А. Г. Жучков. Прикосновение к тайне. 19-20

                Глава 21. СЕДЬМОЙ КОСМИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП

                «Лайя - в оккультизме - точка, в которой
                вещество становится однородным и
                неспособным взаимодействовать или
                дифференцироваться».   
                (Е.П. Блаватская, Теософский словарь, стр. 226)

      К Седьмому Космическому принципу эзотерическая литература относит такие понятия, как ЕДИНЫЙ АТОМ, АТОМ АТОМОВ, СУММА ВСЕГО, ЛАЙЯ-ЦЕНТР, ЦЕНТРАЛЬНАЯ ТОЧКА, ВЕЧНЫЙ АТОМ, что соответствует понятию ПРЕ-КОСМИЧЕСКИЙ ПРООБРАЗ ВСЕЛЕННОЙ.

      «Первоначальное Бытие, при первых Сумерках Рассвета Махаманвантары (после Махапралайи, следующей после каждого Века Брамы) есть СОЗНАТЕЛЬНОЕ ДУХОВНОЕ СВОЙСТВО. В Проявленных Мирах (Солнечные Системы) оно, в своей Объективной Субъективности подобно облаку Божественного Дыхания для глаза ясновидца в состоянии экстаза. Исходя из Лайя, оно распространяется в Беспредельности на подобие бесцветного флюида. Оно находится на Седьмом Плане и в своем Седьмом Состоянии в нашем Планетарном Мире». (1, т. 1, стр.358)
По ранее приведенным схемам этот Принцип можно представить через выявление его под ОСВЕЩЕНИЕМ СВЕТОМ, через вмещающие друг друга круги, но, как и в Шестом Космическом Принципе, остановимся лишь на характеристике через символ Тай-ци, а также через связь с Триадой.
а)                где: 1 - В;               
                7                2 - П 
                3 - К
I                2             4 - П1 
       5                1      5 - К1
II                6 - П2
        6                4                7 - К2
III                3

б)
                4        7
                1-3                или
               
                5        6

Рисунок24.
Завершение первого цикла проявления Абсолюта более наглядно было бы изобразить так, как это отображено на рисунке 24 а) и б). Причем, если мы вспомним традиционное изображение символа Тай-ци, то можно заметить взаимосвязь этих двух рисунков:
              7   
                где: 1-7 - Космические
 5                1-3                Принципы       

  6                4 
 Рисунок25               
Не трудно заметить, что четыре Космических Принципа (4-7) как бы заключены в три первых Космических Принципа (1-3), что напоминает последний вариант на рисунке 24 б) - квадрат в треугольнике. Также проявление Седьмого Космического Принципа можно было бы изобразить так, как это сделано на рисунке15, что в большей степени отражает тройственность проявления трех видов энергий: В, В1, В2, П, П1, П2, К, К1, и К2.
3 х 3 =9 (!) ; 10, где 3 духовного0 + 3 материального + 3 духовного1 = 9, за которым следует переход на качественно новый этап (10), рассматриваемый как своеобразный ноль, то есть нулевую точку, из которой будет развиваться в дальнейшем проявленная Вселенная.

      Исходя из названий Седьмого Космического Принципа, можно сказать, что:
- Центральная точка или Лайя-Центр - характеристика Принципа, изображенная в виде вмещающих друг друга семь кругов, где Седьмой Космический Принцип изображен в центре в виде точки;
«Лайя» не означает ничего конкретного - ни того, ни иного плана. Она означает состояние, или условие пребывания. Это санскритское слово, передающее идею чего-то в недифференцированном и неизменном состоянии, состоянии нулевой точки, в которой всякая дифференциация заканчивается».(4,с.15)
«Лайя есть то, что наука может называть нулевой точкой или линией; область абсолютной отрицательности или единая, истинная, абсолютная Сила, нуменон Седьмого Состояния того, что мы   в   неведении  называем  и  признаем,  как  «Силу»;  или  же  нуменон  Недифференцированной Космической Субстанции, которая, сама по себе, есть недосягаемый объект для конечного познавания; корень и основа всех состояний объективности и также субъективности; нейтральная ось, не один из многочисленных аспектов, но ее центр». (1, т. 1, стр.199)

