Машина времени. Возвращение в юность

http://maxpark.com/community/5029/content/2047353

Начало лета в Самаре выдалось отличным. Ласковое июньское солнце знало меру и не стремилось испепелить город удушающей жарой, нечастые облачка изредка окропляли разомлевшие в тепле улицы освежающими струями дождей. Горожане уже давно открыли купальный сезон и заполнили освободившиеся от паводка широкие пляжи веселыми и загорелыми компаниями, играющими в футбол и волейбол. Заботливые городские власти ради оздоровления населения уже привезли и споро раскатали огромные кучи песка, радующие не только малых детей и их симпатичных мамаш, а до сентября пообещали установить скамейки и раздевалки.

Не забыли они и о культурном развитии самарцев, радуя их высокохудожественными выступлениями отечественных и зарубежных артистов, многочисленными праздниками, забавами и фейерверками. На днях отгремел в предместьях колоссальный фестиваль «Рок над Волгой-2013», а на центральную площадь им. Куйбышева в честь дня Российского суверенитета и 20-летия «Авторадио» привезли выступить группу «Машина Времени». И что особенно приятно - совершенно бесплатно. Подняться с волжского пляжа за 10 минут прямо на площадь не составило особого труда, и я не преминул воспользоваться широтой души городской администрации.

Договорившись встретиться с друзьями ровно в 19-00, мы, конечно, не предполагали, что такое мероприятие начнется вовремя, но и не ожидали, что в течение часа придется слушать идиотский разогрев аниматоров, примитивные попевки в стиле местных попсярщиков «Руки вверх!» и дежурные речи представителей власти. Тем временем народ постепенно прибывал и почти полностью заполнил крупнейшую в Европе площадь, зачем то огороженную по периметру забором, рамками входа и полисменами в парадной форме. Он совершенно не походил на публику, понаехавшую на недавний рок-фестиваль, и не нуждался в столь строгих мерах.

Люди шли поодиночке, группами и семьями, наряженные как на праздник. Несмотря на теплый вечер, мало у кого в руках можно было увидеть запретное пиво. Для счастья и веселья им не нужны были алкостимуляторы, они несли радость и свет в своих душах, ожидая встречи с кумирами своей молодости. Большинство народа было уже в летах, но немало пришло и молодежи, и даже детей. За проволочным ограждением остались многочисленные байкеры, которых не пустили внутрь с велосипедами, но даже на краю площади звук был прекрасный, а рассмотреть проходящее на далекой сцене помогали огромные телемониторы.

Все очень просто - в сказке обман. Солнечный остров скрылся в туман.
Замков воздушных не носит Земля. Кто-то ошибся - ты, или я
Все очень просто - нет гор золотых. Падают звезды в руки других.
Нет райской птицы среди воронья. Кто-то ошибся - ты, или я

Солнце медленно опускалось за Волгу, скрываясь за крышами домов, и площадь, погружаясь в закатные сумерки, услышала и увидела своих любимцев. Четкий и упругий бит взорвал сгустившееся ожидание и отозвался приветственным ревом собравшейся толпы. Знакомый всем голос Макаревича заставил уплотниться первые ряды, охватывающие палатку звукорежиссеров и зачем то выставленные на высоких постаментах автомобили спонсора Nissan. Экран над сценой заполнили кадры старых клипов и киносъемок группы, представлявшей ее классический состав. Увы, ныне из него осталось только четверо – Андрей, Кутиков, Державин и Ефремов.

Меняется все в наш век перемен.
Меняется звук, меняется слог.
И спето про все, но выйди за дверь
Как много вокруг забытых дорог

Относительно новые произведения группы были встречены радушно, но без особого энтузиазма. Все ждали старых добрых хитов. И они не стали задерживаться. Макаревич всегда хорошо чувствовал настроения публики и отлично отражал их в своем репертуаре. Аудитория благодарно внимала тому, как от социально заостренных песен 90х и нулевых годов он плавно перешел к более лирическим и душевным балладам 80х. Музыка и слова этих шлягеров были давно знакомы большинству пришедших и дружно подхватывались с воодушевлением и чувством. Они объединяли молодое и старшее поколение своим позитивом и искренностью.

И пусть сегодня дней осталось мало,
И выпал снег, и кровь не горяча,
Я в сотый раз опять начну сначала,
Пока не меркнет свет, пока горит свеча.

У ограды покуривая и попивая из баклажек, расположилась веселая компания совсем юных ребят. Мое внимание привлекла хрупкая и изящная почти девочка в длинном белом платье с кружевами. Она самозабвенно танцевала с подругами под звуки музыки, запрокинув пышную кудрявую прическу и полуприкрыв большие темные глаза. Она чему-то улыбалась капризно изогнутыми пухлыми губками и никого не видела вокруг. Я долго и с удовольствием наблюдал за ней, пока не понял, кого она мне так напоминает. В моей памяти вдруг ожили сцены давних дней, забытые, казалось бы, лица и события вереницей пронеслись передо мной.
Она идет по жизни смеясь.

Она легка. как ветер, нигде на свете
Она лицом не ударит в грязь.
Испытанный способ решать все вопросы, как будто их нет,
Во всем видит солнечный свет.

