Думы обусловленного ума

О чем мы думаем?! Как только наш ум начинает думать, мы теряем спокойствие, и мудрость, которые всегда присутствуют в нас. Даже если сначала нам весело, очень скоро начинается суета и наступает усталость или раздражение. В российской традиции изучения буддизма это состояние ума часто называют "страданием". Так обычно переводят палийское слово "dukkha". Однако точнее будет - "тягостность", (например: "суетные тяготы одолевают", "тягостная обязанность", "тягостное впечатление"). И это превращение мы испытываем несколько раз за день. Это природа нашего ума. Наш ум пытается зацепиться за любую идею, мысль, чувство, вещь, потому что когда мы не используем его, и перестаем "страдать", он чувствует себя бесполезным. Наш ум действительно очень часто похож на маленькую суетливую обезьянку, которой сунули под хвост перец, а к лапам привязали цимбалы и погремушки. Она мечется, схватывая и мгновенно теряя интерес к тысяче вещей... К сожалению, она не может осознать плачевность своего положения, даже если превратится в в сонного ленивца или кусачую собачку (и такое бывает очень часто). Поэтому не стоит потакать ее капризам, лучше приласкать и успокоить. Давайте уберем перец и цимбалы, дадим свободу порезвиться и красивые и неопасные игрушки, но не будем идти у нее на поводу. Ум - замечательная вещь, когда он подконтролен нам, а не мы ему! А начать можно с наблюдения за своим умом и пусть лучше он цепляется за то, что приносит нам радость и умиротворение. Это хороший способ научиться контролировать и правильно использовать свой ум.

Но давая обезьянке игрушки, нельзя забывать, что это только метод, а не цель. Иначе можно стать фанатиком. Да, ум можно натренировать и закалить. Но если постоянно подсовывать уму какие-нибудь идеи (религиозные, политические, и т.п.), и при этом человек будет отождествлять себя с этим умом, то ум может превратиться в бирита - духа, пожирающего все больше, и насыщающегося все меньше. В этом скрыта опасность.


Рецензии