13. Что сказал дух

Рассказ 13 - из книги "Опять цветут абрикосы"
ББК Р.2  Х 29
ISBN 978–5–88247–310–4      
Рецензент  Б.М.Шальнев, председатель правления
Липецкой  областной  писательской   организации
Для оформление использована детская фотография детей Хачатрян Армине. С левой стороны дочь: Вардуи Арташесовна Хачатрян. Смеющийся ребёнок, это сын: Завен Арташесович Симонян.
             
    Вы когда-нибудь видели, как вызывают души мёртвых? Не советую вам видеть это.
К нам домой пришли двоюродные сестры Лиза и  Лиануш. Лиза на три года старше, чем я. Лиануш младше  сестры на год. А я учусь в девятом классе. День уже на  исходе. Приближается вечер.               
      Гостьи любят « прикалываться». Рассказывают обычно страшные истории, мои глаза лезут на лоб, а они смеются.
      Стемнело. Вдруг раздался гром. На небе сверкнула
молния. И тут же погас свет. В темноте девушки  изображают волчий вой. Я бегу за свечой, и от страха  никак не могу зажечь ее.
Всеобщий смех сопровождает мои попытки.               
              - Чего боишься, трусишка? Не видишь, это мы шутим.                Но мне не до смеха…
      Моя сестра  тоже дома.
Они больше дружат с ней, чем со мной. Называют меня  простушкой, ведь я дружу с детьми колхозников.               
              - Ты дочка председателя, - говорят они. – Зачем тебе с  ними общаться?
      Сестра дружит очень избирательно. Все решает  рациональным умом.  Ей меня не понять.               
Пошушукавшись меж собой, они кричат:
              -  Уходи отсюда!  Нам комната нужна без тебя.               
              - Да пусть  останется!  Мы  сами уйдём в  другую  комнату.
      Взяли большой лист ватмана, потребовали достать новую свечу,  взяли кофейную тарелку, ручку, тетрадь и пошли в каморку без окон.
      Мне было любопытно узнать, что они там затевают, но напроситься не рискнула. Вдруг они кричат:
               - У  нас  не хватает  одного  человека!   Иди    сюда!
      Вхожу. На полу ватман, на нем нарисован круг, а по кругу написаны буквы армянского алфавита и числа от единицы до десяти плюс еще ноль. Рядом горит свеча. На середине круга - тарелочка. Вокруг сидят сестры и держат пальцы на краях тарелки, еле прикасаясь. Моя задача - записывать то, что они продиктуют.                -Трусишка, мы вызываем духов. Говорят, если и задать вопросы, они ответят. Я спрошу за кого выйду замуж? 
               
              - Может, не стоит тревожить духов? Ведь уже темно. Ночью никого тревожить нельзя.
              - Ну, опять начинается… Ты что, не хочешь остаться  здесь?
              - Ладно.   Делайте  что  хотите.  Моё   дело  -  писать.
      В этой тишине и темноте они начинают говорить все вместе:               
              - Вызываем духов! Вызываем духов!
Если вы нас слышите, подайте нам знак. Ответьте, есть ли тут кто-то кроме нас…

      После третьего повтора мне становится страшно.  Холодным потом покрывается лоб. В плотно запертой комнате откуда-то появляется сквозняк. Как будто кто-то невидимый дышит здесь.  Вдруг кофейная тарелочка сама, без прикосновений, начинает крутиться. Тем троим, которые любят шутить, теперь уже не до шуток.


      Появился дух!
 

             - Кто ты? Ответь нам, как тебя зовут. За кого я выйду замуж?..
Я быстро записываю буквы, у которых остановилась  тарелка
              Затишье…
              - Ура, свет включили! - от страха кричу я.
               
Лиза  с  нетерпением просит  листок.  Втроём  они  прямо рвут его  у  меня  из  рук.   К  удивлению,  дух  не    ответил  на  их вопросы. Он отправил послание своей жене:
             - Я Або. Из села Далар. Погиб в автокатастрофе.  Сообщите Эльмире, пусть не сажает сына Геворга за руль   автомобиля.  Он погибнет,  как  и  я.
     Бесстрашные мои сестрички начинают трястись  мелкой дрожью.
              -  Я  больше никогда  духа не вызову,- говорит Лиза.               
              -   Я тоже.
              -   И я.
              - Слушайте, надо сообщить Эльмире, - говорю я.      
              - Ребёнку  пока еще три года…
              -  Она нас прибьёт, если узнает, что тревожили дух ее мужа. И потом: вдруг все это неправда? А Эльмира  будет переживать из-за ерунды, - замечает Лиануш.
      И сестрички строго запретили мне сообщать обо всем этом женщине.