И тут нечто произошло с толпой и музыкой. Они как то разом ушли на второй план, картинка вдруг будто померкла и покрылась сепией, деревья и здания вокруг площади почему-то посерели и понизились, куда-то исчез возвышающийся над площадью претенциозный Европейский квартал. Со столбов сдуло праздничное оформление и иллюминацию. Обнажился ранее спрятанный за декорациями сцены огромный бетонный истукан сталинского клеврета и длинный кроваво-красный лозунг вдоль фасада неудавшейся и оттого еще более мрачной послевоенной высотки. Я огляделся и узнал время, в котором очутился, и людей…

Постой, оглянись назад, и ты увидишь
Как вянет листопад
И вороны кружат
Там, где раньше был цветущий сад.

В трех кварталах направо меня ждал большой старый дом с маленьким и узким, но уютным и тихим двором, где остались мои веселые и добрые друзья детства. В паре кварталов налево возвышался еще недостроенный институт, где пять счастливых лет связали меня с замечательными и оригинальными творческими людьми, долгие годы дарившие меня своей дружбой, и прекрасными очаровательными девушками, оставившими краткий, но глубокий след в моей душе и судьбе. Там я познал любовь и ненависть, верность и предательство, радость кратких встреч и долгих разлук, наслаждение искусством и муки ревности.

Ты помнишь, как все начиналось
Все было впервые и вновь
Как строили лодки и лодки звались
"Вера", "Надежда", "Любовь"

Из плотной серой толпы неожиданно вышла и прошла мимо высокая темноволосая красавица с томными восточными глазами,  ставшая впоследствии ненадолго моей женой и родившая сына. Я хотел окликнуть ее и остановить, но она не расслышала меня, а мои ноги будто приросли к земле. Мелькнула среди забытых лиц густая рыжая прическа и зовущий взгляд невысокой и чуть полной девушки, которой я не посмел тогда открыться, а спустя долгие годы встретил и потерял вновь. Пышноволосая блондинка гордо прошествовала мимо под ручку с пожилым супругом, лишь на мгновение задержав на мне свой потеплевший взгляд.

Снова старт, он взят и нет пути назад,
И по кругу кони мчат, почти летят.
Вот опять я опоздал на поворот:
Подо мною конь чужой и конь не тот.

Немного смешной и неуклюжий, с толстыми добрыми губами, застенчиво помахал мне издали рукой старый товарищ, о чью пятку я сломал палец ноги, играя в футбол на пляже еще во время вступительных экзаменов. А он откуда здесь, мелькнула мысль, ведь он ушел от нас навсегда несколько лет назад? Но тут, радушно раскинув руки, к нам подошел еще один наш веселый и мудрый очкарик. Он всегда среди нас был авторитетом и лидером, раньше всех познавая многое из того, что и не стоило бы. Он успел и достиг многого в жизни, раньше и печальнее всех завершив свой круг жизни, но оставив о себе добрую память друзей.

Один мой друг, он стоил двух, он ждать не привык,
И каждый день - последний из дней.
Он пробовал на прочность этот мир каждый миг -
Мир оказался прочней.

Вот и я вспомнил, как взвалив на себя его огромный катушечный «Маяк» прорвался за кулисы небольшого, но не заполненного до отказа ДК 4 ГПЗ на первый, возможно, в Куйбышеве концерт «Машины Времени» и, оглохнув от непривычного грохота живого рока, обрушившегося на мои бедные уши в оркестровой яме, все ж сумел не только записать концерт, но и сделать фото, которые почти 35 лет лежали не виденные никем в моем архиве. Спустя несколько лет я записывал их новое выступление на кассетную Электронику в битком набитом Дворце Спорта, и огромный зал уже аплодировал и дружно подпевал каждой известной почти всем песне.

  Замыкая кpyг, ты назад посмотpишь вдpyг,
  Там yвидишь в окнах свет, сияющий нам вслед.
  Пyсть идyт дожди, пpошлых бед от них не жди,
  Kамни пpойденных доpог сyмел пpобить pосток.

И вот я со своими проверенными временем, но все такими же молодыми друзьями и подругами снова стоял плечом к плечу и слушал ту музыку, которая вернула нам юность, счастье общения и радость встречи. Она наполнила нас ощущением полноты жизни и полноценности прожитых лет, уверенности в нашей дружбе и энергией оптимизма, позволяя забыть о болячках, обидах и разочарованиях, несбывшихся мечтах и подкрадывающейся старости. Замечательные стихи, поддержанные запоминающимся мелодиями, все эти годы сопровождали нас, звуча в наших сердцах и не оставляя места для злобы, апатии, уныния и усталости.

Но вот хозяин гасит свечи. Кончен бал и кончен вечер
Засияет вечер в облаках.
Кукол снимут с ниток длинных. И засыпав нафталином
в виде тряпок сложат в сундуках

Солнце село и на площадь опустилась вечерняя прохлада. Концерт как-то внезапно закончился, и я вернулся в настоящее. Огни далекой эстрады погасли, и краски постепенно обрели привычную яркость. Народ медленно расходился, надеясь на продолжение, но его не последовало. Макар ушел по-английски, оставив ощущение произошедшего чуда. Я с друзьями тоже постоял еще немного, обмениваясь впечатлениями и не спеша расставаться. Где то вдалеке опять мелькнула знакомая тонкая фигура в кружевном белом платье. Она шла, легко пританцовывая, и скоро скрылась из вида. Я мысленно пожелал ей поймать свою синюю птицу удачи.

Она идет по жизни смеясь.
В гостях она, как дома, где все знакомо.
Удача с ней, жизнь удалась.
И без исключенья все с восхищеньем смотрят ей в след.
И не замечают, как плачет ночами
Та, что идет по жизни смеясь...


Рецензии