Письмо 105. Готовность к принятию Господа

16 января 2012 года

Здравствуйте, дорогие во Христе Николай Павлович и К. Г.!

Сохраню Ваше письмо, как всегда, в сердце - чувствую Ваши молитвы за меня.

Купаюсь я дважды... потому что хочется. Это удовольствие - когда бегут мурашки по телу, когда обжигает крепкой холодной водой. Да и заметил, что купание после работы снимает стресс - его как не бывало. Не знаю, может я перебарщиваю. Но критерий оценки моего состояния - удовольствие от купания. Да, честно сказать, я сразу бросил всё - курить и пить, поэтому "прорубемания" - это некая позитивная замена этих порочных удовольствий. Иногда сижу дома вечером, нервный, голова гудит. Искупаюсь - и как не бывало этого состояния. Не хватает острых ощущений (я авантюрист по натуре) - поэтому "беру" их из проруби.

Спасибо за советы. Буду стараться. Хоть это с моей гордыней и самолюбием будет и нелегко сделать.

Подметил одну странную вещь - иду на исповедь, потом на Причастие, чувствую в душе небывалый полёт и облегчение от грехов, потом прихожу домой и... устраиваю скандал домашним. Прям тенденция какая-то - жена говорит, что если я пошёл на исповедь, то вечером буду на всех ругаться. Стараюсь нынче каждые два-три дня причащаться и исповедоваться. После Вашего письма почувствовал облегчение от томившего меня раздражения. Не знаю, может, война за мою душу вступила в такую фазу? В общем, понял, что человек сам распаляет свой гнев - у меня он идёт от чувства "всё должно быть по-моему, ни шага влево". Если вовремя прихватить и сказать "Слава Богу за всё", то становится легче.

Кстати, вчера был день прославления моего любимого прп. Серафима Саровского. Нашёл в интернете про него статью - про обретение мощей. Возможно, Вам будет это интересно.

С любовью во Христе, Саша

Вот статья про прп. Серафима:

