Война Степана Шкипарёва - Предисловие

Старший лейтенант С.И.Шкипарёв. Западный фронт. 1943 г.





Игорь АБРОСИМОВ

                ВОЙНА  СТЕПАНА  ШКИПАРЁВА

                Светлой памяти Ангелины Ивановны Плескачевской.


Содержание:

Предисловие
I. Так начиналась война…
II. «Пехотная составляющая» войны
III. Дорога на фронт
IV. Накануне летне-осеннего наступления 1942 г. на Ржев и Сычевку
V. «Этот месяц был страшен, было все на кону...» На Ржев, Зубцов и Сычевку
VI. «Фронт горел, не стихая, как на теле рубец...» Битва за Ржев
VII. ВВС Красной Армии против Люфтваффе
VIII. Первая Ржевско-Сычевская наступательная операция: Итоги
IX. Операция «Марс»: замыслы и возможности
X. Операция «Марс». Западный фронт
XI. Операция «Марс». Калининский фронт
XII. Вперед, на Запад !
XIII. Фронтовыми дорогами Смоленщины
XIV. Фронтовыми дорогами Смоленщины. Наступление продолжается
XV. Читая «Боярина Оршу»...
XVI. Будем помнить !
Примечания
Литература

               




Предисловие
____________


         Безвозвратные потери командного состава Красной Армии и Военно-морского флота в годы Великой Отечественной войны составили более 1 млн человек погибшими, умершими от ран, попавшими в плен и пропавшими без вести. Среди них 168 229 старших лейтенантов, одним из которых стал старший лейтенант 951-го стрелкового полка 274-й Ярцевской стрелковой дивизии Степан Иванович Шкипарёв.

Что было известно или стало известно позднее о том, как сражались, что пережили и как погибли ушедшие на войну? Военнослужащим вести личные дневники категорически запрещалось, даже вернувшиеся домой никаких записей с собой не привезли. Все письма с фронта родным, знакомым и близким проходили сплошной контроль военной цензуры. Поэтому всякие сведения, причем не только относящиеся непосредственно к боевым действиям, но даже к повседневному военному быту, настроениям бойцов и командиров, трудностям и лишениям, выпавшим на их долю, не говоря уже о потерях и неудачах, об этом писать было не только невозможно, но и опасно. Все «подозрительное» цензурой вымарывалось. Письма, где подобного было слишком много, вообще до адресата не доходили, и, как правило, написавшие их попадали в поле зрения органов военной контрразведки. Советское руководство, что вполне естественно, опасалось не только утечки секретных данных, но не хотело допустить распространения сведений, которые могли бы так или иначе обозначить сложную, порой критическую обстановку на фронте, дать возможность представить подлинное моральное состояние человека на войне в свете, хоть в чем-то отличающимся от положений официальной пропаганды. Настроение в тылу, как и на фронте, следовало поддерживать на должном уровне, от этого зависела обороноспособность страны и, в конечном счете, победа над врагом.

Вернувшиеся с войны не только не привезли с собой дневниковых записей, но далеко не всегда без оглядки рассказывали о ней всю правду. Одни, причем очень многие, не хотели вспоминать пережитого, старались забыть и начать мирную, спокойную жизнь. Другие, даже в окружении самых близких людей, не могли избавиться от внутренней цензуры, столь сильно развитой в те времена у подавляющего большинства советских людей. Ведь любой правдивый и непредвзятый рассказ фронтовика, если он отличался от бравурных сюжетов разрешенных литературных произведений, мог послужить для обвинений в намеренной антисоветской пропаганде. И эти рассказы могли стать известны тем, кто назначен был следить и надзирать, вовсе не от непосредственных слушателей, людей надежных и преданных, а через третьих лиц, в присутствии которых случайно или не придавая значения сказанному, мог «проболтаться» самый близкий и порядочный человек.

Очень важным было и то обстоятельство, что вернувшимся с войны не могли быть заданы вопросы, которые мы можем задать сегодня. Некоторые не решались их задавать, но большинство не знало, какие вопросы можно и нужно задать, чтобы понять и почувствовать атмосферу фронтовых дней и ночей. А ведь постижение прошлого невозможно без вопросов, которые мы к нему обращаем.