     Прошло некоторое время. День суровый, холодный  ветер усиливался и началась буря. Лиза призналась, что  рискнула передать послание Або его жене. Но Эльмира не  придала серьёзного значения услышанным словам.                Братья погибшего мужа балуют малыша. Другие  родственники тоже. С ними бесполезно  об  этом  говорить.
Выходит,  зря все это,  значит,  не  поверили  и  стёрли  в
памяти наши  предупреждения, как  и  буря  в  моем стихе.


Подметала  ночью  буря,
Не  оставила  следа,
Подняла  от   ветра  вой,
На  меня  бросалась.

Страшно  идти
Против  ветра,
Без  рук  и  ног
Сильно  меня   ударила.

Вошла  в  душу,
Вошла  во внутрь,
Вышла так  же, как  вошла,               
Без  следов  оставила.               
     Время летит быстро. Вот уже у Геворга свадьба с местной красавицей. Братья погибшего отца устроили  шикарную свадьбу, чтобы племянник не чувствовал  своего сиротства. Да и мать всегда работала на износ.  Нужды мальчик не знал. После рождения его второго  ребёнка родня  вскладчину купила ему машину. Геворгу  было только двадцать лет. Дружил он с местными парнями,  особенно близок был ему брат Лизы и Лиануш  Каджик,  вместе зарабатывали мужчины деньги и тратили их не  считая, как душе угодно. Если не тяжким трудом деньги дались, то человек не знает им цену. Стали они  развлекаться в ресторанах,  пьяными  садились  за  руль.      
      В то время я жила уже в Липецке, а мой брат Аматуни и его жена - в Москве. Моя золовка Тамара, уже родившая  двух девочек, собиралась пойти на УЗИ:               
              - Если  узнаю,  что  снова  будет  девочка,  сделаю   аборт.
      Об этом она рассказала мне по телефону, а ночью мне приснился сон. Явилась ко мне моя умершая бабушка Гехине и от имени умершей бабушки Лусине попросила:
              - Скажи брату  Аматуни, что у него родится девочка,  но пусть он не отправляет это невинное дитя к нам. Иначе  никогда не видать ему наследника. К нам и так много  людей прежде времени отправляется. И сегодня тоже   много гостей  будет, их  будем встречать. А дочку   назовите в честь  бабушки Лусине, которая после смерти  никаких известий не имела от вас, только я рассказала  ей обо всех вас. Она обиделась на сына Овика: неужели он  забыл моё имя и дочку в честь меня звал Лусик, но ведь я  Лусине.
      Мигом вскочив с кровати, звоню в Москву, но никто  не отвечает. Тогда звоню к отцу в Армению, передаю  послание матери, а потом уже, к моему удивлению, у  телефона моя золовка Тамара.               
              - Неужели что-то случилось, что она так срочно  улетела в  Армению,- думаю я. Выпаливаю ей все, что узнала  во сне, а она, выслушав, сообщает:
              - А тут у нас такое творится! Погибли в автокатастрофе Геворг, сын Эльмиры (которую дух мужа предупредил об  аварии еще тогда, когда не поздно было). Погиб Каджик,  брат Лизы и Лиануш (которые, может быть, и не сообщали  Эльмире о послании мужа, поэтому и злили духа мёртвого  отца, и он мстил за сына) и  Эдик, сын Иры (как всегда,  один невинный пострадает). После очередного пьянства  выехали на встречную полосу и столкнулись с «Жигулями», где находилась целая семья.

            … А на аборт идти Тамара передумала. Жизнь и так  трудна, а смерть всегда не за горами. И после рождения  Лусине у моего брата появился, наконец, наследник - Хачик. В честь дедушки назвали. Теперь  род  Хачатрянов  будет продолжаться.

               
    Ура! у нас родился братик.               


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.