Письмо 112. Злое идеологическое искажение

12 апреля 2012 года

Добрый день, дорогие во Христе Николай Павлович и К. Г.!
 
Пишу, как водится, с вопросом. И с желанием отогнать искушение.

У меня есть такой вопрос. Я сам себе установил такое правило - по пути на работу, в автобусе, читаю розарий, вечером читаю одну главу из Библии, над которой и размышляю утром. А перед сном читаю "Венчик святого милосердия". И вот что подметил - очень часто читаю эти молитвы без сердца, как заклинания какие-то. С внутренней интенцией: "Лишь бы поскорее всё это оттарабанить и вздохнуть спокойно". То есть, нет прочувствования этих строк, как правило. Или какое-то искушение у меня...
 
На Ваш взгляд, как Вы думаете - стоит ли прервать такие молитвы и молиться утром и вечером своими словами, рассказывая Богу о наболевшем? Или это какое-то искушение и не стоит прерываться?
 
Кстати, искушение у меня вот какое. Наткнулся на "Повесть временных лет" в Интернете. И там, помимо жития преп. Феодосия Печерского, есть его поучения. Есть поучения очень смиренные и мудрые, но одно меня просто убило (да простит меня преподобный). Оно касается католической веры. Цитирую: "...вере же латынской не приобщаться, не соблюдать их обычаев, и от причастия их отвращаться, и никакого учения их не слушать, и всех их обычаев и нравов гнушаться и блюстись; дочерей своих не давать за них замуж, ни у них дочерей брать; ни брататься с ними, ни кланяться им, ни целовать его; и из одной посуды не есть, и не пить с ним, и не брать у них пищи. Им же, когда они просят у нас есть или пить Бога ради, давать есть и пить, но из их собственной посуды. Если же не будет у них посуды, давать и в своей, только потом, вымыв, сотворить над ней молитву. Ибо неправо они веруют и нечисто живут: едят со псами и кошками, пьют свою мочу и едят ящериц, и диких коней, и ослов, и удавленину, и мертвечину, и медвежатину, и бобровое мясо, и бобровый хвост. В говенье мясо разрешают во вторник первой недели поста. Чернецы их едят сало и постятся в субботу и, попостившись, вечером едят молоко и яйца. А за грехи не у Бога просят прощения, но прощают попы их за мзду. Попы же их законным браком не женятся, но со служанками детей приживают и служат при этом невозбранно. И епископы их наложниц держат и на войну ходят. И на опресноке служат <Божественную службу>. Икон не целуют, ни мощей святых. А крест целуют: простершись, чертят его на земле и потом, встав, попирают ногами. Мертвеца же кладут на запад ногами, а руки его <вдоль тела> полагают, а не складывают на груди. Два брата у них, женясь, берут двух сестер. А крестят в одно погружение, а мы — в три. Мы, крестясь, мажемся миром и маслом, а они соль сыплют крещаемому в рот. Младенцев именами святых не нарекают, но как прозовут родители, в то имя и крестят". Вот здесь лежит этот текст полностью, называется "Послание князя о вере латинской": http://old-ru.ru/02-12.html
 
Но это же бред! Про бобровый хвост, мертвечину и прочее - аж страшно читать! И тут у меня и началось искушение. Мысли: "Если преп. Феодосий - святой, ошибался, то..." И дальше плохие мысли вовсе. Между тем, преподобный писал и другие, очень смиренные строки: "Я, грешный и ленивый, схоронивший талант свой в земле и ничего не прибавивший к нему, всякий день ожидающий к себе лютых тех и немилостивых вопрошателей и страшного того наказания и гнева лютого..." Сразу видно - принижающий себя, очень святой человек. Выходит, и святые могут ошибаться? Это я о католической (латинской) вере.
Даже если кто-то и ел бобровые хвосты, медвежатину и ослов - это ещё не повод не с этими людьми не сообщаться. Так мне кажется. Главное, чтобы не грешили и в Христа веровали, а там - пусть хоть тараканов едят со скорпионами, какая мне разница! Да и уж больно это мифологичо - кто это на Западе пил мочу и ел с собаками и кошками? Да даже если и так - да пусть хоть с собаками из одной тарелки едят, запивая мочой, лишь бы не грешили и гадостей не делали другим.
 
