Наталья Советная Горе миру от соблазнов

P.S.
Желаю всем добра!
Храни Господь!


   Блоки передач с заслуженным врачом РФ,д.м.н., профессором, доктором богословских наук, доктором медицинских наук, священником, членом союза писателей России Григорием Григорьевым на ТВ "Союз" каждую пятницу в 15-15 или на сайте - http://tv-soyuz.ru/Tochka-opory 

Телефоны МИРВЧ:8-812-599-04-18 с 10-00 до 18-00 (С-Петербург( информация по Псковской области)
+375 29 513-05-58 (Беларусь)
 Группы: "Ветер радости"  https://vk.com/club160708986
"МИРВЧ" - Городок https://vk.com/mirvch

 Наталья Советная - медицинский психолог высшей категории, кандидат психологических наук, защитила диссертацию в 2008 году во Всероссийском центре экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России на тему: «Кризисно-реабилитационная психологическая помощь при игровой зависимости на основе стрессовой психотерапии»,  по специальностям: 05.26.02 - безопасность в чрезвычайных ситуациях и    19.00.04 -  медицинская психология , диплом ДКН № 069659 от 26.06 2008г.
 
 ЛИТЕРАТУРА по методу "целебного зарока"(основная):

ЖУРНАЛ - "ВЕСТНИК ПСИХОТЕРАПИИ" (научно-практический)издаётся Международным институтом "МИРВЧ" с 1994 года (Зарегистрирован в Комитете по печати РФ)

КНИГИ о методе духовно ориентированной психотерапии (целебный зарок), в которые вошли результаты научных исследований за почти 30 лет работы "МИРВЧ" (защищено 4 докторские и более десятка кандидатских диссертаций):

Г.И.Григорьев, С.Г. Григорьев, В.Ф.Зверев,Л.П. Кузнецов, С.В.Мизерас, Р.В. Мизерене, В.А. Мильчакова, Е.А. Мильчакова, Н.В. Советная,Т.Н.Цветкова, В.А. Цыганков. Становление и организация духовно ориентированной психотерапии патологических зависимостей: Учебное пособие/под ред.проф. Г.И.Григорьева.-СПб, 2006 (выпуск-1),2007 (вып.-2)

Духовно ориентированная психотерапия патологических зависимостей/под ред. проф. Г.И. Григорьева. - СПб.:ИИЦ ВМА, 2008. - 504с.

Терлецкий О.В., Григорьев Г.И. Духовно ориентированная психотерапия.- СПб, 2013.- 392 с.

Г.И.Григорьев. Грех как аддиктивное поведение:богословские основания и медико-психологический опыт исследования. Монография. - СПб., 2014. - 472с.               



Наталья Советная

                «ГОРЕ МИРУ ОТ СОБЛАЗНОВ»*

                (*- Евангелие от Матфея, гл.18, стих 17)

«Никогда не был я пьяницею. Надеюсь, что не пьяница и вы. Но ведь этого мало. В осторожном употреблении вина нет никакой красоты духовной. В полном воздержании есть такая красота, ибо оно ободряет других, даёт нам силу побеждать в себе даже крайнюю неумеренность, застарелую привычку к спиртным напиткам. Это я испытал на опыте…»

С.А. Рачинский,  выдающийся ученый, педагог и подвижник благочестия.

               

Перечитывая широко известную поэму  Константина Вереницина  «Тарас на Парнасе», я обратила внимание на особенную характеристику литературного героя:

Что ж! Человек он был почтенный,
Горелки даже в рот не брал.
Недаром пан за нрав степенный
Его пред всеми уважал.
Он и у пани был в почете,
И староста не обижал…

Литературоведы предполагают, что произведение, которое долгое время распространялось в рукописях, а впервые было опубликовано в  газете «Минский листок» (№ 37 за 16.5.1889), написано в пятидесятых годах позапрошлого столетия. Время его создания совпадает с периодом зарождения в России активного народного антиалкогольного движения.

Следовательно, не случайно положительный герой поэмы предстаёт перед читателем трезвенником. Можно предположить, что и автор поэмы, мещанин из города Городка Витебской губернии Константин Васильевич Вереницин (бывший крепостной Васильев, получивший хорошее образование и дослужившийся до чина статского советника) тяготел к трезвой жизни и был одним из её глашатаев. Хотя это лишь моё предположение, основанное на анализе произведения и на сопоставлении  некоторых исторических фактов.

Снова обратимся к поэме. Автор,  чудесным образом переселив Тараса на Парнас, ярко живописует быт и нравы богов, в том числе, сатирически описывая их в состоянии опьянения:
Он словно в кабаке сидит:

Кто трубку курит, кто смеется,
Кто песню про себя бурчит...

…Тянуть горелку боги стали,
Из бочки в чарки так и льют;
Подвыпив, песни заорали, -
Все, словно в кабаке, поют.
Такие Бахус пел припевки,
Что невозможно повторить;
И даже застыдились девки, -
Такое стал он разводить.
Зевес так сильно нахлестался,
Что носом землю чуть не рыл,
Глаза прищурил, и качался,
И словно что-то говорил…
… И каждый бог так расплясался,
Что невозможно удержать,
А кто горелки нахлебался,
Того под лавку клали спать…

В то же время полесовщик Тарас, который, напомню, «горелки даже в рот не брал», радуется и веселится естественно, словно ребёнок:

Как заиграл дударь плясуху,
Тут наш Тарас не утерпел
И с лавки он, что было духу,
Скакать по хате полетел.
Такое он порой отхлопнет,
На удивленье всем богам:
То он присвистнет, то притопнет,
Пойдет вприсядку тут и там…

Несомненно,  в поэме выражены различные настроения общества того времени, но в том числе – отношение к употреблению алкоголя.
 
В 1858-1862-ых годах по России прокатились волны крестьянских возмущений против торговли спиртными напитками. В десятках губерний народные собрания постановляли закрыть торговлю в кабаках и иных питейных заведениях. В одних селах запреты распространялись только на праздничные и воскресные дни, в других – на год, в-третьих – навсегда. Народ сам собою перестал пить спиртное. В стране стали появляться общества и братства трезвости, а в церквях огромные массы людей давали зароки и обеты воздержания от спиртного. Люди больные, страждущие от пагубной зависимости, давали зароки не делать злого дела (пьянства). Люди, желавшие стать живым примером для слабых духом, для пьющих родственников, давали обеты (сделать доброе дело - стать трезвым, чтобы спасти других, как когда-то это сделал апостол Павел, наложивший на себя «сухой закон»: «Лучше…не пить вина» (Рим.14.21).

Признаюсь, мне радостно сознавать, что Константин Вереницин, «отец» трезвенника Тараса,  родом из дорогих мне мест. И, наверное, не случайно белорусский районный город Городок Витебской области гордится ещё одним знаменитым трезвенником. Автор метода духовно ориентированной психотерапии патологических зависимостей, заслуженный врач Российской Федерации, профессор, доктор медицинских наук, сопредседатель Александро-Невского общества трезвости (Санкт-Петербург), диакон Григорий Игоревич Григорьев вырос  именно в этом городе.

