Спасут ли Россию динозавры?

                Моей однокласснице, возлюбленной,
                жене, другу –  и все в одном Человеке.
                Инне Михайловне, которая терпит меня               
                уже более полувека, разделяя все   
                горести и радости совместной жизни, 
                с любовью и благодарностью
                посвящается!

                Введение.
                «Не о том ли хлопочешь, старик,
                как бы потешить уши других?»
                М. Монтень. Опыты.

Я отношусь к так называемому «ненужному поколению». Пенсионеры, по мнению власть предержащих, представляют обузу для нынешнего государства. Гуманисты готовы переселить их в другие страны, где жизнь дешевле, чем в России. Более циничные создают такие условия существования, что пожилые граждане не дотягивают до «возраста дожития» - срока прозябания, отведенного чиновниками для тех, кому повезло преодолеть пенсионный возраст.

Из-за преждевременного ухода ветеранов из трудовой сферы, а часто и жизни в годы перестройки и либеральных реформ, страна утратила множество материальных ценностей. Это и опыт управления крупными проектами, неосуществленные научные решения, огромное число утраченных технологий и многое другое.

Благодаря советскому воспитанию значительное число пенсионеров занимает социально активную позицию. Вспомним хотя бы победу в борьбе с законом о монетизации льгот. Безусловно, это не нравиться нынешним властям. Пожилые люди подвергаются откровенному выдавливанию из жизни из-за нищенских пенсий, некачественного медицинского обслуживания и прочих мер дискриминации. 

Как было бы удобно, если бы старики исчезли из России подобно динозаврами. Но нет, они по-прежнему стремятся не попасть ни в духовную, ни в материальную кабалу.

Кроме того, старшее поколение в большинстве своем выступает обладателями огромного багажа знаний, хранителями моральных и нравственных ценностей, так стремительно исчезающих из жизни страны. Пытаются удержать хоть какой-то уровень культуры. 
Ни одна цивилизованная страна не транжирит так человеческий капитал. Пора понять это нашему обществу. А то недолго стать и банкротами!

У меня нет иллюзий, что мои слова приведут к массовому отрезвлению правящей «элиты». Но, может быть, реальные проблемы, а их немало в нашей стране, станут предметом если не решения, то хотя бы обсуждения.

Как-то немецкий коллега рассказал об охватившей его радости при виде человека, читающего журнал, в котором он работал.

Дай Бог, испытать ее и мне, если удастся затронуть души людей, к которым обращены мои мысли. Я попробую!
               

                Закат.

                «Наступил час, когда нам
                следует расстаться с 
                обществом, так как…больше
                нечего предложить ему».
                М. Монтень. Опыты.

Великое таинство Природы – закат Солнца. Умирание дня, особенно на море или в степи, порождает целую гамму чувств. В считанные минуты блестящий диск теряет животворное начало. Исчезая за горизонтом, набрасывает на все траурную вуаль. В конце дня, как правило, стихает ветер, усталые морские волны умеряют бег, успокаиваются бурлящие человеческие страсти. Наступают тишина и покой.
В душе поселяется грусть от несбывшихся надежд, несостоявшихся встреч, неисполненных планов. Напрасно внутренний голос убеждает, что завтра задуманное исполнится. Такая уверенность появляется лишь с восходом Солнца. В момент заката она, как правило, исчезает.

Если даже природное явление вызывает тоску, то угасание человеческой жизни – настоящее горе. Не только для личности, но, часто, и для близких людей.

Осенняя пора одаривает плодами. Одних – духовными, других - материальными. Кого-то не пощадила судьба, пометив черной меткой умерших, серой - болеющих. У пожилых людей щемящее чувство по уходящей цветущей поре жизни. Прощальное буйство красок отходящей на отдых природы сродни палитре человеческих характеров. Подлинные способности реализованы в конкретные деяния, а те, что только казались таковыми, – опали как увядшая листва.

Печальный парадокс в том, что умственный или ремесленный потенциал входит в конфликт с дряхлеющим организмом. Разуму под силу горы своротить, а физическая немощь не позволяет «достичь» даже предгорий. С годами разрыв лишь увеличивается. Возникает постоянное ощущение цейтнота. Многое из планируемого приходится откладывать. Безжалостное время, словно охотник, идущий по следу загнанной жертвы, не оставляет возможности избежать преследования. Не в том ли причина совершения стариками неоправданных, с точки зрения окружающих, поступков?
Если человек прекратил активную трудовую деятельность и не сумел найти посильное занятие, отвлекающее от мрачных мыслей, начинается деградация личности. Вспыхивают конфликты с родственниками и друзьями. Отравляются безрадостные годы оставшейся жизни.

На заре становления человечества из-за недостатка пищи неспособных к работе людей умертвляли. Причем скорбную обязанность нередко возлагали на собственных детей. Может быть, конфликты между чувством долга перед племенем и привязанностью к родным, с которыми приходилось расставаться по принуждению, послужили одним из толчков к появлению человека разумного.

