***

       Из ПИСЬМА к учительнице:
     "Говорят,человека нужно любить тогда,когда он больше всего в этом нуждается... Я "не лежу на рельсах" в прямом смысле этого слова, но уверен - Вы обязательно поймете,почему я обращаюсь именно к Вам и именно сейчас."

       Из ВОСПОМИНАНИЙ -
     О школе:
     В то утро я проснулся раньше обычного - волновался оттого,что был последний день занятий и еще больше потому, что в присутствии участников праздника "Последний звонок" должен был прочитать наизусть комментарий в стихах к своим собственным рисункам из школьной жизни, оформленным для этого случая в небольшую витрину-выставку.

     Я все-таки опоздал, замешкавшись,собирая в саду цветы, и , подходя к школе,в открытое окно класса увидел, что мои товарищи уже расселись по местам, а классная руководительница - Софья Иосифовна - что-то тщательно переписывает в тетрадь,сидя за своим столиком.
     Такая обстановка - без хлопанья крышками парт,смеха,визга,гвалта и беспорядочного движения показалась чересчур необычной и я испугался,представив,как войду в класс последним посреди всей этой тишины.

     Софья Иосифовна ,однако,взглянула на меня без гнева и сказала,как мне показалось,очень ласково:
     - Алик,дорогой,садись быстрее на место,мы тебя заждались.
     Я прошел к своей парте и только тут,оправившись от робости,заметил, что на учительнице парадный темно-зеленый костюм и чопорная прическа - так она выглядела только в те дни,когда в школе появлялась инспекторская проверка или вручали награды. Класс тоже смотрелся по-особенному торжественно.На самом видном месте,рядом с доской, красовалась выставка моих рисунков.

     - Друзья! - почему-то не глядя в глаза,начала учительница.- Сегодня за этими партами я вижу вас в последний раз; я провожаю вас в самостоятельную жизнь и мне грустно потому, что расставаться всегда нелегко. Но моя печаль светлая потому, что начало самостоятельной жизни для каждого человека неизбежно...

     Потом я услышал свое имя и прочитал заученные стихи. Не совсем выразительно,конечно,вконце даже что-то перепутал,растерявшись, но все дружно захлопали и, разглядывая рисунки,хвалили,жали руку.
     Подошла Софья Иосифовна,обняла, сразу успокоив:
     - Не волнуйся так! Вне всякого сомнения, у тебя прекрасный дар художника. Уже сейчас я с уверенностью могу сказать - у тебя БОЛЬШОЕ будущее и совершенно счастливая СУДЬБА!

     Постепенно она перешла к предмету,который преподавала - к русскому языку, о котором говорила вдохновенно и высокопарно как о могучем и великом,который надо знать непременно в совершенстве, чтобы иметь его своим оружием в борьбе за все - интересы,права, счастье, потому что только безукоризненное владение своим языком - это владение КЛЮЧАМИ от своей темницы и от своего невежества...
     "Любите родину и не уставайте "расти" !" - написала она на доске, поставив в конце восклицательный знак, и пояснила, что именно ЭТО любую жизнь поможет сделать сказкой.
     Она говорила так проникновенно,что слова распахивали настежь душу,возвышали ее и я чувствовал в себе прилив необыкновенных сил,энергии и желания делать что-то значительное и обязательно доброе и казалось тогда, я все могу и все знаю и хотелось лететь в эту самостоятельную жизнь на крыльях.

     О ЛЮБВИ:
     Очень скоро я понял, что жизнь - штука сложная и непонятная и если не быть осмотрительным, такого "лоха", как я , пронесут по ней,как в сказке, не только на крыльях, но и на оленьих рогах.

     Прекрасно помню - это была суббота. Работая над фрагментом картины именитого художника, я задержался в мастерской-студии допоздна и собирался здесь переночевать. Стемнело.Из небольшого окна был виден роскошный сад. Он игриво шумел верхушками своих деревьев и манил свежестью прохлады и вкусным запахом спелых вишен.

     На лестнице этажа застучали вдруг каблучками, и в зал стремительно влетела Леночка,наша модель.
     - Я заскочила на минутку, увидев в окне свет, - пояснила она, - Ты что - здесь ночуешь?
     Мне было приятно стоять под ее лукавым взглядом и очень хотелось, чтобы она смотрела на меня вот так - как можно дольше и говорила еще. Почти физически я чувствовал на себе этот бередящий кровь взгляд и ожидал ее прикосновения...
     - А ты, оказывается, провокаторша!
     - Но разве не нравлюсь?

     Буквально в следующую же секунду, крепко обхватив за шею, Лена крепко прижалась ко мне , совершенно ослепив ненасытной жадностью влажных губ и копной рассыпавшихся по плечам кудрей. Подхватив ее на руки, я сделал несколько шагов к стоявшему вглубине дивану. Уже находу Лена расстегивала пуговицы моей рубашки...

