Природа человека

   ЭТИКА И ЭТОЛОГИЯ

6. Природа человека

Благодаря сравнительному исследованию любви, семейной и общественной жизни высших животных мы пришли к твердому убеждению, что и у людей многие детали социального поведения, которые этика считает результатом ответственного разума и морали, в действительности основаны на врожденных видоспецифичных реакциях. (Лоренц)

Система инстинктов напоминает парламент тем, что представляет собой более или менее целостную систему взаимодействий между множеством независимых переменных. (Лоренц)

Джулиан Хаксли использовал красивое и меткое сравнение, которое я уже много лет цитирую в своих лекциях: он сказал, что человек или животное - это корабль, которым командует множество капитанов. (Лоренц)

Агрессия - это такой же инстинкт, как и все остальные, и в естественных условиях так же, как и они, служит сохранению жизни и вида. У человека, который собственным трудом слишком быстро изменил условия своей жизни, агрессивный инстинкт часто приводит к губительным последствиям; но аналогично - хотя не столь драматично - обстоит дело и с другими инстинктами. (Лоренц)

Слово инстинкт употребляется в быту часто как символ всего низменного, всего дурного в человеке. Инстинкты рекомендуется скрывать и подавлять. Инстинкту противопоставляется мораль и разум. Но в биологии, у этологов, слово "инстинкт" имеет иное значение. Им обозначают врожденные программы поведения. (Дольник)

Инстинкт удивительно корректен по отношению к разуму. Древний повелитель поведения, он не командует, не требует слепого подчинения, даже не советует. Он только незаметно подсказывает, оставляя разуму полную свободу облечь желание в подходящую времени и обстановке форму. Ведь он, инстинкт, всегда древен и консервативен, многое могло измениться в жизни - на то и дан разум, чтобы ориентироваться в меняющихся, нестандартных ситуациях и принимать решения. Разум не борется с инстинктом, и инстинкт не глушит разум. Они сотрудничают. Миллионы лет. (Дольник)

Человек воспринимает инстинктивные подсказки очень своеобразно и обычно их не замечает. А если замечает, может воспринимать то как собственную потребность, то как повеление откуда-то извне, "свыше". (Дольник)

О воздействии на нас инстинктивных, передаваемых из поколения в поколение программ мы можем и не догадываться, хотя их позывам зачастую находим внешне вполне разумные объяснения. (Дольник)

Человек пользуется логикой лишь задним числом, чтобы придать разумное обоснование чисто эмоциональным стремлениям, и эффективнее осуществлять их. (Селье)

Инстинкт самосохранения не обязательно вступает в конфликт с желанием помогать другим. Альтруизм это коллективный эгоизм. (Селье)


Будем понимать под словом "инстинкт" то, что определяет направленность нашего поведения, всей нашей жизни. Слова "инстинкт", "цель", "смысл жизни" - синонимы. И сознательно, и бессознательно мы стремимся к достижению целей, которые ставит перед нами инстинкт. Веревочками, с помощью которых инстинкт нами управляет, являются эмоции. Содержание инстинктов определяется Естественным Отбором. Оно закодировано в генах, а также в культуре (дарвиновские механизмы управляют и тем, и другим). Логика служит для решения задач, поставленных эмоциями, а также для их оправдания. То же и интуиция, которая есть не что иное, как бессознательная логика. "Инстинкт говорит нам, что надо делать, разум говорит, как это сделать."

Часто смешивают инстинкт и интуицию; это не удивительно: их голоса трудно отличимы один от другого; но это совсем разные вещи: инстинкт указывает цели, интуиция, как и логика, - средства (разумеется, можно обозначать двумя разными словами одно и то же понятие, но тогда для другого понятия нужно подобрать какое-нибудь третье слово - потому что в данном случае перед нами действительно два различных понятия). Конечно, не всегда возможно даже в принципе сказать, инстинкт толкнул нас к действию или интуиция, потому что работу интуиции направляет инстинкт; но в этом отношении интуиция ничем не отличается от осознаваемой логики. Голос совести - это разновидность голоса инстинкта; совесть - это часть инстинкта наиболее определяемая культурой, хотя и генами тоже.

Ю. Насимович разделил все инстинкты на 3 группы: инстинкты 1-й ступени - это инстинкты, направленные на самосохранение (страх, голод, лень, но и потребность в движении); инстинкты 2-й ступени - это инстинкты, направленные на продолжение рода (любовь половая и к своим детям); инстинкты 3-й ступени - это инстинкты, направленные на сохранение вида (взаимопомощь, сострадание, самопожертвование для блага других, стремление лидерствовать и стремление подчиняться лидеру). 1-ая ступень направлена на сохранение тела, 2-ая и 3-ья на сохранение души, которая заключена в генах и в культуре.

Ориентировочный рефлекс - любознательность - проявление 1-й ступени, но иногда определенно выходит за пределы полезного для индивида и тогда должен быть отнесен к 3-й ступени. То же можно сказать и о лени, и о жажде деятельности. Немотивированная агрессивность сильных и ослабление стремления к размножению и даже к самосохранению у слабых - инстинкты 3-й ступени, они препятствуют вырождению популяции за счет распространения вредных генов, когда борьба за существование почему-либо ослаблена.