Минули годы, многое стиралось в памяти, и подробности прошлого в сознании многих наших ветеранов стали не так уж сильно отличаться от разрешенного, от того, что и как писали в газетах, книгах и показывали в кино. Именно в таком ключе по праздничным случаям публично рассказывали некоторые из них о пройденном пути, когда ветеранов торжественно чествовали и поздравляли. Гораздо позже, после того, как обстановка в стране стала меняться, когда многое уже было, если не разрешено, то не запрещено и не каралось, стала всплывать вся правда о войне. Не всегда, даже сейчас, приветствовалось такое. «Окопная правда», например, объявлялась очернительством нашей армии и народа, победившего в той войне. Но это было уже в тот период, когда воспоминания подверглись неизбежным аберрациям памяти, когда свежесть восприятия давно прошла и когда даже «окопная правда», преподнесенная к тому же вне контекста времени и обстоятельств, не могла заменить подлинную правду о войне.

Через некоторое время после окончания войны в печати начали появляться воспоминания. Крупные военачальники писали их с опорой на архивные документы, так как дневниковых записей не вели, а память не могла удержать событий, случившихся десять - двадцать лет назад.  Но на какие документы мог рассчитывать рядовой участник войны, у которого тоже возникло желание что-то записать? К архивам его не допускали, многое вспомнить без документальной «подсказки» уже невозможно, и желание рассказать о пережитом само по себе проходило. Лишь некоторым, в основном заслуженным и прославленным участникам военных действий, как и военачальникам, удалось добиться разрешения что-то написать с надеждой на публикацию. Добавим, что всплывают сегодня, но очень редко, мемуары, сохранившиеся в семейных архивах, может быть не совсем точные и выверенные, так как их никто и не пытался редактировать и печатать, но интересные яркими деталями и наблюдениями. Примечательны они и тем, что не рассчитанные на публикацию, писались в какой-то степени без оглядки на принятые тогда ограничительные официальные рамки дозволенного.

Нельзя сказать, что из опубликованных в советское время воспоминаний мы не узнали тогда ничего существенного, ценного, дающего реальное представление о прошлом. Однако, зафиксированное в печатном слове, было просеяно предварительно через мелкое сито политической цензуры. И крупные военачальники, и рядовые участники войны, вольно или невольно, искажали действительность, когда хотели все же донести до читателей подробности своей жизни в военное лихолетье. Они просто вынуждены были что-то подправлять, а что-то просто выбрасывать. Даже маршал Г.К.Жуков, на что уже крупная и авторитетная фигура, был вынужден идти на компромиссы, писать то, что требовалось, а не то, что по его мнению было необходимо.

Но это мы все о тех, кто вернулся.

Миллионы не вернувшихся вообще не оставили почти никаких до конца достоверных, во всяком случае, достаточно полных и внятных свидетельств, чтобы представить их путь в последний, самый тяжкий и трагичный период жизни. После них остались только письма, если только остались. Но о том, что такое письма с фронта, как по ним можно представить события тех лет, мы уже говорили... Исключение составляют опять-таки крупные военачальники, а также отдельные, особо отличившиеся бойцы и командиры, имена которых были на слуху. Сведения о них собирались давно и буквально по крупицам, их боевой путь изучался, особенно активно в последние годы, когда наши знания о войне, благодаря доступности рассекреченных документов и материалов, стали полнее, разностороннее и достовернее. 

Степан Шкипарёв не вернулся. Его не отнесешь к особо отличившимся и уж совсем не отнесешь к известным, поэтому нет его имени в воспоминаниях фронтовиков. Слишком  мало сведений о военных делах старшего лейтенанта С.И.Шкипарёва отложилось в архивных документах, совсем немного можно узнать из ставшего доступным в последние годы. К тому же сегодня, оттолкнувшись от этого немногого, уже невозможно что-то уточнить, найти разъяснения, обратившись к живым свидетелям, попытаться разыскать таких свидетелей, имена которых стали известны сравнительно недавно. Нет уже с нами родных, близких и хороших знакомых, а также незнакомых, тех, с кем не привелось поговорить или хотя бы обменяться письмами, но кто мог бы многое разъяснить, уточнить, вспомнить... Мало помогут нам и семейные архивы. Время, обстоятельства и настроения людей, которых уже нет среди нас, а также наше собственное давнишнее невнимание к письмам, фотографиям и документам сделали свое дело. Мало, слишком мало их сохранилось, намного меньше того, что было утеряно. Однако, то немногое, что осталось, и навсегда запомнившиеся семейные рассказы-воспоминания все же нам помогут.