                УВИДЕТЬ «ВЖИВУЮ»…

Бывает то, о чём даже мечтать не смеешь, вдруг сыплется, словно манна небесная! И начинаешь подмечать цепочку событий, которые вели тебя к  свершившемуся, как к маленькому чуду.

Осенью прошлого года, благодаря диакону Григорию, я получила предложение принять участие в региональной конференции по церковному социальному служению Русской Православной Церкви «Новая Эра Милосердия», которая открывалась в г. Санкт-Петербурге. Собрав дорожную сумку,  я отправилась в северную столицу России. И не пожалела!

Мероприятие началось с Божественной Литургии в величественном Казанском соборе. Служили Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир и Епископ Орехово-Зуевский Пантелиимон, руководитель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению церкви, признанный «Человеком года» за 2010 год.
 
На секции «Утверждение трезвости – социальное служение церкви» я познакомилась с радикальными трезвенниками. Каково же было моё удивление и восхищение, когда узнала, что у этих молодых людей родители, деды и прадеды были непьющими! Я «вживую» увидела потомков того трезвеннического движения, которое широко распространилось в России во второй половине 19 века.
 
Тогда, в 1859 году, Русская Православная Церковь благословила священнослужителей «…живым примером собственной жизни и частым проповедованием в церкви Божией о пользе воздержания содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях решимости воздерживаться от употребления вина…»

В 1889 году Святейший Синод обратился к духовенству с определением, подготовленным обер-прокурором Синода Константином Петровичем Победоносцевым (21.05.1827-10.03.1907), содействовать правительству в борьбе с пьянством, учреждать общества трезвости, приходские попечительства, братства и другие подобные учреждения, словом и проповедью утверждать в народе трезвый образ жизни.

В 1909 году Синод уже требовал  «…силою архипастырского влияния и власти» вменить в обязанность  духовенству «воздействовать на прихожан живой, убеждённой проповедью и беседами о вреде пьянства, о необходимости искоренения его, особенно во время праздников церковных и семейных, а так же при решении дел общественных и частных».

К 1914 году количество членов обществ трезвости достигло почти полмиллиона человек. Дело, во главе которого встала Православная Церковь, приобрело высший, духовно-нравственный смысл, сплотило воедино лучшие патриотические силы.

С 19 июля 1914 года указом императора Николая Второго торговля алкогольными изделиями была прекращена на время войны. Но уже через полгода известный русский врач И.Н.Введенский, анализируя результаты последствий указа, писал: «То, что недавно казалось утопией даже фанатикам трезвости, стало действительностью, притом повседневной, почти привычной. Новый порядок вещей, так непохожий на прежний, вошёл в жизнь и неузнаваемо изменил её облик, отозвавшись так или иначе во всех сферах народной жизни, в таких отдалённых её уголках и проявлениях, где о влиянии алкоголизма, казалось, не могло быть и речи. Перед лицом совершившихся и ещё продолжающихся превращений не кажутся преувеличением сказанные не раз слова, что 19 июля 1914 года Россия одержала победу над врагом гораздо более страшным, чем враг внешний».

Приведу несколько примеров тех позитивных изменений, о которых писал Введенский в своём труде «Опыт принудительной трезвости» (издание Московского Столичного Попечительства о Народной Трезвости, 1915г.)

-Резко сократилось число людей, обращающихся за помощью в амбулатории и больницы, в т.ч. в психиатрические, где алкоголики обычно составляли 4/5 всех поступлений.

 -Количество самоубийств уменьшилось на 55% .  «В Саратовском университете благодаря трезвости, возник даже своеобразный кризис – «трупный голод». В прежнее время трупы самоубийц поступали в институты судебной медицины, некоторые затем в анатомический театр. Теперь не стало самоубийств, и университет оказался в затруднительном положении. О таких же затруднениях сообщают и из Петроградского Женского Медицинского Института».

  -Более чем на 70% , снизилась преступность (исчезло хулиганство, оскорбление личности, мелкое воровство, драки и т.д.). Прекратилось строительство новых тюрем, так как опустели и старые, а в Петрограде одну из пустущих тюрем обратили в лазарет для раненых.

-Почти полностью исчезло профессиональное нищенство, люди, занимавшиеся попрошайничеством, в большинстве своём ушли в деревню.

-Число пожаров сократилось наполовину, несчастных случаев на производстве – на 80%.

-Выдача пособий больничными кассами, вследствие уменьшения заболеваемости, сократилось на 60-70%.

-Оживилась торговля! О росте благосостояния трудового населения можно судить по тому, что в сберегательные кассы было внесено вдвое больше денег, чем за аналогичный период прошлого, не трезвого года.

-Наряду с улучшением материального благосостояния, стало заметно «повышение умственных интересов населения… Читальни переполнены даже в праздники, когда при прежних условиях они пустовали». Число посетителей оперных и драматических спектаклей увеличилось более чем на 30%.

-Русская деревня стала неузнаваема!

Позитивные изменения  убедили последнего русского Царя, ныне прославленного в лике Святых, навсегда запретить в России казённую продажу спиртного. «Сухой закон» получил поддержку у 84% населения страны.

К сожалению, при советской власти закон действовал только до 1925 года. О результатах его отмены нам известно не понаслышке и не из исторических книг – в настоящее время достаточно внимательно посмотреть вокруг  да заглянуть в сводки происшествий и статистику рождений и смертей.

  По данным на 2004 г. в Норвегии 1 торговая точка, где продают алкоголь и пиво, приходится на 30 тысяч жителей, в Швеции — на 23 тысячи, в Англии и России — на 400 человек, а в Беларуси — на 186 жителей.

Проведенный белорусскими учеными анализ  связи продаж алкоголя и смертности за 1970-2006 годы, показал , что увеличение уровня продажи алкоголя на 1 литр на душу населения, сопровождается ростом уровня общей смертности на 2,6%, в том числе мужчин - на 3,6%, женщин - на 2,4%; уровня убийств на 4,8% и самоубийств на 2,6%, уровней смертности: от сердечно-сосудистых заболеваний - на 3,1%, от внешних причин - на 5,5%, в результате травм и несчастных случаев - на 6,2%, от острых алкогольных отравлений - на 11,1%, от цирроза печени на 6,1%, от панкреатита - на 6,2%, от алкоголизма и алкогольных психозов на 18%.

По статистике в Беларуси очень высокая смертность среди трудоспособного населения, в настоящее время она более чем на треть выше, чем в конце 80-х годов.
В 2010 году в этом возрасте умерло более 32 000 человек, то есть каждый четвертый из всех умерших.

Наибольшее негативное влияние на здоровье и жизнь населения оказывает продажа и потребление водки. Так, увеличение уровня продажи водки на 1 литр сопровождается ростом уровня общей смертности на 4,6%, мужской - на 4,7% и женской - на 4,2%, уровней самоубийств на 4,7% и убийств на 6,8%, уровней смертности: от сердечно-сосудистых заболеваний - на 5%,. от внешних причин на 5,5%, от травм и несчастных случаев на 10,7%, от случайных отравлений алкоголем - на 14,6%.

