Канонизация членов Дома Романовых

                Проблема канонизации членов Дома Романовых относится  к целому ряду других проблем, которые практически не освящены в отечественной историографии. Среди таких проблем выделяют ряд блоков: Дом Романовых в изгнании, отношение Российского Императорского Дома и Русской Православной Церкви после 1917г., также выделяют и проблемы связанные с ликом святости, в котором были канонизированы Царственные мученики и их верные служители, отмечают и вопросы об источнике приказов о расстреле. Но все же основная проблема данного вопроса находится в самом истоке противоречий XX века – в 1917 годе, а если уточнять то в расколе Русской Православной Церкви после указанной даты. Социальное противоречие является лишь частью данного раскола. Главная цель рассмотрения обозначенного вопроса – выявить социальный аспект в данной проблеме на основе доступных материалов. 
                Для более четкого понимания смысла разрабатываемого вопроса обозначим такие термины как «канонизация» и «лик святости». Итак, канонизация – процесс причисления какого-либо человека к лику святых. А лик святости – категории, на которые принято разделять святых при их канонизации, учитывая труды человека при жизни. В западной христианской традиции похожий процесс называют беатификацией. Однако, главное отличие двух терминов этих традиций заключается в том, что беатификация – предвестник канонизации.
                Источниковедческая и историографическая базы крайне мало освещают вопросы данной тематики, как и все вопросы, связанные с Российским Императорским Домом в изгнании.  В 2012-2013гг. в рамках празднования 400-летия Дома Романовых в свет вышли следующие работы: «Божиею Милостию. 400-летие окончания Смутного времени, восстановления российской государственности и всенародного призвания на престол Дома Романовых (1613-2013)» и «Русская Православная Церковь, Святая гора Афон и Российский Императорский Дом в изгнании. Историческое и социокультурное значение церковно-династических отношений после революции 1917 года. Переписка афонских монахов и иерархов Православной Церкви с Императорской Семьей и Канцелярией Глав Российского Императорского Дома. Исторические источники (1921-2012)». Книги представляют собой сборники уникальных материалов из архива Российского Императорского Дома в изгнании[1], которые не были опубликованы ранее.
                Говоря о самих членах Дома Романовых, которые были зверски убиты на Родине в 1918-1919гг., то нужно отметить ряд фактов. Основное количество представителей Августейшей фамилии погибла летом 1918 года. В хронологическом порядке это происходило следующим образом: в ночь с 12 на 13 июня был убит Великий Князь Михаил Александрович, младший брат Николая II и его секретарь Н.Н. Джонсон. В ночь с 4 на 5 июля того же года в доме купца Н.Н. Ипатьева были казнены Император Николай II, его супруга Императрица Александра Федоровна, Цесаревич Алексей Николаевич и Великие Княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия Николаевны. А в ночь с 5 на 6 июля погибли и Алапаевские мученики: Великий Князь Сергей Михайлович, Великая Княгиня Елизавета Федоровна, Князья Императорской Крови Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи, Князь Владимир Павлович Палей, а также и их служители Ф.М. Ремез [2] (управляющий делами В.К. Сергея Михайловича) и келейница Великой Княгини Елизаветы Федоровны, сестра Марфо-Мариинской обители Варвара (Яковлева). Отметим также, что расследование зверств красного террора началось еще в 1918 году, когда земли Пермской губернии и ближайших областей были освобождены от большевистской власти. Общий итог этого расследования подробно изложен в работе последнего белого руководителя Российского Государства, Правителя Приамурского Земского Края М.К. Дитерихса под названием «Убийство Царской семьи и членов Дома Романовых на Урале» (в 2-х частях; Владивосток, 1922). Подобная оперативность вызвана высоким профессионализмом людей, которые проводили следственные действия. Среди них можно выделить следователя по особо важным делам Омского окружного суда Н.А. Соколова, которому была доверена столь серьезная миссия. Позже в изгнании он также опубликует работу по теме своего расследования. Последних убитых стоит обозначить как «Петроградские мученики», по названию города, в котором они были убиты. Среди жертв были Великие Князья Николай Михайлович, Георгий Михайлович, Павел Александрович и Дмитрий Константинович. По распоряжению Президиума ЧК они были расстреляны в конце января 1919 года, о чем свидетельствует сообщение в «Петроградской правде» от 31 января по новому стилю.