Поэтому вспомнить Степана Шкипарёва сегодня, представить, как прошел через испытания рядовой участник войны, человек до последнего мирного дня не военный, а таких было большинство, мы сможем только описав события, которые происходили вокруг него и рядом, а также рассказав о людях известных, которые его окружали и им командовали. Вот почему очерк наш не о Степане Шкипарёве, а о войне, это не биографическое, но военно-историческое повествование. Будем надеяться, что оно окажется даже интереснее для читателя, так как события, активным участником которых, исполняя свой долг, стал Степан Шкипарёв, заслуживают того, чтобы о них не забывать и показать как можно ближе к реально происшедшему.

Мы попытаемся проследить службу старшего лейтенанта С.И.Шкипарёва, призванного в ряды Красной Армии в первый день мобилизации, 23 июня 1941 г., вначале в 8-м авиационном истребительном корпусе ПВО Закавказского военного округа и Закавказского фронта, а затем, с весны 1942 г., в 274-й стрелковой дивизии, которая формировалась в Московском военном округе. В июле 1942 г. в составе этой дивизии Степан Шкипарёв уже воевал на Калининском, затем Западном фронтах. 274-я стрелковая дивизия (с 1943 г. - Ярцевская) принимала участие в летне-осенней и осенне-зимней («Марс») Ржевско-Сычевских наступательных операциях 1942 г., в Ржевско-Вяземской наступательной операции 1943 г., Смоленской стратегической операции «Суворов» 1943 г. И закончим описания военных событий наступлением Западного фронта на Оршанском направлении осенью 1943 г.

Степан Шкипарёв попал на фронт в июле 1942-го. Это был один из самых тяжелых периодов той войны, надежды на скорую победу, которые принесло с собой зимнее контрнаступление под Москвой, тем суровым летом не оправдались. Моральное состояние людей, и на передовой, и в тылу, было тревожное и подавленное. Все, от высоких командиров до рядовых бойцов, действовали и совершали те или иные поступки порой от отчаяния, настолько все рядом и вокруг было тяжело, а часто просто безвыходно. А.Т.Твардовский позднее в своем знаменитом «Я убит подо Ржевом» очень точно выразил чувства фронтовика в то самое лето:

                «Удержались ли наши
                Там, на Среднем Дону?
                Этот месяц был страшен,
                Было все на кону.»

Один из сотен тысяч, шедших по военной дороге на Запад, старший лейтенант С.И.Шкипарёв, провоевав 15 месяцев, пройдя через сражения, печально известные своими громадными потерями, погиб под Оршей 22 октября 1943г., на десятый день после начала наступления войск Западного фронта на оршанском направлении...

                (Продолжение следует)

             «Война Степана Шкипарёва - I» - http://www.proza.ru/2013/07/15/989
             «Война Степана Шкипарёва - II» - http://www.proza.ru/2013/07/16/1398
             «Война Степана Шкипарёва - III» - http://www.proza.ru/2013/07/17/691
             «Война Степана Шкипарёва - IV» - http://www.proza.ru/2013/07/20/1047
             «Война Степана Шкипарёва - V» - http://www.proza.ru/2013/07/20/1641
             «Война Степана Шкипарёва - VI» - http://www.proza.ru/2013/07/21/1904
             «Война Степана Шкипарёва - VII» - http://www.proza.ru/2013/07/24/1030
             «Война Степана Шкипарёва - VIII» - http://www.proza.ru/2013/07/25/1042
             «Война Степана Шкипарёва - IX» - http://www.proza.ru/2013/07/29/1426
             «Война Степана Шкипарёва - Х» - http://www.proza.ru/2013/08/01/996
             «Война Степана Шкипарёва - ХI» - http://www.proza.ru/2013/08/03/1608
             «Война Степана Шкипарёва - ХII» - http://www.proza.ru/2013/08/16/756
             «Война Степана Шкипарёва - ХIII» http://www.proza.ru/2013/09/19/1017
             «Война Степана Шкипарёва - ХIV» - http://www.proza.ru/2013/09/29/1677
             «Война Степана Шкипарёва - ХV» - http://www.proza.ru/2013/10/15/1158
             «Война Степана Шкипарёва - ХVI» - http://www.proza.ru/2013/10/19/1291
             «Война Степана Шкипарёва. Примечания» - http://www.proza.ru/2013/07/20/1069

   Перечень литературы - http://www.proza.ru/2013/09/29/826


Рецензии
Светлая память...

Олег Михайлишин   03.03.2021 14:13     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.