"Несмотря на то что в этом описании фигурирует МП, в частности "А-2" надо быть благодарным Богу, что вообще эти мощи Св. Серафима были найдены. Что касается участия МП в этом деле, почему такое безценное сокровище досталось им, с их участием было обретено, то надо знать, что у Бога ничего не бывает ошибочного. Он часто по Своей милости и доброте являет чудо грешнику для того лишь, чтобы тот покаялся и уверовал в Него, чтобы отстал от злых дел своих. Господь, когда являет чудо ожидает покаяния. Нет, не Господь "ошибается", когда отступающему являет Своё чудо, и оно не собственность грешника. «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему»... А то что покаялась МП или нет - показало дальнейшее. Главное же не в ней, а в обретении мощей Св. Серафима.
Все, что Государю пришлось увидеть и почувствовать в Сарове, осталось у него глубоким и хорошим воспоминанием; он любил о нем говорить; я слышал от него фразу: "Когда вспоминаешь о Сарове, как-то тут захватывает", - и показывал на горло".
Важнейшую роль в прославлении давно уже дочитавшегося всей Россией чудотворца сыграл наш замечательный соотечественник, о котором все мы, к сожалению, слишком мало знаем, но портрет которого можно было увидеть в эти дни в Дивееве, в Троицком соборе, - митрополит Серафим, расстрелянный в 1937 году, автор замечательной "Летописи Серафиме-Дивеевского монастыря" в девятьсот без малого страниц и акафиста преподобному Серафиму, который непрестанно читается и ныне.
Владыка Серафим, еще будучи полковником артиллерии Леонидом Михайловичем Чичаговым, стал близким духовным чадом св. праведного Иоанна Кронштадтского. Он происходил из знаменитой дворянской семьи (правнук адмирала В.Я.Чичагова, одного из первых исследователей Ледовитого океана, внук П.Я.Чичагова, морского министра России, видного участника Отечественной войны 1812 года). Имел от генерала Скобелева награду за храбрость при взятии Плевны в русско-турецкую войну. Его медицинский опыт был так велик, что он написал двухтомный труд - "Медицинские беседы" (в своем лечении опирался на народный опыт). Став священником, окормлял воинов. (То, чего как воздух не хватает сегодняшней нашей армии.) Однажды с ним произошел случай, о котором сам он рассказывал:
"Когда после довольно долгой государственной службы я сделался священником, в небольшой церкви за Румянцевским музеем, мне захотелось съездить в Саровскую пустынь, место подвигов Преподобного Серафима, тогда еще не прославленного, и, когда наступило лето, я поехал туда. Саровская пустынь произвела на меня сильное впечатление. Я провел там несколько дней в молитве и посещал все места, где подвизался Преподобный Серафим. Оттуда перебрался в Дивеевский монастырь, где мне очень понравилось и многое напоминало о дивеевских сестрах. Игумения приняла меня очень приветливо, много со мной беседовала и, между прочим, сказала, что в монастыре живут три лица которые помнят Преподобного: две старицы-монахини и монахиня Пелагея (в мiру Параскева, Паша). Особенно хорошо помнит его Паша, пользовавшаяся любовью Преподобного и бывшая с ним в постоянном общении. Я выразил желание ее навестить, чтобы услышать что-либо о Преподобном из ее уст. Меня проводили к домику, где жила Паша. Едва я вошел к ней, как Паша, лежавшая в постели (она была очень старая и больная), воскликнула:
- Вот хорошо, что ты пришел, я тебя давно поджидаю: Преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил Государю, что наступило время открытия его мощей и прославления.
Я ответил Паше, что, по своему собственному положению, не могу быть принятым Государем и передать ему в уста то, что она мне поручает. Меня сочтут за сумасшедшего, если я начну домогаться быть принятым Императором. Я не могу сделать то, о чем она меня просит.
На это Паша сказала:
- Я ничего не знаю, передала только то, что мне повелел Преподобный.
В смущении я покинул келью старицы...
Вскоре я уехал из Дивеевского монастыря и, возвращаясь в Москву, невольно обдумывал слова Паши. В Москве они опять пришли мне в голову, и вдруг однажды меня пронзила мысль, что ведь можно записать все, что рассказывали о Преподобном Серафиме помнившие его монахини, разыскать других лиц из современников Преподобного и рас- спросить их о нем, ознакомиться с архивами Саровской пустыни и Дивеевского монастыря и заимствовать оттуда все, что относится к жизни Преподобного и последующего после его кончины периода. Привести весь этот материал в систему и хронологический порядок, затем этот труд, основанный не только на воспоминаниях, но и на фактических данных и документах, дающих полную картину жизни и подвигов Преподобного Серафима и значение его для религиозной жизни народа, напечатать и поднести Императору, чем и будет исполнена воля Преподобного, переданная мне в категорической форме Пашей. Такое решение еще подкреплялось тем соображением, что царская семья, как было известно, собираясь за вечерним чаем, читала вслух книги богословского содержания, и я надеялся, что и моя книга будет прочитана...
Когда летопись была окончена, я просматривал корректуру последней, это было поздно вечером, внезапно увидел налево от себя Преподобного Серафима, сидящим в кресле. Я как-то инстинктивно к нему потянулся, припав к груди, и душу мою наполнило неизъяснимое блаженство. Когда я поднял голову, никого не было. Был ли это кратковременный сон или действительно мне явился Преподобный, не берусь судить, но я понял это так, что Преподобный благодарил меня за исполнение переданного мне Пашей его повеления. Остальное известно. Я понес свой труд Императору, что, несомненно, повлияло на решение прославления Преподобного Серафима.
Вскоре я овдовел и принял монашество с именем Серафима, избрав его своим небесным покровителем.