      - Сумма Всего - Всего, что будет проявлено (при проявлении последующих Вселенских Принципов) или что было когда-то проявлено, как результат Творчества, проявления после перехода Вселенной в состоянии Пралайи.
       «Первичный Атом (Ану) не может быть размножен, ни в его прегенетическом состоянии, ни в его первородстве, потому он называется «Сумма Всего», конечно символически, ибо эта «Сумма Всего» беспредельна. То, что являются бездною Пустоты для физика, знающего лишь мир видимых причин и следствий, есть беспредельное Пространство Божественного Пленума для оккультиста». (1, т. 1, стр.200)
- Единый Атом, Атом Атомов - как основа (или упадхи) будущих Творений. Единый,  то есть вмещающий все последующие Атомы Творений, как их источник;
«Было указано, что дифференциация первоначального элемента есть основа проявленной Вселенной, и теперь мы должны рассмотреть семь различных принципов, которые составляют и управляют  этой Вселенной, или, другими словами, семь различных состояний, в которых этот элемент существует в ней.
Нет конечного или первичного плана, кроме как в сочетании с организованной материей. План есть причина, возникающая от первичной причины. Этот латентный план существует от вечности в едином нерожденном вечном атоме, или центральной точке, которая находится везде и нигде».(7,с.636)

- Пре-Космический Прообраз Вселенной - в этой Точке (Атоме, Центре, Сумме) растворена вся Вселенная, прежде всего семь Вселенских Принципов, а затем уже Образ и все проявления Планов Бытия.

«Семь Лайа-Центров есть семь нулевых точек, употребляя термин в том же смысле, как он употребляется и в химии. В Эзотеризме термин этот указывает точку, с которой начинается исчисление дифференциации». (1, т. 1, стр.189)

«Лайа ... термин синоним Нирваны. Это в действительности есть Нирваническое разложение всех субстанций, погруженных после Жизненного Цикла в латентность своих первичных состояний. Это есть блистающая, но бесформенная тень Материи бывшей, область отрицания - в которой во время покоя лежат латентные активные Силы Вселенной». (1, т. 1, стр.191)

      Е.П. Блаватская, разъясняя содержание понятия Лайи и его соотношения с «вечно невидимыми покровами», говорит:
      «Это, конечно, образное выражение, как и любая другая аллегория в восточных философских системах. ...Это недифференцированная субстанция, или духовная материя.
«Покровы» и все, что им соответствует, находится в состоянии Лайи, или в точке, из которой или от которой первоначальная материя начинает дифференцироваться и таким образом рождает Вселенную и все, что есть в ней».(4,с.12)
Ранее упоминалось, что проявление Седьмого Космического принципа приводит к формированию МАГНИТА ВСЕЛЕННОЙ или ВСЕЛЕНСКОГО МАГНИТА (именно формированию, но не воздействию или действию его). Мы так же говорили, что Тай-ци - есть символ ВЕЛИКОГО ПРОНАЧАЛА, СОЕДИНЕНИЕ  + и - (мужского и женского или положительного и отрицательного начал), но, по сути, еще не проявленных. Мы также говорили, что завершение трех первых витков спирали служит началом для начала последующих трех новых витков, но уже на новом уровне. Сами рассмотренные ранее три первых витка можно представить как один виток спирали, когда формируется духовная основа (1-3 Космические Принципы или Триада) и материальная (4-7 Космические Принципы - Воля, Элемент, Жизнь, Точка). Столь необычное разделение на материальную и духовную основу (3 Космический Принцип отнесен к духовному, а Четвертый и Шестой - к материальному) не связано с самим содержанием этих Принципов, а применяется в смысле определения главенствующей, изначальной (а потому и духовность) роли Высшей Триады и вторичного значения, как результат проявления первых трех, последующих четырех Космических Принципов (отсюда и материальность).

      Как видим, различное толкование, различный подход исследования позволяет порой отнести к материальному даже Волю, Душу, Жизнь.
Все это сказано для того, чтобы в дальнейшем перейти к одному из главных моментов проявления последующих семи Вселенских Принципов.
 «Заключенный в своем первичном, девственном состоянии в Лоне Вечной Матери, каждый атом, рожденный за пределами ее Царства, осужден к постоянной дифференциации. «Материя спит, но дышит постоянно». (1, т.1, стр. 194)

      Существует много точек зрения на возникновение Вселенной: теория Великого Взрыва, теория Пульсирующей Вселенной, теория проявления и растворения, и др..
Но все они не дают ответа на один вопрос: «Что является причиной для этого?». Этот же вопрос можно отнести и для проявления Абсолюта, хотя мы уже упоминали о том, что Абсолют не есть Причина или есть Беспричинная Причина.

