День рожденья

    Виталий недовольно поправил клетчатую рубашку и зашел в подъезд нужного дома. Он не хотел идти на день рожденья мало знакомой Лены. Настроение было паршивое, хотелось уединиться, а тут совершенно не к стати это глупое, неуместное приглашение. Виталий поморщился, он встречал именинницу всего два раза. Он только неделю назад вернулся из армии и узнал, что невеста бросила его и теперь встречается с его лучшим другом. Виталий ненавидел обоих. Ему хотелось разобраться с другом другу, хотелось мстить. Но друг, как и его бывшая невеста Света, исчез.
    Виталий передернул плечами и нажал кнопку звонка. Ему открыла именинница Лена. Виталий сухо сказал несколько слов поздравления и протянул конфеты. Лена фыркнула, недовольная скромным подарком и попросила гостя пройти в зал. Виталий зашел в комнату. Обилие гостей потрясло его. Молодой человек не ожидал, что на день рожденья приглашают стольких людей. Здесь было человек тридцать пять, может сорок. Но удивляло не только это. Гости не были похожи на давних знакомых, они даже почти не разговаривали. Так, перебрасывались редкими фразами. Виталий опустился на свободный табурет, но тут из кухни появилась именинница и строго произнесла.
- Ваше место не здесь. Вы что не видите, что на тарелках лежат имена, как кто сидит.
    Виталий молча поднялся и пересел в центр стола, слева от него осталось два свободных места. Справа сидела женщина лет тридцати с молодым кавалером. Виталий наклонился к женщине и тихо спросил:
- Сколько лет имениннице?
    Женщина повернулась к своему кавалеру и повторила вопрос. Тот спросил у рядом сидящего. Выяснилось, что Лене исполняется 20. Тот факт, что часть гостей не знают, сколько лет хозяйке праздника заставил Виталия улыбнуться. Тут в прихожей раздался звонок. Лена встретила новоприбывших и пригласила в зал, они были последними. Именинница указала запоздавшей паре на свободные места.
    Виталий поднял глаза и окаменел. На его губах застыла улыбка, улыбка ненависти и боли. В зал зашла бывшая невеста Света с другом Кириллом. Увидев его, пара так же застыла в нерешительности.
- Садитесь, мы все ждем вас! – нетерпеливо поторопила Лена.
- Я рядом с ними сидеть не буду! – грозно произнес Виталий и резко встал.
- Но ведь я все распланировала, - запричитала хозяйка, - все должно быть…
- Я сказал, что не буду сидеть рядом с ними! – он направился к Кириллу.
- Виталий, умоляю, не здесь!!! – истерически закричала Света, становясь между мужчинами.
    Виталий и сам понимал, что сейчас не место и не время разбираться с Кириллом. Он выдохнул и обратился к даме, с которой сидел рядом.
- Можно поменяться с вами местами?
    Женщина испуганно покачала головой и, обхватив руку своего молодого ухажера, быстро зашептала.
- Я пришла на этот день рожденья, что бы хоть немного побыть с Тимуром. Прошу, не лишайте меня этого счастья. Мне нет дела до именинницы и праздника, для меня главное - это мой Тимур. Муж и так ревнует меня, а здесь день рожденья, безобидный повод для встречи.
    Виталий сдержал горькую усмешку и сел на место какой-то девчонки, та пересела. Как только гости разместились, хозяйка праздника объявила:
- Мне сегодня исполняется двадцать лет…
    Но тут Лена осеклась, услышав тихий шепот Тимура и его знакомой. Лена была недовольна, что кто-то говорит одновременно с ней и, повысила голос.
- Вы пришли на праздник, будьте так добры, не перебивайте хозяйку.
    Виталий присвистнул, его начинала раздражать эта особа. Повисло тягостное молчание. Лена продолжила речь, посвященную самой себе, когда она замолчала, гости уже нетерпеливо смотрели на часы.