Почти весь Синод был против открытия мощей старца Серафима. Однако Государь, при поддержке немногих единомышленников, был решителен. "Говорили сестры, будто бы Преподобный и сам явился Государю, после чего Тот уже Своей властью настоял на открытии мощей", - вспоминала монахиня Серафима (Булгакова). На архимандрита Серафима (Чичагова) была возложена подготовка к торжествам прославления святого, по окончании которых Государь лично наградил его драгоценной митрой.
Св. мощи преподобного Серафима почитались богомольцами в Саровской пустыни.
"В 1920 году в городе Темникове Тамбовской губернии, - писал Патриарх Алексий II, - атеистами было совершено вскрытие вывезенных из Сарова святых мощей преподобного Серафима... Далее след вел в Москву, в Донской монастырь - в разместившийся там тогда музей атеизма, а затем терялся. Как стало ясно теперь, из Донского монастыря мощи были перевезены в Казанский собор города на Неве, в музей истории религии и атеизма. Но, видимо, сразу после прибытия в музей они были укрыты чьими-то благочестивыми руками, потому что ни в каких описях и списках святые останки не числились..."
Все эти годы православные верили, что где-то мощи преподобного Серафима есть и рано или поздно откроются. "Будет день, когда снова над бором раздастся благовест Саровского соборного колокола, - писал в тех же воспоминаниях 1926 года князь Волконский, - снова свободной волной потекут к Старцу богомольцы, и проснется в душе каждого такое что-то, что каждому при встрече захочется рассказать про "радость свою", и будет радость общая, и запоют все, не боясь никого, на всю Россию: "Святый Отче Серафиме, моли Бога о нас".
Приближался 1991 год. Из музея истории религии города на Неве нашей Церкви уже были переданы св. мощи св. благоверного князя Александра Невского, преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких...
О дальнейших событиях епископ Истринский Арсений рассказывает:
"При передаче святых останков соловецких преподобных директор официально сообщил, что в фондах музея мощей больше нет, кроме частиц в иконах, которые предполагается возвратить в храмы. Но чудо Божие произошло там, где мы его не ждали.
Неожиданно позвонил С.А.Кучинский (директор музея - Авт.). Мы договорились о встрече, и он приехал ко мне. Станислав Алексеевич сообщил о том, что после решения о возвращении Церкви Казанского собора, в котором размещался музей, началось освобождение запасников. Стали передавать храмам иконы, Евангелия, различные богослужебные предметы. И вот в одном из запасников, среди гобеленов, были найдены завернутые в рогожу останки по-видимому какого-то святого. В описи они не значились. Когда рогожу развернули, увидели мощи с надетыми на руки рукавичками. На одной было вышито: "Преподобне отче Серафиме", на другой - "Моли Бога о нас".
Сказанное директором музея было поразительно, но это еще на давало основания утверждать, что найдены мощи преподобного Серафима Саровского.
О находке я сообщил Патриарху, и С.А.Кучинский повторил ему свой рассказ. Святейший Патриарх благословил прежде всего найти в архивах документы, связанные с мощами преподобного Серафима, сохраняя все в тайне до тех пор, пока не будет уверенности в том, что это мощи действительно преподобного.
На поиски документов ушло некоторое время.
Наконец, из Российского центрального архива были получены копии документов и акты, связанные со вскрытием мощей преподобного Серафима после революции.
По благословению Патриарха Алексия II мы с архиепископом Евгением [7] (Тамбовским и Мичуринским - Авт.) отправились в град святого Петра и прибыли туда накануне дня памяти святителя Спиридона Тримифунтского (12/25 декабря). Помнится, я мысленно молился святителю Спиридону, прося его помощи в том, что нам предстояло сделать.
Наконец мы приехали в Казанский собор, нас провели в комнату, куда принесли длинное ложе, покрытое толстой синей бумагой, под которой в какой-то материи и вате находились останки святого. Когда сняли бумагу, мы увидели, что святые мощи составлены в скелет, во весь рост. Первым бросилось в глаза то, что на мощах надет медный крест на цепочке и рукавички с вышитой на них молитвой "Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас".
Не знаю, что испытал в этот момент владыка Евгений, но меня объял благоговейный трепет, было такое состояние, когда не знаешь, что делать дальше. Но прошло минутное оцепенение, я подготовил акты, а владыка Евгений начал осматривать святые мощи, которые мы стали сопоставлять с документами, подробно описывающими останки преподобного Серафима Саровского. Надо сказать, что с самого начала мы были поражены тем, насколько точно все совпадает с актом вскрытия мощей в 1920 году.
Описание начиналось с того, что преподобный лежит на зеленой подушечке. Действительно, на ложе - зеленая муаровая подушечка, на которой покоится голова преподобного. Далее отмечалось, что в одной из челюстей находится единственный зуб; следовало упоминание о рукавичках; приводилось количество позвонков и указывалось при этом, что некоторые из них разрушены; описывались бедренные кости; уточнялось, что одна ступня как бы пришита или прикреплена подобно сандалии, а вторая отсутствует. То есть при сравнении мощей, найденных в музее, с актом вскрытия святых мощей преподобного Серафима Саровского было очевидно, что все полностью совпадает и никаких отличий нет. Единственное, что косточки располагались не в том порядке, как описывалось в документе. Но это и не удивительно, так как мощи хранились в рогоже.
Рассмотрев ближе крест, бывший на мощах, мы увидели, что он действительно медный, с несколько поврежденным эмалевым покрытием. Когда сняли куколь, надетый на голову, меня очень поразило светлое, даже белое пятно на лобной части. Оно значительно отличалось от желтовато-коричневатого цвета мощей. В куколе было отверстие, обрамленное, видимо, раньше золотой или серебряной отделкой, теперь оторванной. Оставались лишь нитки, прикреплявшие ее. Видимо, эта часть мощей была открыта и доступна для поклонения верующим, благоговейно чтившим преподобного Серафима.