По данным Белстата, в январе—мае 2011 года реализация водки увеличилась на 10,3% по сравнению с таким же прошлогодним периодом. Продано 4 млн. 664,8 тыс. дал водки, ее доля в общем объеме потребления алкоголя составила 44,3% (в январе—мае 2010 года — 45,4%). Доля реализации алкогольной продукции в общем объеме розничного товарооборота Беларуси в январе—мае 2011 года составила 10,4%. На потребительском рынке реализовано алкогольных напитков и пива на 2 трлн. 590 млрд. рублей.

По мнению ВОЗ, в случае потребления свыше 8 л.на душу населения в год происходит постепенная деградация нации в демографическом, социальном, экономическом, культурном отношении, значительно ухудшается состояние генофонда и здоровья. Так потребление каждого литра алкоголя сверх данного предела отнимает в среднем 11 месяцев жизни у мужчин и 4 месяца у женщин.( Минский областной материал к единому дню информирования на тему: «Усиление борьбы с пьянством и алкоголизмом»).


«ГОСПОДЬ ПОШЛЁТ ТЕБЕ МИЛОСТИ!»

Однако трезвость не исчезла!
В 1992 году протоиереем Василием Лесняком (1) и врачом Григорием Григорьевым возрождено Всероссийское общество трезвости и милосердия святого Благоверного Князя Александра Невского, созданное в 1897 году священником Александром Рождественским (2), духовными наставниками которого были святой преподобный Иоанн Кронштадский и священномученик протоиерей Философ Орнатский. Более 130 тысяч страждущих (в том числе более 30 тысяч в Беларуси) исцелились в этом обществе со дня его возрождения, и многие тысячи пришли в храм, потому что, как поучал Митрополит Санкт-Петербургский Антоний: «…Если вы не пьёте вина, то это лишь начало вашего подвига, а не конец его. Когда отстанете от вина, молитесь, чтобы помог вам Господь достигнуть трезвения духовного, при котором одно было бы дорого вам, это – закон Божий: – слово Божие это воистину жемчужина драгоценная».

В 2011-ом году ещё одно общество трезвости при Соборе Иконы Феодоровской Божьей Матери (покровительнице Дома Романовых) празднует 115-ую годовщину со дня своего основания. Именно это Петербургское общество насчитывает ныне в своих рядах тридцать трезвеннических династий.

В 50 километрах от города Полоцка, в селе Клястицы, в начале прошлого века проживала крестьянская  семья инвалида русско-японской войны Николая Прокофьевича  Кожарова. Его пятеро детей, жена и сам хозяин трудились на земле и жили не плохо, можно даже сказать, зажиточно. Хозяин  был молчалив, суров и любил между делом, присев на крылечке,  подымить самокруткой. В праздник и рюмкой не брезговал. Как все.

Его сына Гавриила в  гражданскую войну большевики забрали в Красную армию. Оказался он в Кронштадте, откуда до Петрограда –  рукой подать, потому и отправился Гавриил в первую же увольнительную в столицу. Проходя мимо храма, захотел купить свечек церковных да помолиться. Зашёл. И узнал там об удивительном человеке –Иоанне Чурикове. А когда услышал его беседу-проповедь, то вся душа у него словно переродилась…

Вернулся Гавриил в свою белорусскую деревню убеждённым трезвенником. Всем про братство рассказывал  и мечтал поехать в Вырицу, что под Петроградом, где Чуриков устроил сельскохозяйственную коммуну «Трезвый путь».
 
Сначала Гавриил уехал сам вместе с сестрой Евдокией, а в 1928 году, незадолго до ареста Иоанна Чурикова, перевёз в Вырицу всю свою родительскую семью. По дороге, в поезде, отец, вдруг застыдившись перед сыном своей дурной привычки, решительно выбросил в окно кисет с махоркой. А по приезде произошло нечто необычное.

Братец Иоанн, едва завидев Николая, бросился навстречу к нему со словами:

-Прости меня, дорогой Николай,  я плохо поступил, обидел тебя, взяв твоих детей к себе в коммуну! Знаю, что ты был недоволен их отъездом ко мне.

Николай неожиданно опустился на колени:

-Это ты, братец, прости меня! Это я был плохим отцом, если дети уехали от меня…
Евдокия подвела к Иоанну своего младшего брата, с малолетства страдавшего желудочной болезнью, а оттого в свои 13 лет выглядевшего семилетним ребёнком:

 -Помолитесь за Василька, пожалуйста! Попросите у Господа для него исцеления!

Братец осенил Василия широким крестным знамением со словами: «Господь пошлёт тебе милости!»

Уже на следующий день мальчик почувствовал изменения в своём состоянии. В здравии и трезвости он прожил до 90 лет, пройдя невредимым («Не вылиты ещё пули для моих трезвенников!» - говорил Иоанн) Финскую и Великую Отечественную войны.

Дочь Василия Вера познакомилась в обществе со своим будущим мужем Петром Яковлевичем Плотниковым. И отец его, и дед спиртного не употребляли.

…Варфоломей Плотников,  молодой мастер-печник, сам не заметил, как пристрастился к вину. А дальше – больше! В карты играть стал да и проигрался до нитки. Что делать? Где выход найти? Отчаяние и безнадёжность охватили Варфоломея, помутился у него разум, и решил он жизнь свою покончить самоубийством…

Но не зря говорится в святом Евангелии, что для Господа дорог каждый, самый заблудший грешник. «Ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее» (Лк. гл.18, ст.11).
Случилось  идти по тому мосту, с которого Варфоломей хотел броситься в реку, женщине, что и  привёла  его в Храм и общество Иоанна Чурикова. Там Варфоломей себе жену нашёл, народили они двоих сыновей: Якова и Алексея. Воспитывали в трезвости. Но после отмены в молодом государстве Бога, а чуть позднее и «сухого» закона,  при активной деятельности  созданного  вместо них Союза воинствующих безбожников стали арестовывать трезвенников за веру Христову, да за проповеди трезвости. Осудили  Варфоломея сначала на высылку в Вишеру, а в 1949 году на тюремное заключение сроком… аж 25 лет!  Когда услышал Варфоломей Алексеевич приговор, поседел враз на глазах у всех присутствующих, но только и произнёс, что готов и этот срок отсидеть, лишь бы его сын Алексей, который отступил от трезвости под влиянием общественного давления, снова стал непьющим.

Господь Варфоломея миловал – в 1950-ых годах он был амнистирован, но, к сожалению, прожил после этого не долго. А сын его Алексей к трезвости возвратился навсегда…

Внук Варфоломея Пётр Яковлевич Плотников  вспоминает, как батюшка в церкви, познакомившись с ним,  удивлённо воскликнул: «Впервые в жизни вижу трезвого пожарника!»

- А легко ли Вам было жить трезвым в нашем пьяном обществе?- спрашиваю у представителя трезвеннической династии.

Он смеётся:

-Мне? Я  трезвость и веру с молоком матери впитал.  Подчинённым своим выпивать тоже не позволял…Помню, как начальник, недовольный моим отказом принять участие в совместном «мероприятии», попытался напророчить: «Не будешь пить с руководством, до майора даже не дослужишься!» Слава Богу, на пенсию я уходил в звании полковника…
Девятилетний внук Веры и Петра Плотниковых, побывав недавно на современном детском празднике с шумной музыкой, «детским» шампанским и прочими бездуховными компонентами таких мероприятий, решительно заявил: «Больше я туда не пойду! Не интересно там, скучно, и душе – плохо!»


