Расколотый Кыргызстан. Ошский дневник

Пролог. «Ты помнишь, как все начиналось?»

Четверг, 10 июня 2010г. г.Ош, Кыргызстан.

Перед обедом было землетрясение. На пятом этаже закачалась люстра. Городская толчея не дала заметить его тем, кто спешил по своим делам по улицам древнего города. Тихий вечер вступил на зеленые тенистые переулки жилых кварталов. Жара стала спадать, базар потихоньку сворачивал пестрый ковер восточной торговли, гремя железными прилавками, скобяными изделиями и рассыпая шелуху от фисташек и миндаля…

Действие первое

Ночью раздалось несколько выстрелов в разных частях города. Сначала не верилось, что это заговорило оружие. Разум отказывался принять эту вводную. Потом все затихло.

Интермедия

…«Посольство США в Кыргызстане призывает обеспечить участие всех этнических групп в политической жизни республики. «Участие этнических меньшинств в политической жизни имеет ключевое значение для Кыргызстана, - отмечается в сообщении. - Посольство США придает серьезное значение тому, как складываются межэтнические отношения в Кыргызстане. Решение вопроса об участии и представительстве национальных меньшинств в общественной жизни является критически важным для стабильности, демократического управления и свободы в Кыргызстане»…

Эскалация конфликта

Пятница, 11 Июня, Площадь возле Ошской обладминистрации. Утро.

Собралась толпа. Слухи один другого страшнее. Кого-то убили, кого-то изнасиловали… Люди возбуждены. Запах гари на улицах. Большинство людей в недоумении – что происходит. В центре горят несколько магазинов.

Сообщение информагенств: «В Ошской области Кыргызстана число госпитализированных на 9.00 составило 68 человек - шестеро погибло, семь в тяжелом состоянии. Раненые начали поступать в больницы с 02.00. В Ошскую областную объединенную больницу госпитализированы 16 человек, умерло 3, в Ошскую городскую - 21, из них тяжелые - 3, умер 1. В Нариманскую территориальную больницу Кара-Сууйского района госпитализированы 28 больных, тяжелые - 2, умерли 2. Поступают раненые и в больницу села Кызыл-Кыштак, но пока с сотрудниками медучреждения нет связи»…

9.30 – беспорядочная стрельба на улицах. Рикошеты как мелкие камешки стучат по листве. Кто и в кого стреляет – абсолютно непонятно! Машин на улицах нет. А те, что есть – догорают, распространяя удушливый дым. По улицам ходят молодые парни с обрезками труб, палками, кто-то щеголяет бейсбольной битой.

11.00 – над городом пролетело несколько вертолетов, низко-низко, напоминая кадры из «Modern Warfare». Дым над центром города стал густым и плотным. Проехал БТР, через несколько минут началась стрельба со стороны площади.

Попытка выехать из города. Часть первая. Неудачная

Мы сидим с участниками тренинга из Джалалабада и Кадамжая в гостинице – небольшом особняке, недалеко от площади… Решаем выехать в направлении аэропорта.
Едем по улице имени Абсамата Масалиева. Перекресток первый – люди с дубинками пристально смотрят в наши лица. Перекресток второй – остовы автомобилей, проезжая часть усыпана камнями и битым стеклом, стоит давешний бронетранспортер, ребята на «броне» делают нам знак остановиться. « - Что там? - Спрашивает лейтенант, махая в сторону, откуда мы приехали – народу много?» Мы смотрим на вверенные его командованию лица вчерашних школьников под касками, и понимаем его беспокойство… «- Дальше не проедете, там человек восемьсот собралось, много пьяных, толпа возбуждена до предела…»

Рискнули. Доезжаем до места «икс». Страшная картина: из «семерки» измятой, как будто ее пинал Халк выносят окровавленного водителя и пассажиров: попали под град камней. Страсти накаляются, из толпы слышны крики «Узбеки!» «Месть!» … тут же стоит «мерседес» без номеров, из которого деловитые молодые люди в спортивных костюмах выгружают водку.

Звонки

« - Я смотрю из окна на район частной застройки, тут ужас что творится!.. Дома горят, женщины, дети на улице, и кыргызки и узбечки… стрельба…»
Вечер. Стрельба то стихает, то, грохочет под самыми окнами. Ходят слухи: «воду отравили», «погромщики угнали БТР»… чему верить?
«Как у вас? – Сейчас тихо, стреляют изредка… говорят можно выехать в Джалалабад…»
«… - Дорогу в аэропорт перегородили морским контейнером, стреляют по всем машинам…»
«… - Как в Джалалабаде? – вроде спокойно…»

Часть вторая. Тоже неудачная

Возле областной больницы выстрелы… По томозам! Впереди ехала «Нива»… тах-тах-тах… стекло треснуло, машину повело…
«Это снайпер – говорит наш водитель… поворачиваем, поворачиваем, не прорваться…»
Дождь. Надо смыть кровь с улиц и площадей.

«Революция. Версия 2.02. Южная редакция. «Этнический конфликт»

На стенах надписи на кыргызском, призывающие отомстить узбекам за кровь… подозрительно похож почерк в разных частях города, да и все написанное, как под копирку, баллончиками черной автокраски , купленными видимо оптом, со скидкой на базаре…
На проезжающих редких машинах с раскуроченными замками зажигания – «Кыргыз»… только краска белая…
На узбекских домах и магазинах – надписи и метки…
тах-тах-тах… убит узбек – кыргызы убили! тах-тах-тах … убит кыргыз – убили узбеки, конечно, без сомнения… снайпер дело знает!

Суббота. 12 июня. Это не снег. Это пепел

БТР все-таки был угнан. Но с водой порядок – пить-то всем надо, боевик ты или жертва. На улицах те же лица, только вместо арматуры в руках – «калашниковы». На этом фоне наш карабин «Вепрь» и две старенькие гладкостволки выглядят неубедительно. Мы в осаде. Выходить за стены особняка не хочется. К выстрелам привыкаешь, как к высокой температуре. Продукты взять неоткуда. Может завтра будет лучше. С неба падают, кружась и танцуя черные хлопья.

Воскресенье. 13 июня. Эвакуация

В Джалалабаде перестрелка. Разграблена военная часть…
Дозвонились до МЧС. В 14.00 с площади уходит колонна, эвакуируют сотрудников системы ООН и других международных организаций. Черный каменный Ленин стоит как укор недостроенного коммунизма, под ним – грузовики с гуманитаркой, прибывшей из Бишкека. Легкораненые спецназовцы отдыхают в тени, на наспех сооруженных блокпостах по обеим сторонам площади солдаты ставят пулеметы. Жарко, плачут дети, не понимая, что это делают взрослые, почему надо уезжать из дома без вещей и игрушек… кыргызы, узбеки, туркмены, русские, татары… чьи дома горят? Чьи дети плачут? Что мы, взрослые наделали?

…Впереди колонны идет БТР, за ним – джип с СОБРовцами, два автобуса МЧС, «скорые» с ранеными и замыкает колонну военный «лендровер», ощетинившийся стволами. .. Снова выстрелы… Кто они, обстрелявшие колонну с ранеными, беженцами и детьми? Люди?

Первым делом самолеты

Транспортник взлетел. Дети не плакали, смотрели огромными глазами на раненых, родители старались заслонить от них «груз-200». Наши коллеги из Джалалабада обреченно сидят вдоль бортов, дороги домой перекрыты, а там остались семьи… Курс на Бишкек.

В Бишкеке все спокойно?

Странно: тишина… в смысле нет грохота выстрелов, нет дыма… Или это нормально?



Bishkek, 2010


Рецензии