О фильме Phenomena Дарио Ардженто

Много говорилось о техническом мастерстве Ардженто, - во многих аспектах кинематографа он был новатором (фильм "Феномен" не исключение - в нём впервые в истории кино был использован сверхвысокий кран со сверхдолгим ракурсом над высоким и густым швейцарским лесом; см. начало фильма), - и о его личностном подходе с использованием глубокого психоанализа для исследования самых тёмных бездн глубоко сумасшедших людей. Впрочем, это не относится к дебютной роли Дженнифер Коннелли, которой на тот момент было 15 лет, что рановато для глубокого маниака, каковым Дженнифер, конечно, не является ни в какой степени.

Имея русские, норвежские и ирландские корни (итальянская фамилия Коннелли принадлежит отчиму) и обладая довольно приятной внешностью, эта девочка или девушка, невольно для себя, исполнила весьма сложную роль. Естественно, как песня принадлежит композитору (а не исполнителю), так фильм принадлежит режиссёру (а не актёрам), и исполнение ролей - в общем-то, вопрос релевантный относительно работы режиссёра, если, конечно, это не Лючио Фульчи, слабо представлявший себе, что именно хочет сделать (и вообще зачем).

Фильм глубоко прекрасен с первых кадров, чарует даже само слово Phenomena, предоставляя нам редкую возможность сгладить диссонанс между презентацией и содержанием. Взору искушённого гурмана открываются живописные швейцарские пейзажи и поразительно высокое расположение камеры, которая всё плывёт и плывёт над мрачным и почти таёжным лесом... Безымянная девушка (эту роль исполнила одна из дочерей Ардженто) идёт через этот лес и набредает на потаённый дом, в который приходить ей не следовало... Много шума и много боли, но время отмотать ещё есть. Мы делаем себе одолжение, мельком увидев дешёвый спецэффект на уровне всё ещё 80-х, так сказать, "до Хэллрэйзера", чрезвычайно разделившего жанр кинематографического хоррора на "до" и "после" (1987-й год). Впрочем, первый компьютерный спецэффект был применён, кажется, в 1984-м году в третьей части "Пятницы 13-го", но бессмысленно и неуместно, вызвав саркастические и иные ехидные реплики.

Сама Дженнифер появляется чуть позже. По сценарию она обладает редким даром контакта с насекомыми, для чего потребовалось соорудить удивительный в своём роде автомобиль и провести некое надругательство над безобидною пчелой.

Фильм типично "арджентовский" - странно абнормальный, италиано-джиаллистый и довольно неприятно психоаналитический. Вероятно нужно быть итальянцем, чтобы делать такие работы; во всяком случае, хоррор английского образца (Клайв Баркер, Пол Андерсон) совершенно иной.


Рецензии