Креативное лидерство белых ворон

«Белые вороны», на мой взгляд, самое яркое проявление индивидуальности личности. Чаще всего этот феномен возникает от 11 до 18 лет когда уже не ребенок, но еще и не взрослый сталкивается с тем, что ему необходимо соединить в себе все имеющиеся знания о самом себе. Принять их и сделать гармоничными. Самое главное в этот момент - понять, что его понимание и восприятие самого себя согласуется с тем, как его воспринимают окружающие.
Согласно Э. Эриксону, основа для благополучной юности и достижения интегрированной идентичности закладывается в детстве. Однако за пределами того, что подростки выносят из своего детства, развитие личной идентичности происходит под сильным влиянием тех социальных групп, с которыми они себя идентифицируют. Например, Э. Эриксон обращал внимание на то, как чрезмерная идентификация с популярными героями (кинозвездами, суператлетами, рок-музыкантами) вырывают «расцветающую идентичность» из ее социального окружения, тем самым, подавляя личность.
Неспособность юных достичь личной идентичности приводит к тому, что Э. Эриксон назвал кризисом идентичности. Кризис идентичности, или ролевое смешение, чаще всего характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование. Многие подростки, страдающие от специфичного для этого возраста конфликта, испытывают пронзительное чувство своей безопасности, душевного разлада и бесцельности. Они ощущают свою неприспособленность, отчужденность и иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности – противоположной той, что настойчиво предлагают им родители и сверстники. В этот момент подростки начинают увлекаться субкультурами таким образом проявляя свой внутренний конфликт.
В этот момент «белые вороны» могут разделиться на 2 типа:

    Первые могут замкнуться в себе, пытаться «усредниться», найти в себе множество недостатков, приобрести множество комплексов. Такие дети своих одноклассников могут воспринимать как врагов и перестать с ними общаться, мечтая только по-быстрее закончить школу. Окружающие часто игнорируют таких людей и относятся к ним с пренебрежением. Иногда такие «белые вороны» сосредотачиваются на занятии чем-либо, например, музыкой, рисованием и другим.
    Второй вариант «белых ворон» представляет собой людей-лидеров. Они готовы повести за собой ради достижения какой-либо цели. Они постоянно придумывают что-то новое, не боятся выделяться из толпы. Любят спорить и доказывать свою точку зрения. Предпочитают быть всегда на виду. Все данные им задачи стараются решить нестандартно, так как до них еще никто не решал. Их отличительная особенность в том, что они берут на себя ответственность за все свои действия. Они очень уверенны в себе и целеустремлены. В классе такие дети часто становятся лидерами. На работе их хорошо мотивируют сложные задания и делегирование ответственности за решение этой задачи.

Самые креативные лидеры именно «белые вороны», так как они всегда в поиске чего-то нового и нестандартного. Именно такие люди и двигают науку и «катят этот мир».
Феномен «белой вороны» в психологии изучен мало, но тем не менее это очень интересная тема, открытия в которой принесут большую пользу в вопросах воспитания детей и их социальной адаптации.
 


Рецензии