 НИКТО НЕ ОТРЁКСЯ...


Слушая об удивительных родовых судьбах династийных трезвенников, я вдруг задумалась о том, что, возможно, одна из причин  негативного отношения в нашем обществе к трезвости, как нравственной ценности, кроется не только в потере современным человеком моральных и духовных ориентиров, но и в  тех исторических массовых гонениях трезвенников и верующих, которые пережили, к примеру, мои собеседники.

Дело в том, что на  Руси трезвость всегда была неразрывно связана с духовностью, следовательно, с религиозностью, она базировалась на глубоком понимании греха и вере в помощь Господню, силу молитвы, покаяния и Таинств исповеди и причастия святых Христовых Тайн. Но религия в советской стране была фактически запрещена, а трезвость и трезвенники попадали в оппозиционное положении по отношению к безбожному и пропагандирующему умеренное употребление алкоголя обществу. За что их усиленно дискредитировали, объявляли, например, сектантами, арестовывали, сажали в тюрьмы.

После ареста Иоанна Чурикова в 1929 году, семья  деда Веры Васильевны Плотниковой вернулась на родину в Беларусь, где продолжала исполнять обет трезвости, данный Богу.  В 1961 году (в это время началась новая волна гонений на веру, сопровождавшаяся закрытием  и разрушением храмов и обещанием  Никиты Сергеевича  Хрущёва показать по телевизору последнего попа, а Витебская область готовилась стать в Советском Союзе образцовой по атеизму) к ним, в Клястицы,  неожиданно приехал корреспондент Витебской областной газеты.

 Мама Веры Мария Михайловна, не предчувствуя никакой беды, искренне поведала этому человеку всё: о своём отце Николае, о коммуне, об Иоанне Чурикове, о вере и трезвости, о том, как она чудом исцелилась по молитвам товарищей-трезвенников от гнойного плеврита, когда врачи уже оставили её умирать…

Статья, написанная тем журналистом, взорвала жизнь семьи. Читателям сообщалось, что в то время, когда весь советский народ живёт идеалами коммунизма, некоторые тёмные,  малообразованные сектанты травят сознание своих детей религией, которая, известно, есть опиум для народа... Автор указал  точный адрес местожительства Плотниковых.

От маленькой шестилетней Веры отвернулись соседские дети, люди показывали на Плотниковых пальцами и шарахались от них, будто от заразы. По указанному адресу стали приходить письма с угрозами: предлагалось детей отобрать и определить в детский дом, а родителей посадить в тюрьму…

Мне же кажется, что тогда Плотниковыми был совершён подвиг, подвиг человеческой души: никто из них не отрёкся ни от Бога, ни от обета трезвости,  данному Ему. 


ЧЕМ БОЛЬШЕ, ТЕМ МЕНЬШЕ


В наше время славянские народы бывшего СССР деградируют и гибнут от пьянства, курения, наркотиков, игромании. «Какой смысл бороться с кризисом и поднимать экономику, если не будет самого народа?», – прямо заявил Святейший Патриарх Кирилл, выступая в 2009 году на Всемирном русском народном соборе в храме Христа Спасителя.

В этом же году специалисты службы Gallup обнародовали результаты исследования по проблеме суицидов, согласно которым в Беларуси и России этот показатель равен соответственно: 36,8 и 36, 15 самоубийств на 100 тысяч населения. На Украине – 25,15, Латвия – 25,7. В США – 11,05. А меньше всего самоубийств  происходит в Кувейте – 1,95.

По данным  Белорусского Республиканского научно-практического центра психического здоровья, в 2010 году показатель суицидов на 100 000 жителей уменьшился до 26,1 (1670 мужчин и 242 женщины покончили с собой).  Однако по критериям  Всемирной организации здравоохранения  к странам с высоким уровнем суицидов относятся те, где этот показатель выше 20 случаев на 100 000. жителей.

Исследования также  выявили следующую закономерность: чем больше религиозность в обществе, тем меньше в нем суицидов.

Можно безошибочно добавить: чем больше религиозность общества, тем меньше в нём алкоголизма и других патологических зависимостей.

В одном из интернет-блогов я прочла страшные слова. Их автор, обсуждая тяжёлую обстановку, сложившуюся в результате пандемии алкоголизма (в Беларуси  за последние 15 лет употребление алкоголя увеличилось в два раза, на учёте с диагнозом «хронический алкоголизм» состоит 180 тыс. человек (1,9% от численности всего населения), в России- более 3 млн. человек (2,1%), на Украине – свыше 900тыс.человек (2,0%),  предложил следующий выход:

«Есть 2 пути выжить:

1. Принять ислам. Чтобы за воровство, вандализм, мародерство - отрубали руки, за алкоголь и наркотики - казнили, а девушек научили рожать детей, а не шляться с пивом по подворотням. Наша христианская церковь, увы, доказала свою беспомощность.

2. Пойти по пути Скандинавии. – Демократия. Высокий уровень нравственного, культурного развития. Очень труднодоступный алкоголь и табак - бешеные цены, запрет на продажу.
….Первый способ более реален» - так считает автор.

Думаю, читатель согласится со мной, что и начало, и окончание данных предложений обладают мощным шокирующим действием на всякого христианина.

К счастью, нынешнее время отличается от советских времён положительным отношением общества и государства к церкви и вере. В медицине официально получили научное признание духовно ориентированные методы лечения патологических зависимостей. Доказано, что применение таких методик оказывается самым эффективным. 

С возрождением религиозности в обществе вновь крепнет идея трезвости. На конференции «Новая Эра Милосердия», как когда-то сто лет назад,  зазвучал призыв к священнослужителям:  стать примером и возглавить народное трезвенническое движение.

Настоятель храма Новомучеников и Исповедников Российских (СПб) о. Александр Сорокин (3), по благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира (Котлярова), несколько лет назад принял под своё попечение сразу несколько различных обществ трезвости, чтобы в совместной работе добиться единственно правильного результата: исцеления  тела и души – трезвости и спасения в Боге.

На мой вопрос, как пришла идея собрать под крышей Храма трезвенников различных обществ, отец Александр ответил:

- В 2000 году к моему отцу, священнику Владимиру Сорокину (4), обратился руководитель общества «чуриковцев»  с просьбой взять трезвенников под своё духовное окормление. Батюшка направил их в мой храм, в котором было достаточно места для такой работы. Меня же он благословил стать духовным пастырем этим людям.
 
В 2002 году в нашу церковь  пришло Александро-Невское братство трезвости и милосердия. А в прошлом году о. Александр Гаврилов предложил совместно работать со страждущими ещё одного общества.

Отразилось ли присутствие трезвенников в храме на приходской жизни?

- Незаметно с нашего трапезного стола стали исчезать (редкие и до того) рюмки с вином. Сейчас, если на приходе организуется совместная трапеза в честь праздника, то она сопровождается чаепитием. Если уж наш Храм стал приютом для трезвеннических обществ, то приходская жизнь должна вестись соответственно такому  трезвенному статусу.

-В наши дни сложилась парадоксальная ситуация: человек, ведущий естественно трезвый образ жизни, иногда вызывает насмешки окружающих, его считают почти ненормальным. И это происходит в то время, когда мы, фактически, переживаем  алкогольную катастрофу.

