О чём напомнили звонок из прошлого и фото 40-летне

 
   2. Спичек не жалко, молодости уходящей жалко.Часть 2

      Справа от Дроздова стоит Мережков Климентий Семёнович, а слева сидит сотрудница бывшего отдела Н.Д. Оверчук Галина Александровна, поменявшая при замужестве красивую русскую фамилию Вишневская на менее благозвучную украинскую, что впрочем не сказалось на её весёлом характере и женской обаятельности, не говоря уже о математических способностях, базирующихся на прочном фундаменте знаний, полученных в Ленинградском университете. Вместе с Лазаревичем Э.Г. (6-й слева в последнем ряду) она разработала сложную модель функционирования проектируемых в то время многопроцессорных вычислительных систем, с использованием которой Э.Г. написал и защитил кандидатскую диссертацию, а  впоследствии, уже работая в Минском училище ПВО, – и докторскую диссертацию.

        А со мной в одном отделе другого управления она работала много лет ещё, но диссертацию так и не стала писать, трезво оценивая связанные с этим трудности, особенно для женщины, обременённой семейными заботами.
       О Мережкове я на днях написал статью, посвящённую его памяти. Поэтому сейчас хочу только добавить, что, к сожалению, не помогли ему реализовать его богатые потенциальные возможности учёного, мог бы стать и доктором наук, и Лауреатом Государственной премии. Сзади справа от него пристроился я, ваш покорный слуга, как выражались раньше. О себе –  без комментариев, поскольку всё, что знал о себе, всё, что мог, я давно написал уже. Лучше постараюсь побольше вспомнить о других, в 1-ю очередь, – сотрудниках своего отдела.

          Рядом со мной в 3-м ряду – Козубенко Иван Петрович, мой земляк с Кубани. Но кроме этого и его трепетной любви к своему новенькому “Москвичу”, и вообще к авто, которых тогда не было даже  у большинства наших начальников, мне трудно о нём вспомнить что-либо ещё интересное, так как прослужил он в нашем отделе не долго, был переведен в другой отдел в связи с перераспределением задач между отделами, а потом по болезни вышел в запас и укатил на свою малую родину.
        Рядом с ним, точно позади Н.Д. стоит наш старший научный сотрудник Ведров Владимир Константинович, призванный в армию после окончания МВТУ имени Баумана.. Был он всего на 3 года младше Мережкова К.С., на 8 лет старше меня, но отношения с ним у меня были как с равным по возрасту, как с человеком своего поколения (в отличие от К.С.), может быть потому, что он в силу своего возраста не успел попасть на фронт, а скорее всего из-за его  обаятельной простоты обращения с более младшими товарищами. Как и у В.В. и Н. Д. у него были манеры интеллигента старой формации, хорошо, как у артиста, поставленная дикция, и диалект дореволюционного москвича, каким он представляется мне по старым советским фильмам и книге Гиляровского “Москва и москвичи”. У него в семье было несчастье–тяжело, неизлечимо больной ребёнок, но это никогда не давало ему повод быть на работе с кем-то не вежливым, тем более грубым и не отражалось на его работе: он защитил кандидатскую диссертацию, был назначен на должность начальника смежного отдела в нашем управлении и закончил службу в звании полковника.

     Слева  через одного (Касьянова Анатолия Ивановича, о котором я почти ничего не  знаю, кроме того, что он был женат на сотруднице нашего управления Вале Филипповой и у них была дочь) стоит Янов Юрий Владимирович, хороший математик из штатских, выпускник университета или престижного института (из других не брали, а если брали, то медалистов или краснодипломников, с отличной математической подготовкой). О нём знаю тоже мало, так как пришёл к нам в отдел он позже других, работал по специфической тематике, а  общаться с ним в не служебной обстановке довелось мало. Когда я перешёл в другое управление, встречи с ним стали ещё более редкими. Но много лет спустя я несколько раз встречался с ним в стенах университета, куда он приезжал по делам изобретательства от сельскохозяйственной академии. И как раньше в  молодые годы он был улыбчив, приветлив, напрочь лишён чувства зависти  и исходил лёгкой доброй иронией по поводу своих неудач или ошибок.

       Рядом с ним слева стоит Крылов Игорь Иванович,  также как и Ведров, кадрированный  в армию после окончания гражданского ВУЗа. Отсутствие военного образования не помешало ему найти свою нишу в научной тематике управления, освоить тонкости военно-экономических исследований, защитить диссертацию  и стать ведущим специалистом в этой области знаний. Мы вместе с ним ходили на курсы английского языка для облегчения сдачи экзамена кандидатского минимума. Язык ему давался с трудом, но его трудолюбие, целеустремлённость и настойчивость помогли ему преодолеть все трудности и хорошо сдать экзамен. С такой же свойственной ему целеустремлённостью он после выхода в запас несколько лет работал в техническом университете, занимался велосипедным туризмом и  несмотря на преклонный возраст продолжает и сейчас заниматься военно-патриотическим воспитанием и поддержкой и пропагандой работы поисковых отрядов на местах кровопролитных боёв, где до сих пор находят останки безымянных бойцов.
        Левее И.И. стоят в ряд сотрудники других отделов: Чебесков Юрий Николаевич, Пахомов Свирид Андреевич, Петрищева Лидия Сергеевна и наша сотрудница Саша Каменская (Александра  Крайнова в замужестве). Все они, как сказал когда-то космонавт Гречко, достойно участвовали в достойном деле. Кроме этого можно добавить, что Чебесков много лет на общественных началах выполнял работу внештатного лектора от общества “Знание”, участвовал во многих агитпоходах по местам боевой славы в области. И ещё –о Саше К. Это была приятная во всех отношениях девушка, самая молодая в отделе, улыбчивая, отзывчивая, любительница природы и  заядлая туристка, а на работе – ответственная исполнительница всех сложных научных работ. Рождение двух девочек не помешало ей после некоторого перерыва продолжить работу научным сотрудником и быть неоднократно отмеченной как лучшая за личный вклад в решение проблем ПВО. Девочки её обе успешно поступили в технический университет по специальности кафедры, на которой работал я после выхода в запас, и по моим дисциплинам, как, наверно, и по другим, – обе они показали себя ответственными, способными студентками.
 
      Рядом с нашей Сашей возвышается чемпион института по толканию ядра Маркевич Олег Сигизмундович,  выпускник одного из ведущих ВУЗов страны, в числе первых служащих Советской армии защитил кандидатскую диссертацию  и многие годы проработал в должности старшего, а затем и главного научного сотрудника, внеся значительный вклад в создание многих систем вооружения. Стоящий рядом с ним служащий Советской армии инженер Апраксинский В.И., кандидат технических наук, способствовал решению многих научных проблем за счёт совершенствования и умелого использования лабораторной базы управления, что неоднократно отмечалось командованием управления.

      Все выше упомянутые сотрудники не относятся к “касте небожителей”, евпаторийцев и курян, в 1972 году никому из них не было и 45 лет, а большинство  совсем недавно перешагнуло 35-летний рубеж, но мне казалось, что это уже много,  а мой начальник, который был старше меня на 15 лет, казался мне пожилым. Этим объясняется и название этой части очерка, взятое из реального разговора со мной случайного прохожего. – У Вас прикурить не найдётся?
                –Пожалуйста, спичек мне не жалко.
                – А что Вам жалко?
                – Мне? Молодости уходящей жалко!


Рецензии