Наталья Советная Вот диво! Что за край прекрасный!

«…ВОТ ДИВО! ЧТО ЗА КРАЙ ПРЕКРАСНЫЙ!..»*

                * - здесь и далее в оглавлениях приводятся выдержки из поэмы
                Константина Вереницина «Тарас на Парнасе».

Вертолёт натужливо заурчал, закрутил лопастями пропеллера, набирая обороты, и вдруг оторвался от земли, завис на мгновение над городским стадионом, словно раздумывая, в какую сторону направиться, затем решительно повернул к центру города. Пассажиры прильнули к стеклам иллюминаторов и с восторгом смотрели на раскинувшийся далеко внизу родной Городок с его улицами и переулками, скверами и аллеями, просторной площадью, с весёлой извилистой речкой Горожанкой, многочисленными окрестными озёрами и лугами, полями, Воробьёвыми горами,  сосновым бором на них и густыми лесами…

Но увидеть с этой жаворонковой высоты хотелось больше. А может быть, и видилось?
Там, чуть западнее, километрах в двадцати от города, расположилась на берегу красивого озера деревня с названием Островляны. Остров Ляны.

 Когда-то давным-давно жил здесь очень суровый помещик. Понравилась ему девушка Ляна, забрал он её от родителей и привёз к себе в имение. Но не покорилась Ляна нелюбимому. Разгневанный пан приказал отвезти девушку на один из островов и оставить её там одну на погибель. С тех пор и стало зваться селенье на берегу озера Островом Ляны.

Из  исторических же источников известно, что в конце 19 века  деревня эта (вместе с близлежащими) принадлежала дворянину, отставному штаб-ротмистру Василию Максимовичу Бондареву, и насчитывалось в ней 287 крестьянских душ. Одну из них, появившуюся на свет в 1834 году, окрестили именем Константин, по отцу – Васильевич. А когда в 1851 году крепостной Васильев  получил вольную (удивительно, но помещики Бондаревы потом ещё долго опекали своего бывшего крепостного), то прописался он в Городокские мещане под фамилией Вереницин. Да, да! Тот самый Вереницин, который написал в городе Городке 15 апреля 1855 года знаменитую поэму «Тарас на Парнасе», ставшую визитной карточкой белорусской культуры и самой Беларуси.

На родине поэта, в деревне Островляны, и у Городокского краеведческого музея установлены огромные камни-валуны с памятными табличками на них. Когда читаешь текст со словами Олега Лойки: «Паэма стала патрыятычнай песней, выраджэннем любові да роднага слова, марай аб вялікім будучым беларускай літаратуры, паэтызацыяй узыходжання яе на Парнас», - невольно ловишь себя на мысли, что невозможно не восхищаться Божьими дарами – талантами, которыми наделён наш белорусский народ и, конечно, мои земляки.

Не случайно, наверное, именно Городокская земля подарила  Отчизне одарённого и… скромного (при жизни автора поэма неоднократно издавалась анонимной!) поэта.


Первые летописные упоминания о Городке относятся к 1128 году в связи с военным походом  киевского князя Мстислава Владимировича на Полоцкую землю: «В лето 6636. Посла князь Мстислав с братьею своею многи кривичи, четырьмя путями: …Всеволодка из Городка…повеле ити к Изяславу…». В 13 столетии город был разрушен во время битвы полотчан с литовским войском под командованием Мингайлы. Но в 16 веке в летописях снова упоминается стоящий на берегу Горожанки каменный замок, вокруг которого разместились поселения под названием Малый и Большой Городок.  А ещё через столетие город получил свой герб – огромный лев на золотом фоне. В 1781 году изображение льва сменилось «Погоней» на голубом поле с жёлтыми полосами и элементами российского герба в верхней части.

Гордые, смелые люди, трепетно любящие свою Родину жили и живут на Городокщине . Французы во время войны 1812 года хлебнули лиха от городокских партизан  под предводительством подполковника С.Напейтина. А во время Великой Отечественной войны 1941-45г.г.  на территории района в разное время действовали отряды девяти партизанских бригад, две из которых ( «За Советскую Белоруссию» и 2-ая Белорусская им. П.К. Пономаренко) были сформированы на Городокщине! В горестной деревне-мемориале «Хатынь», что под Минском, растут четыре символических берёзы – каждый четвёртый погиб на Беларуси… На Витебщине – каждый третий… А в Городке – каждый второй!  Фашисты массово уничтожали евреев, зверствовали в ответ на боевые партизанские операции…

Известный белорусский поэт Владимир Максимович Скоринкин, выросший в этом городе, переживший вместе с матерью ужасы фашистских лагерей, потерявший отца (погиб на фронте в 1945 году), с неподдельной болью написал о том времени:   
…Смертоносным смерчем прошли
По озёрному краю каты.
Смёл навеки с придвинской земли
Много весей огонь языкатый.
И в моём Городке тротил
Превратил
В груды щебня зданья.
Пред созвездьем братских могил
Не сдержу я глухого рыданья.
Никогда этой скорби большой
Не смогу я найти утешенья.
Возвышается над душой
Городокское возвышенье…
Русский поэт, легендарный разведчик, партизан, жизнь которого была тесно связана с Городком, Игорь Николаевич Григорьев своей чуткой душой прочувствовав весь трагизм  военных лет небольшого города, тоже отозвался поэтическим словом:
 -Да, горы горя – Воробьёвы горы*!
  Они впитали столько слёз и крови,
  Тоски и стонов, боли и проклятий,
  Что забывать о них живым нельзя…
Не забыт подвиг народа жителями Городка. В центре города,  на военном кладбище, сооружён мемориальный комплекс «Бессмертие», недалеко от райисполкома установлен памятник в честь военных соединений, получивших название Городокских, при въезде в город с северо-западной стороны, по трассе «Санкт-Петербург – Одесса» или с Полоцкого направления, обязательно увидишь памятник воинам-танкистам, освобождавшим Городок от фашистов – танк Т-34…

А ещё в краеведческом музее разделу Великой Отечественной войны посвящён отдельный зал, множество экспонатов хранят музеи Городокского аграрно-технического колледжа (создатель и руководитель – преподаватель истории и философии Людмила Борисовна  Гецевич) и школы №1
( создавала старейший педагог, историк, много лет возглавлявшая Совет ветеранов района, Любовь Антоновна Курганович).

 А ещё…  хранится память в сердцах уже немногочисленных очевидцев войны и их многочисленных (к счастью!) потомков…
Впрочем, я размышляла о том, что не случайно автор знаменитой поэмы «Тарас на Парнасе» родился, вырос и написал своё великолепное произведение именно на Городокщине. Издавна здесь жили умные, весёлые, озорные, жизнерадостные и трудолюбивые люди.


«…ПОД ТОЙ ГОРОЙ НАРОДУ МНОГО,
  КАК БУДТО ЯРМАРКА КИПИТ...»


С кружащегося над городом вертолёта, с этой птичьей высоты видно: словно в муравейнике или, к примеру, в улье идёт, кипит хорошо организованная жизнь в моём маленьком, дорогом сердцу Городке.

 Сегодня, 20 июля, в городе праздник в честь рождения  знаменитого поэта Константина Вереницина! На площади, центральных улицах, в сквере, у фонтана звучат музыка, шутки, смех… На родной земле автора сатирично-юмористической поэмы и прежде народ любил, да и теперь не прочь острым словцом поиграть:
 -Свацця, дай малака!
          -Карова не доицца.
-Дык тады дай хоць смятаны!
Смеются мои земляки в одной хате, а в другой уже подхватывают:
-Во парсюк у мяне быу: праз парог не пералезе. А як прыйшли яго калоць, дык ён у дзирачку пад парогам – шусь!
И в третьей хате весело подшучивают:
-Скажи, Аудуля, як гэта Лёньку Вольгинага завуць?
-Антонам, кажысь…


*-Воробьёвы горы – в годы Великой Отечественной войны это  место массовых расстрелов и казни мирных жителей и партизан. В 1965 году  там, недалеко от районной больницы, был установлен памятник -стелла  жертвам фашизма.

Я же вспоминаю, как однажды попросила в детстве свою бабушку Евдокию сказку рассказать, и она,  измученная к вечеру работой и многими заботами, с серьёзным выражением лица начала:
-Ийшоу бай па сцяне, нёс лапци табе и мне…Баиць ци не?
Я вытаращила удивлённые глаза и в предчувствии чего-то завораживающе интересного (кто такой этот «бай»? как он мог идти по стене? почему  лапти нёс мне, откуда он нас с бабушкой знает?) согласно закивала головой. И услышала дальше:
-Ийшоу бай па сцяне, баиу казки табе и мне…Баиць ци не?
-Баиць, баиць, бабушка!- нетерпеливо воскликнула я.
-Ну, слухай: ийшоу бай па сцяне, нёс лапци табе и мне…Баиць ци не?
Когда это всё повторилось несколько раз, и я поняла, что меня просто ласково дурачат, то с лёгкой грустью подумала, что тайны неуловимого бая мне так никогда и не узнать…
Зато я узнала нечто большее, потому что с бабушкиной помощью заглянула в неисчерпаемый родник родного языка и народного творчества.

Из этого родника черпали  и с умением использовали слово многие мои талантливые земляки.
Писатель и педагог Юзеф Маралевский (1777-1845гг.), писавший на польском, латинском и русском языках, печатавшийся в журналах «Полоцкий ежемесячник» и «Вестник Европы», возглавлявший Полоцкую академию в 1816-1818гг., по некоторым сведениям уроженец г. Городка Витебской области.

