07-22. Попутчики

     Наша жизнь легко суживается, если человек просто вращается в интересах, которые он уже имеет. Они могут стать его автоматическими привычками. Мы становимся результатом таких привычек задолго до того, как осознаем это. То, что мы называем новыми переживаниями, оказывается на самом деле той же самой мелодией. Все эти наши привычные реакции держатся вместе благодаря нашим особенностям, которые  управляет нами. То, что мы считаем в себе новым, на самом деле - то же самое, что уже есть в нас, так как оно исходит из внутренних особенностей нашего устройства. Лучшим доказательством сказанного служат наши протестующие реакции на желания, интересы и способы жизни тех, кто нас окружает – наших Попутчиков.

После этого мудреного предисловия я попробую описать разноголосицу знакомых мелодий моих Персон, вступающих в конфликт с особенностями моих Попутчиков. Попутчики – это не те, кого выбрали мы, а те, кого предложила нам жизнь, помогая нам через шероховатости в наших отношениях с ними разобраться в себе и, по возможности, измениться в правильном направлении.

   В последние годы одним из таких Попутчиков стала Майя. О ее жизни я знаю довольно мало. Судя по всему, живется ей трудно: тяжелый характер мужа, взрослый, но психически неполноценный сын. Майя чувствует неправильность своей жизни, и это нас сближает, хотя ни о себе, ни о причинах этой неправильности она не говорит и почти не жалуется, что, вероятно, разумно. Пару раз я все же была свидетелем ее слез.

   Почему мы, женщины, так эмоциональны? У меня тоже глаза все время на мокром месте. Пока я злюсь, иронизирую или спорю, я произвожу впечатление волевой и решительной, но выбить меня из этого состояния ничего не стоит, надо всего лишь меня по-хорошему разжалобить чем-то добрым - хорошим фильмом, сердечно исполненной песней или красивым поступком. Слезы тут же польются рекой. Эта моя неуравновешенность – тот самый «вечно теряемый зонтик», с которого Г.И. Гурджиев когда-то предлагал своему рассеянному ученику начать работу над собой. Стремясь стать совершеннее, мы все любим ставить перед собой великие цели и охотно беремся за то, что и так дается нам легко, но не пытаемся штурмовать то, к чему уже привыкли и полюбили. Мы с удовольствием закрываем глаза на наши маленькие, доставляющие нам удовольствие слабости, бесцельно пожирающие нашу энергию или здоровье.

   Кто такая Майя? Когда-то она была моей постоянной клиенткой в Центре, где я работала астрологом, и часто заказывала мне гороскопы для себя и знакомых, хвалила их. За что? Не знаю. У меня было правило не расспрашивать своих клиентов об их жизни. Если мне заказывали гороскоп повторно, значит, первый оказался им полезен. Все остальное меня не интересовало. Майя всегда слушала меня очень внимательно, не задавала никаких вопросов, отчего оставляла во мне впечатление, что все, о чем я ей говорила на приеме, включая и достаточно тонкие, не имеющие материального объяснения вещи, ей абсолютно знакомо. Такое случается с людьми, которые имеют особую одаренность к религиозному или философскому мышлению. Они, как будто бы, уже когда-то стояли на Пути: им почти ничего не надо пояснять, они - «вспоминают». Может быть, именно это мое «ощущение» от Майи подтолкнуло меня к сближению?

    Вскоре мы подружились и с ее стороны начались явно несоизмеримые дары. Несоизмеримо для меня означает дар без повода и не по заслугам. Такой дар всегда создает во мне проблему. Когда тебе дают больше того, чем ты заслуживаешь, и больше, того, чем  ты можешь отдать человеку взамен. Такой дар меня связывает, да и не только меня. Берущий несоизмеримо будет рано или поздно что-то терять, а дающий - крадет свободу берущего и приобретает для себя проблему «воровства». Но Майя понятия не имела об этих эзотерических штучках, она всего лишь хотела, как лучше.
 
   Очень часто наши отношения с Попутчиками построены на огромном незнании другого человека. Это незнание жизни другого, его представлений, интересов и привычек мы бессознательно заполняем своим собственными представлениями и интересами и очень быстро попадаем впросак. Не имея обратной связи, нам очень сложно вести диалог с человеком. Мы склонны судить о нем по себе и с трудом ориентируемся в потемках чужой души.

     Несмотря на редкость наших встреч, Майя уже успела меня озадачить. Ей, по ее словам, нравится все, что я пишу, что, на мой взгляд, невозможно: любые два человека всегда по-разному реагируют, чувствуют и относятся к одному и тому же. А однажды я с удивлением обнаружила, что то, что она успела похвалить, на тот момент не было ею прочитано.

   Выходило, что желание Майи сделать человеку приятное перевешивает в ней нечто более важное меня – правдивость. В мыслях сразу же поселилось сомнение: если часть того, что было ею сказано, неправда, то грош цена и всему остальному! Я всегда немного боюсь интеллигентных и хорошо воспитанных людей – они, остерегаясь меня огорчить, многое замалчивают и перестают вызывать у меня доверие.