-Я не совсем с Вами согласен. Мне кажется, что трезвость входит в… моду! Мне приходится общаться с руководителями разных эшелонов власти и, к своему удивлению и радости, я отмечаю, что многие из них – трезвенники. Хочу поделиться и таким любопытным наблюдением: строгие требования к водителям автомобилей в отношении употребления спиртного влекут за собой  вынужденную трезвость представителей огромной армии автолюбителей даже в праздничные дни.

-Значит, Вы положительно относитесь к запретительным и ограничительным мерам в отношении алкоголя?

- Я против запретительных мер, которые, на мой взгляд, могут когда-нибудь закончиться взрывом, и очень поддерживаю различного рода ограничения. В Финляндии, например, торговля спиртным ведётся только в строго предназначенных для этого магазинах и очень короткое время.

-Вы восстанавливаете к 400-летию Дома Романовых (2013год) такой знаменательный храм, как собор Феодоровской иконы Божьей Матери.

 В 1914 году Император Николай Второй писал: «Постоянно обдумывая и проверяя полученные мною впечатления, я пришел к твердому убеждению, что нельзя ставить благосостояние казны в зависимость от разорения духовных и хозяйственных сил множества моих верноподданных. Трезвость народа - надежная основа его мощи и благосостояния». Отец Александр, у  Вас не бывает мистического чувства, что сам святой Царь и его Семья помогают Вам?

-Над этим храмом очень надругались…  Удивительно, но к его восстановлению прилагают силы такие разные структуры и люди, объединяясь, сливаясь воедино – в народ, что в этом можно увидеть какую-то мистику. Возглавляет Попечительский совет собора председатель Государственной Думы, Федерального Собрания РФ – Борис Вячеславович Грызлов. Он – тоже трезвенник!   

Теперь будет уместно вспомнить, что именно при Государе Николае Александровиче Романове  Россия достигла своего наибольшего расцвета, в том числе  в деле трезвости.

В 1913 году 95%  женщин и 95% молодёжи не знали даже вкуса спиртного,  43% мужчин были трезвенниками, ещё 30% употребляли алкоголь редко, и лишь оставшиеся  27 % мужчин пили часто и многие из них считались пьяницами.

 Если бы сейчас у нас было такое же положение, мы стали бы самым процветающим народом в мире…

На конференции в Петербурге я  получила ещё одно приглашение –
на научно-практический семинар по разработке теории трезвенного просвещения. Ехать предстояло через месяц в город Екатеринбург.


МАННА  НЕБЕСНАЯ

Екатеринбург! Столица Урала, место последних дней жизни Царской Семьи.
 Я раньше даже и не мечтала побывать в этом городе,  приклонить колени перед Поклонным Крестом  на Ганиной Яме, где убийцы пытались навсегда уничтожить тела Императора Николая II, его супруги Александры Фёдоровны, их пятерых  детей: Великих Княжён Марии, Ольги, Татьяны, Анастасии и Цесаревича Алексея, - и до последней минуты преданных им доктора Евгения Боткина, повара Ивана Харитонова, лакея Алоизия Труппа, горничной Анны Демидовой.
Мне же посчастливилось ночевать в Ново-Тихвинском женском монастыре, откуда монахини приносили больному Цесаревичу продукты, а княжнам нитки для шитья и то,  немногое, чем могли они ещё помочь арестованным. Повезло причаститься Тела и Крови Господних в Екатерининском храме Алапаевска, где молились и причащались святые Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна Романова и инокиня Варвара Яковлева вместе с другими мучениками.
У шахты глубиной более пятидесяти метров,  куда арестанты были сброшены на мученическую смерть, вдруг подумалось о том, что вместе с возрождением в народе веры и почитания Царственных святых далёкий уральский город Екатеринбург стал превращаться в духовный центр России.

 При произношении названия этого города я почему-то  «спотыкаюсь»,
 так и хочется сказать: «Иерусалим». А ведь действительно, это русский Иерусалим, где был убит и воскрес в народной памяти заступник  Руси – Царь Николай II.

Последний Государь успел сделать свою страну практически непьющей. В 1915 году, выражая мнение большинства членов Думы по этому вопросу, ее председатель М.В. Родзянко сказал: «Прими, великий Государь, земной поклон народа своего! Народ твой верит, что отныне былому горю положен прочный конец!»

Именно в Екатеринбурге началось возрождение  былой  русской трезвости. Научно-практический семинар по трезвенному просвещению начал разработку документа, которого ещё не существовало в истории РПЦ - “Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости”.

 Под руководством сотрудника Синодального отдела по благотворительности и социальному служению Церкви Валерия Константиновича Доронкина работа над документом была продолжена в Москве на Рождественских чтениях, в Санкт-Петербурге в Александро-Невском общестстве трезвости и в настоящее время  он передан на утверждение в Московскую Патриархию РПЦ.


ИЗ-ПОД НАРКОЗА


Как невозможно духовно-нравственное исцеление человека, пока он находится под наркозом, так невозможно и возрождение народа, который находится под наркотическим действием алкоголя. Нам нужна, необходима трезвость!

Около 20 лет назад, когда заговорили о Николае Втором и его канонизации, когда начались раскопки на Ганиной Яме, в Екатеринбурге родилось Всероссийское Иоанно-Предтеченское православное братство «Трезвение», которое ныне возглавляет священник Игорь Бачинин, член Церковно-общественного совета по противодействию алкогольной угрозе при Святейшем Синоде, кандидат педагогических наук.

После окончания Уральского политехнического института Бачинин работал на заводе Уралмаш, где  совершенно реально действовало общество трезвости. Однажды на завод из северо-западной столицы приехал  с лекциями о вреде курения и алкоголизма Соколов Юрий Александрович(5). Игорь загорелся желанием отказаться от сигарет, которые  сковали его волю.

Так начался путь к трезвению. Затем был Свято-Тихоновский гуманитарный университет, защита кандидатской диссертации, работа в миссионерском отделе Екатеринбургской епархии, рукоположение во диакона,  во священника. Одновременно Игорь Бачинин создаёт Иоанно-Предтеченское братство «Трезвение».

 Почему  выбрал  такое название? Оно свидетельствует о  конечной цели, к которой стремятся члены общества: трезвость телесная, как начало пути, трезвость духовная, ведущая  к спасению души, как идеал результата.

В настоящее время только в Екатеринбургской епархии братство имеет ещё 34  общества, кроме того, десятки обществ действуют в различных городах Российской Федерации, Украины и Беларуси.. Есть свой сайт: http://www.prosvetcentr.ru,  выпускается  яркий  журнал «Трезвое слово», газета «Трезвение», идут  передачи на православном телеканале «Союз».
Сначала трезвенники  собирались в храме для общей молитвы и общения один раз в месяц, потом два раза, а теперь, когда приходят сразу более ста человек, молитвы читаются уже два раза в неделю.

Заместитель председателя братства, кандидат химических наук Иван Петрович Клименко, автор книги «Горькая правда о пиве», на мою просьбу рассказать немного о себе, ответил просто и одновременно значительно: «Что во мне такого интересного? Трезвенников много...»

Я специально выделила последнюю фразу. Трезвенников много?