Известный публицист, редактор, литературный критик Ангел Иванович Богданович (1860-1907г.г.), друживший с писателем В.Г. Короленко, возглавлявший журнал «Мир Божий», в состав редколлегии которого входили Ф.Д.Батюшков, А.И.Куприн и др., высоко ценивший  и поддерживающий И.А.Бунина, В.В. Вересаева, Д.Н. Мамина-Сибиряка, А.П. Чехова, молодых Максима Горького и Леонида Андреева, родился и вырос в Городке.

В основу юмористических произведений русского поэта и переводчика Беляева Игната Степановича вошли белорусские материалы. Отдельные его произведения переведены на родной язык Э. Волосевичем и М. Казаковым. А сам Беляев перевёл на русский стихи Н. Аврамчика, Н. Гилевича, С. Граховского и др.

Произведения городокчанина Воронова Николая Гавриловича печатались не только в белорусских газетах и журнале «Маладосць», но также переводились на русский, украинский, болгарский и чувашский языки.

Журналист и писатель Шмань Геннадий Яковлевич начинал свой творческий путь с работы в газете «Витебский рабочий», а после окончания Высших литературных курсов Союза писателей СССР в 1961 году издал более десятка книг стихов и прозы на белорусском и русском языках.
Лауреат премии Комсомола Беларуси Хазанский Владимир Яковлевич сорок с лишним лет являлся собственным корреспондентом газеты «Чырвоная змена» по Витебской области.

А Симуров Александр Трофимович, заслуженный работник культуры Беларуси, Лауреат Государственной премии БССР, работал в газете «Правда» и стал автором многочисленных книг.

Заслуженный деятель культуры Беларуси, работавший заместителем редактора газеты «Звезда», в государственном комитете БССР по печати, в издательстве «Белорусская советская энциклопедия» Филимонов Николай Яковлевич родился в деревне Осетки Городокского района и после окончания Витебского педагогического института преподавал и директорствовал в местных школах.
 
Связана с Городком судьба заслуженного деятеля науки и техники Беларуси, академика, биолога и поэта Алеся (Александр Степанович) Вечер. В тридцатых годах прошлого века он преподавал в Городокском техникуме механизации сельского хозяйства.

Член Союза белорусских писателей Дмитриев Геннадий Григорьевич, с 1999 года работавший заместителем главного редактора журнала «Полымя»; и известный журналист, публицист-аналитик, кино-сценарист-документалист, победитель и лауреат многочисленных республиканских конкурсов журналистского мастерства  Дроздов Валерий Фёдорович, единственный корреспондент, который присутствовал во время подписания Беловежского соглашения в правительственной резиденции Вискули 8 декабря 1991 года, - тоже уроженцы Городокского района.
   
Когда я готовила этот материал, то беседуя с вдовой поэта Игоря Григорьева Диной Васильевной, узнала интересные факты из биографии известного русского писателя Фёдора Абрамова, который дружил с их семьёй. Оказывается, в конце пятидесятых, начале шестидесятых годов прошлого века Фёдор Александрович вместе с женой, литературным критиком Людмилой Владимировной Крутиковой-Абрамовой, неделями гостил в Городке, приезжая к родителям Дины Васильевны – директору белорусской школы № 1 Василию Ильичу Захарову и учительнице Ольге Александровне Шалаевой, останавливался  и у хозяйки в деревне Бабарики, состоящей из всего-то трёх хат. А семейство Григорьевых размещалось там, как правило, на сеновале. После удачной рыбалки, за ароматной ухой велись долгие разговоры, к которым прислушивался и маленький сын поэта Гриша, ныне – заслуженный врач Российской Федерации, доктор медицинских наук и член Союза писателей России Григорьев Григорий Игоревич. В Городке он написал сказку о борьбе света и тьмы, добра и зла – «Сказка про Алю и Аля» и задумал книгу «Накануне чуда».

А Фёдор Абрамов, наверное, вдохновлённый красотой и жизненной энергией молодых сосновых деревьев, посаженных вручную жителями города на Воробьёвых горах, написал в 1962 году рассказ «Сосновые дети»….


«…И ВСЕ С СОБОЮ ТАЩАТ КНИЖКИ...»


Но время возвращаться к поэтическому празднику, традиция проведения которого родилась в прошлом году, когда отмечались юбилейные даты: 175 лет со дня рождения Константина Вереницина, 120 лет первой публикации поэмы «Тарас на Парнасе» и 70- летие  поэта и переводчика Владимира Скоринкина.   В этом же, 2009 году, впервые в истории Городка начал своё существование литературный клуб «Городянка» при районной центральной библиотеке. Возник он по инициативе заместителя директора ЦБС, почитательницы поэзии Ивановой Ольги Александровны, а также  автора этой статьи и объединил любителей литературы.
 
В самом романтическом месте города, в сквере у фонтана, собрались почитатели поэтического слова и авторской песни. Слушали стихи капитана II ранга Краснознамённого Северного Военно-морского флота Вениамина Семёновича Морозова, педагога с более чем сорокалетним стажем Ивана Максимовича Руденко, учительницы английского языка Александры Николаевны Никифоровой, ученицы средней школы № 2 Вероники Заика.

 Песни талантливых авторов и исполнителей: педагога-физика,  психолога, завуча школы № 2, одного из основателей музыкального ансамбля «Лель» Кузнецова Леонида Павловича; известного в области баяниста, гармониста, певца, лауреата областных фестивалей поэтов и композиторов, методиста РМЦ Владимира Владимировича Шакутёва; участника конкурса авторской песни «Листопад» Олега Анатольевича Пулерова, победителя республиканского конкурса «Зорка узышла над Беларусью»  Дмитрия Анатольевича Григорьева и других.
После выступления Леонида Кузнецова зрители с первых рядов зашептали проходящему рядом исполнителю: «Спойте «Галинку»! Мы ждём «Галинку»! – «Я не помню слова »,- тихо отшучивался Леонид Павлович. – «Мы подпоём!»- горячо просили поклонники.
 
 Громкие, восторженные аплодисменты звучали для всех участников праздника, а одновременно слышались требования ещё и ещё стихов и песен...

Тогда мне подумалось, что бытующее утверждение, будто бы поэзия не нужна никому, кроме поэтов, и что в наше время народ не любит и не понимает поэтического слова, не желает читать литературу, имеет  под собой не слишком твёрдую почву.

Недавно, заглянув на почту за конвертами, я увидела, как мужчина средних лет, счастливо сияя глазами, получал посылку и при этом без всякого сожаления расставался с приличной суммой денег,  оплачивая наложенный платёж.  Увесистый пакет был обмотан крест-накрест фирменной липкой лентой с какой-то надписью. Я невольно пригляделась, и мне удалось прочесть следующее: «Клуб любителей чтения». В посылке находились книги! Честно говоря, я искренно удивилась…

А что же наши библиотеки?

Заведующая отделом библиотечного маркетинга Валентина Викторовна Сикорская, прекрасно владея информацией, рассказала мне, что уже в далёком 1909 году, более ста лет тому назад, в Городке существовала прородительница нынешней – библиотека  имени А.С. Пушкина. На общественных началах следил за сохранностью фонда и выдавал книги судебный следователь. Читателей тогда насчитывалось 200 человек.

В 1920-ых годах в городе и районе работало 6 библиотек, в которых имелось 5225 книг. Перед Великой отечественной войной было 197 библиотек с фондом 74 800 книг. А в настоящее время в 32-ух библиотеках – 314 571 экземпляр библиотечных документов, которыми за прошлый год воспользовались 16 426 человек, при этом книговыдача составила 337 254 экземпляра! В выходные дни  в центральной районной библиотеке выдают на руки до двухсот книг. Это не мало…

Меня заинтересовало: а как же читают на селе? Читают ли дети?

И оказалось, что почти 80% сельского населения и жителей агрогородков являются активными пользователями библиотечных услуг. Процент охвата детей на селе удивил – 113 %! Это как же такое может быть? Всё просто!  Приблизительно процентов 95-98% - местные ребятишки, а остальные - дети, приезжающие из городов на каникулы к бабушкам и дедушкам.

Какой литературой  интересуются сейчас читатели? Пенсионеры? Молодёжь?

Ответ на этот вопрос мне дали библиотекари с большим опытом работы Наталья Борисовна Гущенко, Надежда Михайловна Рогачёва, Галина Екимовна Максимова.  Они утверждают, что спрашивают всё чаще книги…для души, те, в которых свет и чистота. Охотно читают о современной жизни, о современных людях, интересуются… стихами! Любопытно, что женщины предпочитают авторов-женщин, мужчины – наоборот. Им подавай детектив, фантастику, многие любят историю, ощутим всплеск интереса к произведениям Пикуля. Читают и русских авторов , и белорусских, на одном и на другом языках.

А пользуются ли спросом литературно-художественные журналы?

Библиотекари открыли передо мной тетрадь учёта:

-Посмотрите, убедитесь сами!   Пятьдесят, а то и семьдесят журналов в день выдаём на руки читателям. Особой популярностью пользуется «Нёман», затем «Маладосць» и «Полымя», из российских изданий любят читать «Наш современник», «Новый мир», «Октябрь» и другие. Это только на абонементе, а существует же ещё читальный зал!