                В белой эмиграции осознавали, что ситуация катастрофична. Но на положение Российского Императорского Дома это не повлияло. 31 октября 1924 года Великий Князь Кирилл Владимирович издал манифест о принятии титула «Император Всероссийский» в изгнании и таким образом Императорский Дом продолжал и продолжает существовать. В своем манифесте Император Кирилл I отметил, что его Августейшие родственники пали от рук революционеров[3], тем самым обозначил легитимность своих прав, с которыми не согласились лишь некоторые. Белая эмиграция, не смотря на потерю своего Государя, продолжала его чтить. В 1921 году в Париже была основана организация под названием: «Союз ревнителей памяти Императора Николая II». На титульном листе устава организации был выделен главный мотив её создания: «Для ув;ков;ченiя св;тлаго образа Царя-Мученика Императора Николая II»[4]. В разное время председателями данного «Союза…» были П.М. фон Кауфман-Туркестанский, В.В. Свечин, С.Н. Оболенский и др. Основными целями её было изучение жизни и правления Николая II, установка памятных знаков, постройка и освящение церквей и т.п. Ныне организация активно существует и развивается на Крымском полуострове, где находится самый жизнеспособный отдел Союза.
                Разные источники подмечают, что поминовение царственных мучеников началось со дня казни, о которой стало известно, конечно, позднее. После изгнания белых частей с территории бывшей Всероссийской Империи на завоеванной территории к власти пришли большевики и впоследствии был образован СССР. В советское время речь не шла ни о поминании, ни даже о церковной жизни, наступал её закат, хотя существовало местное почитание, о котором будет сказано ниже. Но это лишь на территории, которая была завоевана большевиками.
                Территория, находившаяся «под юрисдикцией» белых эмигрантов, контролировалась Русской Православной Церковью Заграницей (РПЦЗ). Это была та часть русской церкви, которая не признавала над собой власть Московского патриархата, считавшая её большевизированной. Главой церкви был Первоиерарх с титулом Митрополит. С 1920 года она возглавлялась Митрополитом Антонием (Храповицким), который до прихода советской власти возглавлял Киевскую и Харьковскую кафедры. Ранее он был одним из претендентов на патриаршью кафедру в 1917 году. С мая 1919 года возглавлял Высшее Церковное Управление Юга России. Как человек исключительно монархических убеждений, которые он пронес через всю свою жизнь, он мечтал о возрождении Православной Империи, о чем он не раз говорил в своих обращениях к верующим. Примечательно, что он признавал права Императора в изгнании Кирилла I (1929) и всячески его поддерживал, результатом этого стало особо добрые отношения Императорского Дома в изгнании с РПЦЗ. 
                1 ноября 1981 года – поворотный момент в деле рассматриваемого вопроса. В этот день все погибшие от рук революционеров Романовы были канонизированы в лике Мучеников. Но РПЦЗ не первая православная церковь обнародовавшая подобное решение. Протоиерей А. Шаргунов отмечает, что за много лет до этого «30 марта 1930 года была опубликована в сербских газетах телеграмма, что православные жители города Лесковац в Сербии обратились к Синоду Православной Сербской Церкви с просьбой поднять вопрос о причислении к лику святых покойного русского Государя Императора Николая II, бывшего не только самым гуманным и чистым сердцем правителем русского народа, но и погибшего славною мученической смертью»[5]. Кроме этого автор отмечает, что это было не единственное обращение сербов. Он указывает и 1925, и 1927 года, когда народ в буквальном смысле уже почитает Николая II святым. Итогом этих обращений стал 1938 год, когда решением Синода Сербской Православной Церкви Николай II вместе с семьей были канонизированы в лике Мучеников.
                Неоднократно повторявшийся лик святости мучеников вызывает вопросы у историков. Встает вопрос о том, почему именно этот лик святости был выбран для канонизации. Важно понимать, что существует не один лик святости (благоверный, равноапостольный, великомученик и др.), к нему относят по принципу служения человека вере при жизни и обстоятельства его смерти. В данном случае лик Мучеников был применен в знак того, что люди приняли смерть за веру, что фактически так и было. Это подтверждается тем, что когда в 1918 году в ходе расследования обстоятельств смерти Августейших особ под Алапаевском тела убитых были найдены в шахте, то пальцы рук почти каждого из них были скрещены в троеперстие. Это подтверждает мысли историков о том, что данный лик был применен абсолютно правильно.