Можно согласиться или не соглашаться с этими словами, но видится в них какая-то знаменательность, радующая всякого человека, болеющего за настоящее и будущее своего народа.

«КОРЕНЬ БЛАГИХ…»

В Беларуси, в Витебске, под духовным окормлением священника Николая Коляды,  деятельность  по оказанию помощи страждущим от патологических зависимостей проводят совместно два общества: братство «Трезвение» и Александро-Невское общество трезвости и милосердия, сопредседателем которого является  профессор  Григорий Григорьев, автор метода духовно ориентированной психотерапии «Целебный зарок».

Более 30 лет доктор Григорьев не употребляет алкоголя. «Я до сих пор сожалею о том, что пил. Если бы можно было начать жизнь заново, я бы повторил всё, кроме одного – никогда бы не стал даже пробовать спиртное!» - сказал он в интервью журналу «Вода живая» ((Санкт-Петербургский церковный вестник  № 87-2007).

Теперь, беседуя со страждущими, профессор искренне говорит, что если бы у него спросили, какой  самый умный поступок он совершил в жизни, то ответил бы: «Бросил пить!»

Григорий Игоревич, врач, учёный и духовное лицо, посвятил свою жизнь решению серьёзнейшей задачи – в стране, где семьдесят лет народ отлучали от Бога, построить мост между медициной и церковью. Работа обществ трезвости  на белорусской земле служит и этой цели.
Как  в дореволюционные годы, в настоящее время под руководством Русской Православной Церкви в России, Беларуси, Украине начинается объединение лучших патриотических сил для спасения народа от алкогольной деградации и генетического вырождения.

Владыка Димитрий (Дроздов), архиепископ Витебский и Оршанский, благословивший совместную деятельность двух обществ,  рассказал мне, что однажды в магазине Смоленска увидел объявление приблизительно следующего содержания: «При покупке у нас одной бутылки водки вы получаете в подарок ещё две бутылки пива!»

-Стало очень грустно…, - добавил архиепископ.  – Человек, придумавший это, наверняка имеет детей. Всё начинается с семьи, с детства. Предрасположенность к алкоголизму передаётся по наследству, за грех пьянства следует наказание, которое проклятием ложиться на весь род… Понятно, что данное объявление – это лишь маркетинговый ход. Но его никогда бы не сделал человек, имеющий «корень благих» – страх Божий и любовь к ближнему. 

-Владыка, мы знаем, что на 2-ом съезде практических деятелей по борьбе с пьянством в 1912 году была вынесена резолюция: . "Приходские общества трезвости при современном состоянии приходской жизни суть необходимые учреждения в каждом приходе и являются нравственно-обязательным пастырским делом каждого священника".
Скажите, поддержали ли бы Вы такую резолюцию сейчас?

- Надо учитывать время, в которое мы живём. Если, к примеру, в Смоленской епархии в годы советской власти было сохранено множество храмов, то в Витебской области почти все были разрушены. Поэтому несметное количество сил, энергии, материальных затрат уходит у священства на восстановление и строительство церквей. Не каждый может заниматься ещё и созданием трезвенных обществ. Если у вас, представим, двое детей, и один из них просит вас с ним поиграть, а другой плачет, потому что хочет кушать, к кому из них побежите? К тому, кто плачет.
Но если у священника есть желание, время и силы, то со стороны архиереев никогда не будет препятствий в благословении этого благородного и благодатного дела!


Одним из таких священников, который нашёл в себе силы организовать первое в Витебске церковное общество трезвости, стал о. Николай Коляда.
К нему и обратилась с вопросом: как пришло это решение?

-Ещё в 1990 году я познакомился с игуменом Валерием Ларичевым из Подмосковья. По образованию он врач, кандидат медицинских наук. Пять лет назад о. Валерий установил в своём приходе трезвый образ жизни. Делясь со мной опытом, привёл убедительные духовные доводы в пользу полной трезвости.
 
Человеку в жизни необходимо т р е з в о м ы с л и е, и очень важно то, что он не имеет права  быть с о б л а з н о м  для других, более слабых, чем сам. В Евангелии от Матфея говорится: «…кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской» (Мф.18,6) «Горе тому, через кого соблазн приходит» (Мф,18,7).

Согласившись с о. Валерием, что священство, всегда уважаемое в народе, может стать искренним  примером трезвой жизни, и,  испросив благословение, я приступил к созданию братства  в честь иконы Божьей Матери «Неупиваемая чаша», которое с сентября прошлого года получило статус епархиального.
 
-Батюшка Николай, значит, несколько лет назад вы изменили  свою личную жизнь – полностью отказались от употребления алкоголя? Как к этому отнеслись люди из вашего окружения?
- Вокруг меня  люди самого различного социального положения: от бродяги, который просит милостыню у ворот храма, до высокого начальства.
Отношение к священникам-трезвенникам, как и в целом – к трезвости, у всех разное.

 Однажды на Рождественских чтениях в Москве игумен Тихон Шевкунов(6) признался, что относился к  трезвости как к некому хобби увлечённых людей, а к трезвенным обществам, как к клубам по интересам. Пока сам не столкнулся с пьянством лицом к лицу.

Несколько лет назад монастырь, возглавляемый им, взял большое хозяйство в Рязанской области. Монахи рассчитывали на помощь местных крестьян.  Но беспробудное пьянство  деревенских жителей  повергло их в шок!
 С той поры  отношение архимандрита Тихона к теме трезвости и представителям трезвеннических движений резко изменилось…

Так и в моём окружении. А  на косые взгляды  я реагирую спокойно.

-Батюшка, что Вы отвечаете, когда пьющий человек объясняет Вам своё употребление спиртного необходимостью расслабиться, снять напряжение?

-Знаете, какой человек в Евангелии называются  расслабленным? Парализованный! Тот, кто расслабляется при помощи спиртного, подобен парализованному больному. Все его органы чувств, его мозг неадекватно реагируют на окружающее и обстоятельства.

Святитель Иоанн Златоуст предлагает прекрасную альтернативу
алкоголю: «Вот прекрасное опьянение: насыщай душу свою Духом, чтобы не насыщать её пьянством; наперёд займи этим свою душу и свои помыслы, чтобы не нашла места в них та бесстыдная страсть…» (Т.6, с.484)

-Заслуженный артист России, дрессировщик хищников, радикальный трезвенник Аскольд Запашной в одном из интервью рассказал, что его друг сидит в тюрьме, потому что, управляя машиной, сбил пьяную девушку, перебегавшую дорогу на красный свет…

-Сейчас ужесточились требования к трезвости водителей на дороге. Никому не хочется стать жертвой пьяного шофёра. Как и водителю не хочется пострадать от нетрезвого пешехода. Каждый желает, чтобы движение на дороге закончилось благополучно.
Но мы забываем, что совершаем ещё одно, самое важное движение по дороге своей жизни – приближаемся к Царствию Небесному. Как не промахнуться, не заблудиться, не сбиться с этого пути? Надо быть трезвым: телесно и духовно.