Нина Ивановна Пушкова, хозяйка читального зала,  с 1976 года работающая в центральной районной библиотеке и шутливо называющая себя « библиотечным зубром», на вопрос: Изменился  ли читательский спрос за последнее время? – ответила:
- Конечно, изменился. Я помню времена, когда проблематично было найти свободное место в зале для всех желающих воспользоваться нашими фондами. Компьютер теперь есть практически в каждом доме, молодёжь активно использует интернет для поиска необходимой информации. Но спросом, по-прежнему, пользуются подшивки различных газет и журналов, справочная и отраслевая литература, энциклопедии, материалы прошлых лет, которые не могли ещё попасть в кладовую интернетной сети.

В течение года услугами читального зала воспользовались  более одной тысячи человек, а книговыдача исчисляется 20-ю тысячами экземпляров. Практикуем мы и такие формы работы, как выдача библиотечных материалов для домашнего чтения на ночь или на несколько часов днём. Правда, эта услуга платная.

Имеют ли доступ к фондам ЦБС жители отдалённых деревень? – интересуюсь у Ольги Александровны Ивановой.

-По целевой программе «Книгу – в каждое село!» с 2007 года мы организовали работу библиобуса – библиотеку на колёсах, которая обслуживает 44 самые дальние и малонаселённые деревни района.
Чем можете удивить, какими инновациями в организации  библиотечной сети в наше коммерческое время?- спрашиваю у директора ЦБС.
 
  Ада Витальевна Абрамова улыбается:

-Есть у нас свои изюминки… А как же без них? Не зря ежегодно являемся призёрами областных и республиканских конкурсов.

Сейчас пошло веяние – создавать библиотеки нового типа: «Библиотека агрогородка», «Библиотека – клуб», профилированные библиотеки. Здесь мы преуспели.
В агрогородке «Пальминка» при финансовой поддержке областного управления культуры с 2006 года работает «Библиотека-школа здорового образа жизни». Руководит ею талантливый человек Кравцова Тамара Евгеньевна. Это она организует многочисленные мероприятия, приглашает читателей в тренажёрный зал, предлагает отдохнуть у домашнего кинотеатра или поиграть в настольные игры.

Вировлянская библиотека (библиотекарь – Якубова Алла Петровна) стала лучшей по благоустройству территории, поэтому и профиль у неё – «Школа по благоустройству территории для населения с/совета».

Холомерская – стала центром фольклора и народных традиций, а библиотекарь, она же руководитель клуба «Вечерина», Раева Татьяна Ивановна, активная их собирательница, прекрасный  баянист, вместе с народным коллективом «Азерица» (руководитель – Жанна Николаевна Комова) представляли Городокский район на 6-ом открытом фестивале фольклорного искусства им. Ольги Сергеевой в г. Усвяты Псковской области (Россия) и в очередной раз вернулись победителями.

Есть у нас даже «Библиотека-центр экологических знаний». В далёкую деревню Рудня  много лет назад не побоялась поехать на постоянное место жительства библиотекарь с высшим образованием Людмила Сильвесторовна Васильева. Вернулась к престарелым родителям, не смогла их, беспомощных, бросить. Там и детей своих родила и вырастила, там стала одним из лучших библиотекарей республики.
 
А деньги зарабатывать в Городокской ЦБС научились?

-Посудите сами, - снова подключилась к разговору Валентина Викторовна Сикорская,  - в настоящее время мы предоставляем читателям 31 вид платных услуг и в прошлом году выручили за них 16 миллионов 33 тысячи рублей, в том числе 8мл. 265 тыс. заработаны сельскими библиотеками…

Теперь вернёмся к размышлениям о том, читаются ли в наше компьютерное время книги?  Попробуем ответить на вопрос: возможно ли было бы получить за предоставляемые  библиотеками услуги, например, те же, вышеуказанные миллионы, если бы не было читателей литературы?

«…ОН ТАЩИТ КНИЖКИ ДА ГАЗЕТЫ...»

…Среди зрителей и слушателей на скамеечке у фонтана я заметила завсегдатаев культурных мероприятий – сотрудников районной газеты «Городокский вестник». Поздоровавшись, присела рядом с заместителем главного редактора, журналисткой  Людмилой  Ивановной  Мукомол, талантливым от Бога человеком, как раз из тех, кого застать без книги в руке достаточно сложно.
…Маленькая Люда научилась читать самостоятельно к 6 годам. Её мать, работница Тульской керамической фабрики, даже не заметила, что дочь не просто картинки в детских книжках внимательно рассматривает, а тихонько собирает из букв и  слогов слова.

В 10 лет Люда к выбранным ею предложениям из книжки с японскими сказками и стихами любила присочинить рифмованные строчки, а в двенадцать – написала первое самостоятельное стихотворение. Стихи она пишет и сейчас, правда, признаётся, что очень редко. Однако в рубрике «Литературная страничка» районной газеты  несомненным её украшением являются поэтические произведения Людмилы Мукомол.
 
Закончила Люда  факультет журналистики БГУ им. Ленина, но работать по специальности не имела возможности много лет, т.к. вышла замуж за офицера. Из-за любви отказалась от заманчивого предложения перевестись с третьего курса на факультет международной журналистики МГУ, а отобрали для перевода с курса всего двух студентов в т.ч. и её. Как бы тогда могла сложиться жизнь? Но молодая жена безропотно отправилась за своим суженым кочевать из одного военного городка в другой, пока не остановились в Городке районном.
С 1998 года журналистка стала сотрудником газеты «Городокский вестник», а с 2004 года бессменным заместителем главного редактора. После ухода на пенсию «главного» длительное время исполняла его обязанности, но принять должность отказалась, уступила её молодому и энергичному Андрею Владимировичу Захарову, выпускнику филфака Витебского университета им. П.М. Машерова.

 Людмилу Ивановну всегда привлекало и привлекает в работе творческое начало, ей интересен Человек, его судьба, характер, способности и… Мечта. Поэтому многочисленные материалы, написанные Мукомол, интересны и сразу привлекают читательское внимание. 
Кравцов Николай Иванович, один из старейших работников «районки», начинавший с должности фотокорреспондента, и теперь не расстаётся с фотоаппаратом. Снимает праздник. Снимает историю…

 После окончания в 1976 году журналистского отделения Минской высшей партийной школы Николай Иванович много лет возглавлял газету, пережил вместе с ней лихие перестроечные годы, когда пришлось ему одному (в редакции совсем не осталось творческих сотрудников!) более месяца делать все номера. Наверное, никто лучше Кравцова не смог бы рассказать историю «районки»:
-Наша газета, по человеческим меркам, дожила уже до пожилого возраста, в марте следующего года ей исполнится 92. Родилась она в далёком 1919 году под названием «Известия Городокского исполнительного комитета Совета рабочих и крестьянских депутатов», но ещё семь раз изменяла свои имена, в какой-то степени отражавшие политические и экономические преобразования в жизни района и всего государства. По этим именам можно проследить исторические вехи страны: 1930год – «За социалистическое село», 1931г. – «Колхозная правда», 1938г. – «Большевистская правда», 1956г.– «Сталинский призыв», 1957г.– «Луч коммунизма», а с 1991года – «Городокский вестник».

Задача небольшого творческого редакционного коллектива, состоящего всего из четырёх человек, на сегодняшний день стала сложнее: требуется не только вести-новости сообщать, но и вдумчиво, грамотно анализировать происходящие события. И опытные, и молодые журналисты с этим справляются умело. Под руководством молодого редактора тематика материалов приобретает свежесть и новизну, пристальное внимание уделяется обратной связи с читателем. А широко освещаемая тема церковно-духовной жизни –  вне времени и вне возраста читателя – интересна, как оказалось, всем.

Меня, работающего в газете с 1974 года, несказанно радует, как неузнаваемо изменилась за последние годы полиграфическая база –
ручной, линотипный и фотонабор уступили место компьютерному набору и афсетной печати. Газета стала выходить два раза в неделю, её субботний номер привлекает внимание яркими красками оформления , появилась и электронная версия издания .

 Я однажды подумал, что если попытаться собрать все номера газеты, почти 9 тысяч, в одну книгу, то она получится такой, какой на свете ещё и не бывало!

Николай Иванович, за долгие годы существования районная газета, по-видимому, предоставляла свои страницы теперь широко известным, может быть, даже знаменитым авторам?

-Без этого не обошлось. Думаю, что всякий будущий литератор или журналист, становясь «на крыло», пробует себя в «полёте» сначала на страницах местных газет. Однажды, когда я готовил материалы для юбилейного номера и поднимал исторические документы, то обнаружил следующий интересный факт.

Белорусский писатель, публицист и этнограф Пчёлка Александр Романович, в настоящее время достаточно известный нашим современникам, с 1918 по 1921год жил вместе со своей семьёй сначала в д. Старый Болецк, что недалеко от Городка, затем в самом городе. Работал он в отделе народного образования и с большим удовольствием выступал перед трудовыми коллективами, преподавательскими и ученическими аудиториями, где увлеченно рассказывал о происхождении и значении народных традиций, пел песни,  читал свои лучшие рассказы и стихи,  которые высоко ценили М. Горецкий, Я. Карский, М. Довнар-Запольский. В 1920 году Александр Пчёлка был назначен корреспондентом Городокского уездного отделения РОСТА. В это же время он активно печатался и в нашей газете...

 
«…И ПРО СЕБЯ ДИВИЛСЯ ДЮЖЕ:
 ГДЕ Ж ЭТО ОЧУТИЛСЯ Я?..»


