9. Ключ от Тридевятого царства

начало: http://www.proza.ru/2011/12/16/482

За воротами Света и впрямь увидела обоих котов. Муркс и Баюн, распушив хвосты, бросились девочке навстречу.
 - Ой, котики, как я рада вас видеть! - громко закричала Света.
 - А уффф как мы-то доффффольны! - фыркнул Муркс. - Яга по тррри шшшкуры с каждого обещала спустить, ежели мы тебя не найдём!
 - Да, шибко она осерчала, когда мы без тебя вернулись! - подтвердил Баюн. – Но, не то главное! Главное — что с тобой, Светоч, беды не случилось! На вот, возьми, Яга велела передать.
Света сняла с его шеи аккуратные лапоточки, привязанные верёвочками друг к другу. На шее Баюна они были совсем игрушечные, но в руках у девочки сразу подросли и оказались в самый раз по размеру.
 - Спасибо! Вы так заботитесь обо мне! - она ласково погладила серого кота по мягкому загривку и обулась.

Друзья пошли по тропинке, которая, прежде чем продолжить свой бег, терпеливо подождала, пока друзья радовались встрече.
Света никогда раньше лаптей не носила. Ноги к новой обуви приноровились не сразу. Но, увлечённая рассказом о своих приключениях, девочка перестала замечать неудобства. Света говорила, коты ахали и круглили глаза от удивления. Никто из них не обратил внимания, что тропинка-поводырь исчезла. Лес закончился, мелкий подлесок плавно перешёл в цветастую степь, которая постепенно обесцветилась и пожелтела, а потом и вовсе почернела. Стало очень жарко.

Только когда Баюн брезгливо повел носом: «Фу-фу-фу! Что-то серой запахло!» - они остановились и осмотрелись по сторонам. Взорам путников открылась зловещая картина — впереди, насколько хватало глаз, из растрескавшейся от жара земли не торчало ни былинки, сквозь бледную мглу сверху не пробивался ни один солнечный лучик. Безмолвие нарушало далёкое неровное гудение. Вдали клубился чёрный дым. То и дело его густую завесу разрывали красные языки пламени. Порывы ветра приносили невыносимый запах серы. Коты от этого запаха и жара начали непрерывно чихать, закрывая носы лапами.
- Ой! Что это? - испугалась Света. - Куда это мы пришли? Мы, наверное, сбились с дороги! Муркс, Баюн, где наша тропинка?

Девочка поспешно повернулась, чтобы поскорее убежать из этого жуткого места. Но её остановил знакомый скрипучий голос:
- Это река Смородина! Тропинка-клубок привела тебя, дитятко, куда надобно было, и вернулась на своё место!

И баба Яга вынырнула сверху из белесого марева, закрывающего всё небо.  Старушка сноровисто выбралась из потрескавшейся старой ступы. Опираясь на растрёпанную метлу, как на клюку, а второй рукой держась за поясницу, она подковыляла к Свете.
 
- За сей рекой начинается царство Нави — владения Чернобога! Туда-то тебе, деточка, и предстоит путь держать! – прошамкала баба Яга.
 - Но река-же огненная! - в отчаянии воскликнула Света. - Как я через неё переберусь?
 - Я помогу тебе, голубушка! - успокоила её баба Яга и после долгого молчания добавила: - Советом! Дальше ты пойдёшь одна — нам туда путь заказан! Мало кто входит в царство Нави по своей воле.
 - А выходит ещё реже! - проворчал Муркс себе под нос. Но, поймав сердитый взгляд Яги, прикусил язык.
 - Как выйдешь на берег реки Смородины, так увидишь, что перекинут через неё Калинов мост. Ступай по нему, пока не встретит тебя привратник —  Змей Горыныч. Скажи ему, что направляешься добровольно туда, куда обычно попадают против воли. Змей поймёт всё и пропустит тебя. Смело иди вперёд и ничего не бойся. Чаша моя волшебная показала мне всё, что было с тобою у Святобора! Это хорошо, что дочка Чернобога и самой Марены обещала помогать тебе!
 - Самой Марены? - не помня себя от страха, пролепетала Света. Она надеялась, что в следующий момент что-то изменится и ей не придётся идти к этой ужасной реке. - Ты уже говорила о Марене, бабушка! Ты рассказала не всё?
 - Марена — богиня Смерти! - подняла кверху кривой коричневый палец баба Яга. - Между прочим, она вовсе не желает, дабы супруг осуществил свой злой умысел!
 - Почему? - Света изо всех сил оттягивала время своего ухода. - Раз она богиня Смерти, ей, наверное, тоже хочется уморить всех людей!
 - А вот и нет! - покачала головой баба Яга. – В том, что Живана с Мареной супротив друг дружки стоят и есть тайна великая! Жизнь быстротечна, смерть — вечна. Жизнь хрупка и изменчива, словно живой родник! Смерть же — что вода стоячая. Без жизни и смерти нет. Кроме того, один раз навсегда не наешься! Поэтому старшие сёстры Мороки — Мора и Чёрная Немочь помогают матери косить людей, аки траву, но отродясь они не забирали всех! А Чернобог жаждет именно заморозить жизнь!

Света слушала, но уже плохо соображала, даже кто она сама, а тем более - почему здесь находится и зачем нужно куда-то идти. Девочке казалось, что силы вот-вот покинут её. Баба Яга заметила это:
 - Ты вот что, голубушка — не тягот в пути страшись, а ровной дороги! Потому как - ежели всё гладко, да скользко, да с горки катишься, не ровён час на таком дне оказаться можешь, откель потом уже и не выбраться! А карабкаясь вверх, да в кровь царапая руки-ноги, ты и душу свою возвышаешь. Помни главное — что бы ты ни сделала, это будет твой выбор, твоё решение. Впереди тебя ждёт главное испытание. Пройдёшь его – жизнь твоя сложится по Прави. Не пройдёшь… Нет! Должна пройти. Силушка в тебе великая спит, хотя покуда ты её не чувствуешь даже. Ну, ступай, милая, ступай  с миром!

Света медленно пошла вперёд, то и дело оглядываясь на оставшихся за спиной бабу Ягу, Муркса и Баюна. Коты с нескрываемым сочувствием смотрели ей вслед. Баба Яга по-прежнему одной рукой опиралась на метлу, а другой держала себя за подбородок и горестно покачивала головой из стороны в сторону. Перед тем, как ступить на Калинов мост, девочка ещё раз обернулась. Ей показалось, что рядом с бабой Ягой стоит Василиса Прекрасная. Мгновение - и зловонный дым от реки Смородины скрыл все, что было позади.

Брёвна моста, плотно подогнанные друг к другу, уводили в непроглядный мрак. Из-под горбатой дуги под ногами Светы сквозь густые чёрные клубы пробивались сполохи алого пламени. С каждым шагом идти становилось всё труднее — брёвна казались раскалёнными поленьями в горячей печи. Лапти не могли защитить от этого жара – ноги невыносимо припекало. От запаха серы тошнило, кружилась голова. Дышать становилось всё труднее. Глаза слезились. Когда девочка поняла, что больше не выдержит этой пытки, дым перед ней ещё больше сгустился, уплотнился и принял облик трёхголового огнедышащего змея.
- Фу-фу-фу, русским духом пахнет! - прогремело чудище, вобрав в себя разом и дым и жар. – Кто таков и зачем пожаловал к вратам тёмного царства?
- Я — Света! - пересохшими от ужаса губами прошептала девочка.
- В тёмном царстве свет не надобен! - пророкотал Змей.
- Я не луч света. Света — это моё имя! - сглотнула она ком в горле. - Я пришла ненадолго, не по чужой воле, а по своему хотению! Я пришла за тем, что, как и свет — тёмному царству не надобно!