Шло время, но Московский патриархат еще не принимал никаких действий в данном вопросе. Оно и понятно, ведь в России существовал еще советский режим. Однако, доподлинно известно, что почитание членов Дома Романовых, причем как убитых, так и тех, кто жил в эмиграции началось еще в середине 80-х годов XX века. Так, по воспоминаниям иеромонаха Никона (Левачева-Белавенца) первая поминальная служба по Императору в изгнании Кириллу I состоялась в 1988 году (!). Именно с этого времени подтверждено, что почитание затронуло и Романовых в изгнании. Еще с более раннего времени поминовение и почитание убитых. Так через три дня после расстрела, 8 июля 1918 года во время богослужения в Казанском соборе в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон сказал проповедь, в которой обозначил «суть духовного подвига» царя и отношение церкви к вопросу казни: «На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович… Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе»[6]. Кроме того, патриарх Тихон благословил архипастырей и пастырей совершать панихиды о Романовых.
Начиная с конца 80-х гг. между Российским Императорским Домом и соотечественниками, которые находились на территории бывшей Всероссийской Империи, начинают устанавливаться связи, что делает возможным возрождения легитимистской деятельности в целом в стране. Появляются различные отделы, организации, которые начинают вспоминать то, что было уничтожено советским режимом, его идеологией, начиная с 1917 года. В отдельных регионах начинаются всеобщие поминовения членов Царской семьи. Люди вновь стали вспоминать свою историю. 4 ноября 1991 года, после 74 лет изгнания, на Родину с первым Высочайшим визитом прибывает Глава Российского Императорского Дома Великий Князь Владимир III Кириллович с супругой Великой Княгиней Леонидой Георгиевной. Целью данного визита было установление связи с легитимистскими организациями и контакта с новой властью. В рамках визита состоялась встреча и со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (Гундяевым) ныне Святейшим Патриархом. Великокняжеская чета посетила Санкт-Петербург, его святыни, памятные места, а также ближайшие пригороды. Данное событие, как на монархистов, так и простых горожан произвело колоссальное впечатление, которые были счастливы приветствовать законного главу Всероссийского государства. К огромному сожалению, 21 апреля 1992 года Владимир III скончался и был позже похоронен в Великокняжеской усыпальнице Петропавловского Собора в Санкт-Петербурге. Права главы династии перешли к Великой Княгине (de-jure Императрице Всероссийской) Марии I Владимировне, которая и ныне возглавляет Российский Императорский Дом.
               Но, несмотря на столь знаковое событие, МП не торопился делать выводы о канонизации Царских мучеников.  И вновь источники говорят, что уже тогда «многие священнослужители и миряне втайне возносили к Богу молитвы о упокоении убиенных страдальцев, членах Царской семьи. В последние годы во многих домах в красном углу можно было видеть фотографии Царской Семьи, во множестве стали распространяться и иконы с изображением Царственных мучеников. Составлялись обращенные к ним молитвословия, литературные, кинематографические и музыкальные произведения, отражающие страдание и мученический подвиг Царской семьи»[7]. В Синодальную Комиссию по канонизации святых поступали обращения правящих архиереев, клириков и мирян в поддержку канонизации Царской семьи — под некоторыми из таких обращений стояли тысячи подписей. К моменту прославления Царственных мучеников накопилось огромное количество свидетельств о их благодатной помощи — об исцелениях больных, соединении разобщенных семей, защите церковного достояния от раскольников, о мироточении икон с изображениями Императора Николая и Царственных мучеников, о благоухании и появлении на иконных ликах Царственных мучеников пятен кровавого цвета.