Не только А.Р.Пчёлка занимался изучением традиций и фольклора Городокщины, но и такие известные этнографы как Сементовский А.В., Никифоровский М.Я., Шейн, П.В., Зайковский Э.М., Дучиц Л.У., Рамодин А.В. и другие. Сейчас активно работают в этом направлении работники Городокского краеведческого музея, Дома ремёсел и фольклора, открытого в 1992 году в связи с острой необходимостью остановить процесс исчезновения в районе местных ремёсел и традиций, а также члены клуба «Вытоки»(основатель – Екатерина Егоровна Уверская), с 1985года объединяющего местных народных умельцев под руководством  Жанны Фёдоровны Гусейновой, мастера по изготовлению художественных предметов из кожи.
Стоило мне  пройти всего-то метров пятьдесят от фонтана в сторону площади, как я оказалась в  необыкновенном, просто сказочном месте.

«У Парнаса» – гласила огромная надпись над  городом мастеров у Дома ремёсел и фольклора. Звучала музыка и песни, исполняемые гостями праздника, участниками народного коллектива «Жалейка» из Витебска, а народ толпился возле коллекции вышитых икон и картин с видами  известных и красивейших храмов нашей святой Белой Руси. Хозяйка коллекции – Евгения Фёдоровна Демьяненко, владеющая техникой вышивки по сетке («Городокские паутинки»), самый активный член клуба «Вытоки», представлявшая в 1987 году Беларусь во 2-ом Всесоюзном фестивале народного творчества в Москве. Ещё одна художница-вышивальщица гладью Галина Викторовна Якушенко свою коллекцию картин живописной природы родной земли. В 2008 году мастерица была удостоена очередного диплома Национальной выставки инситного искусства. А вышивальщица Инна Ивановна Шульга, руками которой украшены этнографические костюмы фольклорных коллективов г.Россоны и Витебского областного центра внешкольной работы, по итогам праздника-конкурса «Волшебная нитка» в рамках семнадцатого Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске» заняла второе место в номинации «Развитие традиций в вышивке». 

Евгения Фёдоровна Демьяненко  не одна в семье умелица, у неё и зять с «золотыми» руками. Такого резчика по дереву, как Гвоздёв Владимир Иванович ещё поискать надо! Его работы могут стать украшением любого музея.

А как не вспомнить о мастере, работающем в классическом стиле, в прошлом учителе труда, ветеране войны, освобождавшим от фашистов наш родной Городок, Антусенко Фёдоре Никифоровиче? Изготовленная им мебель приводит в изумление всякого: а не из Эрмитажа ли эти кресла, столы, этажерки? В том же направлении трудится Пётр Евгеньевич Гущо, а Валентина Алексанровна Матросова создала коллекцию расписных сундуков, столов, лавок и табуреток. 
 
Слышу восторженные возгласы и спешу к группе людей, толкущихся возле коллекции гончарных изделий Шункевича Сергея Васильевича.

 Вспоминаю, что когда я в детстве жила у бабушки, то часто проходила мимо «гончарки» – так называли у нас гончарный цех, расположившийся недалеко от моста через речку Горожанку на нашей улице Галицкого, которая звалась тогда Староневельской. Окна таинственного здания часто были открыты и всегда манили к себе с невероятной силой, ведь за ними происходило волшебное действо: на вращающемся круге, под руками мастера, из куска влажной, блестящей, цвета шоколада глины рождалось нечто прекрасное. Это были цветочные горшки! А ещё казавшиеся необыкновенно красивыми кувшины и вазы…

Однажды я отважилась и, заглянув в окно, попросила мастера сделать мне маленькую вазочку. И он сделал крошечное (кукольное) произведение искусства, жаль, не сохранившееся до нынешнего времени. А потом подарил мне сокровище – большой кусок мягкой податливой глины, из которой я  долго лепила героев своих выдуманных сказок.

Когда учительница повела наш класс на экскурсию в гончарный цех, мне посчастливилось увидеть ещё одно чудо – огромную печь для обжига глиняных изделий.

 К сожалению, годы перестройки стали для «гончарки» роковыми. Теперь такого цеха в городе не существует, хотя старое здание сохранилось. Но…

Гончарное ремесло не утрачено! С помощью старого мастера Василия Ивановича Семенкова сотрудники Дома ремёсел и фольклора сумели сделать небольшую специальную печь и отыскали в районе деревни Стайки, в земле на глубине 1,5 метров, пласты чистой голубой глины. Владимир Иосифович Татарис и Евгений Михайлович Мальгин поделились секретами своего умения. А под руководством директора Боровцовой Елены Михайловны (умелицей-рукоделицей: ткачество и «маляванки» (роспись по ткани), соломо- и- лозоплетение, вышивка, берестяники (городокская техника оплетения глиняных изделий берестой)), молодые мастера овладели технологиями традиционных форм изделий и восстановили древний (!) способ глазурирования, не требующий дорогостоящих и вредных для здоровья человека компонентов (свинец) – «рябую керамику». В 1998 году мастера –гончары В.И.Семенков и Е.М. Боровцова получили премии Министерства культуры за возрождение старинной керамики.

Ну, кто же сможет равнодушно пройти мимо плетёных из лозы корзин, сухарниц, панно и ещё каких-то загадочных и удивительно красивых предметов, сделанных руками Василия Павловича Семанковича?

 Разве можно не заметить сияющих солнечным светом кублов (сосуд для хранения крупы), корзин и других изделий из соломы, сплетённых с применением спиральной техники, которую сумела освоить Людмила Геннадьевна Горовая? А ещё она использует для плетения… сосновый корень, вырезает вытинанки (ажурные узоры ), владеет техникой ажурного и бранного ткачества с выбором (вплетение особых отличительных знаков). В 2001году Людмила Геннадьевна вместе Еленой Михайловной Бровцовой и мастером соломоплетения Ольгой  Леонидовной Реут была принята в члены Республиканского союза мастеров народного творчества.

Все материалы, с которыми работают мастера, природные, а потому напитаны материнской энергией земли. Каждое изделие – творение рук человеческих, а потому в них живёт частичка человеческой души. Может быть, именно поэтому нельзя было оторвать глаз от красоты, которая окружала меня в городе мастеров «У Парнаса». Не зря на базе Городокского Дома ремёсел и фольклора проводит семинары-практикумы по арт-терапии Московский институт психологии и педагогики.

Подивилась я ещё рукодельным рушникам  Татьяны Владимировны Мисниковой, мастерицы неповторимой городокской вышивки «перевить»,  и Марины Леонидовны Гущо – неоднократным победителям конкурсов по ткачеству.
 
Уникальные пояса ткала Нина Михайловна Королько и передала своё искусство Наталье Анатольевне Юшковой, которая до этого занималась ткачеством гобеленов, а теперь по музейным образцам сумела восстановить фрагменты различных узоров двух-трёх метровых поясов. Довела своё владение техникой «на ниту» до полного совершенства, вызывающее восхищение талантом мастерицы, как у земляков, так  и у иностранных ценителей народного творчества. В 1999 году на Международном конкурсе в рамках «Славянского базара», в номинации «Ткачество поясов», она стала победительницей.

В 1996 году на Международной выставке «Европейский двор народных ремёсел» в Братиславе (Словакия)  Городокский Дом ремёсел и фольклора (один!) представлял Республику Беларусь. В 2007году получил Премию Президента РБ в номинации «Народное творчество», в 2008 году на «Славянском базаре», в конкурсе «Волшебная нитка» Татьяна Мисникова была удостоена Гран-при, а в 2010-ом на конкурсе  по соломоплетению «Папараць кветка» уже два 1-ых места (!) завоевали Городокские мастерицы Людмила Горовая и Ольга Реут.
 
А вот и настоящая сказка! Ребятишки с широко открытыми глазами замерли у коллекции аппликаций Валентины Ивановны Руснак, мастерицы по лоскутному шитью. Картины с детскими сюжетами, составленные из цветных кусочков ткани обладают волшебной притягательной силой.
Чьи это весёлые, задиристые голоса раздаются с небольшой театральной площадки?  Батлейка! Наш, Городокский, кукольный театр! Все игрушки-персонажи для него изготовила Ирина Николаевна Шалаева. Есть и Царь, и мужик-беларус, и солдат, и Ангел, и рогатый представитель нечистой силы. Разыгрывается же один из библейских сюжетов. Как в старину…
 «…Как просветлели мои очи…»

Центр внешкольной работы Городокского РОНО тоже решил принять участие в празднике и устроил выставку детских рисунков на тему поэмы «Тарас на Парнасе». Я рассматривала светлые, солнечные акварели и думала о том, как же богата наша земля талантами, и как вдохновляет она на творчество людей одарённых …

Известный деятель белорусской культуры, самобытный художник и литератор Язеп Дроздович, будучи по службе в Городке и в Городокском уезде в течение восьми месяцев, написал здесь философско-символическую картину «Костёр», а в 1917 году – «Ветер».

Член Союза художников СССР Фёдор Васильевич Савельев родился в 1917 году в дер. Стадолище Городокского района. Его первая персональная выставка состоялась в 1974 году в Курске. Позже работы художника побывали на выставках в Москве, Париже, Будапеште, Минске. Они хранятся в частных коллекциях в Москве, Санкт-Петербурге, США, в столице Беларуси, где живёт дочь художника.

Белорусский искусствовед, художник, дизайнер, кандидат искусствоведения, автор художественных полотен «Батька Минай»(1980), «С огненной вёски» (1986), «Софья Полоцкая» (1987), «Отцовская хата», «Поздняя осень» (1988), «Дорога к Пушкину»(1992), «Зимняя сказка» , триптиха «Гимн старому Витебску» (1996) и др. Анатолий Фёдорович Ковалёв родом с Городокского района.

Здесь же родился, учился, отсюда поступил на худграф Витебского педагогического института им. Кирова, стал профессором  и заведующим кафедры рисунка и живописи Московского педагогического университета, членом Союза художников Беларуси и России Валерий Константинович Лебёдко.

