Молот ли Тора или символ другого божества

Самым известным символом скандинавской языческой веры признается Молот Тора.
Так назвали серию характерных фигурок, и некоторых других металлических изделий носимых на шее. Они обнаружены археологами в культурных  слоях преимущественно  X- XI  веков.
П. Паулсен в своей книге предполагает, почему появились такие знаки: "Лишь в период внедрения христианства, т. е. в конце X — начале XI в. ношение этих амулетов на гривнах стало общепринятым явлением: сторонники старой языческой веры носили молотки Тора, противопоставляя их христианскому символу — кресту". То есть, по его мнению, это такой протест против насаждения христианства: вы нам крест, а мы наденем на шею символ Тора.
Наиболее известный молот Тора носили не на гривне, а на шнурке или цепочке. Это одиночный амулет иногда в виде довольно художественно выполненной фигурки.
Сделаны они обычно из бронзы, меди или серебра. Таких найдено более 40 штук как пишет Жаклин Симпсон.
Большая часть из них не так уж детализированы, но даже в стилизованном виде у них вполне характерная форма. Полагают, что это изображение оружия легендарного бога.
Наиболее интересны из них те, на которых видно больше деталей, и будет логично считать именно такие изделия образцовыми, более простые можно посчитать упрощенными вариантами того же типа.
Еще до нашей эры были каменные боевые топоры-молоты, но в 10 веке это совсем не обиходное оружие. Боевые молоты появились в 14 веке, для поражения латников. В 10 веке в Скандинавии для защиты применяли щиты, на теле могли быть кожаные доспехи, или они делались из нескольких слоев грубой ткани. Против этого эффективно применялся топор.
В сагах нет точно определенного описания молота Тора, собственно известно, что он целиком из железа, что у него укороченная ручка, как бы обрезанная, что его могли метать для поражения. Нигде не сказано, что у его молота были глаза, что у него была шишечка на ручке, и что у него остроконечный верх. На иллюстрации слева рисунок с рунического камня “рыбалка Тора”, на нем молот традиционного вида.
Может быть, это воспроизведение внешнего вида ритуального молота? Но нет никаких подходящих изображений или описаний такого молота, собственно и храмы тоже не обнаружены археологами. Нацистская организация Аненербе пыталась найти такой молот, предполагая у него сверхъестественные  свойства, но ничего не получилось.
Объективно эта фигурка похожа на якорь с обрезанными острыми концами. Впечатление усиливает изображение веревок и петель из них. Ни в каких легендах о Торе не упомянуты веревки, намотанные на его молот, а вот если это морской талисман, то они там самое то. Лучше, если бы вместо них были изображены молнии, тогда бы сомнений не осталось. Тор, как известно, громовержец.
На поверхности изделия бывают бугорки, иногда они похожи на ладейные заклепки, иногда на кольчатые изгибы. У некоторых морских животных бывают бугорки на шкуре, например у осьминогов. У одного в верхней части видны проемы, как для крепления паруса, и в них как бы входят веревки.
На тех фигурках, которые больше похожи на кузнечный молот нет поверхности бойка. У многих их них концы отогнуты к ручке, такое было на боевых молотах 14 века, но здесь крайняя острая часть дальше от ручки, а не ближе, как на реальных молотах. Если же это изображение якоря, то концы у него все равно пришлось бы закруглять, чтобы они не зацеплялись за одежду и обрезали бы их именно так, сохраняя подобие.
Древним морским богом видимо был Эгир, а во времена викингов в этом качестве определился Ньёрд. Приход Ньерда, Фрейра и Фрейи связывают с войной племен, в итоге которой боги обеих враждующих групп стали мирно сосуществовать.
Вот что написано у Стурлусона Снорри в Младшей Эдде:
"Имя третьего аса – Ньёрд (Niorr). Он живет на небе, в том месте, что зовется Ноатун. Он управляет движением ветров и усмиряет огонь и воды. Его нужно призывать в морских странствиях и промышляя морского зверя и рыбу. Столько у него богатств, что он может наделить землями и всяким добром любого, кто будет просить его об этом. Он родился в Стране Ванов ...”
Снорри описывает языческий праздник в Трондхейме в Норвегии  X века. Вождь освящает мясо и напитки, пирующие передают друг другу роги для питья над огнем. Первый тост за Одина, победу короля, второй — за Ньерда и Фрейра, за урожай и мир, затем «тост вождя», потом тост за умерших родичей. И где же тут Тор?
Особенность языческого верования в том и состоит, что проявляя почтение к богу или принося ему жертву ждут ответных благодеяний. Как известно, у языческих богов есть зоны ответственности. Логично моряку наибольшее почтение проявлять к морскому богу. Скандинавские страны, как известно, окружает море. Что собственно дает почитание Тора практически? Спасение от молнии?  Тор кажется посылает дождь, но он не нужен постоянно. Вот если стоит сухая погода, то можно и помолиться, и принести жертвы.
В доказательство наличия амулетов Тора приводится обнаруженная литейная форма, в которой могли отливать как христианские кресты, так и молоты Тора. Там же изображен крест отлитый в этой форме. Рядом “молот Тора”, но очевидно не из этой формы. Это даже не отливка, а нечто вырубленное из листа металла, и затем прокованное. Из этой же формы получилось бы нечто похожее на букву “T”, и это действительно могла бы быть подвеска- символ почитания Тора. Но таких не находили, видимо их было немного.
Те которые найдены и изображены на картинках вверху явно символы поклонения морскому духу или божеству, может быть Ньёрду.
Есть и другие изделия, выдаваемые за амулеты Тора. Это железные гривны с привесками.
Они то тем более не могут быть знаками легендарного божества.
Но это будет темой следующей статьи.


Рецензии