ПОСТУПОК  ВЕДЁТ К ПРИВЫЧКЕ…


На втором съезде практических деятелей по борьбе с алкоголизмом на религиозно-нравственной основе архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) сказал: "В соответствующей обстановке, которую дает Церковь, и под ее благодатным воздействием дающий обещание воздерживаться от пьянства (обет трезвости) укрепляется мало-помалу и, наконец, совершенно отстает от этого порока. Поступок ведет к привычке, привычка создает характер, а характер создает человека в полном христианском смысле этого слова".

В подмосковном селе Ромашково, которое широко известно, благодаря общине трезвости при Никольском храме (настоятель – священник Алексей Бабурин), частыми гостями бывают артисты Московского театра Русской драмы во главе с режиссером и руководителем Михаилом Щепенко.
Коллектив театра стал членом ромашковской общины трезвости!

Интересно, что вместе с актёрами на сцену Московского театра выходят и другие трезвенники, чтобы сыграть в спектакле «По самому краю», сюжет которого выстроен на реальных событиях и ситуациях, происходивших с людьми до их прихода в общину. Через духовно-нравственные образы, создаваемые актёрами-трезвенниками, оказывается благотворное, спасительное влияние на многочисленных зрителей. Святой Серафим Саровский учил:  «Стяжите дух мирен и тысячи вокруг вас спасутся».


Ещё в начале  XX века государство совместно с Православной Церковью, ставшей примером трезвости, понимая, что главная причина пьянства находится в духовно-нравственной жизни народа, объединив усилия в её решении, достигло впечатляющих результатов: потребление алкоголя было снижено с 4,7 до 0,2 литров на душу населения в год.

Вспомним период в нашей истории, когда употребление спиртного в стране резко снизилось – это был опыт горбачёвских реформ в попытке отрезвить страну. Кандидат исторических наук, доцент кафедры социальных систем и антикризисного управления Российской Академии государственной службы при президенте РФ Дарья Андреевна Халтурина доказывает, что самая высокая продолжительность жизни была в советском государстве именно в это время – ни до, ни после такого не было!

Ещё один пример эффективности государственных мер можно привести из российского опыта 2006 года. Поправки в Федеральный закон о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (171 ФЗ) внесли коррективы в развитие алкогольной ситуации.
Результатом стало закрытие мелких производителей спирта и алкогольной продукции, а в ряде регионов и мелких торговых точек, впервые с 1998 года, в России сократилось производство спирта, и впервые же значительно снизилась смертность.

По данным Росстата, с января по август 2006 года умерло на 76,7 тысячи человек меньше, чем за аналогичный период 2005 года. Смертность снизилась преимущественно за счет причин смерти, связанных с потреблением алкоголя. Особенно сильно сократилась смертность от алкогольных отравлений – на 4,3 тысячи, что составляет 17%.

По расчетам А.В. Немцова, подтверждаемым и данными МВД, с алкоголем связано большинство убийств в России. В связи с этим примечательно, что наиболее сильно в 2006 году снизилась смертность от убийств – на 18,9% (4,6 тысячи). Заметно снизилась смертность от самоубийств (6,2% или 2,1 тысячи) и транспортных травм (5,2% или 1,4 тысячи)
Снизилась смертность и от болезней системы кровообращения (3,8% или 37 тысяч), что также связано со снижением алкогольной смертности, поскольку, по данным региональных бюро судебно-медицинской экспертизы, среди этой категорий умерших значительное количество умирает с повышенной концентрацией алкоголя в крови. На 10,7% снизилась смертность от болезней органов дыхания, а здесь группой риска являются маргинализированные слои, включая алкоголиков и «бомжей».( Д. Халтурина, А. Коротаев «Алкогольная политика: мировой опыт и российские реалии»)

Первый шаг к духовно-нравственному трезвению – трезвость физическая. В связи с этим, 46 стран мира признали алкоголь наркотиком № 1 и приняли «сухой» закон. 85 стран ввели серьезные ограничения по его продаже и распространению. В настоящее время ; населения мира практически не употребляют алкоголя. Мы же, славяне, находимся далеко за чертой выживаемости.
 
Что делать?

Руководитель отдела системных исследований Московского НИИ психиатрии, доктор медицинских наук Александр Викентьевич Немцов, выступая в 2009 году на Рождественских чтениях, заявил:

« Я пессимистически отношусь к алкогольному вопросу. Занимаясь этой проблемой с 1985 года, не раз пытался донести страшную алкогольную ситуацию до правительства – глухо. Идет огромное сопротивление со стороны людей, которые наживаются на алкоголе. У них сложились благодаря этому мощные капиталы, и вся наша трезвенническая борьба –
 «нож в спину» для них. Они пытаются перенаправить эту борьбу на пустяки – настойки боярышника, политуру и.т.п. Но это политика малых дел».

Немцов сообщил так же, что синтетический алкоголь сейчас почти сравнялся по качеству с натуральным. Он защищен такой мощной вооруженной охраной, что бороться с ним может только государство. А в самой Госдуме России, по его словам, создана такая антиалкогольная блокада, что туда с идеей трезвости лучше и не соваться...

А в это время…


ДЛЯ БОГА НЕТ НЕВОЗМОЖНОГО!


В декабре прошлого года газета “Аргументы и факты” объявила всероссийское голосование за трезвость.

 Твёрдую позицию по этой проблеме изложил на страницах издания известный художник Илья Глазунов:

«Почему сегодня в России пьют? Это сложный социальный вопрос. Тогда хочу спросить: а почему до переворотов 1917 года мы были одной из самых непьющих стран Европы? По официальной статистике, Россия занимала 70-е место по употреблению алкоголя на душу населения. Тогда никому в голову не приходило спрашивать, какой процент женщин злоупотребляет спиртным… До 1917 года Российская империя проявляла необыкновенную силу духа и экономическую мощь. А потом начался тотальный геноцид. Последствия переживаем сейчас... Лично я никогда не пил и не пью.Всегда имел жизненную цель и боролся за право быть собой и заниматься искусством».

Художника  поддержал режиссёр Виталий Манский, назвавший алкоголизм болезнью, которая страшнее рака: «…Человек должен относиться к себе с уважением. Алкоголикам бесполезно говорить: «Будешь пить водку - козлёночком станешь». Потому что он пьёт водку и не козлёночком становится. Он становится козлом! Алкоголь, наркотики вымывают мозги. Наверняка многие из нас однажды в жизни испытывали чувство «перепития». Вспомните состояние абсолютного опустошения, отвращения к самому себе, к собственному телу, запаху… А теперь помножьте эту гадость на 365 дней. Человек, больной раком, борется за жизнь. А когда ты перепил, ты хочешь умереть - потому что не хочешь ТАК жить».
 
В Беларуси 23 февраля 2010 г. вступил в силу закон РБ, по которому распивать спиртные напитки и, в том числе пиво, в общественных местах запрещено. В Гомеле его уже перестали продавать на остановках общественного транспорта и в радиусе 25 метров от них. В Витебске запрещена продажа алкоголя в ночное время суток. Во многих городах и районах республики вводятся «зоны трезвости» и проводятся «дни трезвости». Решается вопрос о запрете рекламы пива по телевидению до 22 часов вечера и об установлении права гражданина на приобретение алкоголя только с 21 года.

