Финансовые пирамиды

Немного истории...

Впервые "пирамида" была создана в США в 1919 году неким Чарльзом Понти (Понци), незадолго до этого эмигрировавшем в Америку из Италии.

После целого ряда неудачных попыток создать свой собственный доходный бизнес, Понти создал новую фирму The Securities Exchange Company и, как полагается, зарегистрировал ее в местной Коммерческой Палате (Chamber of Commerce).

 Было объявлено, что SXC привлекает средства внешних инвесторов для их выгодного вложения под высокий процент. Вообще говоря, всякие акции, облигации, векселя и другие финансовые инструменты рыночной экономики уже имели широкое хождение и новый эмитент векселей никого не удивил. Вот только проценты SXC предлагала поистине сумасшедшие, по 45% каждые девяносто дней. 
12 миллионов баранов

 Максим Кононенко, Страна.Ru 20 июня 2008

Начальник департамента экономической безопасности МВД Юрий Шалаков заявил, что за последние 2 года в России прекращена деятельность 20 финансовых пирамид. Граждане оставили в этих пирамидах более 30 миллиардов рублей.

На дворе 2008 год. С момента краха акционерного общества МММ и компании «Властилина» прошло 14 лет. Этим летом исполняется 10 лет краху пирамиды ГКО и финансовому кризису 1998 года. По всей стране при крупных банках работают открытые паевые инвестиционные фонды. Каждая радиостанция России, каждая газета России каждый день публикует значения основных биржевых индексов. Кажется, любой человек, даже если он этого не хочет, должен знать, какая бывает финансовая доходность.

Но люди все равно продолжают нести деньги мошенникам.

Крохотным конторкам за глухими металлическими дверями, обещающим гарантированный доход в сто процентов годовых и при этом не имеющих банковской лицензии. Люди верят этим конторкам несмотря ни на что. А потом, когда конторка умирает, люди бегут к государству. "Нас обманули! – кричат эти люди. - У нас украли деньги! А государство нас не защищает!"

Когда я читаю подобные новости, я всегда думаю о демократии. 30 миллиардов рублей за два года! Если каждый из вкладчиков принес по 100 долларов, то это получается 12 миллионов человек. А это уже электоральная сила регионального уровня. И если этим самым вкладчикам разрешить выбирать губернаторов, то у нас с вами будет такой аншлаг-аншлаг, что как бы нам всем потом от смеха не помереть.

И совершенно неудивительными на этом фоне кажутся многотысячные апелляции школьников на результаты ЕГЭ. Двадцать лет назад, когда я сдавал свои выпускные экзамены, у нас за всю историю школы насчитывалось пять золотых медалистов. А теперь их по пять бывает на каждый класс в выпуске. Вы скажете мне, что это школьники стали лучше учиться? А я вам скажу, что это им так стали ставить оценки.

И когда оценку вдруг поставил бездушный и безвзяточный робот, оказалось, что эти самые отличники ни черта и не знают.

А ведь это именно из тех самых школьников, которые за 10 лет не смогли выучить, где ставится запятая, вырастают те самые вкладчики, которые за 10 лет не могут научиться обращаться с собственными деньгами.
 



 Понятно, что остальные американские акции к такой высоте доходности не могли приблизиться даже близко, что и решило исход дела. Американцы стали активно вкладывать деньги в Securities Exchange Company. Первое время они и проценты получали исправно, что значительно расширило популярность SXC, а также резко увеличило приток новых вкладчиков. Все шло хорошо до 1920 года, когда, по причине возникновения у кредиторов Понти претензий на долю в SXC, власти штата были вынуждены начать судебное разбирательство, и ознакомились с внутренней бухгалтерией компании. Тут то и вскрылся обман. SXC никаких денег никуда не инвестировала, а просто платила проценты за счет поступлений от продаж новых выпусков своих облигаций. К счастью, ХХ век тогда еще только начинался, и не существовало еще электронных проводок и международных оффшоров. Так что деньги удалось найти и вернуть. В среднем, каждый вкладчик получил около 37% от номинальной стоимости векселя.

Однако на этом история финансовых пирамид не закончилась. Спустя семьдесят лет и две революции, уже в России идея финансовой пирамиды нашла благодатную почву для возрождения. В 90-х годах ХХ века МММ (о продолжении деятельности Мавроди после "МММ" смотри "Мавроди в Интернете"), Русский Дом Селенга, АО "Русская недвижимость", "Тутти", "Иваспорт", "Властилина" и другие "компании", пользуясь абсолютно аналогичными приемами, сумели обмануть более миллиона доверчивых россиян и жителей других государств СНГ. Правда, в новых условиях итог оказался куда более печальным для вкладчиков. Подавляющее их большинство потеряли свои вклады полностью и навсегда.

 
Продолжение следует,

Казалось бы, финансовые пирамиды типа МММ или "Чары" ушли в историю, оставив миллионы обманутых вкладчиков ни с чем. Но жизнь показывает, что горький опыт оказался не столь поучительным для многих наших граждан.