Доцент кафедры декоративно-прикладного искусства худграфа Витебского университета им. П.М. Машерова, автор книг и учебников по народному декоративному творчеству, резчик по дереву и мастер акварели и живописи маслом, работы которого имеются в частных коллекциях в Германии, Израиле, Италии, России, в музеях г.Витебска и родного Городка,
Иван Павлович Хитько родился в дер. Дуброво Городокского района.

Картины художника Осипова Вадима Ивановича, выросшего на Городокщине, побывали в Японии, Швеции, Франции, Германии. Его творческие полотна, чаще всего обращённые к теме христианства и мифологии, чистые и светлые, заставляющие задуматься о сущности человеческого бытия.

В Витебском музее им. М.Ф. Шмырёва трудится художник Виктор Александрович Шилко, уроженец Городокского района. Он участник многочисленных выставок, его работы в станковой живописи и графике, продолжающие традиции русского классического авангарда 10-20-ых годов ХХ века, экспонировались в Финляндии, Испании, Польше, Германии, Австрии и Канаде.

Виктор Андреевич Фирсков, в настоящее время художник-оформитель, человек с интересной творческой судбой. В начале семидесятых годов прошлого века он работал старшим художником сцены в Минском театре оперы и балета. Подготовил декорации к спектаклям «Золотой петушок», «Князь Игорь», «Пиковая дама», «Аида». Затем перешёл на работу в качестве ассистента художника-постановщика, декоратора на киностудию «Беларусьфильм». Принимал участие в работе над фильмами «Улица без конца», «Сын председателя», «Большой трамплин», «Кортик», «Аннушка», «Выстрел». В зрелом возрасте художник серьёзно занялся живописью. Его картины были представлены на персональных выставках в г. Щецин (Польша), в Витебске, в Минске и Городке.

Среди мужских имён живописцев, уроженцев Городокщины, блистает и одно женское имя – Мария Ивановна Исаёнок. Многие искусствоведы называют её «королевой натюрморта». Творчество художницы – одно из примечательных явлений в современном белорусском искусстве. На протяжении двух лет (2002-2004гг.) картины демонстрировались на выставках в различных городах Италии. В разное время организовывались выставки и в Вильнюсе, и в Минске, и в других городах Беларуси.

Оставили свой след в изобразительном искусстве такие художники, судьба которых связана с Городком, как Давид  Сивашинский, Надежда Щастная, Борис Майоров, Борис Лалыко (продолжает заниматься творчеством), Николай Королёв.

Если кому-либо приходилась проходить в Городке по ул. 50 лет СССР, то он неизменно останавливался у дома № 21. Здание, оштукатуренное с внешней стороны, живописно украшено пейзажами местных природных красот: озёр и рек, лугов и полей, лесов и солнечных полянок. Хозяин и автор работы  Саража Владимир Алексеевич, к сожалению, уже ушёл из жизни. А его дом-выставка по-прежнему продолжает жить и радовать людей.

 Творческие полотна художника, написанные маслом, находятся в частных коллекциях в Беларуси и России, экспонировались на выставках самодеятельных художников в Минске, Витебске, Городке и других городах области и республики.

В деревне Холомерье создаётся дом-музей Виктора Филимоновича Тетёркина, творчество которого относится к инситному искусству, стилю «примитив». Этот самодеятельный художник – участник многочисленных выставок различного уровня, в том числе и первой Международной выставки «Искусство – Insitus». Живопись Тетёркина и расписные, вырезанные из дерева церквушки, копилки, игрушки, – хранятся в музеях областного научно-методического центра и Городка…

Каждый из нас, наверное, немного художник. Каждый когда-то рисовал карандашом и даже кистью, действительно испытывая от этого удовольствие. Поэтому, видимо,  так много ребят (47 человек), желающих заниматься  художественным творчеством, посещают детскую школу искусств, где открыто художественное отделение. Три педагога (Балабуева Анна Александровна, Казакова Ирина Викторовна, Козлова Инна Павловна) со специальным образованием (худграф Витебского университета им. П.М. Машерова) обучают учащихся живописи, рисунку, графике, батику, цветоведению. Работы детей неоднократно принимали участие в различных выставках и конкурсах, в том числе и международных: конкурс рисунка в г. Загребе (Венгрия), в Румынии, в Минске, где в 2009году работа Андрея Карпова завоевала диплом.

Каждый год кто-то из выпускников школы становится студентом художественных отделений высших учебных заведений республики.

Пройдёт время и… кто знает?! Может быть, просветлеют глаза и души людей перед прекрасными полотнами моих земляков…

«…ТТ ВДРУГ НА ДУДКЕ ЗАИГРАЛИ...»

А может быть, они просветлеют от волнующей и завораживающей сердце музыки?
В книге «Память. Городокский район.», изданной в 2004 году, прочла о впечатлениях Владимира Скоринкина от встречи со знаменитым земляком:

«Городокщина может и должна гордиться тем, что соками её песчаной и каменистой земли питается родоводное дерево старейшего композитора, народного артиста Беларуси, профессора Анатолия Васильевича Богатырёва…

Прапрадед Богатырёва, Пётр Богатько, жил в Кабище (Городокский район - авт.) и поменял отцовскую фамилию на Богатырёв. Имел 18 детей. Два его старших сына – Георгиевские кавалеры за подвиги, совершённые ими на турецкой войне. Его младшему сыну Дмитрию не досталось никакого наследства, и он вынужден был отправиться  в Витебск...» Там будущий дед известного композитора женился на Ульяне Васильевой, а их сын взял в жёны Наталью Евстафьевну Дорощенко, родом из деревни Хвошно, что тоже на Городокщине. Родители Анатолия Васильевича Богатырёва были людьми глубоко верующими и набожными. Отец, получив образование в духовной семинарии в Витебске и в университете Санкт-Петербурга, преподавал сначала в гимназии, затем в Витебском пединституте. Среди его студентов был будущий руководитель Белоруссии Пётр Миронович Машеров. Мать композитора, обладавшая красивым и сильным голосом, пела в церковном хоре и отказалась от заманчивого предложения стать солисткой Рижского оперного театра, ведь это значило бы, что она должна оставить семью. Маленький Анатолий на всю жизнь запомнил лето, проведённое в Кабище, родной деревне предков…

Пять лет, с 1928 по 1933 годы,  жил в Городке Антон Антонович Гриневич (1877-1956гг.), композитор, популяризатор белорусского музыкального фольклора, издатель, педагог. В 1920 году он выпустил две книги: «Народный песенник» и «Школьный песенник», в последней поместил свои музыкальные произведения на слова Я.Купалы, Я.Коласа, Г.Левчика. А.А.Гриневич собрал около 300 народных напевов и детских игр.
 
Заслуженный артист Литовской ССР Зиновий Миронович Масарский, ещё в школьные годы начал выступать на сцене, затем учился в Витебском музыкальном училище и в Ленинградской консерватории, работал дирижёром-хормейстером ансамбля песни и пляски дважды Краснознамённого Балтийского флота, преподавал в Ленинградском институте культуры им. Н. Крупской и в Петербургской консерватории.

Без музыки не представлял своей жизни заслуженный работник культуры Беларуси Юрий Григорьевич Грязнов. Это он организовал Витебскую народную хоровую капеллу медицинского института и образцовый хор мальчиков средней школы № 33.

В 1990 году фирмой «Мелодия» была выпущена грампластинка «Традиционное искусство Поозерья», в которую вошла запись наигрышей, исполняемых виртуозом-гармошечником Иваном Ивановичем Ивлевым.

Это был известный музыкант-самородок, которым по праву гордится Городокщина. Иван Иванович играл «жменькой» - всеми четырьмя пальцами, играл экспрессивно, приговаривая при этом: «Лихость нужна! Надо занять всю гармошку, все голоса и все баса, чтобы гармонь говорила…»
А захлёстывая «барыней» пояснял: «Барыня играется жёстко, отчётливо, тогда и нога свищет!» Он беспрестанно что-то сочинял: «Играть одно и то же приестся, так и надо же придумать что-нибудь!»
Городокский отдел культуры совместно с РМЦ тоже «придумал» сделать традицией проведение фестиваля гармошечников и частушечников, посвящённого памяти земляка И.И.Ивлева.

По инициативе и под руководством музыканта, методиста районного методического центра Александра Фёдоровича Шандаевского около десяти лет назад в Городке родился ансамбль гармонистов (ныне народный), сохраняющий и продолжающий лучшие традиции Городокских гармошечников. В 2008году он стал Лауреатом областного праздника «Играй, гармонь».   
По соседству с домом, в котором прошло моё детство, жила большая семья Сиваковых.

 К сожалению, смутно помню представителей старшего поколения Федота Степановича и Марию Григорьевну, вырастивших восьмерых детей: четырёх сыновей и столько же дочерей.  Но от своей бабушки и мамы слышала, а теперь знаю это точно, что во время Великой Отечественной войны ими были спасены  раненый советский танкист, на которого родным уже была отправлена «похоронка», и еврейский мальчик.

         Добротный дом Сиваковых облюбовали для жилья немцы, хозяева же вынуждены были поселиться в большом глубоком подвале. Здесь и прятали они попавших в беду людей, рискуя жизнью своей и своих детей. А дети у них выросли хорошие.