В мае 2011 года, в Минске, на базе Дома межцерковного общения «Кинония», по благословению Митрополита Филарета состоялся знаменательный белорусско-российский семинар «Деятельность церкви по утверждению трезвости: реабилитация и профилактика алкогольной зависимости». Опытом организации церковных обществ трезвости, использованию методик духовно ориентированной психотерапии  поделились со слушателями – священнослужителями всех епархий Белорусской Православной Церкви – гости из Москвы (В.Доронкин, священник Илия Шугаев, Санкт-Петербурга (диакон Григорий Григорьев), Екатеринбурга (священник Игорь Бачинин), а также  хозяин семинара – руководитель Координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму БПЦ, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша»  священник Дионисий Пясецкий.

Завершилась двухдневная работа молебном и…обетом полной трезвости, который торжественно, на святом Евангелии и Кресте дали почти 50% слушателей! Как же не вспомнить здесь слова известного педагога и подвижника благочестия С.А. Рачинского: «Пока я держался умеренности, все мои речи оставались гласом вопиющего в пустыне. Все со мной соглашались, и никто не исправлялся. С тех пор, как я дал и исполняю обет трезвости, за мною пошли тысячи».

***

Сравнивая два варианта поэмы «Тарас на Парнасе» (авторский на белорусском языке и переводы на русском), я заметила  различия в тексте. У Вереницина: «гарелкі ў губы ён не браў”. А в переводе  М. Лозинского: «Горелки даже в рот не брал», и у И. Бурсова: «Горелки в рот не брал совсем». Только на первый взгляд, оба выражения говорят об одном и том же - трезвости. Но какой?

Вспомним народную присказку : «По усам (по губам) текло, а в рот не попало». Здесь имеется ввиду такая трезвость, когда человек прикасался к спиртному,  однако пить не стал. Но если даже на губы не попадало,  то речь идёт о радикальной трезвости!


ПРИМЕЧАНИЯ:
1 - Василий Григорьевич Лесняк (1928-1995) - кандидат богословия, настоятель Вознесенского Храма и Спасо-Парголовской церкви Санкт-Петербурга, с 1990 года духовный пастырь  Алексанро-Невского общества трезвости и милосердия, председателем которого являлся Высокопреосвященный Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский.  Когда в 1961 году уполномоченный по делам религии спросил у батюшки: «За что Вас так любит народ? Вы ведь не так уж красиво служите», - он ответил: «За то, что я их люблю, их везде ругают, а я… с любовью принимаю…» (Дар сострадания - «КАРО», СПб - 2002)

2- Александр Васильевич Рождественский (1872-1905) – священник, «народный печальник. Апостол трезвости. Светильник, горящий во мраке безнадёжной ночи. Пастырь добрый, к которому благоговейно притекали с той же великой надеждой, что и к небесному его покровителю, князю Александру Невскому…. Вина Саша никогда не пил. Товарищи ни за что не могли склонить его выпить хоть одну рюмку водки.
-Кровью пахнет, - говорил он, отстраняя предлагаемую рюмку.
-Как кровью?! – непритворно изумлялись те.
-Так… много из-за водки пролито крови…много драк, убийств… Ну, и пахнет…Не могу пить!.. (И один в поле воин. – СПб, 2005)

3-Александр Владимирович Сорокин – кандидат богословия, протоиерей, настоятель храма Новомученников и Исповедников Российских и собора Феодоровской иконы Божьей Матери, председатель издательского отдела Санкт-Петербургской епархии Московской Патриархии РПЦ, ответственный редактор журнала, Санкт-Петербургского церковного вестника, «Вода живая».

4- Владимир Устинович Сорокин – кандидат богословия, протоиерей, председатель Комиссии Санкт-Петербургской епархии по канонизации, профессор СПб Духовной Академии, благочинный Центрального округа Санкт-Петербургской епархии, настоятель Князь-Владимирского собора.

5- Соколов Юрий Александрович – активный деятель трезвеннического движения, автор книг "Трезвость. Противокурение", "Выбери жизнь", "Как отказаться от курения", президент Международного содружества "Оптималист", президент Общественной международной академии социальных технологий им. Г.А.Шичко (физиолог, кандидат биологических наук, автор метода самостоятельного избавления от зависимостей)
экземпляров. 

6-Архимандрит Тихон (в миру Георгий Александрович Шевкунов) — священнослужитель Русской православной церкви, с 16 июля 1996 года наместник Московского Сретенского монастыря. Ректор Московской Сретенской Духовной семинарии .С марта 2001 года председатель сельскохозяйственного производственного кооператива «Воскресение» в Михайловском районе Рязанской области. Академик РАЕН. Автор фильма «Псково-Печерская обитель», получившего в ноябре 2007 года на XII Международном фестивале православного кино и телепрограмм «Радонеж» (Ярославль) Гран-при. Автор показанного 30 января 2008 года на канале «Россия» фильма «Гибель империи. Византийский урок», вызвавшего множественные споры в разных слоях общества. С 31 марта 2009 года — сопредседатель Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы. Автор идеи социального антиалкогольного проекта «Общее дело». С марта 2010 года — ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству.


P.S. «Наш современник» (г.Москва) №12 за 2011г., очерк «Горе миру от  соблазнов…»

               ЛИТЕРАТУРА по методу(основная):

ЖУРНАЛ - "ВЕСТНИК ПСИХОТЕРАПИИ" (научно-практический)издаётся Международным институтом "МИРВЧ" с 1994 года (Зарегистрирован в Комитете по печати РФ)

КНИГИ о методе духовно ориентированной психотерапии (целебный зарок), в которые вошли результаты научных исследований за почти 30 лет работы "МИРВЧ" (защищено 4 докторские и более десятка кандидатских диссертаций):

Г.И.Григорьев, С.Г. Григорьев, В.Ф.Зверев,Л.П. Кузнецов, С.В.Мизерас, Р.В. Мизерене, В.А. Мильчакова, Е.А. Мильчакова, Н.В. Советная,Т.Н.Цветкова, В.А. Цыганков. Становление и организация духовно ориентированной психотерапии патологических зависимостей: Учебное пособие/под ред.проф. Г.И.Григорьева.-СПб, 2006 (выпуск-1),2007 (вып.-2)

Духовно ориентированная психотерапия патологических зависимостей/под ред. проф. Г.И. Григорьева. - СПб.:ИИЦ ВМА, 2008. - 504с.

Терлецкий О.В., Григорьев Г.И. Духовно ориентированная психотерапия.- СПб, 2013.- 392 с.

Г.И.Григорьев. Грех как аддиктивное поведение:богословские основания и медико-психологический опыт исследования. Монография. - СПб., 2014. - 472с.

(ГРИГОРИЙ ГРИГОРЬЕВ Прямой эфир т/к "Союз" с писателем, священником, настоятелем храма в Юкках (СПб), профессором, доктором медицинских наук, заслуженным врачом РФ Григорием Григорьевым:
Прямой эфир Канал Союз

> Subject: запись эфира на тк Союз
> Date: Fri, 12 Jul 2013 22:39:10 +0400
>
>  По этой ссылке доступна запись нашей беседы в студии телеканала Союз.
>
> >
> web: http://tv-soyuz.ru
YouTube - Видео из этого сообщения )

   И ещё передача вторая: http://www.youtube.com/watch?v=Z4_EkEsYUhQ
Контакты:http://mirvch.com/kontakty.html


Рецензии