Гибель парохода -Адмирал Нахимов-

На фото: пароход "Адмирал Нахимов" (Яндекс.Картинки.)

     Над Чёрным морем мерцали звёзды на темном южном небе. За кормой скрылись портовые огни Новороссийска. На верхней палубе морского лайнера играл эстрадный оркестр. Массовик-затейник проводил конкурс на лучшее исполнение вальса. Уже определились лучшие пары, получившие шутливые призы. Смех, приятные знакомства, радостное ощущение предстоящего беззаботного морского круиза. Никто не подозревал, что в темноте, совсем рядом, наперерез веселящемуся пароходу, неумолимо надвигается тёмная громада другого корабля и через насколько десятков секунд наступит настоящий ад...

     Пассажирский пароход «Адмирал Нахимов» покинул Новороссийскую гавань в 22 часа 30 минут 31 августа 1986 года. Курс лайнера лежал в направлении курорта Сочи. Судно ещё не успело набрать скорость, как в 14-15 километрах от порта и на расстоянии 3,5 километра от берега произошло его столкновение с сухогрузом «Пётр Васев», который вёз зерно в порт.
     Удар носа сухогруза пришёлся в борт между машинным и котельным отделениями. Взрыва котлов не произошло, так как их конструкция исключала такие последствия. Однако огромная пробоина привела к тому, что пароход затонул в считанные минуты на глубине около 50 метров. Те 7 минут, за которые затонул пароход, не позволили спустить на воду шлюпки. Люди спасались на плотах, с помощью жилетов и кругов в полной темноте.
     На борту парохода находилось 1234 человека, из них 888 пассажиров и 346 членов экипажа.
    
     "Адмирал Нахимов" - судно не новое, но полностью соответствующее государственному регистру, и, следовательно, требованиям безопасности мореплавания. Корабль несколько раз был модернизирован, а в 1986 году прошёл ремонт в Болгарии. Водоизмещение «Нахимова» составляло около 19 тысяч тонн.
     Водоизмещение сухогруза «Пётр Васев» в два с лишним раза больше. Это судно осталось на плаву и его команда приняла участие в спасении пострадавших. Смятый нос – вот и все видимые повреждения, которые получила эта махина массой свыше 50 тысяч тонн. Корабль дошёл в порт своим ходом, где водолазы обследовали бульбу – острую, выдающуюся вперёд подводную носовую часть сухогруза, которая и нанесла смертельную пробоину «Адмиралу Нахимову».
     Капитан парохода В.Марков – опытный моряк. Носит звание капитана дальнего плавания с 1959 года. Командовавший сухогрузом В. Ткаченко – капитан с 1980 года.
    
     Удар огромной силы не оставил шансов на сохранение плавучести парохода. Корабль сначала стал ложиться на бок, вскоре крен достиг почти сорока пяти градусов. Судно тонуло очень быстро, потом почти мгновенно ушло в воду и легло на правый бок на глубине около 50 метров.
     По свидетельствам очевидцев пассажиры парохода не стали пассивными жертвами стихии. В минуту внезапности они не паниковали, боролись за жизнь, помогая друг другу. Оказавшись в воде,  люди спасали детей, пожилых людей, подсаживая их на надувные плоты, не давали плотам расплываться в разные стороны.

     После получения сообщения об аварии в Новороссийске немедленно был создан штаб, который координировал все действия по спасению людей. При штабе были созданы группы спасательных работ в море, медицинская и продовольственная, вещевой помощи, регистрации и размещения спасённых, материально-технического обеспечения работ. Все действовали чётко, со знанием дела на своём участке.
 
     Сразу же в район бедствия на максимальной скорости направились теплоходы, катера. Примерно через час в районе аварии находилось 60 единиц спасательных судов. На помощь пришли пограничники, военные моряки, матросы портового флота. Погода, как говорят спасатели, была рабочая: температура воды в море 20-21 градус, волнение до трёх баллов. Вертолёты и гидросамолёты освещали прожекторами неспокойное море, лётчики сообщали спасателям координаты обнаруживаемых потерпевших.
     Спасатели вытаскивали из воды и с надувных плотов испуганных и обессилевших пассажиров «Адмирала Нахимова». Иногда спасателям приходилось нырять за тонувшими людьми.
     В экстремальных условиях темноты, поднявшегося ветра и волн совместными усилиями служб удалось спасти 836 человек, из них около 270 человек – члены экипажа. В числе спасённых – пять детей. Это результат мужества, героизма спасателей и чёткой организации работ, проведённых в короткое время. В спасательных работах приняли участие 60 различных судов, 20 вертолётов и 80 водолазов.
 
     Девять этажей лучшего отеля Новороссийска были отданы спасённым пассажирам. Всех приезжающих родственников поселяли без всяких проволочек. Круглосуточно работали буфеты, прямые междугородные телефоны. За сутки после беды интенсивность междугородных переговоров увеличилась втрое. Больше половины мощностей городского узла связи были отданы пострадавшим и их родственникам. Была введена система перезаказов со смежными телефонными станциями Киева, Сочи, Москвы, Ленинграда.

     В последующие дни поиски потерпевших велись в открытом море кораблями, с воздуха самолёты и вертолёты обследовали пространство в направлении до 60 миль на запад и 40 – на юг. Были задействованы все возможные средства Азово-Черноморского бассейна.
     К 4 сентября было поднято 116 погибших. Около 300 человек остались под водой, в чреве лежащего на дне парохода.

     В связи с трагической гибелью людей при аварии пассажирского парохода «Адмирал Нахимов» Центральный Комитет КПСС, Президиум Верховного Совета СССР и Совет Министров СССР выразили глубокое соболезнование семьям, родственникам и близким погибших.
     Принято решение правительства об оказании помощи семьям погибших.

     В ночь с 31 августа на 1 сентября в Новороссийск вылетела правительственная комиссия во главе с членом политбюро ЦК КПСС, первым заместителем Председателя Совета Министров СССР  Г. А. Алиевым, с представителями в составе комиссии от ЦК КПСС, ЦК компартии Украины, Совета Министров РСФСР, Министерства здравоохранения СССР, ВЦСПС. На месте аварии также работали представители Прокуратуры СССР.

     На очередной встрече правительственной  комиссии с родственниками погибших речь шла о причинах и виновниках аварии. Главная причина – в преступно халатном отношении капитанов обоих кораблей к своим обязанностям. В первые минуты рейса судоводители «Адмирала Нахимова» и сухогруза «Пётр Васев» знали, что их курсы пересекутся. 45 минут они шли друг на друга. Дважды переговаривались по радио. Сухогруз был обязан, сбавив ход, пропустить пассажирский лайнер. Но капитан «Петра Васева» Ткаченко по необъяснимым причинам вовремя скорость не снизил, а капитан Марков ушёл в каюту, доверив вахту второму помощнику. Когда до столкновения оставались минуты, Ткаченко скомандовал дать задний ход, но громадный корабль продолжал двигаться вперёд по инерции. Второй помощник капитана парохода «Адмирал Нахимов» потерял драгоценные минуты и лишь потом отвернул от прежнего курса влево. Оба капитана взяты под стражу. Работники Прокуратуры СССР опросили по делу более 500 человек. Материалы предварительного следствия составили 55 томов.

     30 октября 1986 года Политбюро ЦК КПСС рассмотрело сообщение правительственной комиссии по расследованию причин происшедшей в августе 1986 года близ Новороссийской гавани аварии парохода «Адмирал Нахимов». Как показало расследование, эта авария явилась следствием преступной халатности капитанов судов, грубейшего нарушения правил безопасности мореплавания. Непосредственные виновники катастрофы – капитаны судов «Пётр Васев» и «Адмирал Нахимов арестованы и привлечены к уголовной ответственности. Исключён из партии и снят с работы начальник Черноморского пароходства С.А.Лукьяненко. Освобождены от занимаемых должностей и строго наказаны в партийном порядке заместитель министра Морского Флота СССР А.В.Голдобенко и член коллегии, председатель Всесоюзного объединения «Мореплавание», Б.С.Майнагашев, привлечён к партийной ответственности заместитель министра Морского Флота СССР Б.А.Юницын. Коллегии Минморфлота СССР предложено принять меры по коренному повышению безопасности судоходства, дисциплины и организованности в работе морского транспорта.