      Науке известно такое явление, как «схлопывание», то есть чрезвычайно быстрое сворачивание некой космической структуры, причины которой также неизвестны.
При анализе схем на рисунке 12 мы говорили об их различии, но не касались причин. Настало время поговорить об этом, но лишь очень кратко, чтобы  понять только суть, общую картину процесса. Повторим эти схемы:


                ;      

                а)                б)
Рисунок26.

Схема а) может символизировать собой проявление семи Космических Принципов (1-3,4-5,6-7), когда все это происходит «внутри» Первого Космического Принципа.
Но после завершения проявления всех семи Космических Принципов происходит процесс или явление, для характеристики которого трудно найти правильное описание. Упрощенно назовем его «выворот» или ВЫВОРАЧИВАНИЕ.

       «Развертывание Матери «изнутри наружу», названной в другом месте «Водами Пространства» , «Великой Утробой» и т.д., не подразумевает распространение из малого центра или фокуса, но означает развитие безграничной субъективности в такую же безграничную объективность, вне всякого отношения к размеру, или ограничению, или пространству. «Это вечно невидимая (для нас) и нематериальная Сущность, сущая в Вечности, отбросила свою периодическую тень со своего собственного плана на Лоно Майи.» Это означает, что это развертывание, не будучи увеличением в размере, (ибо бесконечное протяжение не допускает увеличения) было лишь изменением состояния. Она развернулась «подобно почке Лотоса». (1, т. 1, стр. 109)
Это приводит к тому, что «ВНЕШНЕЕ становится внутренним, а ВНУТРЕННЕЕ - ВНЕШНИМ». Первые три Космические Принципа как бы уходят внутрь, а Шестой и Седьмой Космические Принципы выходят наружу. Это можно сравнить с тем, что свойства магнита, ранее были не проявленными, а после этого этапа проявились
Подтверждением сказанного может служить упомянутое ранее: Тьма;Свет; все парадоксы Абсолюта; три этапа формирования Тай-ци; возникновение различных состояний трех энергий - ВПК= В1; П1К1= В2; П2К2 и многое другое, в т.ч. и толкование Седьмого Космического Принципа как ЕДИНОГО АТОМА  и СУММЫ ВСЕГО.

       «Хаос, Теос, Космос ... эти три и составляют содержание Пространства; или, как это определил ученый каббалист: «Пространство Всемещающее, но ни в чем не вмещающееся, есть первопричина воплощения простого Единства ... беспредельного протяжения». ...Пространство, которое современные мудрецы, в своем неведении и в силу иконоборческой склонности  к  разрушению   каждой  философской  мысли  древних,  объявили  «Абстрактной Идеей»и «Пустотой», есть в действительности Вместилище и Тело Вселенной с его Семью Началами. Это тело беспредельного протяжения, Начала которого, по оккультной фразеологии, - будучи, в свою очередь, семеричными - проявляют в нашем феноменальном мире лишь грубейшее строение своих под-разделений. «Никто никогда не видал Элементов во всей их полноте»,  гласит Учение. Мы должны черпать нашу Мудрость в подлинных  выражениях  и  синонимах первобытных народов; даже евреи, позднейшие среди  них, выражают ту же мысль в своих каббалистических Учениях, когда они говорят о семиглавом Змии Пространства, называемого «Великим Морем». (1, т.1, стр.423)

      То, что принято считать СХЛОПЫВАНИЕМ - есть тот же процесс, только в обратном  направлении.