              О том, как развивалось почитание Царственных мучеников на Урале, вспоминал автор жизнеописаний Святых Царственных Страстотерпцев А.А. Кузьмин. Он вспомнил 16 июля 1989 года. «Вечером на пустыре, где некогда стоял дом Ипатьева, стали собираться люди. Первый раз открыто прозвучали народные молитвы Царственным Мученикам. Власти города отреагировали на это событие как на опасный акт гражданского неповиновения. Были избиты и арестованы многие участники молебна. Но, несмотря на сопротивление властей, народное почитание Царской Семьи крепло. На следующий год в день памяти Мучеников собрались уже тысячи людей. Ночью два священника отслужили покаянное богослужение.»[8]
              Как указано, совершались крестные ходы, молебны и т.п. Год от года количество подобных мероприятий неуклонно растет, что делает почитание более массовым. О количество открытых монастырей, соборов и церквей можно говорить бесконечно. Наиболее известные из них это Храм-на-Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, который стоит на месте того Ипатьевского Дома, в котором в ночь с 16 на 17 июля 1918 года состоялось страшнейшее злодеяние начала XX века. На территории бывшего рудника «Ганина Яма», где были сожжены и в шахту сброшены тела членов Царской семьи, стараниями верующих появился Мужской монастырь Святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма). Именно это место является наиболее посещаемым паломниками местом в России, посвященным Царской династии.
              В год 1000-летия Крещения Руси (1988), торжества в честь которого проходили как на Родине так и за рубежом, состоялся Поместный собор РПЦ. Члены собора определили: «Считать необходимым в послесоборный период продолжить работу по изучению дальнейших канонизаций для прославления других почитающихся в народе подвижников веры и благочестия, попечение о чем иметь Священному Синоду». 11 апреля 1989 года решением Священного синода РПЦ была образована Синодальная комиссия по канонизации святых. Её главой стал Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков). Именно в эту комиссию станут поступать многочисленные просьбы о канонизации Царственных мучеников. Интересно то, что еще до того в 1992 году Архиерейский собор вынесет решение о канонизации в лике преподобномучениц Великую Княгиню Елизавету Федоровну и её келейницу Варвару (Яковлеву). В официальном заявлении говорилось: «Великая Княгиня Елизавета, основательница Марфо-Мариинской обители в Москве, посвятила свою благочестивую христианскую жизнь благотворительности, помощи бедным и больным. Вместе со своей келейницей инокиней Варварой она приняла мученический венец в день Преподобного Сергия Радонежского — 5 июля (старого стиля) 1918 года».[9]  Игумен Серафим,  сопровождавший тела из Алапаевска в Китай писал: «Когда Принцесса Виктория Феодоровна [Принцесса Гессен-Дармштадтская (в замужестве Баттенберг, Маунтбеттен), старшая сестра Александры Феодоровны – В.В.] узнала о кончине своей Августейшей сестры Великой Княгини Елизаветы Феодоровны, то пожелала перевезти ее тело вместе с гробом послушницы Варвары в Иерусалим. Виктория Феодоровна просила меня сопровождать гробы»[10]. Таким образом, в 1920 году тела В.К. Елизаветы Федоровны и инокини Варвары (Яковлевой) прибыли на Святую Землю, где они и ныне прибывают в Церкви Св. Марии Магдалины в Гефсимании. Так сдвинулся с мертвой точки вопрос о канонизации Царской семьи.
             И своеобразный конец в деле канонизации МП был принят только в августе 2000 года, когда на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ состоялось прославление Собора святых новомучеников и исповедников Российских. В числе названных стояли имена членов Дома Романовых. Собор постановил:  «Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских Царскую Семью: Императора Николая II, Императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию»[11]. Они были прославлены в лике Святых Царственных Страстотерпцев, т.е. людей, которые приняли мученическую смерть от единоверцев в силу злобы, коварства, причем, и что самое главное, они не сопротивлялись и не держали злобу на врагов. Люди по разному оценивают именно этот лик применительно к данной ситуации, но видимо он наиболее подобает, хотя споры по этому вопросу до сих пор ведутся.
            Следует заметить и то, что МП были канонизированы лишь Царская семья и В.К. Елизавета Федоровна, другие лица Императорской крови (Алапаевские и Петроградские мученики), о которых говорилось в самом начале, в РПЦ не были канонизированы вообще. Вопросы о причислении их к лику святых ведутся, однако, не с таким рвением как о Государе Николае II и его семье. Возможно, одной таковых причин является утрата тел пермского мученика В.К. Михаила Александровича, а также В.К. Сергея Михайловича, К.И.К. Иоанна, Константина и Игоря Константиновичей и Князя Владимира Павловича Палей[12]. Утеряны они были в Китае в 1940-50-х гг. во время прихода к власти Коммунистической партии.