Самый младший, Витенька, родился сразу после освобождения Белоруссии. Когда вырос, избрал профессию врача и был, как говорится, на своём месте. Запомнился он мне человеком добрым, внимательным, безотказным. Виктор Федотович был той закалки и того воспитания, когда понятия долга, чести, ответственности, самопожертвования были не лозунгами или красивыми словами, прикрывающими пустоту, равнодушие и всё развращающую корысть, а естественной потребностью человека, который есть личность, образ и подобие Божие. В те времена, когда телефон был редкостью, а вызов «скорой» или врача на дом в выходной день, поздно вечером, ночью, на рассвете – проблемой, мы и наши соседи по улице знали, что можно постучаться в дом к Сиваковым, и те обязательно откроют, ответят, сделают всё, чтобы помочь.

 Когда и как освоил Виктор Федотович игру на баяне, мне неизвестно, а его жена Елена Андреевна, тоже доктор, ответила на мой вопрос по этому поводу коротко: «Сам научился!» Их старший сын Дмитрий пошёл дорогой родительской и стал врачом,   младший же, Андрюша, с малолетства заслушивался музыкой, заворожено следя за мелькающими на клавиатуре пальцами отца,  и всё время просил научить его играть. Виктор Федотович отвёл шестилетнего мальчика к Вячеславу Андреевичу Мурашкевичу, директору музыкальной школы, который жил неподалёку, всего-то через несколько домов, и тот, проверив музыкальные способности ребёнка, стал заниматься с ним индивидуально. (В те годы это ещё не называли репетиторством и не назначали за помощь почасовую плату – тогда помогали по доброте душевной…). В дальнейшем Андрей успешно окончил музыкальную школу, Витебское училище, Минскую консерваторию и сейчас является одним из четырёх музыкантов-солистов Белорусской государственной Филармонии. Он побывал на гастролях в многочисленных городах России, во Франции и Германии, в Италии и Андорре, в Индии и  Китае.

Трое его сыновей: Саша, Володя и Олег вслед за отцом увлеклись инструментальной музыкой, а десятилетний Олежка полюбил ещё песню, у него хороший голос.
Когда Андрей Викторович Сиваков приезжает в гости к матери, то всегда охотно откликается на просьбы земляков «полечить» расстроенные музыкальные инструменты их детей, ведь он хорошо понимает, что такое прекрасно звучащая музыка… 
   
Выпускниками Городокской школы искусств были и Алексей Александрович Власенко (педагог Диана Васильевна Крутикова) –
скрипач струнного квартета Белгосфилармонии, объездившего с концертами чуть ли не всю Европу, и Татьяна Михайловна Котлярова (педагог – Ольга Александровна Власенко), которая закончила консерваторию и стала композитором.

Вячеслав Андреевич Мурашкевич, у которого я когда-то училась по классу аккордеона, однажды рассказал мне такую интересную историю.
Маленькому мальчику сделали невиданный подарок! Приехал с Дальнего востока в гости родной дядя и привёз  настоящую, маленькую, с круглыми упругими чёрно-белыми кнопочками гармошечку! Потянешь меха, пальчиками по кнопкам прогуляешься, и откуда-то изнутри голос раздастся: то тонкий, весёлый, словно птичий, то гулкий, как барабанная дробь, то грозный, будто грозовой, - но чаще всего такой говорливый, разухабистый, разливной!
Мальчик поблагодарил, подарок взял и отправился в свою комнату, чтобы взрослым не мешать. А когда они решили поинтересоваться, почему это ребёнок так притих, то увидели совсем неожиданную картину. Малыш сидел на полу и усердно разбирал инструмент на мелкие части!

-Что ты наделал?! – вскричала потрясённая мама.
Ребёнок поднял наполненные слезами глаза и ответил:
-Я искал в ней…её душу... Если она умеет плакать и смеяться, значит, у неё должна быть душа?

Прошли годы, этот мальчик, Слава Мурашкевич, вырос, после окончания музыкальной школы поступил в Витебское музыкальное училище, потом в Ленинградский институт культуры им. Н.Крупской, 15 лет руководил Городокской музыкальной школой, воспитал десятки талантливых музыкантов, многие из которых теперь преподают в разных учебных заведениях, работают в домах культуры и клубах. За эти годы он понял, что душа в музыкальном инструменте оживает только в том случае, если вместе с ним поёт душа музыканта…

А ещё Вячеслав Андреевич грустит о том, что незаметно, год за годом, всё больше исчезает потребность в «живой» инструментальной музыке, её заменяет электронная и вездесущая фонограмма. К великому сожалению…

И снова память возвращает меня в прошлое. Конечно, старенькие магнитофоны или заезженные грампластинки не чета нынешней музыкальной технике. И всё же… если на танцплощадке звучал проигрыватель, то молодёжь считала себя обделённой и  обиженной. То ли дело эстрадный ансамбль! Да ещё такой любимый нами, как Городокский «Лель», солисты которого (Валера Ковалёв, Валера Адаменко, Лёня Кузнецов, который ещё был и бас-гитаристом, и великолепно играл на трамбоне) пели  на русском и на родном белорусском языках, что воспринималось тогда неким брендом. Можно было видеть собственными глазами, как озорно выбивал замысловатый ритм на барабанах  ударник Алик Акимов, с каким серьёзным видом выводил мелодию на органе Слава Мурашкевич… Звучали песни собственного сочинения и из репертуара ансамблей «Битлз», «Поющие гитары» и др. Почему-то все очень любили «Последний жёлтый лист…» и «Синий, синий иней лёг на провода…» У нынешних исполнителей эта песня звучит на английском, и молодёжь, наверное, считает её современным западным хитом…
 
Лет двадцать назад Зоя Александровна Жёлудь, тогда начальник отдела культуры райисполкома, более тридцати лет находившаяся у истоков многих нынешних достижений (ныне возглавляет районный Совет ветеранов), познакомила его с поэтом Владимиром Скоринкиным, который подарил ему несколько своих стихов. Вячеслав Андреевич написал на их тексты пять песен («Вальс на пятачке», «Колыбельная», «Вяселле едзе» и др.), которые исполняют солисты Городокских вокальных коллективов.

  Сейчас В.Мурашкевич продолжает преподавать в детской школе искусств,  руководит образцовым оркестром баянистов, занявшим 2-ое место в областном конкурсе (создавал оркестр ученик Вячеслава Андреевича – Дмитрий Леонидович Пронин) и является бессменным музыкальным руководителем народного ансамбля песни и танца «Яблонька»,  созданного в 1974 году.

        «…И ПТАШКИ ЕСТЬ ТАМ – ТАК УЖ  СЛАДКО
          ПОЮТ, ИЗРЯДНЕЙ СОЛОВЬЯ...»


«Яблонька» - название нежное и основательное. Крепкие её корни в отчей земле, оттуда, из глубин народного творчества берёт она силу для своего роста и развития. Расцветает она красотой лёгкой и светлой и плод приносит сладкий и радостный.

Одним из основателей ансамбля, его идейным руководителем и консультантом с первого дня был заслуженный деятель культуры БССР Иван Артёмович Сериков, танцы и вокальные композиции которого до настоящего времени являются визитной карточкой коллектива.

С первого же дня «соловушкой» ансамбля стала Валентина Францевна Прокофьева, которая приехала в Городок по распределению после окончания учёбы в Минском музыкальном училище им. Глинки.

 Работала в музыкальной школе и, вначале, жила здесь же, в маленькой комнатке вместе с Карусевич Татьяной Васильевной (сейчас это один из самых опытных педагогов  школы, руководитель Городокского  хора ветеранов «Катюша»)) и Власенко Ольгой Александровной (ныне зав. фортепианным отделением)).

 Голос Валентина получила по наследству от предков. Её бабушка Устинья Михайловна Шинкевич, родом с Гомельщины, была известной на всю округу певуньей, пела на свадьбах и поминках, в горе и в радости. Мама Ефросинья Дмитриевна Трегубович тоже имела голос завидный, но самым большим для неё счастьем стало то, что её Валентинка, появившись на белый свет, заплакала не как все детки : «У-а, у-а!..», - а «ля-ля-ля!..». Говорила, что дочушка в годик мелодию «Яблочка» напевала. Потом в музыкальную школу (за двадцать километров!) из Красного берега в Жлобин девочка самостоятельно добиралась. Она играла и пела всегда! И теперь жизни своей без музыки и песни не представляет, потому что они, считает Валентина Францевна, несут мир и радость человеку: «Не могу видеть, как люди ссорятся, ругаются, обижают друг друга. Мне всегда хочется их помирить, потому что злость разъедает душу. Надо уметь прощать…»

Вот такие люди, как Валентина Прокофьева, и составляют коллектив ансамбля «Яблонька», сейчас в нём более 30 человек, многие из них работают почти с самого основания ансамбля: Александр Яковлев, Вячеслав Иванов, Елена Сецкая, Александр Шандаевский, Елена Бурак, Елизавета Ермолаева,  Маргарита Прокофьева, Татьяна Пушкова и др. Среди звёзд коллектива есть и молодые участники: Пётр Кочанов, Елена Пагиба, Елена Янковская, Лилия Резкина.
Художественным руководителем и хормейстером ансамбля работает Диана Олеговна Степанова, директор детской школы искусств, человек увлечённый, талантливый, замечательный организатор, и во многом благодаря именно её усилиям, коллектив успешно и плодотворно продолжает не только жить, но и завоёвывать награды за наградами. Хореографом является талантливый молодой специалист, преподаватель ДШИ Наталья Михайловна Тарасова, которая руководит ещё и группой эстрадного танца «Флэш» в городском Дворце культуры.

