Вакхическая плясовая

(три последние строчки при пении повторяются дважды).


Козлоногий бог Пан /1/,
Вечно весел и пьян,
Так играл на свирели своей,
Что вакханки, вакханты,
Нимфы и корибанты /2/
В пляс пускались резвей и резвей.

Пенелопа его
Родила. От кого,
Вряд ли кто вам сумеет сказать.
С женихами со всеми,
В ней смешавшими семя,
Породила на свет козлоногого мать.

Цезарь как-то сказал;
«Или Пан, иль пропал!» /3/
И победу в войне одержал.
Значит, бог козлоногий,
Как и прочие боги,
Свою милость ему оказал.

ПРИМЕЧАНИЕ

/1/ Бог Пан (у римлян - Сильван) - древнегреческое божество пастухов и скотоводов, плодородия и дикой природы, культ которого имеет аркадское происхождение. По одному из гомеровских гимнов, Пан считается сыном бога Гермеса (у римлян - Меркурия) и дочери Дриопа. По другой версии, он был сыном Гермеса и Орсинои. По третьему сказанию, Пан был сыном Зевса (у римлян - Юпитера) и Гибрис (Хюбрис), научившим Аполлона (у римлян - Феба) искусству прорицания, или же сыном Зевса от Фимбриды, или же сыном Зевса от Ойнеиды. Согласно Эпимениду, Пан был сыном Зевса от нимфы Каллисто (спутницы вечно девственной богини-охотницы Артемиды, в наказание за утрату девственности превратившей Каллисто в медведицу), и близнецом Аркада.

Существует и версия мифа, по которой Пан был сыном Гермеса и Пенелопы - супруги хитроумного царя Итаки Одиссея (у римлян - Улисса)- родившимся в Мантинее в Аркадии. По Дуриду, Пан родился у Пенелопы от её сожительства со всеми ста шестнадцатью (!) женихами, сватавшимися к ней до возвращения ее супруга Одиссея из-под Трои. По Евфориону, Пан был сыном Пенелопы от бога Аполлона. По Арефу Тегейскому - сыном Эфира от Энои. По Дидимарху - сыном богини Земли Геи от бога Небес Урана, отца Крона и деда Зевса. По Аполлодору Афинскому, Пан вообще не имел родителей. Кроме того, имя «Пан» («Всеобщий») было эпитетом главы олимпийского пантеона бога Зевса в орфической теогонии (сказаниях о происхождении богов). Пан родился с козлиными ногами, длинной бородой и, по многим версиям - с рогами, и тотчас же по рождении стал прыгать и смеяться. Испуганная необычайной наружностью и характером ребенка, мать (как бы ее ни звали) покинула его, но бог Гермес, завернув диковинного младенца в заячьи шкуры, отнес его на гору Олимп и до того развеселил всех богов, а особенно - бога вина Диониса (у римлян - Вакха, или Отца Либера) - видом и живостью своего сына (по одной из версий), что боги назвали новорожденного Паном, так как он доставил всем (греч. «пан» - «весь») великую радость. Пан считался богом-покровителем стад (современные лингвисты, в отличие от древних, связывают слово «Пан» с индоевропейским корнем «пасти»; соответственно, пан - пастушеский бог). Пан выкрал сухожилия Зевса у чудовищного Тифона. Он был самым древним и почитаемым богом у аркадцев, именовавшимся у них Ликейским, то есть «Волчьим» (у других греков - например, у афинян, это был эпитет бога Аполлона). Пан постоянно преследовал нимф с целью установления полового контакта. Окрестные жители не раз слышали, как Пан играл на свирели на горе Меналион в Аркадии. Пан изобрел пастушескую свирель-сирингу (и, соответственно, игру на свирели) близ горы Номия (Аркадия). Пан также помог объединенному ополчению афинян и платейцев одержать победу над персидской армией вторжения под командованием Датиса, Артафрена и Гиппия в битве при Марафоне, о чем еще пойдет речь далее (гора Пана по сей день существует на Марафонской равнине). Между Кифероном и Геликоном Пан, по достоверным свидетельствам очевидцев, во весь голос распевал пеан (торжественную песнь-гимн), сочиненный Пиндаром. В городе Саэтта Пана полюбила некая женщина. За помощь богам Пан стал созвездием Козерога. Согласно «отцу истории» Геродоту, Пан был самым древним богом. Когда боги пребывали в Египте, Пан повелел им превратиться в зверей, а сам стал козой или козлом (либо стал полукозлом-полурыбой). Страшный сатир Аркадский Эгипан (Айгипан) обычно отождествляется с Паном, но иногда считается его сыном. Эгипан — либо сын Зевса и козы, или сын Пана и козы; или сын козы Амалфеи, молочный брат Зевса. Он породил Козерога. Эгипан внушил врагам страх, когда Зевс сражался с титанами. Роскошные долины и рощи Аркадии считались царством Пана, где он резвился в кругу веселых нимф. Под его флейту или свирель-сирингу устраивались веселые, шумные хороводы, пугавшие смертных. В полдень, утомившись от занятий, Пан засыпает и с ним засыпает вся природа под знойными лучами солнца: это затишье считалось священным и ни один пастух не осмеливался нарушить его игрой на свирели, из боязни потревожить сон бога-покровителя. Когда горная тишина нарушалась отзвуками или криками, суеверие приписывало эти звуки Пану: отсюда страх, который испытывает человек, слыша неизвестно откуда идущие звуки среди тишины, называется паническим. Это представление выразилось в сказании о любви Пана и нимфы Эхо (согласно некоторым мифам, Эхо родила от Пана дочь Ямбу, в честь которой назван стихотворный размер ямб). Именно благодаря панике, вызванной Паном среди персов в битве при Марафоне, афиняне и их союзники-платейцы смогли одержать победу в этом сражении и загнать высадившийся в Аттике персидский морской десант обратно на корабли. Пан считался также богом зарождающегося света, озаряющего небо при восходе солнца. С этим представлением связан и миф о любви Пана к богине Луны Селене, которую он расположил к себе тем, что подарил ей часть своих стад. Как бог, исполненный природного вдохновения, Пан был и предсказателем; в Аркадии находился его оракул, жрицей которого была Эрато. Хорошо знакомый со всеми тропинками и дорогами своей страны, Пан считался также богом-проводником, подобно Аполлону и Гермесу; он указывал путь на суше и на море, усмиряя морские волны звуками своей флейты. Ему были посвящены горы, пещеры, дубы и сосны, а также черепахи. Как бог, любивший уединение и свободную природу, Пан не был городским божеством, и только по случайным поводам его почитали памятниками в городах. Так, в Афинах Пану был посвящен особый грот на Акрополе в память поражения персов, на которых Пан, как уже упоминалось выше, навел (панический) ужас во время Марафонского сражения.