- А теперь, вы можете сказать тосты и поздравления! – объявила именинница.
    Все молчали, видимо никто не хотел говорить ни тосты, ни поздравления, однако это обстоятельство ничуть не смутило бескомплексную Лену. Она встала и громко запела: «С днем рожденья меня! С днем рожденья меня!». Гости косились друг на друга, но стали тихо подпевать. Когда все замолчали, кто-то сказал банальное поздравление, после чего гости быстро стали наполнять тарелки и бокалы.
    Еды было много, даже чересчур много. Виталий быстро поел, пить ему не хотелось, и покосился на Свету и Кирилла. Они отводили от него глаза, шептались. Виталий оценивающе оглядел гостей. Разношерстная компания, не знакомая. Виталию невыносимо захотелось уйти. Тут женщина, которая сбежала от мужа на день рожденья для встречи с любовником Тимуром, начала говорить о погоде. Плавно перешли на последние новинки кино, половина стола оживилась, поддерживая разговор. Виталий уже тоже присоединился и хотел вставить свою реплику, как прозвучал недовольный голос самовлюбленной именинницы.
- Друзья, я вижу, вы поели. Зачем же говорить о такой ерунде? Ведь сегодня мой праздник, мне исполняется двадцать! Проводите меня во взрослую жизнь, скажите свои пожелания.
    Виталий хотел покрутить пальцем у виска, но сдержался. Две девочки прыснули со смеха. Света и Кирилл переглянулись. Из-за стола поднялся мужчина и стал что-то желать. Его никто не слушал, все сосредоточено накладывали закуски. Виталий толкнул соседа и шепотом заметил.
- Что за чушь, какие проводы во взрослую жизнь? Меня в армию никто не провожал такими словами.
    Сосед хохотнул и ответил таким же тоном.
- Знаешь, на свадьбах есть тамада. А наша Лена видимо решила выполнять такую роль на собственном дне рождения.
- Ты ее знаешь?
- Один раз в кино вместе ходили.
    Виталий понимающе кивнул. В этот момент встал Кирилл и стал говорить поздравления. После двух фраз, Кирилл перевел глаза на Виталия и с легкой улыбкой произнес.
- Еще желаю, что бы у тебя были надежные друзья и верный спутник жизни. Я такого спутника себе уже нашел, - он улыбнулся побелевшей от страха Свете.
    В голову Виталию ударила кровь. Такая насмешка была непростительна, особенно при сорока свидетелях. Глаза его потемнели, зрачки сузились и уперлись в смеющегося над ним Кирилла. Виталий встал, стол задрожал, бокалы расплескались. В два шага он был возле Кирилла и, схватив его за грудки, вытащил из-за стола и отбросил к стене. Уже подвыпивший Кирилл не сразу обрел равновесие, и Виталий успел сломать ему нос и рассечь скулу.
- Что вы творите! – завизжала Света. – Виталий, оставь его!
    Эти слова произвели на Виталия противоположный эффект и он еще раз удирал своего врага.
- Это мой день рожденья и я требую, что бы вы прекратили драку!!! – с надрывом закричала Лена.
    Трое мужчин стали растаскивать противников. Когда это удалось, Виталий вырвался и с чувством произнес, не отводя горящих глаз от Светы и Кирилла.
- Я не хочу иметь с вами ничего общего! Если ты, - он смерил Кирилла, - еще раз позволишь в мой адрес высказывание, то твое лицо даже Света не узнает.
    Кирилл вздрогнул и, взяв Свету за руку, коротко попрощался с Леной и ушел. Наступила пауза. Все, кроме мило беседующих Тимура и его подруги, столпились возле Виталия.
- Что ж, - нарушила молчания Лена, - садитесь, я принесу чай.
    Гости стали усаживаться на места, тихо переговариваясь и косясь на Виталия, который тут же стал центром внимания. Кто-то налил ему вина, кто-то похлопал по плечу, три девушки стали шутить и улыбаться. Через пятнадцать минут, когда стол был заново накрыт и, вернулась Лена, она застала весело беседующих гостей. Виталий теперь был центром всех разговоров.
