Синопсис. Что такое и как его писать?

Конкурс Копирайта -К2
Как-то так сложилось, что объемные вещи на прозеру находятся в загоне. Читателей у них гораздо меньше, чем у миниатюр, и это не есть хорошо. Возможно, Книжная Лавка К2 сумеет исправить ситуацию.

На первой нашей ярмарке  представлены два больших произведения – повесть «Одна ночь»  и роман «Ночь сомнений» (название условное). Хотелось бы продолжить тенденцию. Мы готовы размещать большие вещи.

Однако есть кое-какие рекомендации авторам.
Если вы хотите представить читателям большую вещь, то обязательно решите для себя – зачем?
Просто вывалить весь объем (чтобы, типа,  прочитали) – не очень удачное решение. Весьма вероятно, получится то же, что и всегда. Повисит текст неделю, получит пару отзывов и снова сгинет в неизвестности.
Лучше исходить из целей.

Если вы хотите протестировать вещь на «интересно ли?», размещайте фрагментами, начиная с самого начала. И отслеживайте реакцию.  У вас есть точный показатель – сколько человек и как быстро «купят» вашу вещь. Вдобавок наши читатели не скупятся на комментарии, и благодаря им вы сможете скорректировать места, мешающие увлечь\ захватить\и т.д.

Если же вам важно понять, что не так в конкретном отрывке, можно разместить только его. Но позаботьтесь и о читателях тоже.  Сориентируйте их в пространстве своего романа – откуда отрывок? Что было ДО? Возможно, следует указать (хотя бы пунктиром) куда будет двигаться сюжет ПОСЛЕ.

Так же предлагаем рассмотреть вариант размещения синопсиса. Это позволит вам получить оценку вещи в целом. Покажите читателям «выкройку», без «бантов» и «шитья» и получите обратную связь – логично ли выстроен сюжет, нет ли в нем глобальных пропусков, которые нельзя скрыть никакими, даже самыми завлекательными, описаниями.

Что такое синопсис и как его писать, читайте далее.

***


Кто имел дело с издательствами,  знает: редактор не читает рукопись. Будь это хоть трижды гениальный роман, но редактор его не прочтет, потому что - некогда. Редактор читает синопсис,  по которому и определяет – подходит или не подходит рукопись.

В идеале, синопсис представляет собой самостоятельное литературное произведение – рассказ о книге. В нем излагается краткое содержание произведения, в котором описывается сюжет и основной конфликт, а также дается представление о главных героях.
Объем книжного синопсиса составляет одну, максимум две страницы. 

ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНОПСИСА

1.  Писать синопсис надо только в настоящем времени.

Молодой дворянин Евгений Онегин едет из Петербурга в деревню к своему умирающему богатому дяде, досадуя на предстоящую скуку.

К старому козацкому полковнику Тарасу Бульбе приезжают после выпуска из Киевской академии два его сына — Остап и Андрий. Два дюжих молодца, здоровых и крепких лиц которых ещё не касалась бритва, смущены встречей с отцом, подшучивающим над их одеждой недавних семинаристов.


2. В синопсисе указывается только основной сюжет. Должны быть описаны все сюжетные узлы вашего произведения. По синопсису редактор оценивает логичность повествования.


3. В синопсисе должны присутствовать основные герои вашего произведения. Характеристики их не должны меняться, в данном случае подбор синонимов неуместен.

Так, если главную героиню зовут Мария Иванова и она учительница, то в дальнейшем она не должна называться Машенькой, Марусей, Марьей Владимировной, в девичестве Петровой, преподавательницей, работником сферы образования  и т.д.
Нельзя загружать синопсис ненужной информацией о второстепенных и эпизодических героях.


4. Финал произведения обязателен. Фразы «А вот что случится дальше, узнаете, дочитав до конца» вне закона. Редактор в угадайки не играет.


5. Обязательно указание жанра. Собственные определения, типа,  «любовный триллер с уклоном в фантастику» изобретать нельзя.


Интересна  статья Рины Грант «Как писать синопсис для англоязычного издательства» http://www.avtoram.com/index.php?razdel=71&article=187
Однако  к некоторым моментам статьи я все же отнеслась бы со здоровым скепсисом, ибо не все, за что ратует автор, применимо в наших реалиях.


В заключение поделюсь собственным опытом. На первый мой синопсис было положено усилий не меньше - а то и больше! – чем на сам роман. Ну никак я не могла сообразить – как же правильно написать этот проклятый синопсис??

А потом  на глаза попался некий образец, которым пользуюсь до сих пор.
Вот он

"Глава компании InGen, профессор Джон Хэммонд, находит способ воссоздания динозавров посредством генной инженерии. Генетическую основу он находит в москитах, которые миллионы лет назад кусали динозавров, а потом, сев на дерево, увязали в древесной смоле, образовав инклюзы. Недостающие фрагменты кода в ДНК он заменяет фрагментами кода современных земноводных — лягушек. Он создаёт огромный зоопарк, обитатели которого — вымершие миллионы лет назад динозавры.
При транспортировке одного из велоцирапторов происходит инцидент, приводящий к смерти сотрудника. Из-за этого инвесторы начинают давить на Хэммонда и заставляют его перед открытием парка провести пробный тур для компетентных лиц. В качестве таких лиц Хэммонд выбирает палеонтологов Алана Гранта и Элли Сэттлер, математика Яна Малкольма и юриста своих инвесторов — Дональда Дженаро. Все приглашённые просто шокированы, увидев настоящих живых динозавров. Однако в ходе обсуждения на стороне Хэммонда, желающего открыть парк, остаётся только юрист Дональд. Остальные относятся к такой затее с большой осторожностью и сомнением. Хэммонд начинает экскурсию для своих посетителей. После короткого мультфильма, демонстрирующего технологию воссоздания вымерших видов, учёные и юрист попадают в помещение, где выводят динозавров. Там они наблюдают, как из яйца вылупляется велоцираптор. Малкольм интересуется, как сотрудникам парка удаётся контролировать популяцию. Сотрудник парка уверяет его, что все особи на острове женского пола и, следовательно, самовольное размножение динозавров невозможно. После такого теоретического введения четверо посетителей отправляются на экскурсию по парку на двух автоматических электромобилях. К ним присоединяются внуки Хэммонда — Лекси и Тим. Однако динозавры не желают появляться ни просто так, ни за приманкой. По дороге гости парка выходят из машин, чтобы посмотреть на заболевшего от отравления трицератопса. После осмотра все, кроме Элли (она остаётся с ветеринаром присматривать за трицератопсом и позже уезжает с ним на джипе в центр), возвращаются в машины. Тем временем один из сотрудников парка, Недри, подкупленный конкурентами, отключает систему защиты, чтобы получить доступ к хранилищу эмбрионов, из которого он должен вынести эмбрионы нескольких видов динозавров. Опаздывая на корабль, который отплывает от острова парка всего через несколько минут, Нэдри не справляется с управлением и застревает на своем джипе. Пытаясь вытащить джип лебёдкой, Недри встречается с некрупным, но опасным дилофозавром и становится его жертвой".
Ну и так далее.

Узнали, наверное, пересказ к\ф «Парк Юрского периода»? Это из Википедии.
Обратите внимание, как внятно описаны все эпизоды, как четко обозначены герои. Меня лично такой пример вдохновил,  и дело пошло гораздо легче. Может быть, динозаврики  помогут и вам.

Успехов в написании синопсисов и продвижении его в редакции!


© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2012
Свидетельство о публикации №212072000903
рецензии
http://www.proza.ru/comments.html?2012/07/20/903


Рецензии