В основу репертуара вошёл белорусский танцевальный и вокальный фольклор, традиции родной земли. Тут и «Городокская кадриль», и Городокские польки «Винтом», «Коханочка», танцы «Городокские гончары»,«В Езерище на игрище», «Езерищанская расхадуха-барыня», Пальминская кадриль «Зязюлька». И народные песни «Ой ты, Хмель», «Коник», «Ой, на лугу», песни на слова земляка-поэта В.Скоринкина и музыку В.Мурашкевича и Л.Кузнецова.
 
Народный ансамбль песни и пляски «Яблонька» является лауреатом и дипломантом многочисленных фестивалей и конкурсов. Он принимал участие в творческом показе на ВДНХ СССР, в концертах в Польше (Зелёная Гура, Белосток, Лодзь), в Приднестровье (1999г), представлял белорусский фольклор во Пскове, Ярославле, Н.Новгороде, Костроме, Угличе, Рязани, Калининграде и др. городах России и Беларуси.

Но «Яблонька» не единственный народный ансамбль. Девятнадцать человек, любителей белорусской песни, музыки и фольклора объединяет народный коллектив «Дубравица» (руководитель – Ольга Николаевна Лопатенко), созданный в Дубровском сельском доме культуры (директор – Нина Евстафьевна Архиреева), а народный фольклорный коллектив
«Глейна» (руководитель – Лилия Петровна Резкина) Городокского районного методического центра в 2008 году, в рамках проекта «Земля белорусская», принял участие в съёмках Белтелерадиокомпанией фильма «Городокский север» о старинных традициях и ремёслах Городокщины. Участники «Глейны» исполнили в нём три фольклорные песни – «В огороде верба ясна», «Медуница» и «Летала пчёлка». В фильме о Витебском районе прозвучала в том же исполнении песня «Масленица да Егорье».

Ну, а кто же не любит народные частушки? Хотя… мне кажется, что в нашей жизни они почему-то стали звучать всё реже. Но в Бычихинском СДК (директор – Светлана Петровна Шенец, аккомпаниатор – Клара степановна Семенкова), старейший педагог городокской детской школы искусств), на районных конкурсах, фестивалях, областных и республиканских праздничных мероприятиях звучат чудесные голоса ярких, неповторимых, самобытных частушечниц: Людмилы Кирилловны Шалабановой, лауреата Международного фестиваля народной музыки «Звучат цимбалы и гармошка» и лауреата этого же фестиваля, участницы отчётного концерта творческих коллективов Витебской области в Минске Людмилы Владимировны Барсуковой.
 
На помощь взрослым подрастают Городокские «птенчики-соловушки».
Удивительно талантливый педагог и художественный руководитель ГДК Ирина Ивановна Прокопенко ведёт одновременно несколько вокальных студий для детей разного возраста: «Радуга», «Радужки», «Коктейль» и «Дар».

А выпускник Городокской средней школы №2 Олег Михайлович Воронов, ныне студент двух вузов одновременно – БГУ искусства и культуры и Новополоцкого университета –  в 2009 году стал финалистом телевизионного проекта ОНТ «Новые голоса Беларуси в Президентский оркестр», а в 2010-ом участником телепроекта «Музыкальный суд».

 
«…ПЛАТОЧЕК В РУКУ ВЗЯВ ВЕНЕРА
  ПОШЛА "МЕТЕЛИЦУ" плясать...»


 …На городской площади народ пел и плясал. А как же можно было устоять, чтобы не поддержать исполнителей одного из лучших  танцевальных коллективов, победителя ежегодного районного конкурса самодеятельных народных талантов во всех жанрах художественного творчества «Городокская скарбонка», который работает под руководством Елены Александровны Полтинко в Меженском сельском доме культуры? Когда танцоры выплясывают «Белорусскую плясовую», «Крутуху» или «сплетают» на сцене «Меженский веночек», остаться равнодушным нет никакой возможности.

Если же в городских и районных праздниках принимает участие ансамбль бального танца «Гармония» (Татьяна Александровна Симанкович), то всякий, видящий это изумительно красивое зрелище, неизменно приходит в восторг и умиление. Лёгкие, словно воздушные, по-взрослому элегантные, гибкие, изящные мальчики в чёрных фраках и девочки в ярких летящих платьях кажутся, порой, нереальными, волшебными, словно порхающие эльфы-мотыльки, и даже трудно поверить, что наши дети могут так раскрыться в своих способностях, если рядом окажется талантливый педагог.
 
Ни одно городское мероприятие не обходится без участия методиста РМЦ, хореографа, студентки заочного отделения Смоленского Государственного института искусств  Никитенко Олеси Владимировны и её группы современного танца «Форсаж».
 
Но не секрет, что жители маленьких городов, а тем более деревень, считают себя, и не без основания, несколько обделёнными в выборе возможностей для собственного индивидуального творческого роста и развития способностей своих детей. Поэтому такое большое внимание уделяется в настоящее время в Республике, и в частности, в нашем районе развитию народного художественного искусства на селе. Не всякий СДК может похвастать такими взрослыми и детскими танцевальными коллективами, которые созданы, например, в дер. Степановичи хореографом Галиной Альфредовной Милюхой. Изучая местные народные традиции, она блестяще поставила такие оригинальные танцы, как «Степановическая весялуха», «Вясковая кадрыля», «Краковяк» и др.

Не малоизвестен и Езерищенский ансамбль современного и народного танца «Калейдоскоп» под руководством молодого и многообещающего специалиста Натальи Николаевны Тимофеевой. А фольклорный коллектив «Спадарыня» (руководитель – Валентина Григорьевна Тарасова)  Бычихинского СДК (директор –  Светлана Петровна Шенец), созданный в 1986 году, объединивший любителей старинных танцев, песни и музыки родного края, ведёт активную концертную деятельность в районе и за его пределами, пытаясь донести до зрителей красоту и неповторимость фольклорного искусства.
   

«…ВСЕ ЧТО-ТО РАЗОМ ЗАШУМЕЛИ,
         НАРОД РАЗДАЛСЯ В ДВА КОНЦА..."

 Дружным смехом встречают зрители выступления народного театра сатиры и юмора «Фонограф» (руководитель – Алина Игнатьевна Шин), который был создан около 30 лет назад нынешним начальником отдела культуры райисполкома Ольгой Владимировной Ковригой, а тогда ещё молоденькой выпускницей режиссёрского отделения Минского института культуры, безумно влюблённой в театр и бесконечно преданной работе.

Держу в руках проспект, изданный Витебским областным научно-методическим центром народного творчества и культурно-просветительной работы ещё аж в 1988году! На жёлтом фоне крупная надпись: «Народная агитбригада «Фонограф» Городокского районного Дома культуры». Текст на развороте сообщает, что именно любовь к сцене и дружба объединила  в агитбригаде людей самых различных профессий: шофёра и учителя, строителя и парикмахера, ветеринара и библиотекаря. «Не раз звучали в Домах культуры и клубах, на полях и фермах слова благодарности от рабочих и служащих, тружеников села, восхищённых задорными, боевыми вступлениями «Фонографа», которые выгодно отличаются своей злободневностью от привычно парадных концертов…».

Уже в те годы агитбригада стала Лауреатом первого и второго фестивалей народного творчества, Дипломантом республиканского смотра-конкурса, занимала первое и второе места на областных, выступала в Москве. Среди наград – дипломы Министерства культуры СССР и БССР, секретариата союза писателей СССР, ВДНХ СССР и многие другие. В 1986 году коллектив был удостоен звания «народный»…

Сейчас, рассказывает Ирина Геннадьевна Романюга, заместитель директора районного Дома культуры, «Фонограф» отличается многожанровостью и целостностью своих юмористических программ. В них присутствует и хореография, и музыка, и песня, и актёрское мастерство исполнителей, без которых немыслимы городские праздники «Купалье», «Масленица» и другие. В 2008 году коллектив принял активное участие в Республиканском фестивале-ярмарке «Дажинки» в г. Орша.

Но тогда, в далёких восьмидесятых, Ольге Ковриго всё же было тесно в рамках агитбригады. Поэтому одновременно с ней был создан театральный коллектив, тоже получивший в дальнейшем звание народного.

И снова я листаю старые пожелтевшие листки – это программки театрального коллектива РДК, которые до сих пор сохранились у моего брата Александра Викторовича Булаева, одного из артистов театра: «М. Рощин «Спешите делать добро» /психологическая драма в 2-ух частях/. г. Городок, 1987год», «Л.Филатов «Про Федота-стрельца удалого молодца» /сатирическая сказка для взрослых/. г. Городок, 1988г.».

Среди исполнителей главных ролей Сергей Шамардинов, Сергей Кузьменко, Александр Булаев, Инна Бастова, Ольга Кучерявенко, Сергей Самсоненко. На первой программке размашистым почерком написано: «Ещё сыграем???!!! А сегодня – молодец! С удачной премьерой! Поздравляю!» И подпись: Ольга Ковриго. (Режиссёр)…

В 2008 году народный театр в очередной раз подтвердил своё почётное звание постановкой водевилей А.П.Чехова на областном празднике театрального искусства. Постановка получила диплом за лучшее музыкальное оформление, а исполнительница главной роли Алина Шин  была награждена дипломом за лучшую женскую роль. В нынешнем сезоне коллектив под руководством молодого режиссёра Александра Владимировича Безгинова выступил уже с такой серьёзной работой как «Люди на болоте» по произведению Ивана Шамякина. Готовится постановка по пьесе Г. Горина «Поминальная молитва». Сбылась и давняя мечта городокчан – они смогли привести своих детей в зал ГДК на первый детский спектакль-мюзикл «Зимняя сказка»…

А в нашей детской школе искусств в прошлом году открылось театральное отделение! В двух классах занимается 23 ребёнка, и преподают им театральное мастерство  всё тот же выпускник Витебского училища искусств Александр Безгинов и его коллега Елена Олеговна Мальгина. Первый музыкальный спектакль «Буратино» уже увидел свет.