      Если добавить к этому все, что ранее было сказано о парадоксах, то все действия с нулем приобретают совершенно иное толкование.
 «Химик доходит до лайа или нулевой точки плана материи, с которым он имеет дело, и затем становится в тупик. Физик или астроном считает  биллионы миль за туманностями и затем также останавливается в тупике. Полу-посвященный оккультист также представляет себе эту лайа точку, как существующую на каком-нибудь плане, если и не на физическом, то, все же, на плане доступном человеческому разуму. Но полный Посвященный знает, что Кольцо «Не Преступи» не есть местность, также оно не может быть измерено расстоянием, но оно существует в абсолютности - Беспредельности. В этой «Беспредельности» полного Посвященного не существует ни высоты, ни широты, ни толщины, но все есть неизмеримая глубина, простирающаяся снизу от физического к «параметафизическому».  Употреблением слова «снизу» подразумевается не глубина физической материи, но основная глубина - «Нигде и Везде». (1, т. 1, стр.182)

                Список использованной литературы

1. Е.П. Блаватская, Тайная Доктрина, т.1-3.
2. Е.П. Блаватская, Разоблаченная Изида,т.1-4, М, 1992г,
3. Е.П. Блаватская, Теософский словарь.
4. Е.П. Блаватская, Комментарии к «Тайной Доктрине», 1999 г.М., Новый Центр,
5. Е.П. Блаватская, Ключ к теософии, М, изд. «Сфера» Российского Теософского
     Общества, 1993 г.
6. Дж. Р.С. Мид Трижды Величайший Гермес. Москва, изд. «Алетейа», 2000 г.
7. Письма Махатм, Самара, 1993 г.
8. Платон, Государство, М, изд. Мысль, 1999 г.
9. Платон, Законы, М, изд. Мысль, 1999 г.
10. Платон, Парменид, М, изд. Мысль, 1999 г.
11. Платон, Тимей, М, изд. Мысль, 1999 г.
12. Платон, Филеб, М, изд. Мысль, 1999 г.
13. Платон, Федон, М, изд. Мысль, 1999 г.
14. Платон, Федр, М, изд. Мысль, 1999 г.
15. Платон, Пир, М, изд. Мысль, 1999 г.
16. Книги Агни-Йоги (Живой этики), Община, Новосибирск, 1990г.
17.    -    "    - ,           Агни-Йога,           -     "     - .
18.    -   "     - ,           Беспредельность, -    "    -.
19.    -    "    -,            Иерархия,              -    "    -.
20.    -    "    -,            Сердце,                -    "    -.
21.    -    "    -,            Мир Огненный,    -    "    -.
22.    -    "    -,            Аум,                -    "    -.
23.    -    "    -,            Братство,                -    "    -.
24.  Е И. Рерих,  Напутствие вождю. «Свет» Новосибирск, 1997г.
25.  Махабхарата, Мокшадхарма и Нараяния, Ашхабад, изд. Ылым, 1983г.
26.  Апокрифы древних христиан, М., Мысль, 1989 г.
27.  АУМ, № 1-3, 1990 г.,
28.  В.Ф. Асмус, Античная философия, М., Высшая  школа,1976г 17. Кант И., Соч. в 6
      т ом., М, 1963-1966, т.4.
29.  Л. Фейербах, Избр. Философские произведения,т.1.
30.  К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., т. 42.
31.  Ф. Энгельс, Анти-Дюринг,
32. В.И. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм, М., Политиздат, 1989 г.
33.  Ленин В.И., ПСС, т. 33. «Государство и революция»
34. И.М. Сеченов, Избранные философские и психологические произведения, М, 1947 г.
35. Вернадский В.И., Философские мысли натуралиста, М, 1988г.
36. В.А. Ацюковский, Введение в эфиродинамику, (реферат), М, 1980 г.
37. П. Девис, Суперсила, М., Мир, 1989 г
38. М.И. Клецов, Раскрытие тайн мироустройства, М., 1995г
39. Философский энциклопедический словарь, М, изд. Инфра-М, 1999 г.
40. Большой энциклопедический словарь, Физика, М, Научное изд. «Большая Российская  энциклопедия, 1999 г.
41. Советский энциклопедический словарь, М, изд. «Советская энциклопедия», 1980 г.
42. Знания за пределами науки, М., изд. Республика, 1996 г.
43. Хозе Аргуэльес, Фактор майя, Внетехнологический Путь, Изд. «София», Киев, 1996 г.
44.  И. Кант, Соч. в 6 т., М, 1963-1966 г., т.4.
45.  Н Хоровиц, Поиск жизни в Солнечной системе, М, Мир, 1988,

______________
* Первая часть – размещена в Стихи.ру 23 июня 2013 г.
   Владислав Стадольник http://www.stihi.ru/avtor/vladislav3


Рецензии