Высказанное суждение легко подвергнуть сомнению. Но бесспорно то, что процесс старения тяжкий гнет для старшего поколения. Когда же его сопровождают социальные невзгоды, оно просто вымирает. По оценке специалистов: «Острота демографической ситуации в период 1991-2000 гг. в России не имеет аналогов ни в предшествующей истории нашей страны, ни в других странах, в том числе и переживших в ХХ веке серьезные социальные потрясения... численность населения уменьшилась на 3,52 миллиона человек. Миграционный прирост за тот же период составил 3,27 миллиона». При отсутствии последнего общая убыль населения составила бы 6,79 миллионов человек.

Пессимистические цифры дали Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) основание оценить произошедшее как медико-демографическую катастрофу. По мнению авторитетного международного органа – этот наиболее значимый и удивительный феномен ХХ столетия требует глубокого анализа и осмысления.

В число жертв рукотворного мора, устроенного россиянам, должен был попасть и я. Лишь по счастливой случайности «до-бить» меня «по приговору» халтурщиков от медицины не удалось. В критический момент, когда наступила клиническая смерть, пришла помощь.
Одного из обреченных удалось спасти. Многих других, к сожалению, нет. Воскресший благодаря подлинным целителям пациент оказался неравнодушным к своим и чужим бедам. Очищение через страдания, по всей вероятности, способствовало духовному прозрению, помогло подняться над повседневной реальностью. Нравственный долг перед теми, кому не удалось выжить из-за халатности медицинского персонала, и теми, кого врачи превратили в инвалидов, заставил осмыслить события последних лет.

То, что произошло со мной вовсе не экстраординарный случай, а обыденное, даже типичное, явление в России. «В год в нашей стране по разным причинам умирает чуть больше 2 миллионов человек. Из них, по приблизительным оценкам, от 500 до 700 тысяч – из-за врачебных ошибок.

С медицинскими проблемами удалось разобраться сравнительно просто. *
Труднее поддавались осмыслению социальные процессы, происходящие в России в последние годы. Появилось желание понять, каким стало положение ветеранов после перестройки и либеральных реформ? И какова цена затеянных преобразований?

Конечно, суд любого человека страдает субъективностью. Гораздо более беспристрастен суд совести. Очень немногие готовы подвергнуть себя критическому самоанализу. Еще меньшее число способны вынести результаты своих деяний на всеобщее обсуждение.

Подавляющее большинство людей, которых судьба заслуженно или не очень вознесла на вершины человеческого общества, склоны преувеличивать собственные заслуги. У них всегда полно добровольных помощников, надеющихся получить за услуги по-дачку с барского стола. Но, как бы не старались последние, все расставит по местам суд истории. Достойные получают славу и уважение потомков. Лишь возомнившие себя таковыми подвергнутся забвению, а то и поруганию. 

Мои размышления о судьбах старшего поколения - четверти населения России - затрагивают интересы и других категорий ее граждан. Конечно, они субъективны. Но если суд истории под-твердит высказанные суждения и прогнозы, то это может стать хорошим уроком для людей, вступающих в жизнь, дабы уберечь их от возможных ошибок.

* Игорь Зудов «Жизнь и смерть как личный опыт. Реанимация». ИД «Пионер». М. 2007, 100 с.

Игорь Зудов «Жизнь и смерть как личный опыт. Реанимация. Исповедь человека, победившего приговор врачей». 2-е издание. АСТ. Астрель. М. 2009, 158 с.

Игорь Зудов «Жизнь и смерть как личный опыт. Реанимация. Исповедь человека, победившего приговор врачей». Аудиокнига. Астрель. ООО «Аудиокнига». М. 2009. Примерное время звучания 10 часов 30 минут. 


Рецензии
Старые люди, мудрые, достойно прожившие жизнь, вырастившие детей и даже внуков - заслуживают всеобщего уважения. Но таких среди общей массы старых людей не очень много. А иногда и мало.
А все придурки, бездельники, развратники, многоженцы, разбросавшие детей по стране, пьяницы, уголовники, больные старческими психзаболеваниями, они, ведь, тоже состариваются и уважать их не за что.
У нас в подъезде живёт парочка - дед с бабкой. Они оба сидели в тюрьме за воровство, а у бабки на кисти тату - солнце и надпись Колыма. Они день спят, а ночь бухают и ссорятся, орут на весь дом, а ещё периодически топят соседей, потому что деньги тратят на водку, и трубы с кранами у них ржавые до нельзя. Ну и от них воняет, аж тошнит, не моются они никогда, что ли... И ничего с ними не сделать, т.к. старики. Были бы моложе, давно бы с ними расправились всем подъездом, потому что они всех достали.
И за что мне их уважать?

Светлана Каркунова   24.06.2013 17:03     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.