Дух трудится
Грани Агни Йоги, 1970 г. Из 186
Не раз говорилось о том, что даже машина иначе работает в разных руках. Больше того, достаточно известно, что одни мастера благотворны и для самой машины, другие же как бы носят в себе какое-то разрушительное начало. Люди издавна понимают значение ритма в труде. Приходилось видеть, как для общественных работ присоединялись местные оркестры для вящей успешности. Даже в далеких гималайских лесах дровосеки носят деревья под удары барабана. Всем это известно, и тем не менее сознательная согласованность труда все-таки является чем-то ненужным и неопознанным в глазах большинства.
Н.К.Рерих Труд 4 Мая 1935 г. Цаган Куре
ДУХ ТРУДИТСЯ (2) *
(Из Посланий Высокого Источника)
Необходимо понять и твердо запомнить, что все, что происходит и случается с человеком, имеет целью научить его чему-то, утвердить или развить в нем то или иное качество духа. Другого значения жизнь не имеет. Это процесс постоянного испытания и проверки. Сами же по себе внешние явления значения не имеют и потому все они уходят в забвение, оставляя человеку плоды опыта, которые они ему принесли. Потому каждое явление следует рассматривать под этим углом и с этой точки зрения. Учитель Заботится о том, чтобы урок, даваемый каждым событием жизни, был понят правильно и дал ожидаемый Учителем результат. Когда этот результат достигнут, Учитель Уводит явление из жизни ученика. И все труды, которыми трудится человек, имеют тот же смысл, ибо сами по себе все они, то есть плоды рук человеческих, обречены на конечное уничтожение. Какого расцвета ни достигнет культура, начнется спад и заменится новой, а от настоящей культуры останется не больше, чем осталось от древних цивилизаций. Но плоды культуры духа останутся в духе строителя ее. В этом цель и смысл земных воплощений и земных дел. В ученике эта сторона жизни акцентирована особо. Жизнь для него непрерывная серия самых разных испытаний: выдержанные, тотчас же сменяются новыми. Равновесие духа и бесстрастие яро помогают быстрее освободится от них, ибо цель этих испытаний – утвердить равновесие непоколебимое.
Спокойствие есть венец духа, а равновесие – камни венца. Так с самого утра в гущу жизни вступая, надо помнить об этом и этим памятованием осмысливать жизнь и каждый поступок. И тогда можно сказать, что рычаги жизни воля берет в свои руки, поворачивая течение встречных явлений все к той же единственной цели умножить познанье и опыт. Именно, яро надо на жизни учиться, жадно извлекая из внешних событий ее нужное знанье и опыт. Рука Учителя заботливо направляет поток внешних явлений, и Учитель Радуется, когда встречает в ученике понимание происходящего с ним процесса. Смотреть в сто глаз с предельною зоркостью, чтобы не упустить очередной возможности чему-то научиться, будет правильным пониманием каждодневности.
Ни одна способность, приобретенная раньше, не исчезает и не утрачивается, но откладывается в Чаше. Иначе не родились бы выдающиеся музыканты, математики и так далее, накопления которых, сделанные в прошлых жизнях, выявляют себя порою уже в самом раннем возрасте. Учиться хорошо всегда и хорошо учить тело, и руки и мозг. Стать полиглотом можно лишь, имея накопления прошлого. Старость не преграда учебе – знания и навык пригодятся в будущих жизнях. Способности, проявляемые в чем бы то ни было, имеют глубокие корни. Даром ничего не дается. Но зато и каждое усилие приносит свой плод. Этим осмыслен всякий труд и стремление выполнять всякую работу наилучшим образом. Не сразу мастер на все руки стал таковым. Бессмысленна зависть к чужим способностям и талантам, ибо они заработаны были трудом и рядом долгих усилий.
Смотрите на каждую способность и каждый талант как на то, что имеет глубокие корни, как на звено цепи, уходящей в глубь, быть может, многих тысячелетий. Полна великой значимости жизнь на Земле в плотном теле, ибо возможность дается собирать сокровища опыта и знания для удержания их навсегда. Того, что дает Земля, нигде вне ее не приобрести, не приобрести и в Надземном, ибо Надземное есть такое состояние, где дух пожинает плоды и следствия земного пребывания. Если это последнее прошло без трудов и усилий и накоплений, внеплотное существование плодоносным не будет. Многие духи, не накопившие ничего, уныло и беспросветно мятутся в Надземном, томимые неосознанными воспоминаниями и тоскою. Лишь труд накопляет огни. Потому дается труду новое понимание пространственного значения для внеплотного пребывания духа в период срока между воплощениями. Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под Солнцем? Никакой, если ограничивать жизнь человека только одним воплощением и отрицать бессмертие и нескончаемость жизни. Но хороша мудрость с наследством, и в особенности для видящих Солнце. В Беспредельности сияет Солнце бессмертия духа и освещает весь путь до конца. И тогда мудрость с наследством нетленных накоплений, сложенных в Чаше, становится осознаваемым достоянием собирателя этих сокровищ.
«Цените людей, которые не только говорят, но и делают. Утверждайте умение понять действие. Трудность времени сложилась от дезорганизации. Причина такой дезорганизации смешна в своей ничтожности, – забыто сотрудничество сердец. Сходясь на молитву, люди забывают, как настроить себя для служения. Между тем, такое условие необходимо и легко достигается, в этом нужно только помочь друг другу. Сохранить необычное настроение уже значит подойти к Миру Огненному. В условиях жизни такое настроение не легко, но именно оно не должно быть отставлено. Не следует входить в храм ни с чем кроме молитвы. В молитве возносится и улучшается Бытие, потому каждая молитва, как и каждое возношение, должна быть лучше предыдущей. Каждая ступень лестницы духа должна быть пройденной. Как величественна Лестница к Огненному Миру, которая имеет в году триста шестьдесят шесть ступеней днем и триста шестьдесят шесть ночью! