11. Ключ от Тридевятого царства

начало: http://www.proza.ru/2013/06/24/1042


В избушке на курьих ножках за столом сидели Василиса Премудрая и рыжебородый незнакомец. Они мирно беседовали. Увидев Свету, Василиса вскочила, бросилась к ней навстречу и крепко обняла свою маленькую подружку. Света не успела рассмотреть, как поднимался из-за стола собеседник Василисы. Когда Премудрая выпустила Свету из своих объятий, девочка сразу оказалась в других, куда более крепких и сильных руках. Руки-то были человеческие, а вот туловище ниже пояса — конское. Света поначалу испугалась — раньше она никогда не видела полу-людей, полу-коней, и даже не слышала о таких. 
- Что, Светоч, али не узнаёшь? - засмеялась Василиса.
- Простите, но я, правда, не узнаю! - покраснела девочка.
- Не смущайся, милая! - ласково улыбнулся незнакомец. - Полкан я! Полкана-то помнишь?
- Полкан? - не поверила Света. - Который собакой был?
- Помнишь, Светоч, я говорила тебе, что Полкан ничего общего с собаками не имеет? На самом деле, он — полу-конь, мудрый и необычайно сильный!
- Вот-вот! Теперь ты меня в моём настоящем обличье видишь. Здесь, в Тридевятом царстве, нет нужды прятаться от случайного человеческого взгляда.  А зовут меня Китоврас!
- Китоврас, - повторила Света. - Как это неожиданно! Если даже у моих знакомых в Тридевятом царстве столько тайн, сколько же всего я здесь ещё совсем не знаю?

Весь вечер друзья сидели за столом у бабы Яги, рассказывали, охали, ахали, хмурились и смеялись.
- Я, Светоч, места себе не находила! - вспоминала Василиса Премудрая. - Толи тебя искать, толи Полкана выручать!
Света смутилась:
- Простите меня, что доставила вам столько хлопот своим исчезновением!
- Что ты, милая! Это ты прости, что не уберегли! – вздохнула Василиса Премудрая. – Вот подумала я, поразмыслила, да и послала подруженек своих горлиц за Прекрасной нашей Василисушкой.   
- Сижу это я с Несмеяной-царевной, чаёвничаю, развеселить её пытаюсь. У нас с Несмеяной уговор такой — ежели засмеётся она, ленточку шёлковую мне дарит. А коли не улыбнётся даже, я её желание исполняю, - звонко затараторила Василиса Прекрасная. - Ну и вот, сидим мы, играем так-то. Вдруг мышка серая из под полу выбегает и шасть ко мне! Несмеяна как завизжит! Хлоп — и в обморок!
Прекрасная переждала, пока стихнет раскат хохота и продолжила:
- Я, пока она не видит, мышку обо всём и поспрошала. Понятно - не просто так она людям под ноги кинулась, царским котам на съедение.  Как узнала, что Баюна нашего и Дымыча опоили, обратилась голубкой, помахала над Несмеяной крыльями — надобно бедняжку в чувство-то привести! И улетела, как только завидела, что глазками царевна заморгала.
- Да, долго ждать тебя не пришлось! - кивнула Василиса Премудрая.
- А нас-то с Дымычем злыдни окаянные опоили! - вставил своё слово Баюн. - Вот веришь — будто котёнка малого меня вокруг своих злодейских пальцев провели!
- А пока Василисушки не было, призвала я пташек лесных, да мышек полевых. Прознала от них , куда ты, Светоч, путь держишь. Тут уж поняла - не обошлось твоё исчезновение без вмешательства Чернобога. А коли так, лучше бабы Яги никто тебе помочь не сможет. Ежели дело так далеко зайдёт, что попадёшь ты в чертоги самого Чернобога, только Яга сможет через Смородину-реку перебраться и вернуть тебя из царства Нави.
- Так она сама меня туда и отправила! – воскликнула Света.
- Поверь мне, Светоч – меня Премудрой зовут, а Яга стократ мудрее! –Василиса Премудрая искоса посмотрела на старушку. Та сидела, скромно потупив глаза. На коричневых щеках проступил румянец. Было видно, как ей приятна похвала подруги.
- Яга муррр-моя для хорошего человека плохого не сделает! – важно произнёс Муркс. -  Ежели послала, значит надобно было!
- А я Китовраса выручать кинулась! – продолжила свой рассказ Премудрая. – Подозревала я, куда он мог деться!
- Ты уж прости меня, Светоч! - пробасил Китоврас. - Оплошал я, поддался уговорам друга старого! А он, хитрец, знает, чем меня взять можно!
- Даааа. Кто же знал, что не враги увели Китовраса со двора, а друзья! - усмехнулась Премудрая. – Но поразмыслив, догадалась я, откуда ветер дует! Есть у Китовраса братец, Квасурой зовут. А Квасура тот хмелевареньем в Тридевятом царстве ведает. Он — бог радости и веселья. С тех пор, как Китоврас у меня поселился, приняв облик пса Полкана, не виделись братья. Сторож со двора уйти не может, а братец его к нему в гости наведаться не смеет. Побаивается меня Квасура-то! Сама понимаешь – моё разумение для его хмельной удали – что вода для огня! Соскучился Квасура по брату. Вот и решил дружок их общий — козлоногий Пан, поспособствовать встрече братьев. В давние времена эта троица славилась своими весёлыми и шумными пирушками!
- Лукавый Пан воспользовался твоим появлением у Василисушки. - виновато вздохнул Китоврас. - Прознал он про планы Чернобога. В ту ночь, когда злыдни опоили Дымыча и Баюна, а Ховала отпер запретную калиточку, пробрался Пан ко мне и такого понарассказал про брата моего, что не смог я усидеть на месте. Тебя-то, Светоч, есть кому беречь, а Квасура мой будто-бы в беду попал! Вот и помчался я к брату своему, что было мочи. Так растревожился, что даже не предупредил никого!
- А уж когда братья встретились, забыл Китоврас на радостях обо всём на свете! - рассмеялась Премудрая. - Насилу в разум его привела!
Китоврас смущённо теребил бороду и прятал глаза. Но видя, что на него никто не сердится, облегчённо вздохнул и стал слушать о приключениях Светы. 

На следующее утро баба Яга подняла Свету вместе с солнышком. Старая волшебница подвела девочку к огромному дубу, стоящему у самой кромки леса.
- Закрой глазки, дитятко! – велела она.  – И не открывай, покудова не скажу! Стой смирно, не шевелись. Чтобы не почувствовала  - молчи! Представь себе, что ты – веточка дуба. Что тебя питают силы земли-матушки. Что дождик небесный очищает тебя от недобрых помыслов, от злых чар недругов. Что ветер уносит прочь всё ненужное. Всё, что мешает тебе на пути добра.

Взяв склянку с мёртвой водой, волшебница брызнула в лицо девочки. Света почувствовала лёгкое покалывание, услышала тихое бормотание. Слов она разобрать не смогла, как ни прислушивалась. Но, убаюканная шёпотом бабы Яги, она и впрямь почувствовала себя частью могучего крепкого дерева. Стало так спокойно, так легко! А разве может быть иначе, когда через тебя проходят земные соки? Когда рядом с тобой такие же точно ветки с множеством маленьких листочков шумят, повинуясь дуновению тёплого ветра? И ты понимаешь, что не одна, что  нужна всем своим листикам и другим веточкам, и стволу, и корням, и земле, и небу!

Так хорошо Свете ещё никогда не было.  Она ощущала себя частью целого мира, забыв кто она, не думая, что с ней сейчас происходит.

Новое прикосновение прохладных капель к лицу привело девочку в себя. Это баба Яга, пошептав немного в другую склянку, брызнула в глаза Светы живой водой. Но, без разрешения волшебницы глаз Света не открыла. Яга же продолжала шептать и водить около лица маленькой берегини своими костлявыми руками. Потом приложила к глазам девочки листочки одолень-травы, придерживая их пальцами. Через несколько мгновений убрала листочки и с облегчением вздохнула:
- Ну вот, дитятко, и всё! Открывай глазки и смотри-любуйся и на белый день, и на звёздную ночь!
Света предполагала, что сейчас увидит окружающий мир как-то особенно, но ничего не изменилось.
 - Бабушка, но я не чувствую, что стала видеть по-другому! - проговорила девочка.
- Не волнуйся, голубушка! Живана душу твою оживила, растопила лёд боли, да вины. Живая и мёртвая вода вернули тебе обычное человечье зрение. А одолень-трава сняла злые чары Чернобога. Помни – теперича ты будешь видеть не как все люди, а наособицу! В нашем Тридевятом царстве жители волшебного мира увидятся тебе ясно, а обычные люди будто бесцветными предстанут. А в своём человеческом мире – наоборот. Люди будут видеться привычно, а мы -  словно тени.
- Ой, как-то страшновато! А вдруг я всё перепутаю? И меня примут за сумасшедшую?
- Не беспокойся, касатушка! Это ненадолго!  Только до тех пор, пока не научишься ты воспринимать нас такими, какие мы есть на самом деле – ветром, светом, радостью, добрым намерением или мудрой мыслью. Тогда тебе не понадобится разделять нас на добрых и злых, и видеть нас отдельно от окружающего тебя мира, - успокоила  Свету баба Яга.

Старая волшебница и маленькая берегиня подошли к избушке на курьих ножках как раз, когда из дверей выходили Василиса Прекрасная и Василиса Премудрая, Китоврас, Баюн и Муркс.
-Утро доброе бабушка! Утро доброе, Светоч! – на разные голоса рассыпалась хрупкая тишина.
- Доброе, доброе! – покивала Яга.
- Такое доброе, что добрее не бывает! – весело поддержала друзей Света. – Утро доброе, волшебное, чудесное и вообще! Как я рада, что вы все есть! Что вы со мной, а я с вами!
В этот момент неподалёку в лесу закуковала кукушка.
- Кукушка, кукушка, сколько мне жить осталось? - весело и бездумно воскликнула Света.
- Стала мудрее, но не стала взрослой! - промурчал себе под нос Баюн.
- О, ты уже знаешь, какую птаху о чём спросить!? - уважительно заметила Василиса Прекрасная.
- Да это все знают! - не поняла Света. - Старая примета такая!
- Какая же это примета! - возмутилась Василиса Премудрая. - Кукушка — вещая птица самой Живы! Сколько прокукует, столько и отмерено тебе жизни!
Света удивлённо посмотрела на неё:
- Правда? А я думала, это не по настоящему! - смутилась девочка.
- Эко ты, душа моя, всё никак понять не можешь, что по-настоящему, что нет! – улыбнулась Василиса Премудрая.
 А громкое «ку-ку» продолжало разноситься  над  лесом, возвещая, что новая берегиня долго-долго будет хранить Тридевятое царство от человеческого непонимания и забвения.

Друзья отправились к скрытым то ли совсем недавно, то ли давным-давно воротам в Тридевятое царство. Василиса Премудрая повела руками, и вновь появился высокий забор, за которым виднелась островерхая крыша терема и маковки башенок. Только вместо калитки в заборе красовались широкие расписные ворота.
 - Ну вот, Светоч, держи. Теперь ты хозяйка этого дома. Наконец-то ключ от Тридевятого царства в верных руках настоящей хранительницы! – Василиса Премудрая с видимым облегчением отстегнула с пояса связку ключей от всех замков, и отдельно — маленький неприметный ключик с выкованной в виде солнечного диска головкой. Света бережно приняла тяжёлое кольцо с ключами. Через мгновение в руках девочки кольцо превратилось в ожерелье из разноцветных прозрачных бусинок.  От удивления Света приоткрыла рот, но сказать ничего не смогла.
- Что, чудеса продолжаются? – засмеялась Василиса Прекрасная.
- Ой! А как же я теперь узнаю, какая бусина – какой ключ? – воскликнула Света.
- Нет ничего проще! – ободряюще промолвила Василиса Премудрая. – Это же волшебные ключи! Носи на шее ожерелье, а как надобность в каком ключике появится – сними и перебирай бусинки одну за другой. Сама увидишь, что дальше будет!

Света послушно начала перебирать бусинки. Одна, другая, третья. Зелёная, красная, синяя. Цветные шарики легко скользили между пальчиками, гладкие круглые бока торопились поскорее выпрыгнуть из–под  лёгких касаний Светиных  рук. Но вот один шарик застрял и не захотел двигаться дальше вслед за другими. Света увидела, что маленькая серебристая бусинка легла в ладошку и стала менять очертания, принимая форму маленького  ключика.
- Смотрите! – счастливая девочка подняла ключик над головой. – Вот он!

Она отомкнула замок, висевший на воротах, распахнула массивные створки и важно произнесла, широким жестом руки приглашая всех войти:
- Милости прошу, гости дорогие! Будьте как дома!


В конце августа бабушка Надя приехала, чтобы увести Свету обратно в город – учиться. Бабушку встретила весёлая, румяная, глазастая и говорливая непоседа.

Сначала Света наотрез отказалась уезжать из деревни Порожек. Она и слышать не хотела никакие доводы городской бабушки. Но когда пришло время отъезда, Света неожиданно согласилась уехать, едва бабушка Надя завела об этом речь.

Бабушке Наде было невдомёк, что пока она спала в покосившейся старой избушке, Света с друзьями совещались за столом под берёзой.
- Светоч, ты узнала много о нас, побывала в нашем мире, подружилась с нами. Теперь тебе надобно набраться человечьих знаний! - наставляла Василиса Премудрая.
- Но как же я уеду, – сокрушалась Света, – если ключ теперь у меня! Или ты, Василиса, побудешь ещё немножко хранительницей? Ну, пока я учусь?
- Нет, милая, ключ теперь твой! - покачала головой Василиса Премудрая. – И ты не должна его никому отдавать. Даже друзьям!
- Что же мне делать? - выцветшие брови Светы исчезли под отросшей белой чёлкой.
- Учиться, милая, учиться! Теперь мы будем смотреть на человеческий мир и твоими глазами! Ты станешь зеркалом, в котором для нас отражается мир людей, а для людей со временем будет отражаться волшебный мир! Для того чтобы это зеркало не стало кривым, тебе надобно много знать. Научишься соединять полученные знания о наших мирах воедино, тогда  и станешь могущественной и мудрой берегиней! – уверенно произнесла Василиса Премудрая.
- Но как же вы будете без ключа? Без меня? И я без вас? – Света не смогла сдержать слёз.
- Вспомни, ты не единственная хранительница волшебного мира! – проговорила Премудрая. – Здесь проход ненадолго закроется, только и всего! Не беспокойся, нам ничего пока не угрожает.
- А тебя мы подождём, касатушка! – голос бабы Яги был как-то особенно мягок и ласков. – Для нас ведь  время не днями да годами меряется, а крепостью веры да надёжностью памяти!
- Ну и любовью к нам, конечно!  - добавила Прекрасная.
- Ты же нас не забудешь? – Баюн и Муркс переглянулись и направили на Свету горящие в темноте глаза – по паре зелёных и красных огоньков.
- Как же вас можно забыть! – всхлипнула Света. – И вас, котики, и Полкана-Китовраса, и бабушку Ягу и всех, всех! Когда я вас теперь увижу!
- Вот уж нашла, о чём слёзы лить! – хмыкнул Дымыч, который всё ещё чувствовал свою вину и потому помалкивал в тени.
- Домовой прав! – Премудрая ободряюще посмотрела на Свету. - Напоследок я открою тебе самый главный секрет ключа!
- Ещё секрет! - Света даже привстала от любопытства. Она была уверена, что все секреты уже кончились. Что ей осталось только познакомиться со всеми жителями Тридевятого царства и узнать правила, по которым они живут.
- Главный секрет ключа от Тридевятого царства — любовь к родной земле, умение видеть связь волшебного мира с тем, который люди зовут реальным. А ворота в Тридевятое царство находятся там, где живёт хранитель или хранительница ключа. И попасть к нам он может, когда сам пожелает! – ласково улыбнулась Премудрая Василиса.

Дома Свету ждал приятный сюрприз. Когда она вместе с бабушками и дедушками подошла к своему подъезду, на лавочке у дверей сидела рыжевато-тигровая кошка в белых носочках. Она смотрела на Свету светло-коричневыми глазами и тихонько мурлыкала. Вот когда Света поняла, кого ей напоминали глаза Василисы Премудрой!


Рецензии
Ну, что сказать?
Можно сказать - ЖИВАЯ сказка... не придуманная или, почти, не придуманная...
это и есть самое главное в любой сказке... именно такие сказки и живут...
одним словом, УМНИЧКА!
Ну, а это на всякий случай... вдруг пригодится...
http://www.proza.ru/2013/11/16/1883
http://www.proza.ru/2013/11/17/1841
http://www.proza.ru/2014/01/12/2193

УСПЕХОВ!

Ратибор 50   30.10.2016 19:39     Заявить о нарушении
Александр, привет!
Я на ты, ага?)
Огромная благодарность за отзыв. Мало кто из читателей доходит до конца этой сказки, что приводит меня в уныние - что не так? Поэтому твои слова - солнечный луч одобрения сквозь осенние тучи самоедства))
Обязательно загляну в гости. И, забавно)), впервые заношу автора в избранные изначально по впечатлению от фото)), а уж потом - по общей системе ценностей, чтоб не потерять. Уверена, что и тексты не разочаруют.
С благодарностью,

Ирина Гирфанова   31.10.2016 09:58   Заявить о нарушении
Заходи, если мрачен весь мир,
Приходи, если некуда деться
От презренья надменных квартир,
Когда негде душой отогреться.

Тихо ты в мою дверь постучись,
Без вопросов тебя она впустит
И, войдя, молча, в грудь мне уткнись,
Замерев, пока боль не отпустит.

Слов не нужно пустых, лучше спрячь
Мне в ладони тревожные руки,
Или просто тихонько заплачь,
Нарушая привычные звуки.

Я губами твой лоб остужу,
Растерявшись на миг от смущенья,
Слов упрека тебе не скажу,
Как, пожалуй, и слов утешенья.

С губ помаду и слезы с ресниц
Я сотру, как грехов отпущенье,
Чуть заметно ты мне улыбнись,
В моем взгляде найдя всепрощенье.

Позабудь о людской суете,
Про обиды, что душу сковали
Коркой льда, и оставь в пустоте
Груз скопившейся давней печали.

Ратибор 50   31.10.2016 18:20   Заявить о нарушении
Спасибо за теплоту и душевность!)

Не важно дружище, ты кто и откуда,
Радует даже, что мысль не нова:
"Я - человек и я верую в чудо,
И добрые в Мир выпускаю слова".
Доброе слово не средство от скуки,
В нём повсеместно нуждаются все.
Люди, услышьте крылатые звуки,
И полюбуйтесь солнцем в росе!
Бросьте вокруг восхищённые взгляды
Станет понятно - жизнь наше всё.
Что не гранаты, мины, снаряды -
Доброе Слово Землю спасёт!

Хотела небольшой экспромт о добром слове в знак благодарности, а получился жуткий пафос) Ну что же,значит вот так глобально))



Ирина Гирфанова   01.11.2016 09:11   Заявить о нарушении
Хм... ЗАЧЕТ, однако... :)

Ратибор 50   01.11.2016 18:21   Заявить о нарушении