Света изо всех сил старалась вспомнить всё, что ей говорила баба Яга, но мысли разлетались, словно испуганные воробьи. Слова путались, объяснения рассыпались. Однако Змей её понял.

Не успела она перевести дыхание, как оказалась на холодном каменном полу посреди огромного белоснежного зала. Вдоль стен темнели чьи-то уродливые тени. А перед Светой на украшенном каменными змеями, ящерицами и пауками троне сидел худой высокий старик с глубоко запавшими светло-голубыми, словно льдинки, глазами. Черноту его лица подчёркивали белоснежные длинные пряди волос, словно застывшие клубы позёмки разметавшиеся по чёрному бархату плаща на его плечах. Рядом с ним, на троне поменьше, сидела такая же высокая, белокожая черноволосая женщина в белом сверкающем платье. Она была бы прекрасна, если бы не выражение глубочайшего презрения, искажавшее тонкие черты её лица.  «Чернобог и Марена!» - догадалась Света.

По правую руку от Чернобога стояло существо с человеческой фигурой и с птичьей головой. По левую руку царицы Марены перешёптывались три её дочери — Мора, Чёрная Немочь и уже знакомая Свете Морока.
- Подойди поближе, девочка! - от ледяного голоса Чернобога по коже у Светы  разбежались мурашки. Она приблизилась к трону и остановилась в нескольких шагах от него.
- По доброй воле, значит, пришла ко мне, дитя неразумное? - продолжал ледяной голос. - Ты хоть понимаешь, куда ты угодила и что тебя ждёт?
- Я приветствую вас, царь Чернобог и царица Марена! - учтиво, как учила баба Яга, проговорила Света, пропуская мимо ушей устрашающий второй вопрос Чернобога. Она  уже боялась так, что сильнее испугаться было просто невозможно. - Я пришла к вам, чтобы вызволить богиню Живу и вернуть себе зрение. А ещё, кто-то украл у Василисы Премудрой ключ от Тридевятого царства. Может быть, его принесли вам, ваше Величество? Без этого ключа мне не попасть домой! Скажите, что я должна сделать, чтобы вернуть его?
- Ты гляди, прыткая какая! - усмехнулся в белые усы Чернобог. - Богиню Живу она вызволять явилась! Домой, видишь ли, захотела! А что мне мешает и тебя вместе с Живаной оставить в царстве Нави?
 - Я слышала, что вы, ваше Величество не можете оставить у себя того, кто по доброй воле, будучи живым, пришёл к вам!
 - Яга все мои секреты выболтала! - буркнул себе под нос Чернобог и уже громче произнёс: - Значит, она тебе сказывала и про то, что я милостей-то не оказываю! Должна ты отгадать две мои загадки. Не отгадаешь – будешь маяться ни там, ни здесь, ни жива и не мертва! Отгадаешь — так и быть, отпущу Живу!
 - И ключ от Тридевятого царства вернёте! - пролепетала Света.
Чернобог удивлённо взглянул на неё:
 - Здесь я задаю условия!
Но тут неожиданно заговорила Морока:
 - Батюшка, прежде чем ты загадаешь свои загадки, позволь мне рассказать тебе, что я видела в памяти этой девочки!
Чернобог нахмурился:
 - Ты, дочь моя ослушная, ещё будешь мною наказана, а теперь стой и молчи, пока вместе с Живой в темнице не оказалась!
Морока обиженно замолчала, а Света поняла, что лишилась поддержки, на которую очень рассчитывала.
 - Загадывайте свои загадки, ваше Величество! – проговорила она, стараясь унять дрожь. Её трясло уже не только от страха. Девочка так замёрзла, что у неё зуб на зуб не попадал.
 - Так вот! Слушай первую мою загадку! - провозгласил, вставая Чернобог.  – Попробуй-ка отличить Правду от Кривды!

Он махнул рукой и перед Светой предстали две одинаковые женщины с закрытыми глазами и отстранёнными лицами, будто спят они на ходу непробудным сном. Присмотревшись, девочка заметила, что одна из них излучает слабое сияние, а другая это сияние будто вбирает в себя.
 - Не смотри, что они одинаковые! - продолжал Чернобог. - Одна из них всегда говорит правду, другая всегда лжёт!

Света, теряя от холода всякое понимание, съёжилась, засунув руки в карманы, и вдруг наткнулась на волшебный жёлудь. Тут же в её голове зазвучал тихий мелодичный голос:
- Если в правде света нет, значит это злой навет!
Свету от вспыхнувшей надежды бросило в жар, на побелевших от холода щеках заиграл румянец. Она смело указала на одну из женщин:
 - Вот это — Правда!
Та, на которую указала Света, открыла глаза и ободряюще улыбнулась девочке.
 - Как ты догадалась? - нахмурился Чернобог.
 - Однажды я слышала от бабушки Нади, что в каждом человеке есть свет истины. А разве правда и истина — не одно и то же!? Я увидела свет именно в этой женщине!
 - Ладно! - кивнул Чернобог. – Вот тогда тебе другая загадка. Выбери из тринадцати одинаковых красавиц настоящую Живу. Отгадаешь — отпущу её!

И перед Светой в хороводе закружились прекрасные девушки, очень похожие на Марену, только светловолосые и с выражением непередаваемой нежности на лице. Тринадцать! И все на одно лицо. Как же быть? Света судорожно сжала в кулаке жёлудь. И снова в ушах зазвучал знакомый голос:
 - Присмотрись, подумай прежде, и не верь пустой одежде!
 - Пустая одежда! - Света внимательно пригляделась к девушкам и заметила, что двенадцать из них колышутся, будто под сарафанами пустота. И лишь одна отличалась тем, что одежда облегала женскую фигуру.
 - Эта! - Света уверенно подошла к Живе. Остальные фигуры моментально растаяли, словно призраки.

Чернобог недоверчиво осмотрел девочку с головы до ног:
- Как ты это делаешь? Кто тебе помогает?
- Ваше Величество, совсем недавно мне казалось, что за мной гонится беда. А теперь, я уверена, что мне помогает удача! - и Света благодарно сжала кулачок с волшебным жёлудем.

Чернобог в сомнении покачал головой:
- Что ж, дитя! Как бы то ни было, ты отгадала две мои загадки. За храбрость твою и за смекалку твою я награжу тебя, исполнив одно твоё желание. Но это в том случае, если ты  загадаешь его, прежде чем я сосчитаю до трёх!

И Чернобог без промедления вытянул перед собой сжатый кулак и отогнул большой палец: - Раааааз! Д....

Но второй палец, длинный, тонкий, похожий на чёрную сосульку, он отогнуть не успел.
- Ваше Величество! - затараторила поспешно Света. - Ваше Величество, я хочу, чтобы на земле за морозной зимой всегда следовала весёлая весна, а за ней — тёплое лето, а вслед за летом наступала щедрая осень!
- А разве ныне не так происходит на земле? - удивился Чернобог.
- Так-то так! - осмелев, отвечала Света. - Да только слышала я, ваше Величество, что собираетесь вы землю заморозить совсем, остудить навсегда! Вот я и хочу, чтобы не губили вы землю-матушку, чтобы в своё время расцветали на ней цветы и пели птички!
- Ой, хитра ты, да разумом проворна, девочка! - покачал головой Чернобог и насмешливо улыбнулся: - И себя вызволила, и Живу, и мир спасла! Что же, раз обещал я, то слово своё сдержу! Отпущу и тебя, и Живану. И холод лютый попридержу до поры до времени. Не навсегда, конечно, но хотя бы до той поры, пока ты не вернёшься ко мне не по своей воле, а по зову моему! Однако прежде хочу я кое-что узнать у тебя!
- Что? - насторожилась Света.
- Мне не принесла твою память дочь моя Морока, но я забрал твоё зрение, чтобы посмотреть на человечий мир твоими глазами. И ничего не увидел! Скажи, почему?
 - Потому что я ничего, кроме волшебного мира и не вижу! - промолвила Света. - Для того и нужна мне Жива, чтобы я могла прозреть и снова увидеть мой мир!
 - Ладно, ступайте! - махнул рукой Чернобог. - Моё воинство вас не тронет! Эй, оборотни, колдуны, ведьмы и чёрны вороны — исчезните! Это дитя не про вас!

Уродливые тени вдоль стен задрожали, и, извиваясь, растаяли.
 - Морока проводит вас до границы моего царства, - продолжил Чернобог. - Ступайте с миром!
 - Подождите, ваше Величество! - остановила его Света. - А как же ключ?
 - Какой ключ? – сурово нахмурился Чернобог.
 - От Тридевятого царства!
 - Да с чего ты взяла-то, что он у меня?
 - А у кого же ещё? - удивилась Света. - Прок не брал, а больше и некому!
Чернобог грозно нахмурился.
- Ты обвиняешь меня во лжи и воровстве, дерзкая девчонка! – прогремел его голос так, земля под ногами задрожала. – Да я тебя сейчас Кощею отдам, и он превратит тебя в камень!
 - Простите меня, ваше Величество! – растерялась Света. – Я вовсе не это хотела сказать! Я только имела в виду, что пропал ключ от Тридевятого царства! Василиса Премудрая говорила, что если его не найти, может случиться большая беда. И что только вы, ваше Величество, да предприимчивый Прок хотели заполучить его!
 - Ты права, дитя! – смягчился Чернобог. – Были у меня виды на этот ключик. Более того, я даже велел Ховале раздобыть и принести мне его. Ты знаешь, кто такой Ховала?
 - Первый раз слышу, ваше Величество! – честно призналась Света.
 - Как же так можно жить – знать никчёмное, выдуманное да надуманное, а настоящее, живое, важное для жизни выбросить, как никчёмное! – горестно обронил себе в бороду Чернобог, и продолжил, обращаясь к Свете: - Ховала, дитя ты неразумное, отличается тем, что может спрятать всё, что угодно. Но на сей раз он обманулся сам и искомого мне не принёс!

Чернобог насупился, но поборол досаду и продолжал, как ни в чём не бывало:
- Так что, про ключ сей я более ничего не ведаю! Прощай, дитятко, и не попадайся мне на пути прежде срока своего! Прощай и ты, Живана. С тобою, думаю, свидимся ещё не раз!

Морока махнула рукой, приглашая Свету и Живу за собой. Они вышли из замка Чернобога и оказались на пустоши, среди редких мёртвых лысых стволов.
 - Ступайте за мной нога в ногу! – предупредила Морока. – Впереди трясина, оступитесь, даже я вытащить не смогу!
 - Тебя сильно накажут, Морока? – виновато спросила Света.
 - Даже не думай о том! – беззаботно промолвила Морока. – Я умею подластиться к своему батюшке!

Золотоволосая синеглазая Жива, ещё не оправившаяся до конца от чар Чернобога, молча шла следом за Светой.

Наконец они добрались до твердой земли, а вскоре вышли и к берегу реки Смородины.
 - Ну вот, Светоч, и пришла пора нам прощаться! – с сожалением произнесла Морока. - Дальше я не пойду! Прощай, не поминай лихом. Ты первый человек, которого мне не хочется одурачивать. А это много значит!

И она исчезла. Зато из непроглядного дыма, клубящегося над рекой Смородиной, вынырнула баба Яга. Схватив девочку за платье, Яга легко втащила её в ступу, помогла забраться туда Живе, махнула метлой, и они поспешили покинуть тёмное царство, наводящее ужас на всё живое.

вставить: http://www.proza.ru/2013/06/24/1042


Рецензии