Камня! И хлеба кусать не могли от страха…

Тогда выехал СРОДНИК ХАНОВ, по прадеду, ростовский Игнатий, с ним же святитель Прохор. В трёх верстах встретили человека нарочитого от татар, и доехав до стана их, где шатёр Ахмылов, вошли туда, «аки в геенну». БЫЛ ТАМ И КАЛИТА…

В ту же ночь вернулся владыка с вестью. Град ожидал его, не смыкая очей своих…
Откупились единым обозом сокняжим, да к тому два бараньих стада впридачу.

Обошлось. За то слава Господу Богу и Заступнице Богородице.








Щелканова рать

***

1327
В Тверь прибыл ханский посол Чолкан, что вызвало восстание против него Воспользовавшись восстанием против ордынского баскака Чолхана, МОСКОВСКИЙ КНЯЗЬ ИВАН КАЛИТА ВМЕСТЕ С ОРДЫНЦАМИ сжигает Тверь и, получает не только ярлык, но и право сбора дани.


АНТИОРДЫНСКОЕ ВОССТАНИЕ В ТВЕРИ В 1327 Г.

В 1327 г. произошло большое антиордынское восстание в Твери, куда пришел с отрядом ордынской конницы «посол силен зело царевичь Щелкан Дюдепевичь изо Орды, от царя Азбяка». В ответ на насилия и грабежи приезжих ордынцев в Твери поднялось восстание, бой на улицах продолжался до захода солнца, «и побели Щелкан Дюденевичь на сени, и зажгоша под ним сени и двор весь... и ту сгоре Щелкан и с прочими... И гостей ординских старых и новопришедших, иже с Щелканом Дюденевичем пришли, аще и не бишася, но всея изсекоша, а иных истопиша, а иных в костры дров складше сожгоша»
Каргалов В.В. Конец ордынского ига 

***


Рецензии