   Вторым Попутчиком,постоянно одаривающим меня опытом трудного постижения потемок чужой души, является мой давний знакомый Олег. Олег - любитель школы «Четвертого Пути» и поклонник буддийских истин. Наша переписка с ним длится вот уже несколько лет, но желанной гармонии душ все никак не получается. Несмотря на великое множество его пространных и доверительных писем, через паутину его недомолвок и полуправд о себе я так и не смогла пробиться к нему – подлинному. Все написанное им, безусловно, «правда», только эта правда подобна подробному описанию кисточки слоновьего хвоста, сказанная взамен передачи его личных впечатлений о всем слоне. Это удивительное умение Олега прятаться в мелочах распространяется на все, что от него исходит. Из пятиминутного разговора по телефону с его мамой, не влезая ей в душу, я узнаю от нее о новостях жизни Олега гораздо больше, чем из пространных речей его самого. И это так не похоже на меня, для которой во всем более всего важна цель и смысл делания, а уж подробности делания и внешние проявления – дело десятое…

   Я всегда кажусь  ему слишком прямолинейной и резкой, он мне – неконкретным и путанным. Мы различны по темпераменту, характеру, способу реагирования, хотя и занимаемся, и интересуемся одним и тем же. И даже личные судьбы у нас удивительно схожи. А проблема вовсе не в том, что мы разные. Она в том, что оба, постоянно забывая об этой разности, во взаимоотношениях постоянно ждем от другого знакомой, привычной нам и понятной реакции и поведения – аналогичным  собственным. 

   Еще один мой Попутчик – Таня. Мы когда-то вместе работали и неожиданно узнали, что являемся еще и выпускницами одного и того же учебного заведения, имеем общих преподавателей. Мы давно уже не коллеги, а взаимное общение все еще продолжается, поддерживаясь не только на одних общих воспоминаниях и перемалывании мелких происшествий на рабочем месте. Таня из тех, кого я называю интеллигентными людьми. Она не конфликтна, не вздорна и умеет промолчать, не выпячивая своих интересов. Она занимает в жизни столько места, сколько нужно для размещения ее тела – не пытаясь захватить больше, чтобы не ущемить интересов других. Таких мало. При этом она одна из немногих, кто никогда не будет хвалить то, что не знает или что ей не нравится. И четко выразит свою позицию, если ее об этом спросишь.

    Казалось бы, вот оно – то, что я ищу в людях, вот человек из «моей стаи»! Но, оказывается, этого тоже мало. О себе и своей жизни, видимо, не слишком счастливой (Таня никогда не была замужем и сейчас совсем одна), она никогда не рассказывает. У нее нет ни малейшей потребности в самоанализе, исповедании и поиске причин чего-либо не только перед другими, но и перед самой собой. Таня, как напуганный некогда зверек, всячески бежит в жизни от всего, что может ее огорчить, утомить или заставить всерьез задуматься. Она любит разглядывать произведения искусства, слушать духовную музыку, смотреть гармоничные и умиротворяющие фильмы, путешествовать по миру с осмотром достопримечательностей, любит красиво обставлять свою квартиру, выращивать на клумбе цветы и рукодельничать, слушать радио и читать книги, в которых описываются судьбы неординарных людей. Казалось бы, что в этом плохого? Да ничего. Кроме ее пассивного желания только потреблять «мягкое и сладкое», всячески избегая своего активного внедрения в жизнь, используя «жесткое и горькое». От этой разности наших целей, но взаимного, ошибочного предположения их схожести, я очень быстро начинаю скучать с ней и  на какое-то время исчезаю с ее горизонта. 

  Я всегда жду от людей того, чего они принципиально не могут мне дать, как не может, например, мужчина родить ребенка. Майя, Олег и Таня не стали мне менее дороги от понимания, что они не могут быть похожими на меня, а я - на них. Внутренние миры людей удивительно разнообразны и практически не имеют общих дверей. У каждого человека своя харизма, свои задачи в этом мире и свои возможности для их исполнения. Мы не можем быть одинаковыми просто потому, что мы – люди.

   На даче, куда я поехала на выходные, меня посетило интересное состояние. Чувствуя усталость от борьбы со своими постоянными и случайными «Попутчиками», я вдруг смирилась с этим и полностью пошла на поводу событий. Беседуя с зацепившейся за меня языком дачной соседкой, всегда меня раздражавшей, я, не одобряя всего, что она говорит, ее внимательно слушала. Поддерживая вежливый диалог, я старалась не реагировать на любые ее мнения и оценки. Мир таков, каков есть, соседей не выбирают, а спорить с ними глупо. Они не обязаны мне нравиться. Они – наши соседи, и моя сверхзадача состоит в том, чтобы не испортить наши отношения, чего бы мои Попутчики ни говорили. Не вижу, не спорю, не реагирую, но живу по-своему, хотя и не афиширую последнего. Не «Попутчики» - самые большие мои враги, эту мысль всегда полезно помнить.

   Из теплых краев после зимовки прилетели на пруд Парка Победы утки. Еще накануне их не было и в помине, хотя вода уже полностью очистилась ото льда и над ней уже кружатся тучи чаек. И вот мои утки возвратились домой. Меня тоже потянуло «домой» - захотелось снова присоединиться к какой-нибудь группе Ищущих, где бы я почувствовала себя своей среди равных. Поговаривают, что наши мысли материализуется, требуется только умение ждать.

    


Рецензии