БАМ

В начале проекта «10 символов России» БАМ был внесён только в Амурской области по Дальневосточному округу. По многочисленным просьбам бамовцев объект включили по Иркутской области, Бурятии, Забайкальскому краю – столько регионов он захватывает.  Включили, конечно, поздно, в конце голосования. За эти несколько дней БАМ поднялся по таблице с сороковых мест на двадцать шестое.
Так что же это такое – БАМ?

Статистика БАМа

По данным статистики общая длина трассы от Тайшета до города Советская Гавань, расположенного на берегу Тихого океана  - 4265 км. Новый путь от Лены до Комсомольска-на Амуре, сданный в постоянную эксплуатацию в 1989 году государственной комиссии, составляет 3144 км. Это железнодорожная магистраль I категории с проектной мощностью перевозки 35 миллионов тонн грузов в год. От Тайшета до Тынды земляное полотно отсыпано под два пути, дальше, до Комсомольска-на-Амуре, дорога в однопутном исполнении. Мощные верхние строения пути с рельсами Р 65, высокой энергонасыщенностью, позволяющей в перспективе полную электрификацию, с прогрессивными средствами эксплуатации: автоблокировка, телесигнализация, электрическая централизация стрелок и сигналов и другое. Трасса пересекает 11 полноводных рек, 7 горных хребтов.  Больше тысячи километров пути проложено в районах вечной мерзлоты, марей, болот, высокой сейсмичности. Основано 60 городов и посёлков. Построено около 200 станций и разъездов, сооружено 3136 искусственных сооружений, в том числе 142 моста с пролётами 100 метров и длиннее, перемещено 230 миллионов кубометров грунта. Пробито 8 тоннелей длиной больше  33, 5 километра. Также построена дорога БАМ-Тында-Беркакит длиной 404 километра – начало будущей Амуро-Якутской магистрали. На малом БАМе (АЯМе) отсыпано земляное полотно объёмом 35 миллионов кубометров, построено 450 искусственных сооружений, в том числе Нагорный тоннель длиной 1352 метра в октябре 1979 года, 9 больших мостов. Уложено 500 километров главных станционных путей, открыто 11 станций, 13 разъездов.
Несмотря на явную недооценку геологии Северомуйского хребта или «прокол», как называли бы в коридорах власти, проектировщиков и изыскателей по Северомуйскому тоннелю строительство БАМа является одним из самых смелых и в тоже время стратегически продуманным и экономически проработанным комплексным объектом, не имевшим аналогов в то время. Только экономически сильная держава могла себе позволить взяться за такой масштабный строительный проект.
42 шефских строительных организаций  республик, краёв и областей СССР, Москвы и Ленинграда построили 53 города и посёлка городского типа для железнодорожников вдоль магистрали.
Москва построила Тынду, Ленинград – Северобайкальск, Украина – Ургал, Белоруссия – Золотинку (АЯМ), Белоруссия и Латвия – Таксимо, Грузия –  Икабью и Ния, Армения – Таюру, Эстония – Кичеру, Литва – Уоян, Азербайджан – Улькан и Ангою, Узбекистан – Куанду, Казахстан – Новую Чару, Молдавия – Олонку и Меунчик, Таджикистан – Солони, Тукменистан – Ларбу, Дагестанская, Северо-Осетинская  и Чечено-Ингушска Асср  - Кунерму, Башкирская АССР – Зейск, Алтайский край – Эворон, Красноярский край – Февральск, Хабаровский край – Сулук, Краснодарский и Ставропольский – Лену Восточную, Московская область – Дипкун, разъезды Тутаул, Дымкоуль, Волгоградская область – Джамку, Горьковская (Нижегородская) – Могот (АЯМ), Новосибирская – Постышево, Пензенская – Амгунь, Ростовская – Киренгу, Тамбовская – Хурмули, Челябинская – Усть-Нюкжу, Саратовская – Герби, Свердловская – Хорогочи и Кувыкту, Кемеровская – Беркакит (АЯМ), Куйбышевская 9Самарская) – Этеркан, Тульская – Маревую, Ульновская – Ижак. 
Для железнодорожников построены 1,2 миллиона квадратных метров благоустроенного жилья и вся социальная инфраструктура – школы, детские сады, больницы, поликлиники, клубы и общественные центры, торговые комплексы, холодильники, базы хранения. Это был один из крупнейших инвестиционных проектов СССР в последней четверти XX века. Сметная стоимость магистрали составила 12 миллиардов рублей в ценах на начало 1991 года.
Ныне в эпоху глобализации, когда нет противостояния с соседними государствами, активное развитие российско-китайской, российско-японской торговли ведётся с опорой на обе широтные магистрали: Транссиб и БАМ. Международное значение БАМа будет только возрастать, резко сокращаются расстояния от Восточной Азии в Западную Европу. Расстояние от Иокогамы (Япония) до Роттердама (Голландия) через Панамский канал составляет 23 тысячи километров, вокруг Африки – 27 тысяч, а через БАМ – 13, 5 тысячи километров.

(Информация из книги Баира Балбарова «Магистраль нашей молодости (записки о комсомольцах 70-80 годов XX века).
Улан-Удэ 2008

Сейчас принято решение о строительстве второго пути по БАМу.

Голосуйте за БАМ!
http://10russia.ru/sights/5/125

На фотографии: журналисты из Великобритании в музее "Истории БАМа" Северобайкальска. Командировка журналистов на БАМ связана со сбором информации для издания путеводителя по БАМу для Европы (заказ поступил от нескольких стран).
05.03.2013 г.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.