     В самый неподходящий момент противно скрипнула входная дверь, и свет, включенный в зале кем-то,полоснул в глаза , будто кипяток. Оглушительный, адской силы крик рванулся тут же из этого - адской силы света - как гром, как фанфары, как заключительный аккорд в музыке.
     Чье-то огромное незнакомое лицо выросло в исполина,раздался трескучий звук пощечины, потом затрещины в мой затылок  , и я услышал,как истерически закричала Лена:
     - Этот парень - гнусный интриган! Он угрожал мне! Он "взял" меня силой...
     В ту же секунду я увидел перед собой разъяренную,перекошенную, мечущую огонь и стрелы физиономию мужика.
     - Вы кто?! И что здесь делаете?! - закричал я, совершенно забыв, что стою перед ним голый.
     - Этот вопрос я должен задать тебе и своей жене, - сказал он спокойно.
     Оглянувшись, я увидел Лену. Она судорожно напяливала на себя футболку и плакала. Тут же я получил вторую затрещину - уже в глаз. Дыхание остановилось, и УЖАС - безумный, подлый, нерассуждающий сковал меня полностью.Казалось, стоит только пошевелиться , случится что-то невероятное.И, потеряв разум, я начал проваливаться в темную, крутящуюся бездну.

     О КАРЬЕРЕ:
     В первый же рабочий день я был изгнан из мастерской с "треском". Меня обвинили в хулиганстве,непорядочности,оскорблении девушки. Фрагмент картины, порученный мне, был не закончен и озлобившись на несправедливость по отношению к себе, я забрал его, перепрограммировав в собственную картину под названием "Обманутый".
     Совершенно случайно, без всякой идеи и поиска, простого сельского механизатора, "выдранного" из контекста огромного художественного полотна, я решил сделать карикатурой на мужика, оказавшегося обманутым мужем. Просто чтобы не выбросить собранный до этого с такой любовью художественный материал, я решил придать этому типу черты идиота,выродка, достойного в связи с этим еще худшей выходки,чем обман женщины.

      Однако, приступив к работе шутя, вынашивая в голове месть и осмеяние, я столкнулся с неожиданной трудностью: приближая по памяти внешность мужика к той, что "чистила" мне физиономию, я переживал одновременно и свою обиду, предательство Лены и, вглядываясь в ненавистное лицо, искусственно его уродуя, я отдавал ему и свою боль. В конце работы БОЛЬ стучала уже не только в моих висках, но и на холсте - в изображенном мной портрете.

      "Обманутый" в моей картине получился довольно интересным: мужик с простым крестьянским лицом, обрамленным модной короткой бородкой. Заскорузлой огрубевшей рукой подперев одну щеку, он смотрит куда-то вдаль, решительно думая о своем. Он глядит исподлобья, будто бы свирепо, но глаза, в которых неприкрытая глубокая обида и неизбывная боль, выдают человека, деликатного душой и глубоко несчастного.

      Экспонированная на передвижной выставке работ художников во Франции, картина выиграла главный приз по теме " Суета земная", и я был признан лучшим оригинальным художником в изображении обыденности.

      Из ПИСЬМА к учительнице:
      " Милая Софья Иосифовна! Я помню до сих пор наш последний урок.
      Начав жить самостоятельно,я во всем следовал Вашим советам, старался быть "правильным" - совершенствовался и "рос",любил людей, искал в них поддержку,  участие и ТО, что всех нас объединяет. Однако, жизнь упорно "выдает" свое: когда я кажусь себе патриотом и отстаиваю справедливость, меня называют выскочкой и бунтарем.Когда я бываю предельно честен, обвиняют в лицемерии.
      В карьере художника у меня своя тема, свой девиз: ищи КРАСНОЕ в сером...Я считаю , что картины должны отражать реальные ситуации, пленять искренностью,пусть иногда суровой. Отстаивать эти позиции в жизни - не просто. И пока больше разочарований и неудач, оппонентов, чем сторонников.

      Иногда жизнь карежит по-особенному жестоко и тогда я перестаю верить в те смутные и громадные силы, которые стоят за нашей душой . Внутри во мне будто что-то сохнет, как сохнет ветка дерева: ее форма, вид остается будто бы прежним, но из нее уходит жизнь, гибкость, пропадает сердцевина. Так и во мне: будто бы ничего не меняется - взгляды, цели, устремления - они прежние, но от них все больше и больше отлетает боевой дух...

      До сих пор я мечусь по жизни в поисках Истины и радости и с тихой тоской  все чаще и чаще вспоминаю маленький городок на Волге, свой последний школьный звонок и Ваши напутствия. Они были по-настоящему добрыми, а чувства - теплыми, как и вера в меня, в мой талант, в мою счастливую судьбу.
      Я не знаю, в чем не прав, не знаю, почему одинок и неудовлетворен собой, как исправить свои ошибки. Знаю одно - до сих пор Вы для меня - островок света и  думаю, что только Вы и подскажете, как  воссоздав потерянный "рай", превратить Ваш свет в МОРЕ добра и радости!

 

    


Рецензии