В куколе с внутренней стороны сзади сохранилось много желтовато-седых волосиков преподобного. Целы были и значившиеся в описи глазетовые шитые золотом поручи. Они и сейчас на мощах. Не хватало лишь епитрахили. Уже позже для облачения мощей сшили новую.
Сложно передать чувство, которое я тогда испытывал: особое благоговение и вместе с тем неописуемое внутреннее напряжение от сознания, что рядом - необыкновенное, великое сокровище.
Когда освидетельствование закончилось, святые мощи снова закрыли бумагой, перенесли в особую комнату и опечатали ее. Мы сразу поехали в епархиальное управление, откуда позвонили Святейшему Патриарху, сообщили о том, что это, несомненно, мощи преподобного Серафима, и поздравили Святейшего с великой радостью.
Теперь предстояло решить вопрос о торжественном перенесении мощей преподобного Серафима. Необходимо было объявить об их обретении и уточнить дату официальной передачи.
С 25 декабря (дня освидетельствования святых мощей) до 10 января были оформлены все документы, получено разрешение Министерства культуры, введении которого находится музей истории религии, была сделана рака и сшито новое облачение, для мощей преподобного Серафима. Это определило дату официальной передачи святых мощей - II января 1991 года.
Накануне этого дня владыка Евгений, я и клирики Свято-Троицкого собора совершили облачение и положение в раку честных мощей. Сначала новые облачения и рака были освящены, и, помолившись, мы приступили к убранию мощей преподобного. Мой иподиакон читал акафист, а мы отирали косточки святой водой, а затем освященным елеем от Гроба Господня. Причем, когда омывали главу преподобного Серафима, снова привлекло внимание белое пятно, заметно выделявшееся на общем фоне, - след благоговейного поклонения святым мощам.
На следующее утро во град святого Петра прибыл Патриарх. Днем, к четырем часам, владыка Евгений и я приехали в Казанский собор, где шла подготовка к передаче святых мощей. По прибытии в собор Святейшего Патриарха Алексия II и всех архиереев, принимавших участие в торжестве, под тихое пение величания преподобному его святые мощи были перенесены в центральную часть собора. Сразу начался молебен преподобному Серафиму, после которого Святейший Патриарх и директор музея подписали акт передачи мощей Русской Православной Церкви.
С.А.Кучинский преподнес Святейшему Патриарху образ преподобного Серафима Саровского. Уже позднее, рассмотрев икону, мы увидели, что она весьма необычна. Образ написан как бы в виде плащаницы: преподобный Серафим изображен с закрытыми очами и сложенными на груди руками. В доске, на которой написан образ, были углубления, прикрытые слюдяными стеклышками. Потерев их, мы увидели, что в верхней части иконы, над нимбом, находятся волосы преподобного; в середине, в груди - частица мощей, в нижней части, под ногами - частица то ли обуви, то ли гроба (я не рассмотрел точно); в левой части иконы, где изображена мантия, - кусочек одежды преподобного Серафима.
После завершения акта передачи святые мощи на убранной ковром и украшенной цветами машине были доставлены к Александро-Невской Лавре, где уже собралось духовенство и множество народа. Пропев тропарь и кондак преподобному Серафиму, все запели "Ублажаем тя, преподобне отче Серафиме..." Патриарх на четыре стороны благословил град святого Петра иконой, подаренной директором музея. Вслед за этим, под звон лаврских колоколов и молитвенное пение народа, при всеобщем духовном ликовании святые мощи преподобного Серафима были внесены в Троицкий собор.
И сразу, непроизвольно начался благодарственный молебен о возвращении святыни. Было настолько необычно видеть, как Патриарх произносит ектинью, а духовенство с народом поет. Эта великая духовная радость сплотила и сблизила всех, так что все присутствовавшие в соборе единеми усты и единем сердцем пели благодарение Господу.
В Троицком соборе Александро-Невской Лавры святые мощи должны были находиться до дня памяти блаженной Ксении Петербургской (24 января/ 6 февраля). И все это время собор был с утра до вечера наполнен народом: люди шли и шли к преподобному. Чувствовался необычайный духовный подъем, и становилось очевидным, насколько сильна любовь верующих к преподобному Серафиму.
Перенесение святых мощей на Московский вокзал для перевоза в Москву было назначено на шестое февраля. Вечером этого дня в алтаре Троицкого собора собралось множество духовенства. В соборе, до отказа наполненном народом, стоял предпраздничный гул - так бывает в пасхальную ночь, когда люди заранее приходят в церковь. Прибыл Святейший Патриарх. Он обратился с прощальным словом к верующим, благодаря их за усердие к преподобному.
В десять часов вечера огромный крестный ход направился к Московскому вокзалу, куда в 23.10 должны были подать специальный вагон. Шли около часа. Но по каким-то причинам вагон был подан только без четверти двенадцать. И все это время перроны вокзала были заполнены народом. Не умолкало пение: "Ублажаем тя, преподобне отче Серафиме...", многие зажигали свечи, огоньки которых мерцали в зимних сумерках.
Когда состав тронулся, из окна последнего вагона можно было видеть, как люди вставали на колени и кланялись в сторону удаляющегося поезда, увозящего великую святыню...
В самом же поезде, в вагоне, где стояла рака с мощами, без всякой договоренности собрались архиереи и духовенство. Началось чтение акафиста преподобному Серафиму, продолжавшееся всю ночь, до самого прибытия поезда в Москву. Сначала читал Святейший Патриарх, а все присутствовавшие пели. Затем поочередно архиереи и священники..."
Огромные толпы народа встречали раку со св. мощами в Москве 7 февраля, в день иконы Божией Матери "Утоли моя печали". Уже тогда грандиозное шествие от площади трех вокзалов, целиком заполненной встречающими, к Елоховскому собору, с трехцветными флагами, которых в нашей жизни еще вовсе не было, с портретами царя-мученика, с песнопениями, говорило о том, что происходит в нашей жизни нечто небывалое. Но это было лишь начало..."