    Лена была самолюбива. Она устроила этот праздник для себя, она желала быть в центре внимания, все должны были говорить только о ней! Этих гостей позвала она и, этот день только ее!!! Они не собиралась делиться вниманием с каким-то парнем, которого даже не знала.
- Друзья! – громко прервала Лена собравшихся. – Я понимаю, что все вы давно знакомы…
    Послышался приглушенный смех. Большая часть видела друг друга впервые. Лена покраснела, она поняла, что смеются над ней, но продолжила.
- … Прошу проявите хоть немного благодарности ко мне, хотя бы за этот чудесный стол. Ведь все это я готовила для вас!
- Я пришел сюда, что бы нахаляву поесть, - прошептал кто-то Виталию.
- А я что бы на дачу с братом не ехать, - отозвался второй. – Ненавижу грядки и прополку.
    Все это время Лена что-то говорила, однако продолжение речи никто не слушал, вновь завязался разговор. Люди смеялись, говорили, постепенно опустошая стол. Именинница была задета до глубины души. Она встала, надеясь, что привлекла внимание, однако никто ее даже не заметил. Подойдя к приемнику, она включила музыку, гости недоуменно замолчали.
- А теперь танцы! – объявила Лена.
    Тимур улыбнулся своей спутнице, и первая пара встала из-за стола. Еще две пары покинули свои места, но остальные остались сидеть.
- Что же вы сидите? – обиженно спросила Лена, - Ведь все остальные танцуют.
- Мне все равно, что делают остальные, - холодно заметил Виталий, - я не хочу танцевать, и никто меня не заставит.
- Но ведь праздник, все должны радоваться!
- Должны?! – вздернул бровь парень. – Это я в армии был должен, но не сейчас.
    Лена побелела. Она привыкла, что последнее слово за ней и именно она всегда права. Не найдя ничего лучше, она сказала.
- Это мой день рожденья и на нем я устанавливаю правила, а кого не устраивает, может уходить.
    Эти слова были обращены к Виталию, однако он не шелохнулся. Зато рядом сидящие шесть человек подмигнули друг другу и ушли. Тимур со своей любовницей тоже незаметно удалились из квартиры. Лена закрыла дверь и, усевшись, стала демонстративно молча пить чай.
    Конечно, большинство людей еще оставались, но все происходящее было столь искусственным, что становилось тягостным. Находиться было тяжело, постоянные приказы хозяйки и неловкие паузы действовали на нервы. В течение следующих сорока минут ушли все. В зале остались только Виталий и Лена.
    Закрыв лицо руками, Лена разрыдалась. Вытирая потекшую тушь, она подняла красные глаза на Виталия и обиженно заговорила.
- Это все из-за тебя! Ты сорвал мне праздник! Это должен был быть самый веселый день рожденья, я собрала всех друзей, а ты… - она всхлипнула.
- Они не друзья тебе, - спокойно и даже с сочувствием ответил тот. – Ты встречала их несколько раз, но они не друзья тебе.
- Какая разница?! Я придумала программу, я бы всех объединила.
- Им не было до тебя дела. Каждый пришел сюда преследуя свои интересы. Зачем ты пригласила столько незнакомых? Кому и что ты хотела доказать? Думаю, что самой себе.
- Но я так старалась!
- Для кого?
- Для всех.
- Нет, - Виталий вздохнул. – Ты старалась для себя. Ты делала все, что бы привлечь внимание. Но знаешь, быть в центре не всегда хорошо.
    Он ушел, а Лена осталась одна, не сводя распухших глаз с пустого стола. Проглотив слезу, она согласно кивнула. Было невозможно создать искусственно то, чего нет на самом деле. Как и невозможно заставить людей, которые озабочены своими проблемами, веселиться.


Рецензии