Позднее, вследствие оргиастических свойств характера Пана, его культ слился с культом Великой Матери (Реи-Кибелы) и Диониса. В Лидии Пан был отождествлен с сатиром Марсием и считался учителем Олимпа. Как похотливый и задорный товарищ менад, нимф и гермафродитов, Пан, подобно сатирам, был олицетворением чувственной любви; поэтому в позднейшей литературе и искусстве Пан часто изображается как спутник Афродиты (у римлян - Венеры) и соперник Эрота (у римлян - Амура - не путать с Купидоном-Талассием, аналогом греческого Гименея!). При царях эллинистических династий Птолемеев (Египет) и Селевкидов (Сирия) Пан почитался в разных регионах Ближнего Востока. В частности, в его честь были названы город Паниум и река Баниас в Палестине. Кроме Пана, индивидуального божества природы, были еще существа демонического характера, называвшиеся фавнами — своего рода лешие с козлиными бородами, мучившие путников в горах и лесах, а также посылавших тяжелые сны (кошмары). Фавны (паниски) жили среди козьих и овечьих стад и были товарищами сатиров. Пану посвящены XIX гимн Гомера и XI орфический гимн. Пан - действующее лицо комедии Менандра «Брюзга».

Ежегодно в Римской империи совершалось празднование в честь Пана; посвященные ему праздники назывались Вота и Врумалия.

/2/ Корибанты — название мифических предшественников жрецов Кибелы или Реи во Фригии, в диком воодушевлении, с музыкой и танцами, отправлявших служение Великой Матери Богов, а также спутники бога вина Диониса (сопровождавшие его в Индийском походе и потому часто ассоциируемые с «одержимыми Дионисом» вакхантами, неистовыми вакханками-менадами, сатирами, панисками и богом Паном, также входившими в свиту Диониса). Корибанты считались сыновьями Аполлона и музы Талии, или сыновьями Аполлона и Коры-Персефоны. Согласно родосским сказаниям, корибанты были демонами — детьми богини Афины Паллады (именуемой у римлян Минервой и считавшейся в мифологии всех других эллинов целомудренной и девственной) и бога Солнца - титана Гелиоса (у римлян - Сола). Согласно другим версиям, корибанты считались детьми Крона и Реи (родителей Зевсе Громовержца), либо детьми Зевса и Каллиопы, тождественными Кабирам. Согласно еще одному мифу, титаны принесли в дар богине Рее (ассоциируемой греками с фригийской Кибелой) корибантов, прибывших из Бактрианы (область нынешнего Афганистана), Колхиды (нынешней Западной Грузии) или с острова Эвбеи (где жила мать корибантов - Комба). Римский поэт Публий Овидий Назон в своей поэме о чудесных превращениях «Метаморфозы» пишет, что корибанты были рождены из дождевой воды: таким образом Уран (Небо) оплодотворил Гею (Землю).