Со времени неолитической революции прошло не более нескольких сотен поколений; но за это время в человеке явно выработались земледельческий и животноводческий инстинкты. Первый иногда немного гротескно проявляется у дачников. Второй не только побуждает держать дома собак и кошек, но забавно преломился в любовь к автомобилям. Стремление к деньгам появилось еще позже, но и оно имеет некоторые признаки инстинкта; его искаженным проявлением является стремление к хорошим отметкам у школьника. Собственнический инстинкт гораздо древнее, он появился раньше человека. То же и желание справедливости (между прочим, заставляющее наказывать невиновных, когда наказать виновных почему-либо нельзя). В большинстве случаев следование этим инстинктам, очевидно, полезно для выживания вида; но тот факт, что мы стремимся им следовать и тогда, когда это бесполезно для вида и для индивида, показывает реальную силу этих инстинктов.

Толпа обычно объясняет поведение политиков, предполагая, что ими руководит стремление к обогащению; потому что стремление лидерствовать ей мало знакомо. Вообще, обычно люди приписывают друг другу мотивы, относящиеся к 1-ой и 2-ой ступеням; об альтруизме люди слышали мало, о не мотивированной агрессии, о стремлении лидерствовать и о противоположных побуждениях - еще меньше.

Интеллект работает в паре с инстинктом: инстинкт ставит задачи, интеллект решает. Поэтому, чтобы создать искусственный интеллект, надо создать и искусственный инстинкт. То есть сперва найти для суперробота достойную работу.

Часто говорят о двойственности природы человека, состоящей якобы из животной и духовной, или из биологической и социальной компонент. При этом подразумевается одна из трех вещей. Либо подразумевается двойственность, присущая природе любого объекта: природа любого объекта подразделяется на физическую и кибернетическую, т.е. из чего объект состоит, и как он устроен (подход материалиста и подход идеалиста) (здесь, скорее, речь идет не о животной, а о материальной природе человека). Либо подразумевается противопоставление качеств, наследуемых генетически, и качеств, наследуемых сигнально (при таком толковании животная компонента шире, чем при первом, т.к. генетически наследуются не только свойства тела, но, отчасти, и души). Либо просто относят 1-ю и 2-ю ступени к животной природе, а 3-ю - к духовной (это толкование близко к предыдущему, т.к. инстинкты 1-й и 2-й ступеней наследуются, в основном, генетически, а 3-й - и сигнально).

Утверждают, что нравственность основана на духовной компоненте, а из животной ее вывести невозможно. На самом деле нравственность свойственна не только человеку, но и другим животным. Нравственность основана на инстинктах 3-й ступени. Но 3-я ступень не тождественна ни альтруизму, ни нравственности, она шире и того, и другого.

Чрезмерный материализм приводит к тому, что загадки, которые следовало бы решать на кибернетическом уровне, пытаются решать на физическом. Например, для обоснования психо-соматических методов лечения пытаются придумывать новые постулаты о физической природе человека, ищут какие-то доселе неизвестные поля, хотя ничто не указывает на невозможность объяснить эти феномены на кибернетическом уровне, т.е. исходя только из известных свойств элементов, составляющих рассматриваемую систему (человек, человеческая популяция и т.п.). Оно и не удивительно: легче придумывать аксиомы, чем доказывать теоремы. Смешивают душу человека с создаваемым его телом электромагнитным полем; в этом поле, конечно, душа проявляется, но не больше, чем в цвете лица, тонусе мышц, запахе пота и т.п..

Согласно Платону, природа тела геометрическая, а природа души числовая. На более современном языке это как раз и означает: природа тела физическая, природа души кибернетическая.


В какой степени человек свободен, и в какой - жертва стечения обстоятельств, в каких пределах имеет место свободное волеизъявление, и когда на сцене появляется судьба - все это тайна и останется тайной. (Ганди)

Инстинкты - это не все рефлексы, а только безусловные. Смысл жизни не чисто инстинктивен, но имеет и условнорефлекторную составляющую, которая тоже подсознательна. (Насимович)

Гитлер был импотентом. Если человек не может любить женщину, он принимается любить что попало: родину, диктатуру пролетариата. (Мартынов)

Фантастический прорыв биологии и медицины, связанный с постижением роли гормонов в нашем физическом и духовном бытии, оказался слабо воспринят даже образованной, любознательной публикой. (Белкин)

Когда человек отжил для себя, ему остается еще пожить для других. В этой суровой поэзии старости ни счастья, ни приволья, конечно, уже быть не может; но может еще быть любовь глубокая, любовь горячая к родине и ее желательным судьбам. Человек отживающий получает право говорить; он будет говорить, как чувствует; ложь ни к чему уже для него не послужит. И если он выскажется правдиво по его разумению и если хоть одно его слово пойдет в пользу, то с него довольно и больше от него не требуется. (Соллогуб)

Люди чаще подчиняются силе темперамента, а не силе разума. (Искандер)

1.Инстинкт самосохранения представлен голодом и желанием "есть", и чувством страха с желанием бежать или драться. Сюда же относится потребность в собственности - делать запас пищи. 2.Инстинкт продолжения рода обеспечивает нам семью: секс и любовь к детям. 3.Стадность человека выражена целым набором потребностей - чувств и действий, замыкающихся на других людей: общаться, самоутверждаться, "догонять" передового, подражать, подчиняться и верить лидеру, заставлять, принадлежать к группе, сопереживать, помогать. Или - наоборот - отдаляться от неприятного и даже уничтожать врага. (Амосов)


Рецензии