8. В. Агошков. Верхнее Поочье. Беседа об Орловщине

8. В.Агошков. Верхнее Поочье.

*
БЕСЕДА ПИСАТЕЛЯ С АРХЕОЛОГОМ ОБ ОРЛОВЩИНЕ.

Т.Н. Никольская рассказала В.Чивилихину о своей работе на западе Орловской области, в Шаблыкинском районе:

«Городище расположено на берегу реки Навли, по соседству с деревней Слободкой…

 Высказала я предположение, что это (город) Болдыж, но со мной соглашаются не все…
В 1146 году великий князь киевский Изяслав Мстиславович во время междоусобной войны начал преследовать отца князя Игоря Святославовича, который «побеже из Новгорода (Северского) к Корачеву», в глубь вятичской земли.
 
И вот Изяслав, согласно Ипатьевской летописи, «поеха на Севско и на Болдыжь, просте бе бо ему поуть Корачевоу».

У меня есть самодельная карта вятичских городов, составленная по летописям, и в том районе на пути из Новгород-Северского на Карачев значатся три летописных города – Севск, Кром и Болдыж.

Севск до сего времени значится на карте Брянской области, Кром не упоминается на пути основного маршрута Изяслава и стоял в стороне – это современные Кромы на Орловщине. А вот Болдыж не возобновился, исчез с лика земли.
 
– Мы сразу же обнаружили, что город погиб окончательно – поверху пожарища нет никакого культурного слоя. Население издавно находило там разное оружие, дети однажды подняли со дна реки Навли кольчугу…

(Город погиб) не позже середины XIII века – это мы датировали точно…
Детинец я весь раскопала – около пяти тысяч квадратных метров… Скорее всего, этот неизвестный пока город погиб во время второго набега орды вместе с Черниговом, Новгород-Северским и Глуховом – он находился в легкодоступной для конницы лесостепной зоне по пути Судубая и Бурундая на запад.
 
Раскопала я остатки башен и стен, причём хорошо сохранилось до семи венцов обгоревших брёвен десятиметровой длины. Выявились крепостные сооружения, хозяйственные постройки. Очень важная находка была – большой клад серебряных изделий, свидетельствующих о высоком мастерстве вятичских ювелиров. Полукруглые колты с чернью, два браслета, серебряная шейная гривна, а также иконка с надписью, бронзовая лампада, писало, книжные застёжки… 

А под слоем пожарища – сплошные скелеты защитников города! Двое погибли рядом с оружием в руках и в шпорах…».

Затем В.Чивилихин и Т.Никольская вспомнили её учителя археолога А.В.Арциховского, который не сомневался в том, что «вятичи – потомки венедов»!

Писатель приводит такой текст из работы А.В.Арциховского:

«Самое имя «вятичи», как блестяще доказано А.А.Шахматовым, происходит от древнего названия славян «Венто». Римляне сделали из этого названия, как известно, венедов, и Тацит так называет славян.
 
Отсюда же происходит племенное имя вендетов. Из «венто» приставкой обычной для славянских племён суффикса получается «вентичи». Носовой звук «ен» обозначается, как известно, в славянской транскрипции через «юс малый» и переходит с сохранением этой транскрипции в «я». Так «вентичи» превратились в «вятичей».

А.А.Шахматов не сомневается, что «Vantit» у Гардизи, «Vaji» у Ибн-Руста, «Wintit» у царя Иосифа, «Vabnit» у персидского анонима – всё это соотстветствует вятичам».

И вновь В.Чивилихин недоумённо переспрашивает: «Очень хорошо, но где же всё-таки А.А.Шахматов связывает венедов и вятичей одной цепочкой?»

*
В.ЧИВИЛИХИН О ВЯТИЧАХ.
В своей фундаментальной книге «Земля вятичей, вышедшей в 1981 году, Т.Н. Никольская подвела итоги раскопок земли наших предков, и теперь мы довольно полно представляем образ жизни, экономику, торговые, культурные, в том числе, и международные, связи вятичей, многое можем сказать об их верованиях, ремёслах, обычаях, художественном вкусе, жилищах, замках феодалов, крепостях, отметил автор. Обнаружено 1183 кургана и 1161 селище и городище вятичей и почти все они…располагаются вдоль рек.

Как бисер, нижутся поселения и захоронения наших предков по берегам Оки, Москвы-реки, Верхнего Дона, Десны, Болвы, Угры, Клязьмы, Вори, Нары, Лопасни, Прони, Протвы, Неручи, Осетра, Серены, Жиздры, Вытебети, Истры, Рузы, Упы, Навли, Зуши и других рек и речек…

Нет, вятичи в эпоху средневековья не были отсталым племенем, что «жили в лесу, молились колесу». Да, они дольше других восточнославянских племенных союзов сохраняли вечевой способ общественного управления и пережитки язычества, но неподкупная археология засвидетельствовала высокий уровень их культурного и хозяйственного развития, оборотистость и мобильность.

Писатель спешит поделиться с читателем «вполне сенсанционным археологическим открытием, говорящим о международных связях вятичей в VIII-X веках, и особенно с Востоком. Когда учёные нанесли на карту расположение кладов серебряных арабских монет-дирхем, то вдруг выяснилось, что вятичская земля в тот период превосходила по масштабам торговых операций с Востоком все другие районы средневековой Руси, а также все другие славянские земли.

«Клады в земле вятичей составляют почти половину всех кладов на славянских землях (!) (Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв., Москва, 1982, с.280).
 
Итак, В.Чивилихин, на наш взгляд, всё же несколько снижает высокий эмоциональный уровень Т.Н. Никольской в защиту вятичей, говоря о том, что данное племя «дольше других восточнославянских племенных союзов сохраняло вечевой способ общественного управления и пережитки язычества».
 
Однако мы помним о том, что новгородское вече, например, было уничтожено лишь при Иване Грозном. И многие авторы осуждают при этом московского царя, не позволившего, якобы, развиться так нужной всем демократии. Почему же, в таком случае, не повозмущаться пресечением «передового» вятичского вечевого способа общественного управления?!

Правда, мы что-то не слышали о том, чтобы вятичи собирали вече, ведь учёные больше пишут о вятичских «царьках и князьках»! Не можем мы согласиться и с мнением о «пережитках язычества», ибо ни один автор не сказал о том, а что же такого вредного несли эти самые «пережитки»?!

Киев крестили в конце Хв, но и в последующие времена русские князья убивали друг друга, словно бы для того, чтобы кого-то из них потом объявить святым?!.

Безусловно, вятичи были торговыми людьми, имели зерно и деньги, но не следует забывать и о том, что наличие кладов говорит о неспокойной жизни людей, постоянно подвергавшихся опасности. Верхняя Ока станет местом «гражданской войны» князей.

 Именно сюда устремятся вначале татаро-монголы, чтобы поживиться за чужой счёт.
В целом В.Чивилихин осуществил благое дело, написав двухтомник «Память». Мы признательны писателю и за его познавательные беседы с Т.Н.Никольской, и за неравнодушное отношение к нашей истории, поиски истины…

(С) В.И. Агошков.


Рецензии