54. Оценка историка

НА СНИМКЕ: Валерий Николаевич Ганичев (р. 1933 г.), комсомольский работник, впоследствии директор издательства "Молодая Гвардия", главный редактор газеты "Комсомольская Правда" и т.п., председатель союза писателей России, доктор исторических наук, заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора.


Рассматривая письмо С.П. Павлова, профессор НГУ И.С. Кузнецов оценил этот документ, как один из материалов подобного рода, которые окончательно определили позицию правящих кругов в отношении общественной жизни Академгородка.

«Оценивая приведенный документ можно предположить, что материалы такого рода окончательно определили позицию правящих кругов в отношении общественной жизни Академгородка.

Как видим, дело сводится к выявлению негативных тенденций и соответственно предлагаются меры по их преодолению.

Совершенно игнорируется другая тенденция в идеологической жизни Академгородка – стремление к продолжению реформ, к обновлению общества, к «социализму с человеческим лицом».

Хотя бригада В. Н. Ганичева, вроде бы, познакомилась с материалами декабрьской комсомольской конференции и др., однако даже не упоминается тот кардинальный факт, что там были сформулированы (лояльными комсомольцами и коммунистами) предложения по демократизации общества.

Таким образом, тенденция коммунистического реформизма игнорировалась, лояльные реформисты смешивались с общим кругом «недовольных».

Можно сказать, что правящие круги, или их наиболее консервативная часть, в целом «объявляли войну» Академгородку. Возможно, это связано с позицией не только С. П. Павлова, но и В. Н. Ганичева, который в последующие годы зарекомендовал себя как один из идеологов «русской партии».

Позволительно предположить, что такого рода деятели смотрели на Академгородок как на «гнездо сионизма». В  связи с этим можно напомнить, что в 1968–1978 гг. В. Г. Ганичев руководил издательством «Молодая гвардия», а затем по 1980 г. был главным редактором «Комсомольской правды» и пытался оказывать воздействие на идеологический курс в духе «русской идеи».

Он вспоминает: «Мы были  уверены, что преобразования надо провести в рамках системы». При этом главным противником признавались не официальные круги, а прозападные «диссиденты» (См.: Ганичев В. Гагарин называл меня «идеологом» // Наш современник. 2003. № 11. С. 228–253)».

Мне кажется, что профессор Кузнецов абсолютно прав относительно объявления войны Академгородку. Мы все это очень скоро почувствовали. И сделано это было руками «своих парней» - первого и второго секретарей Советского райкома КПСС В.П. Можина и Р.Г. Яновского.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2013/06/26/61


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.