Или это символично сказано? Заканчивает святой очень жёстко: "Потому и не подобает нам иметь с вами общения, ни к Божественным Тайнам сообща приступать, ни вам к нашей службе, ни нам к вашей, ибо на мертвом теле служите, будто мертвым Господа помышляюще. А мы совершаем службу телом живым, видя самого Господа, живого и одесную Отца сидящего; и снова приидет судити живым и мертвым. Мертвые вы, о латыняне, мертвую жертву совершаете. Мы же, Богу принося жертву живую, чистую и непорочную, сподобимся обрести живот вечный. Так ведь и писано: «Воздается каждому по их делам о Христе».
 
Так вот откуда "растут ноги" неприятия православными католиков? Многие источники потом вот так же безапелляционно размазывают "латинскую веру", безо всякой любви. Как же мог преподобный так нелюбовно говорить? "  И если скажет тебе спорящий с тобой: «Бог дал и ту, и другую веру», ты ему, чадо, скажи: «Ты, кажется, мнишь, кривоверный, что Бог двоеверен! Не слышал ли, окаянный, развращенный злой верою, как гласит Писание: "Един Бог, едина вера, едино крещение"." Православные очень любят себя бить в грудь с воплем про "одно крещение и одного Бога", который истинен только в Православии. Но я на опыте познал, что благодать имеют все церкви Христовы! Что в католической общине такая благодать! Как я могу верить этим словам?
 
Уверен, что Церковь одна - хоть баптистская, хоть католическая, хоть православная. И везде есть свои ошибки.
 
И всё-таки, почему даже святые, такие великие и прославленные, как преп.Феодосий, могут так ошибаться? Или во время, когда это всё говорилось, в латинской церкви и впрямь были какие-то несовместимые с Богом недочёты? Но, знаю, что в Византийской церкви тоже были всякие зверства и жестокости...
 
В общем, есть ли объективные (санкционированные Богом) причины распада церквей? И могут ли святые ошибаться, причем так резко ошибаться?
 
Да простит меня преподобный Феодосий!
 
С любовью во Христе,
 
Саша

16 апреля 2012 года

Саша, дорогой, здравствуй!

Пишу с чужого компа, поэтому кратко.
Св. Феодосий Печерский - необыкновенно смиренный и полный любви Христовой. Он даже к самым отъявленным относился с любовью. Не верю я, что такое могло бы исходить от него. Я читал эти вещи в старых книгах на старославянском языке, ничего подобного не припомню. Это явное злое идеологическое внедрение относится, по видимому, к 15-17 веку. Русская православная церковь до 15-16 века признавала первенство папы Римского, не глядя на отторжение от него византийской церкви. Кроме того, во время св. Феодосия раскола ещё не было, а книг против Римской церкви вообще не существовало. Вот так.
Ты знаешь, как оболгана история, такие же вещи есть и в литературе.
Об ошибках: святые могут иногда передавать ошибочное мнение - это когда он сам когда-то принял его на веру от какого-то уважаемого им авторитета. А принятое на веру уже имеет иммунитет перед интеллектом - потому и не видно ему ошибочность этого мнения.


29 апреля 2012 года

Саша, дорогой, здравствуй!

Вот, наконец, я дома и могу тебе ответить.

Ты пишешь: "стоит ли прервать такие молитвы (по правилу) и молиться утром и вечером своими словами, рассказывая Богу о наболевшем?"

Я в свое время, испросив благословения у духовника, именно так и поступил. Общение с Богом должно быть реальным, ибо именно реальность и есть Его производная (ты читал об этом в "Повести", помнишь, когда я решил отбросить все свои молитвенные правила и молиться, как когда только уверовал - своими словами, всем сердцем и всею искренностью своею;  тогда же мне было явление Креста Господня со словами: "Я купил тебя и виноградник твой").