     12 марта 1987 года в Одессе началось выездное заседание судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда СССР. Рассматривалось дело по обвинению бывших капитанов сухогруза «Пётр Васев» и пассажирского парохода «Адмирал Нахимов» В.Ткаченко и В.Маркова в преступной самонадеянности и небрежности при исполнении служебных обязанностей, что привело к кораблекрушению с большими человеческими жертвами.
     В.Ткаченко и В.Марков обвиняются в том, что они, будучи капитанами - руководителями экипажей и доверенными лицами государства, ответственными за безопасность плавания судов, находящихся на них людей и сохранность грузов, допустили многочисленные нарушения правил безопасности движения морского транспорта, то есть в преступлении, предусмотренном частью первой статьи 85 Уголовного кодекса РСФСР.

     30 марта 1987 года в Одессе закончился судебный процесс над виновными в кораблекрушении В.Ткаченко и В.Марковым. Верховный суд СССР признал бывшего капитана сухогруза «Пётр Васев» Ткаченко Виктора Ивановича и бывшего капитана парохода «Адмирал Нахимов» Маркова Вадима Георгиевича виновными в преступлении, предусмотренном частью первой статьи 85 Уголовного кодекса РСФСР и, учитывая особую тяжесть совершённого преступления и исключительно тяжкие последствия трагедии, приговорил к пятнадцати годам лишения свободы каждого. Суд постановил взыскать с каждого из осуждённых по сорок тысяч рублей в счёт возмещения причинённого ими государству материального ущерба. Приговор окончательный, обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит.
     Присутствующие в зале встретили приговор с удовлетворением.

     Вынесено частное определение в адрес Министерства морского флота (министр Ю.Вольмер), в котором обращено внимание на серьёзные недостатки в кадровой работе органов министерства, его технической политике.

     В отдельное производство выделены материалы о недостатках в деятельности Новороссийской аварийно-спасательной службы (АСПТР) Черноморского морского пароходства, суда которой с опозданием прибыли в район бедствия.

     Нарушения начинаются с малого, однако каждое из них ведёт к ослаблению той разумной и чёткой общественной дисциплины, которая так необходима повсюду. Об этом напомнил процесс в Одессе, детальный и обстоятельный анализ причин морской катастрофы, боль от которой осталась в сердцах людей.




Изложение материалов газет «Труд», «Тюменская правда» из архивов автора за 1986-87 г.г.

   


Рецензии
Удивительно, читаю эти строки и вспоминаю тот день Со мной работала мама Раиса Усачева, её сын был поваром на "Адмирале Нахимове", он отличный пловец и даже мог бы доплыть до берега, но получил удар по голове балкой, потерял сознание, так и остался под водой.Мы приняли эту трагедию, как собственную, а я и до сих пор не могу забыть.Такая беспечность.Были разговоры, что если бы "сухоогруз не сделал задний ход, то мог бы удержать теплоход на плаву гораздо дольше по времени и возможно, больше бы людей спаслось, но он сделал ход назад и оставил теплоход с пробоиной. который так и остался морским памятником погибшим в тот страшный рейс.

Людмила Бержакова   19.09.2022 21:14     Заявить о нарушении
К сожалению, разговоры разговорами, но пробоина была настолько огромной, а носовая часть сухогруза (бульба) настолько не подходила в качестве затычки пробоины, что трагическая развязка была неотвратима. К тому же следует учесть, что и после столкновения суда огромной массы продолжали независимое движение, а не остановились как вкопанные, воткнувшись одно в другое.
А вот беспечность команд судов во главе с капитанами действительно преступно зашкаливала.

Триста человек в невероятных мучениях навсегда остались в чреве "Адмирала". Это величайшая морская катастрофа прошлого века.
Вечный покой погибшим...

Александр Соханский   20.09.2022 10:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.