Финансовые пирамиды продолжают существовать, и при этом, как свидетельствуют результаты опроса Национального агентства финансовых исследований (2011 г.), часто не различимы для россиян.

А мошенники, за исключением Мавроди и его "МММ-2011", ищут новые формы обмана, при этом не очень-то рекламируют свою деятельность. Не лезут на экраны телевизоров, на страницы газет. Они идут другим путем.

Вот один из вариантов. Где-нибудь в подземном переходе или у входа в метро милые девушки раздают листовки с приглашением на высокооплачиваемую работу. Предложение ну просто заманчивое. Человек звонит по указанному телефону, ему сообщают, что как раз сегодня или завтра проводится презентация, милости просим.

Иногда клиента заманивают на эти презентации иным способом. У того же метро столь же миловидные девушки проводят маркетинговые исследования и в ходе беседы узнают номера телефонов потенциальных клиентов. Через несколько дней у вас раздается звонок, вам сообщают, что вы выиграли крупный приз, который будет вручен на презентации фирмы.

Итак, в указанный день и час в большом зале какого-нибудь клуба или учреждения собираются сотни человек, желающих получить высокооплачиваемую работу или обещанные призы. Сотрудники фирмы сообщают, что их компания занимается сетевым маркетингом, что она одна из крупнейших в своей области.

Что такое сетевой маркетинг? Многие присутствующие не имеют об этом ни малейшего представления. Но на них обрушивается шквал информации: об огромных заработках или доходах клиентов, о коттеджах, построенных ими на эти доходы, о приобретенных яхтах, бороздящих тропические моря, и тому подобное.

Представление продолжается. Выступают клиенты, обогатившиеся с помощью фирмы, утверждают, что получить большие деньги очень легко. Правда, умалчивают, как конкретно это сделать. Посетителей уверяют, что сетевой маркетинг -- прогрессивный вид бизнеса, широко распространенный в мире, в том числе в Европе, Японии.

Презентация длится несколько часов. Потрясающие перспективы завораживают многих. "Так что же требуется от нас?" - вопрошают они. Оказывается, очень немного. Надо сдать фирме всего лишь тысячу долларов, привести с собой еще трех клиентов, которые тоже принесут искомую сумму. Вот тогда-то денежки и потекут в ваш карман.

Взамен тысячи баксов человеку вручают бумажку, которая, конечно же, не относится к разряду ценных. Она не ликвидна, то есть взамен ее нельзя получить обратно свои деньги.

Вот и все. Обычная финансовая пирамида. Кому-то повезет, и он получит некий доход. Но большинство клиентов, как это случалось со всеми, кто имел дело с пирамидами, останутся ни с чем, даже без своей кровной тысячи баксов.

В настоящее время  наблюдается четкая тенденция маскировки финансовых пирамид под три легальных направления работы.

Первое направление заключается в создании неких элитных закрытых клубов (см. Новые МММ), члены которых предполагают получать высокие доходы от определенной деятельности. Наиболее наглядным примером такого "клуба" является сеть созданная швейцарской фирмой "Астран". Ее основой являлись элитарные закрытые клубы, члены которых обязательно должны были иметь чрезвычайно респектабельный вид, платить высокие взносы (не менее USD1200) за право вступления и посещения клуба. Клубы чрезвычайно придирчиво выбирали будущих членов, исходя из их финансового состояния, внушаемости, готовности верить бездоказательным заявлениям и т.п., и сразу предупреждали новичков, о необходимости скорейшего нахождения новых желающих, иначе дивиденды не выплачивались. При этом, члены клуба официально не покупали никаких акций или облигаций, а оформляли взносы как дарение некоторой суммы одного частного лица - другому.

Благодаря тому, что клубы не стремились к мгновенному расширению числа своих членов, а также тому, что их организаторы на собраниях использовали приемы, позволяющие сделать вывод о применении технологий нейролингвистического программирования (НЛП), клубы сети "Астран" вскоре появились и в других городах не только России, но и всего СНГ. Так, не смотря на относительную малочисленность, по данным прессы, только из Брестской области Белоруси на счета "Астран" поступило около 2000000$. Во время обыска в брестском клубе был найден документ, в котором детально анализируются "ошибки" организаторов МММ и других пирамид, а также даются практические рекомендации по организации работы "в новых условиях".

Похожие принципы применяются компаниями "Амарис", "Реванш", "Международный инновационный центр", "Константа", "Атлантида", "Золотой Меркурий" (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород).

Дополнительно смотри "Залп "Авроры" и "Почему у основания "пирамиды" уголовные дела разваливаются", "Нейролингвистическая афера"

Вторым способом является разделение пирамиды на несколько специализированных подразделений, большинство из которых занимаются внешне законной деятельностью и являются официально признаваемым источником получения прибыли. Примером такой структуры может служить деятельность системы "СЭКАЙ". Вместо одной компании, была создана целая система организаций ("Сэкай-траст", "Сэкай-инвест", "Сэкай-финанс", "Скоро", "Корогуми"), которые занимались инвестициями, финансовыми операциями и даже чисто торговой деятельностью в Беларуси и за ее пределами.