            Надо сказать, что за последнее время данный вопрос получил развитие. В ходе первого в истории Первосвятительского визита в КНР Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в мае 2013 года состоялась литургия на месте российского посольства, на том месте, где существовала ранее Русская духовная миссия. Именно в склепе Храма Всех Святых Мучеников этой миссии были и похоронены тела перечисленных выше членов Дома Романовых. По итогам визита со ссылкой на Председателя ОВЦС Митрополита Волоколамского Иллариона (Алфеева) информационный портал «Русский мир» опубликовал информацию о том, что поиски Романовых будут продолжены. Называется несколько мест возможного упокоения Августейших особ: территория российского посольства и территория бывшего русского кладбища, где теперь устроен городской парк. Российский историк, доктор исторических наук Г.В. Мелихов, занимающийся историей белой эмиграции в Китае, посетил российское посольство в июне 1990 года. Главная цель его поездки заключалась в поисках сведений о Алапаевских мучениках.  В своих работах он писал, что «… в посольстве мои вопросы были встречены с полнейшим изумлением: никто ничего об этом не знал… А когда выяснилось, что я занимаюсь историей российской эмиграции в Китае, то обо всем этом стали… расспрашивать меня самого»[13]. Таким образом, целесообразно предположить, что если поиски приведут к положительному результату, то возможно вопрос о канонизации Алапаевских мучеников встанет и в МП РПЦ, причем встанет достаточно актуально.
          После завершения визита в Китай Святейший Патриарх совершил визит в Екатеринбургскую митрополию. В рамках её посещения Патриарх совершил освящение закладного камня в основание храма Державной иконы Божией Матери в Мужском монастыре Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме. В первосвятительском слове к пастве Патриарх сказал: «Наверное, теми, кто убивал царскую семью, кто старался истребить их тела и полностью вычеркнуть все, что произошло, из истории, руководил, с одной стороны, страх, а с другой стороны — ненависть. На стороне тех людей была власть и была возможность распоряжаться судьбами, в том числе плененного государя императора и его семьи. Казалось бы, последующие десятилетия легли на память этой семьи подобно огромной бетонной плите, через которую не может прорасти зеленая трава. Многим казалось, что память о них истреблена, а если и сохраняется, то лишь в качестве предмета насмешек и поругания. Мало кто мог себе представить, что память о царской семье жива в народе и что еще в то время, когда политическая система крайне отрицательно оценивала деятельность почившего императора, началось поминовение государя и его семьи, почитание страшного Ипатьевского дома в Екатеринбурге, где произошел расстрел»[14]. Приведенные слова Его Святейшества полностью соответствуют тем данным, которые удалось найти.
          Ныне Царственные Мученики и Страстотерпцы имеют особое почитание среди наших соотечественников, как за рубежом, так и в России. Свидетельством этого стало открытие памятника Святым Царственным Страстотерпцам в Императорской столице России г. Санкт-Петербурге, произошедшее 12 мая 2013 года близ Храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Памятник олицетворяет тяготу царского служения, а его открытие были приурочено к празднованию 400-летия Дома Романовых и 120-летию брака Николая II и Императрицы Александры Федоровны, образы которых и запечатлены в камне. На подножии памятника изображена икона Святых Царственных Страстотерпцев. Огромнейшее количество подобных мероприятий в их память проводится повсеместно, во всех частях нашей большой страны. В год 400-летия Дома Романовых данные связи, памятные и просветительские мероприятия особенно важны в рамках изучения истории Российского государства.
