Ч. 69 Думающие адмиралы

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2013/06/20/961

Зато Бутаков, Попов и Пещуров выступили единым фронтом за  установление морского ценза выслуги, который должен был привлечь офицеров для службы на кораблях.

Они предлагали оставить во флотских списках только тех офицеров, которые могут служить на флоте. Предлагали даже оставить форму и флотские звания только плавсоставу.

 В июне 1871 года комиссия, председателем которой назначили адмирала Путятина, высказалась в пользу введения морского ценза выслуги при назначении на судовые должности.

Бутаков выдвинул на комиссии предложение, чтобы каждый офицер знал свои права при назначении на различные должности. Это, по его мнению, должно было побудить молодых офицеров продолжать службу.

Русские моряки плавали мало. За границу ходила на кораблях, по сути, одна и та же группа офицеров. Каждого командира судна, уходящего в заграничное плавание, хорошо знали все, вплоть до генерал-адмирала.

Их называли, это пошло от англичан, моряками синих вод (в открытом океане, где меньше примесей, вода имеет синий цвет).

Часто при назначении командира в ход шли родственные связи и протекции. Иногда им становился совершенно неопытный человек. Тогда ему  давали в подкрепление проверенного старшего офицера, который, фактически, и командовал кораблём.

Бутакова такой порядок возмущал, как и то, что на берегу люди нередко быстрее продвигались по службе, чем на кораблях.

Происходила уравниловка между теми, кто никогда не плавал и носил морскую форму, и теми, кто значительную часть своей жизни провёл на палубе корабля и потерял здоровье на корабельной службе. Андрей Александрович Попов и Алексей Алексеевич Пещуров, поддержали Бутакова.

Попов сослался на пример английского флота, где, лейтенанта, который не плавал в море шесть лет, а капитана, десять лет не командовавшего судном, увольняли со службы. 

Над предложением заслуженных адмиралов обещали подумать. Морской ценз ввели, это случилось спустя несколько лет, но, как всегда, доброе дело превратили в полную противоположность. Ну, как тут не вспомнить знаменитую фразу ныне покойного косноязычного классика нашего времени.

В 1871 году Григория Ивановича выбрали почётным членом Санкт-Петербургского яхт-клуба и наградили очередным орденом. Это были уже «издержки» его звания и должности.

6 апреля 1872 в семействе Бутаковых произошло прибавление - родилась дочь, её назвали Елизавета. Что касается служебных дел, то для Григория Ивановича тот год ознаменовался началом работ по введению электрического освещения на судах и маяках.

Стремительное развитие промышленной революции в девятнадцатом веке привело к необходимости перемещать по земному шару огромное количество людей и товаров. Основными перевозчиками служили морские суда.

Моряков всегда страшит не море, а близость к берегу, когда тёмная ночь, туман, ливень не позволяют увидеть опасность и появляется возможность оказаться на прибрежных камнях и скалах.

История мореплавания – это история многочисленных трагедий, в основном, разыгрывавшихся не в открытом море, а у берегов. Спасают моряков маяки, их свет. Чем более сильны лучи маячных ламп, тем раньше их могут увидеть мореплаватели.

В бытность Бутакова морским агентом в Англии и Франции он познакомился с первыми электрическими осветительными приборами для маяков, разработанными выдающимся английским учёным Майклом Фарадеем.

Помощники Григория Ивановича собрали самые подробные сведения о маяках и передали их в Россию в морской учёный комитет.

Продолжение http://www.proza.ru/2013/06/25/129

Превый маяк с электрической лампой.


Рецензии
Мне удалось побывать на двух маяках - Сухумском и Тарханкутском. И каждый раз меня охватывало какое-то странное чувство восхищения... и покоя. Тишина здесь была особенной, я смотрители интереснейшими, хотя и немногословными людьми. Не скажу ничего нового: Маяки - эпоха в мореплавании. Эпоха долгая и романтичная.
Как жаль, что сегодня современные средства позиционирования сводят их значение к нулю.
С искренним уважением
Ваш

Юрий Юровский   28.02.2019 10:15     Заявить о нарушении
Да, это целая романтичная эпоха в мореплавании. Спасибо, Юрий.
С тёплым дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   28.02.2019 10:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.