Относительно молитвы по правилу.
Молитвы, которые я непременно хочу произнести пред Господом, принятые Святой Церковью, это: "Ангел Господень" - молитва, произносимая обычно в 12:00 в память о Благовещении.  http://ru.wikipedia.org/wiki/
"Венчик Милосердия Божьего" - молитва, которую я стараюсь произнести в 15:00 (Хотя бы последнюю ее часть, вспоминая распятие и Крестную Смерть Господа Иисуса Христа. А если, в виду обстоятельств, таковое невозможно, то произношу ее в уме. Если и таковое невозможно, то стараюсь хоть в мгновение внутренне молитвенно поклониться этой великой жертве Спасителя, мысленно вообразив Его смерть на Кресте). Для этого я, обычно, отмечаю на будильнике моего мобильника 12:00, затем - 15:00.
Молюсь также одну часть "Святого Розария", предназначенною Церковью в этот день недели. Если выбираю таковую возможность, то произношу ее, стоя у иконы. Если нет, то произношу ее в уме в течение времени, когда таковое возможно: например, при монотонной  работе, при ходьбе, при езде в транспорте, иногда это даже удается сделать при чтении (это нелегко, т.к. требует исключительной концентрации). Лучшее же ее исполнение это, когда свободен от исполнения каких-либо дел, и посвящаешь молитве себя полностью, в особенности, если удастся это сделать пред Святыми Дарами, зайдя для этого в костел (если он открыт, конечно). 

Чтобы не мучить себя беспокойством о неисполнении правила, следует думать, что исполняешь его не как обязанность или долг, а как позволение тебе его исполнить, т.е. радуешься тому, что в данный момент ты можешь его исполнять, полностью положившись на Бога (Который только один и располагает обстоятельствами) в отношении обстоятельств, которые позволят тебе или не дадут возможности это молитвенное правило исполнить. Исполнение молитвенного правила, как я думаю, должно состоять в радости общения  с Господом и Пречистой Его Матерью, с внутренним благодарным чувством, что вот сейчас молитвенно воспоминаешь о том, что с Ними связано и таким вот образом находишься с Ними в реальном общении, а не думать о том, что непременно это молитвенное правило должен закончить. Ведь, вот,  подумай, как мы общаемся друг с другом, когда это искренне и непринужденно? - нисколько не задумываясь, о том, что это может закончится или, что это надо закончить к такому-то времени: просто общаемся в радости, ощущая именно лишь настоящий момент - и все. Искреннее чувство радости настоящего момента общения.  Вот так. Слава Иисусу Христу!  Аминь. Алелуия!

По поводу ложной интервенции в прочтенном тобою тексте "Повести временных лет", якобы исходящей от св.Феодосия Печерского, я тебе уже написал. Не верю я, чтобы такое могло исходить от человека, наделенного Богом исключительной силой любви и милости к Богу и людям. Он готов был скорее умереть, нежели не оказать милости любому созданию Божьему. Вспомни, что написал Ефрем Сирин о чистоте сердца: " А когда узнает человек, что сердце его достигло чистоты? Когда он увидит, что все люди добры, и никто не покажется ему нечистым и оскверненным, тогда он поистине чист сердцем".  А св.Феодосий Печерский был воистину чист сердцем.

Есть Истинная Православная Церковь и в православии и в католичестве и в протестанстве и в других традициях, исповедающих Иисуса Христа своим Господом и Богом. Мы всякий раз, повторяя молитву "Верую" (Кредо), свидетельствуем, что являемся членами этой Церкви: Единой Святой  Вселенской и Апостольской Церкви. Главное Ее качество стоит на первом месте - это Единство, то, что и служит, по слову Господа, критерием истинного христианина: "Любите друг друга, как Я возлюбил вас. Тогда познают, что вы Мои ученики, когда любовь будете иметь друг к другу.  Будьте едины, как Мы (во Святой Троице) едины". Именно это и значит правильно славить Бога, т.е. жизнью своей исповедовать право-славие, быть истинно православным. Ведь в старые времена слово "православный" было синонимом слову "христианин": его равно использовали христиане и востока и запада и севера и юга. Называть себя некоторым именем, против чего так резко восставал ап.Павел (помнишь: "что вы называете себя именами: я Апполосов, а я Кифов, а я - Павлов. Что Бог разделился?"), стали называть себя христиане, знаменуя тем самым падение веры. Ну, а теперь дошло это уже до повсеместного использования. Еще один знак времени, последнего времени. когда веру пытаются поддержать вот такими внешними действиями и лозунгами. Вера однако не есть следствие человеческих дел и вымыслов, но дар Божий через Иисуса Христа, Господа нашего. Истинно так.

С любовью во Христе Иисусе, Господе нашем,
НПК.

В начало: http://www.proza.ru/2010/09/06/698
Продолжение: http://www.proza.ru/2013/06/27/1062


Рецензии