И заканчивая тему канонизации Царской семьи, вновь хотелось бы обратиться к словам А.А. Кузьмина, который так отмечает важность почитания Царственных Страстотерпцев: «Почитание Святых Царственных Страстотерпцев – это единственное, чем мы можем еще оправдаться перед Богом. Наш край [говорится о Урале – В.В.] может спастись именно памятью о Царственных Мучениках. Не случайно сюда едут люди со всей России и из-за рубежа, стремясь своими молитвами и Крестными ходами вернуть Государю свой долг, изгладить свою вину. И они получают от этого большую духовную радость, праздник для души – такая пасхальная благодать дается здесь людям».[15]
          Подводя итог сказанному, хочется отметить, что именно напряженные отношения РПЦЗ и Московского патриархата, причиной которых стал октябрьский переворот 1917 года, который изменил судьбы и полностью разрушил старые устои жизни и стали основными причинами данной проблемы. Белые и красные, верующие и атеисты – основные участники борьбы за Родину. Люди, относившиеся к эмиграции, почитали Царскую семью и Царственных мучеников. Им было, за что их почитать, для них они – олицетворение прошлого и будущего горячо любимой Родины, а для красных они были ничем, которых, по-видимому, даже не уважали. Безусловно, почитание затронуло не только эмиграцию, но и соотечественников, оставшихся в России. По разным источникам, почитание Ганиной Ямы, как засекреченного в советское время места упокоения Царской фамилии, совершалось не только местными жителями, но и паломниками со всех частей страны. Со вступлением страны в эпоху перестройки это почитание стало усиливаться в геометрической прогрессии, что способствует возрождению русской культуры, которое будет происходит еще долгое время.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1]  Закатов А. Н. Архивы Российского Императорского Дома в политических потрясениях ХХ века. // Вестник архивиста. — 1998. — № 5. — С. 84—93.
[2]  Ф.М. Ремез не был канонизирован вовсе.
[3]  Легитимизм. Сборник документов Российского ИМПЕРАТОРСКОГО Дома в изгнании. –  СПб.: Российский Имперский Союз-Орден, 2008. С. 6-11.
[4]  Устав Союза ревнителей Памяти Императора Николая II (1921) // Официальный сайт Союза ревнителей Памяти Государя Императора Николая II:  http://skipetr.blogspot.ru/2003/03/ii-1921.html
[5]  Протоиерей А. Шаргунов. Чудеса Царственных мучеников. // Любительские ресурсы:  http://closed.narod.ru/tsar_1/Tsar1_3.htm#Serbia
[6]  Благоверный Царь Николай Александрович и его семья. // Православный календарь: http://days.pravoslavie.ru/Life/life4872.htm.
[7]  Там же.
[8]  Летопись почитания Святых Царственных Страстотерпцев на Урале: история и современность. // Православная газета. http://orthodox.etel.ru/2008/28/_letopis.htm.
[9]  Деяние о канонизации... // Русская православная церковь: http://www.patriarchia.ru/db/text/526284.html.
[10] А.Фомин. Алапаевские мученики: убиты и забыты. // Православно-аналитический сайт «Правая.ru»: http://www.pravaya.ru/govern/391/2011 , http://www.pravaya.ru/govern/391/2012
[11] Деяние Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. // Вселенское православие: http://www.vselprav.org/sob/s2000r09.htm.
[12] По просьбе матери морганатический сын В.К. Павла Александровича был похоронен в 1930 году.
[13] Г.В. Мелихов. Белый Харбин: Середина 20-х. – М.: Русский путь, 2003. С. 137.
[14] Слово Святейшего Патриарха Кирилла при посещении монастыря Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме // Русская православная церковь: http://www.patriarchia.ru/db/text/2980020.html
[15] Летопись почитания Святых Царственных Страстотерпцев на Урале: история и современность. // Православная газета. http://orthodox.etel.ru/2008/28/_letopis.htm.

Канонизация членов Дома Романовых. Социальный аспект в проблеме отношения к этому вопросу. // БЕЛАЯ ГВАРДIЯ. 2014 №4. С. 8-14.


Рецензии
Интересное описание.
Цитата:
« …21 апреля 1992 года Владимир III скончался и был позже похоронен в Великокняжеской усыпальнице Петропавловского Собора в Санкт-Петербурге».
--------------------------------------
Владимира Кирилловича отпевали в Исаакиевском соборе. После отпевания я стоял на тех ступеньках Исаакиевского собора, которые спускаются к Исаакиевской площади. Вдруг двери Исаакиевского собора отворились, по ступенькам и через тротуар протянули красный ковёр, и к тротуару подъехал роскошный лимузин. Из дверей Исаакиевского собора вышел Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и спускается по красному ковру один. Проходя мимо меня, он остановился и благословил меня, произнеся слова: «Главное, чтобы не было войны!»

Олег Киселев   27.12.2016 21:58     Заявить о нарушении