«…СТОЯЛ Я ДОЛГО И ДИВИЛСЯ...»
 

Был период в жизни Городокского дома культуры, когда ему никак не могли найти хорошего хозяина, точнее – директора. Наверное, ещё правильнее было бы сказать, что директорами были люди хорошие, да не задерживались они надолго в этой должности или вообще в нашем городе. А потом приехал выпускник Минского института культуры Андрей Францевич Кондратович и…руководит уже более 30 лет, в 2007 году он был отмечен именной стипендией Президента Республики Беларусь.

Встретиться с «долгожителем» мне не удалось по причине его нахождения в отпуске, но на все мои вопросы любезно ответила заместитель директора Ирина Геннадьевна Романюга.

-Есть ли в работе вашего ГДК какие-то находки, изюминки,  которые отличали бы вас от других таких же учреждений?

-Кроме работы различных народных коллективов, среди которых есть просто уникальные, в первую очередь, обращает на себя  внимание высокий уровень театрализации всех наших мероприятий. Если вам случалось бывать на Новогодних представлениях для предприятий и жителей города, то вы смогли убедиться, что это яркие, красочные, многожанровые спектакли с участием большого количества исполнителей и широкого вовлечения в действие гостей праздника.

Даже организацию вечеров для выпускников школ мы не мыслим без театрального представления. Причём, если в первом действии праздника участвуют только работники ГДК, то во втором и третьем главная роль принадлежит самим выпускникам, с которыми наши специалисты работают до того дня не менее месяца и совершают настоящие чудеса.  Умудряются обучить детей пению, танцам, актёрскому мастерству так, что удивляются открывшимся способностям ребят не только учителя, но даже родители.

Во-вторых, нас отличает наличие очень сильной хореографии. Танцуют все работники ГДК! Более 10 лет существует студия бального танца. Для такого небольшого районного города – это серьёзно.

В-третьих, в 2007 году мы возобновили (через 15 лет!) проведение конкурса «Мисс золушка», который собирает полный зал зрителей на чудесное представление с вокалом, хореографией, театром.

-А теперь, - обращаюсь к начальнику отдела культуры райисполкома, - тот же вопрос я хочу задать и вам, Ольга Владимировна. Только речь пойдёт уже о целом районе.

-Брендом  нашего методического центра можно считать организацию проекта «Клуб – вясковцам». Мы поставили задачу провести в каждом сельском Доме культуры какое-то необычное мероприятие с привлечением к совместной работе всех служб хозяйства. Уже проведены в рамках этого проекта несколько конкурсов, например: «Королева весна» в агрогородках Пальминка и Кабище, «Мистер совершенство» в Веремеевке.

Нашей гордостью является смотр-конкурс народного творчества «Гарадоцкая скарбонка», в котором ежегодно принимают участие около тысячи человек. И здесь мне хотелось бы вспомнить имя учёного Анатолия Максимовича Дорофеева, замечательного человека, нашего земляка, который так любил свой город, так гордился им и радел о нём, что всегда (а он был очень занятым человеком!) находил время и принимал участие в жизни Городка и района посильной помощью и творческой идеей. Он находился у истоков «Гарадоцкай скарбонки» и Вереницинского праздника (вначале были Вереницинские чтения, которые в течение нескольких лет проходили в краеведческом музее).

       Шестой год работает у нас школа фольклора для руководителей фольклорных коллективов района.

На базе Езерищенского Дома культуры ( директор – Сергей Павлович Киреев) уже несколько лет проводится интересное и необычное мероприятие – праздник рок-музыки «Молодёжный прорыв», на который съезжаются музыкальные коллективы из городов Полоцка, Новополоцка, Орши, Шумилина и Витебска.

   


 «…А Я В ТЕТРАДКУ ЗАПИСАЛ...»


«То, что сегодня кажется естественным, обыденным и, быть может, даже не интересным в данный момент, завтра становится историей, - говорит Тамара Николаевна Иванова, директор Городокского районного краеведческого музея, - и нам необходимо не только восстанавливать и собирать страницы прошлого, но кропотливо и усердно вести летопись настоящего…»

А старший научный сотрудник Светлана Ивановна Садовская  весело добавляет: «У меня и специальная тетрадка есть, которую я назвала «Мои ниточки». Записываю в неё разные «зацепочки», т.е. информацию, почерпнутую даже в случайных разговорах или в газетных статьях. Бывает, потянешь за такую ниточку-зацепочку и раскрутишь целый исторический клубок. В нашем деле каждая мелочь важна…»

Открытие музея состоялось 24 декабря 1976 года, в день 33-й годовщины освобождения г. Городка от немецко-фашистских захватчиков. Сначала на общественных началах его возглавлял учитель истории Григорий Семёнович Орловский, затем появились штатные должности. В настоящее время Тамара Николаевна, человек увлечённый, преданный своему делу и любящий родной край, руководит коллективом таких же самоотверженных сотрудников. Например,  Светлане Ивановне, на которую лёг основной труд по созданию районной книги «Память», в 2005 году Витебским облисполкомом было присвоено звание «Женщина года».

Нина Владимовна Буракова – человек ответственный, скрупулёзный, надёжный, что для музейного дела очень важно. Обладая педагогическими способностями, она проводит великолепные экскурсии для детей.

Главный хранитель фондов – Любовь Михайловна Павлович уже более 20-ти лет трудится над оформлением экспонатов. Кажется, никто не сможет сделать это лучше её. Ведь каждый из них требует тщательного специального документального описания, определения соответствующего места.

Музей приводит в восхищение многих его посетителей: в нём собраны богатые коллекции археологии, документов и фотографий, декоративно-прикладного искусства, быта и этнографии, живописи и графики, нумезматики , филателии и др., - всего около 50 тыс. экспонатов.  Работают пять выставочных залов, кроме того, музей предлагает экскурсии по памятным местам Городка, в т.ч. и связанным с именем автора поэмы «Тарас на Парнасе».
В 2005 году  музей, как лучший в области, награждён дипломом и почётной грамотой Витебского облисполкома, благодарственным Письмом Президента РБ. 

 «…ОН МНЕ ВСЁ ЭТО РАССКАЗАЛ...»

У руководителя района Василия Николаевича Муренкова, человека нового и в нашем городе, и на высокой, ответственной должности, я поинтересовалась: как ему, председателю райисполкома, видится будущее культуры Городка и района, есть ли конкретные намётки и планы?

- Вы знаете, я хожу по городу пешком, присматриваюсь к горожанам, заглядываю во дворы… Действительно, как человек новый, вижу и воспринимаю всё по-новому. Замечаю недостатки, усматриваю и большие перспективы.

Может быть, это совпадение, но мне показалось, что именно в связи с Вашим приходом на должность, в городском парке, расположенным  за ГДК, появилась яркая детская площадка, а на улицах новые автобусные остановки?
 
-В октябре мы установим ещё одну детскую площадку, весной заработает новый большой фонтан, появятся красивые декоративные кусты и деревья. Для благоустройства и озеленения города заложим собственные теплицы. Проведём соревнования на лучший дом, лучший двор, лучший приусадебный участок.

Но больше всего меня волнует состояние здания ГДК, кинотеатра, недостаток развлекательных площадок для молодёжи, которой в городе много, ведь работают два крупных колледжа, две большие школы. Поэтому ремонт, строительство соответствующих учреждений – это один из главных вопросов, требующих безотлагательного решения.

Было бы неплохо возродить гончарную мастерскую, снова наладить древний промысел.
Думаю и над созданием мини-зоопарка, предлагаю сделать традицией проведение большого праздника «День деревни», приглашать на наши площадки больше известных театральных и эстрадных коллективов и исполнителей, писателей и поэтов.

-Василий Викторович, с Вашим приходом заработал даже простоявший в почти полном бездействии два десятилетия физкультурно-оздоровительный комплекс!

- Хотелось бы, конечно, чтобы реализовалась и давняя задумка по обустройству в Воробьёвых горах спортивного комплекса «Раубичи-2». Но это задача для Министерства туризма и спорта. Мы же готовы подключиться к её решению.

-Как Вы лично относитесь к художественному творчеству ?

-Вообще, ко всему прекрасному я отношусь с радостью. Люблю порядок, цветы, природу, театр, живопись, литературу. И журнал «Нёман» тоже очень уважаю… 



«…ГЛЯЖУ: УЖЕ, ДОЛЖНО БЫТЬ, ВЕЧЕР –
  ВОН МЕСЯЦ НА НЕБО ПОЛЕЗ...»


Давно закончился Вереницинский праздник. Пора и мне завершать этот очерк о культуре Городокского края. Согласитесь, что только здесь и мог родиться автор знаменитой поэмы «Тарас на Парнасе».

Остаётся добавить, что составлен сценарий и отрежессирован праздник талантливым руководителем районного методического центра Инной Петровной Левкович, а курировала его заместитель председателя райисполкома Надежда Александровна Бурунова.

P.S.  Когда я писала последние строчки, по  Городокскому радио ведущая Лариса Михайловна Леонова объявила, что сейчас состоится встреча слушателей с членами литературного клуба «Городянка»…   

( Очерк опубликован в журнале "Нёман" № 11 -2010г)


Рецензии