Пушкин и Петрарка

«Пушкин и Петрарка»- - одна из интереснейших тем, которая, к сожалению, ещё недостаточно изучена. Сопоставив отдельные факты жизни и творчества двух гениев, убедимся, что их поэтические судьбы, разделённые пятью веками, имели некоторые черты сходства.
 Эпоха  европейского Ренессанса связана  с именем Петрарки, центральное место в русском духовном  Возрождении занимал Пушкин
       Нет сомнения , что Пушкину были известны основные жизненные вехи Петрарки и что он хорошо знал творчество прославленного итальянского поэта.
Какие чувства владели Пушкиным, когда он читал знаменитую «Африку» Петрарки? Не грезились ли  поэту жаркое солнце и горячее дыхание песков  его далёкой родины?
У Петрарки была своя Арина Родионовна - неутомимая в трудах и хлопотах старушка,     имевшая , по   словам поэта , «светлую душу».. .
Как Петрарка, так и Пушкин ценили и оберегали мужскую дружбу. Петрарка видел в Боккаччо своё второе «я», широкая натура Пушкина впитывала жизненный опыт приятелей, друзей и знакомых.
Чем представлялась Пушкину Наталья Гончарова? Не реально ли воплощённым идеалом? Не  земную ли Лауру встретил Пушкин на московских балах? И, если Наталья Гончарова была для Пушкина образцом совершенства, то, естественно, он не мог не доверять ей, не мог не восхищаться её «чистейшей красотой»!
В «Старческих письмах» Петрарка советует отдавать предпочтение  достойному господину, а не мнимой свободе. Возможно, так думал и Пушкин, представ перед царём после  Михайловской ссылки. Оба гения понимали диалектику жизни, осознавали, что, как говорил Петрарка, « . . . .царство бывает рабством и рабство царством».
Петрарка сожалел о том, что Цицирон погиб, не   пожелав примириться с падением республики. При этом вспомним, как сам Петрарка не   оказал помощь  своему другу, некогда всемогущему римскому трибуну Косто ди Риенци, в момент, когда над ним нависла смертельная опасность. Не в подобной ли ситуации оказался Пушкин, неожиданно «полюбив» царя, только что жестоко   расправившимся с когда-то близкими по духу друзьями-декабристами? Возвышаясь над социальными катаклизмами эпохи, Пушкин и Петрарка были всецело во власти поэтического искусства- временному , социальному они противопоставляли вечное , общечеловеческое! Благоразумно внимая царю, Пушкин рассчитывал воздействовать на самодержца  доводами разума.В месте с тем  великие поэты не позволяли  себе снисходить до глупцов( глупцы достойны презрения! ) и, напротив, ревностно оберегали собственную репутацию перед  высшим светом, царём или первосвященником.
Среди  художников есть те, кто не прельщается славой, кому слава не мешает творить. Ни Пушкина, ни Петрарку  не мучило уязвлённое самолюбие  непризнанных гениев, хотя они   видели свои  несовершенства и слабости .
Уставший от жизни Петрарка и переполненный жизненными впечатлениями Пушкин нередко искали творческое вдохновение наедине с природой . Они сетовали , если обстоятельства не позволяли  им  вырваться из городской суеты. От Петрарки узнаем,  как он был недоволен тем, что потратил семь месяцев на чуждую ему дипломатическую миссию по поручению  Римского папы и монархов . Пушкин тяготился придворной службой, не переносил бессмысленных  официальных церемоний. « . . . называлось, что я был с государями, на деле, однако, государи были со мной!» -  говорил Петрарка. Примерно в том же роде мог высказаться Пушкин!
В молодости  человек - обуреваем  страстями, в зрелом  возрасте-легко расстаётся с ними. Это случилось с Петраркой и, вероятно, произошло бы  с Пушкиным.

Всё чаще Пушкин мечтал о «покое» и «воле», чтобы беспрепятственно отдаваться поэзии. Петрарка дорожил своим уединением, позволяющим мыслить и творить. Оба отвергали        прозаичный смысл жизни,  оба настойчиво искали в ней сферу приложения своего поэтического дара, пытаясь сделать общество совершеннее.
Следуя   парнасским традициям   , как и поэтическому наследию Петрарке  , Пушкин  страстно отстаивал     идею о  Божественной природе вдохновения , ограждал свободу поэта от притязаний толпы.  Одновременно для Пушкина   не столь уж  оскорбительной  оказалась цензура   тирана  и его слуг, поставленных следить за благонадёжностью граждан.
Если, например, Петрарка или Гёте мыслили себя  носителями поэтических традиций и поэтической славы, что, безусловно, было свойственно и Пушкину, то всё же в русском поэте  более  явственно  обозначились черты демократа. Вместе с  тем Пушкин и Петрарка постоянно подвергались оскорбительным нападкам со стороны общества, что вызывало их ответную реакцию. Сколько желчи, негодования, презрения вылилось  из  уст  гениев на чернь, толпу, обывателей,  ни щадили они и неблагодарных соотечественников  и погрязшее в своекорыстии человечество!
Пушкина не устраивали замкнутые литературные кружки, он  черпал правду непосредственно из жизни. Оставляя в стороне различные философские школы, Петрарка ставил превыше всего истину.
Пушкин и Петрарка тонко преломляли поэтические стили, как древних, так и новейших авторов, сохраняя при этом индивидуальность и свободу самовыражения- они творили новое,  перевоплощая старое!
Петрарка вырабатывал поэтический стиль , опираясь преимущественно на образцы античной литературы. Круг    творческих «прочтений» Пушкина шире: он   отдавал должное античным, европейским и восточным поэтам.
Петрарка «ткал» новую речь, имея в распоряжении уже сложившийся итальянский язык, опираясь на прочный фундамент римской культуры. Пушкину пришлось формировать основы современного русского языка и переносить на родную почву те художественные ценности,   которые отсутствовали в русском обществе. « . . . я упражнял свой ум в народной речи!»,- писал Петрарка. К нему вполне мог бы присоединиться Пушкин. Петрарка требовал от литературного языка «правды», «веса», «красоты». Для каждого из нас  проза и стихи  Пушкина замечательны безыскусностью, лаконичностью и    мудрым подтекстом  русских народных сказок.
Петрарка был искренним в нравственных поучениях и нравственной риторике. Пушкин блистал умом и темпераментом в  простых  сюжетах. Оба вели напряжённый диалог с обществом, чтобы содействовать его прогрессу. Неудовлетворённые жизнью, они не жалели сил, чтобы сделать людей добрее и красивее.
Чем дорого нам творчество Пушкина и Петрарки? Они соединили воедино мудрость древних , трепетное религиозное  чувство нового времени, в результате  чего возник  бесценный  синтез всечеловеческого знания и всечеловеческой любви!


Рецензии