Важной отличительной чертой системы является ее сильный религиозный уклон в область восточной мистики. Руководители "филиалов" и наиболее ответственные должностные лица в них назначались только из ближайших учеников гуру-учредителя, официально занимавшегося лишь духовным просвещением. Тем не менее, финансовой основой системы "СЭКАЙ" была обычная пирамида из выплат премий ранее вступившим членам за счет взносов вновь вступивших. Всего, по данным следствия, таким образом было привлечено более USD1200000. Следует обратить внимание на то, что юридически каждый вкладчик "СЭКАЙ" ничего не покупал и не получал никаких финансовых документов (акций, облигаций, векселей и т.д.). В каждом конкретном случае оформлялась индивидуальная долговая расписка на сумму в USD15-20 между каким-либо из подразделений "СЭКАЙ" и частным лицом. В результате, когда было заведено уголовное дело и начался суд (1996 год), организатор "СЭКАЙ" лично имел 3750 "заимодателей", многие из которых продолжали надеяться на возврат денег и исков не подавали.

Третья форма маскировки финансовой пирамиды сегодня имеет наибольшее распространение и минимально уязвима в юридическом отношении. Она заключается в продаже неких услуг, которые никогда не будут оказаны. Примером подобной схемы служит деятельность страховой компании  Si Save Invest Finanzirerungs - Consulting, сфера интересов которой распространяется на всю территорию бывшего СССР и некоторых восточно-европейских стран. Официально, Si Save страхованием не занимается, а только транслирует, с определенным собственными изменениями, на своих клиентов страховые услуги таких, совершенно реальных и нормально действующих страховых фирм, как: Grazer, Medlife, Fortuna, CMI и другие. Суть аферы заключатся в том, что клиенту предлагается застраховать свое здоровье или жизнь на определенный срок, по истечении которого страховая сумма подлежит выплате в полном объеме. Прибыль клиента формируется за счет весьма большой разницы между объемом страховых взносов за этот срок и объемом страховой премии, плюс начисленные проценты, если в течение действия полиса по нему ничего не будет выплачено за лечение. Сеть Si Save строит свою деятельность на том, что клиент, купивший полис на сумму более USD1000, автоматически получает право продажи полисов третьим лицам. За каждого привлеченного клиента причитается премия, которая идет в зачет собственной страховки. Когда агент окупает свою страховую премию, он начинает получать реальные деньги.

По данным СМИ система Si Save ежегодно вывозит за пределы бывшего СССР USD 500-800 млн. Необходимо отметить, что под определение "финансовая пирамида" попадает не любое предприятие, чья маркетинговая деятельность основывается на сетевом способе распространения товара или услуги, а только то, условиями которого клиент не может воспользоваться в данных конкретных условиях. Деятельность абсолютно законная в одном государстве, может быть финансовой аферой в другой, о чем свидетельствует схема Si Save. См. Страховой лохотрон (ФСБ занялось Si Save Invest), На крючке у Фортуны и Уголок О.Бендера: Просто лохотрон.

Примером подобного изменения конечного смысла одинаковой деятельности являются другие компании, которые сегодня спекулируют на развитии Интернет и телекоммуникационных технологий (например "Ипсум"). О них необходимо сказать отдельно, так как они обладают признаками современных схем первого и третьего типов. Предлагая "сетевую" схему построения клиентской сети, такие компании предлагают своим клиентам две возможности: вступление в клуб "единомышленников" с последующим правом самостоятельного привлечения новых клиентов и предоставлением личных скидок; и получение сверхбыстрого доступа в Интернет посредством неких высокотехнологичных "боксов" (web-приставок к телевизору).

На практике же, речь идет всего лишь о создании обширной клиентской базы для активной Интернет - торговли чужими товарами и услугами с собственного сервера. Принципиально, в западных условиях, подобная деятельность не носит характера "финансовой пирамиды", так как "боксом" является обычная интернет-приставка (относительно дешевый компьютер с сильно усеченными функциональными возможностями), она действительно позволяет войти в Интернет, а практика покупок товаров и услуг в Сети на Западе является довольно привычной. Таким образом, в западных условиях, клиентам действительно предлагается сэкономить на разнице в стоимость приставки и полноценного фирменного персонального компьютера, а также, по принятой там клубной системе, воспользоваться определенными скидками при покупке в виртуальном магазине данной компании.

Однако то же, но перенесенное в отечественные условия, приобретает смысл финансовой пирамиды, так как эти компании никаких собственных каналов доступа в Интернет не создает, а конечные потребители, как правило, не имеют реальной возможности приобрести товары на сервере компании. В результате, все, кто вступил в "клуб", рассчитывают исключительно на некую отдаленную перспективу (когда "все это непременно заработает") и на привлечение новых клиентов, что позволит вернуть вложенные деньги. Но 95% "партнеров" не только не получают прибыль, а напротив -- теряют и свои вложенные. Ну на то ведь и рассчитана всякая пирамида...


Рецензии