22 января 2012 года

Саша, дорогой, здравствуй!

Спасибо тебе за твое письмо, за статью об обретении св.мощей прп.Серафима Саровского. Ты, наверное, знаешь из "Повести", что я люблю его и особенно  привязан к нему.

На счет твоего неуравновешенного поведения после исповеди.  Старайся не выставлять никаких правил относительно Святых Таинств Исповеди и Причастия, это дары милосердия Божьего, к которым следует приступать с искренней милостью сердца, с чувством благоговения и особенной благодарности Богу за Его несравненные ни с чем дары. Готовность к принятию Господа и к собственной смерти должна быть у нас постоянной. Очень хорошо приобщаться Господа как можно чаще, даже, если есть возможность, то каждый день, но выставлять себе правила не стоит, т.к. это нам только кажется, что мы это порешили и делаем, а на самом деле это милость Божья, снисходящая нам в наших решениях. Приступать к Исповеди следует, когда это необходимо. При этом нужно подготовить себя к этому, тщательно исследовав свою совесть и попросив содействия Господа в этом. После же - искренне благодарить Его за поданный нам дар. Выставляя же для себя правила, ты как бы заявляешь о том, что причиной всему являются твои правила,  - и это делаешь, когда речь идет о дарах Самого Бога Всемогущего!
Хорошо, чтобы нашим единственным правилом было сердечное любовное исполнение заповедей Господних, чего и себе, и тебе, и каждому желаю.

Привет Ю. с детками А. и О.

С любовью во Христе Иисусе, Господе нашем
НПК.

В начало: http://www.proza.ru/2010/09/06/698
Продолжение: http://www.proza.ru/2013/06/25/1094


Рецензии