Рассказ про рассказ
Это научная технология рассказа.
2. Идея. Рассказ – то наиболее общее в практике информации, что имеет единую структуру, охватывает все необходимые трудовые умения и чему, как первостепенному делу, учится или должен учиться человек культуры.
3. Обоснование. Необходимости уметь сочинить качественный рассказ есть аналоги: уметь стоять на лыжах – это для лыжников всех категорий, уметь пользоваться ножом - это для всех людей, умение использовать компьютер – это для молодежи. Если проследить логику создания целостного образа объекта (от возникновения замысла «улучшить» его до реализации замышляемого в практике), то формируется идея цепочки обязательных дествий для обучения рассказу-образу:
представление существующего (прототипа) с выявлением его недостатка, вынуждающего творчество. Если нет недостатка, то объект идеален и не доступен улучшению;
создание идеи по устранению выявленного недостатка прототипа обновлением композиции в создаваемом, т.е. новом объекте того же назначения;
научное обоснование идеи, выявляющее ее закономерность, соответствие законам природы и логики;
техническое решение по реализации идеи ; что и как сочетать;
организационное решение по обеспечению практики реализации;
управленческое решение по реализации решения;
исполнительские решения, обеспечивающие полную реализацию целостного образа.
Поскольку перечисленные действия представляют систему взаимосвязанных действий творческих, не подлежащих перестановке по очередности, но для всех объектов одинакового содержания, то они формируют основу науки системного творчества, т.е. творчества как профессиональной деятельности. Нужна наука (технология) системного, т.е. профессионального творчества. А цель освоения этой науки – освоение рассказа как мастерства в единой методике создания образа объекта творчества. Очевидно, что эта наука также широка, как наука «Мореплавание», существовавшая в эпоху Петра Первого.
4. Технические решения. Структура (конструкция) целостного образа объекта вытекает из рассмотренного алгоритма действий и потому должна включать в себя следующие фрагменты-образы: педагогический (ПО), художественный (ХО), научный (НО), технический (ТО), организационный (ОО), управленческий (УО) и исполнительский (ИО).
Из этого следует, в частности, что ПО не простое перечисление структурных элементов, функций и всех выявленных недостатков, а осмысленное «вылавливание» и «нанизывание на кукан» только того, что служит укреплению замысла будущего объекта нового поколения; ХО включает в себя ПО и вновь созданную догадкой комплексную идею развития существующего с целью его улучшения устранением недостатка; НО - это ХО плюс научное обоснование идеи, возможности ее реализации по законам объективным (изучаемым в школах и определяющим эволюцию культуры) и по правилам правдоподобия - известным или фантастическим. Задача – «делу дать законный вид и толк»;
ТО – это НО плюс идея технического решения проблемы: система (проект), представляющая суть и действие объекта по назначению, конструкцию, представляющую элементы объекта в работоспособном виде, и технологию его изготовления и потребления; ОО представляет ТО и идею комплекса различных мероприятий (проектировочных, организационных, финансовых и др.) по реализации технического образа; УО - это объединение ОО с комплексным планом управленческих действий по реализации нового объекта; ИО представляет описание практически-действенных отношений всех соисполнителей проекта, производственников, реализаторов и потребителей и всех выгод от реализации объекта нового поколения.
5. Организационные решения. Идея такой единой структуры целостного образа имеет методологическое значение, поскольку она определяет единую структуру, организацию и применение любого объекта, в том числе рассказа и его творческого процесса. Это позволяет последовательную разработку и планирование. Планирование уменьшает вероятность бессистемного «рыскания» автора по кладовым памяти в поисках структуры и функций, высвобождает силы и время для поиска наиболее убедительных мыслей и слов, эвристических решений и логики изложения. В случае, когда эти возможности не просматриваются или сомнительны, то необходимо вновь изучить все предыдущие этапы с целью ухода с тупикового, сомнительного или опасного направления.
6. Управленческие решения. Очевидно, что возможны произведения-рассказы, заканчивающиеся педагогическим или любым из последующих промежуточных образов. Тогда все творчество будет относиться, соответственно, к педагогическому, художественному, научному, техническому, организационному или управленческому.
7. Исполнительские решения. Как видно, сотворение целостного образа сочетает все виды творчества, охватывает весь спектр родов и видов человеческой деятельности. Исполнение его относится к разным возможным жанрам, темам и сюжетам. Понимая это, каждый планирует и осуществляет организацию своей учебной творческой деятельности. Заметим, что этот рассказ про рассказ имеет рекомендуемую структуру, для наглядности в освоении единой методики он разделен на пронумерованные части.
Свидетельство о публикации №213062701612