Во Фригии Рея-Кибела научила корибантов пляске. На острове Крит корибантов называли куретами (от слова «курос» - юноша). Они плясали обнаженными, с щитами, мечами и в шлемах, и подчас доходили до того же неистовства, что и жрицы-вакханки — менады (одержимые священным неистовством - «меносом», охватывавшим в пылу сражения и героев поэмы Гомера «Илиада»). Ударами мечей в щиты во время своей воинственной пляски (названной впоследствии «пиррической»), куреты-корибанты заглушали плач младенца Зевса (спрятанного нимфами в пещере на Крите), чтобы плач малютки-сына не донесся до ушей его жестокосердого отца Крона (Кроноса, у римлян - Сатурна), пожиравшего всех своих новорожденных детей, дабы те, повзрослев, не отняли у него власть над богами и людьми.

По одному из сакральных мифов, двое корибантов убили своего третьего брата и принесли на медном щите к подножью Олимпа, из его крови вырос сельдерей (который с тех пор считается благотворно влияющим на мужскую силу). Два брата-корибанта, взяв корзину с оторванным срамным удом (фаллосом) своего предводителя - бога вина Диониса (растерзанного на части по одной версии мифа - одноглазыми киклопами, а по другой - гигантами), доставили ее в Этрурию и поселились там. К одному из корибантов, «двусущему», превращенному по воле богини плодородия Део-Деметры (у римлян - Цереры) в змея, обращен XXXIX орфический гимн.

Корибанты-кабиры упоминаются в трагедии Еврипида «Вакханки» (124); у Павсания в «Описании Эллады» (III 24, 5; VI 25, 6; VIII 37, 6) и комм. (три фигуры Кабиров); в поэме Овидия «Наука любви» (I 505—506); в диалоге Лукиана Самосатского «О пляске» (8); у Страбона в «Географии» (X 3, 19, версии по Деметрию из Скепсиса); в сочинении Святого Климента Александрийского «Протрептик» (II, 19, 1, 6); у Нонна Панополитанского в «Деяниях Диониса» (XIII 135, 142, 143, 144, 146, 151; XXVIII 250, 276, 308; XXXVII 503, 634, 684, 686).

Согласно разным источникам, древние греки почитали не только двух, а гораздо большее число корибантов, в числе которых упоминаются:

1)Акмон - корибант, участник индийского похода Диониса, состязавшийся в метании диска на играх по задушенному змеей царевичу Офельту во время похода семерых против Фив;

2)Дамней - корибант, участник Индийского похода Диониса;

3)Деант - фригиец, брат корибанта Акмона;

4)Идей - один из корибантов, участник Индийского похода Диониса;

5)Кирбант;
   
6)Мелиссей - один из корибантов, участник Индийского похода Диониса; Состязался в кулачном бою в играх по Офельту, а также в метании диска;

7)Мимант;

8)Окифой (греч. Окитоос, «Быстрый») - корибант-курет, охранявший маленького Зевса в пещере на острове Крит; состязался в беге на играх по Офельту;

9)Пиррих;

10)Примней - корибант, участник индийского похода Диониса;

11)Сатрап - по Павсанию, прозвище одного из корибантов, чья статуя была перенесена из Самика в Элиду.

12)Сок - отец семи корибантов, низложенный Кекропом.

/3/ Римский государственный и политический деятель, полководец и писатель Юлий Цезарь свято чтил бога Пана (как Корнелий Сулла - Венеру, Октавиан Август - Аполлона, Марк Антоний - Геракла-Геркулеса и т.д.) - о чем свидетельствуют, в частности, произнесенные им при переходе через реку Рубикон, означавшим начало открытой гражданской войны с Гнеем Помпеем и стоявшим за Помпеем римским сенатом,сакраментальные слова: «Пан или пропал!», к сожалению, переводимые обычно не по смыслу, а буквально: «Жребий брошен!» (лат. jacta est alea). И Пан даровал Цезарю победу над Помпеем и погрязшим в коррупции и интригах злокозненным сенатом.


Рецензии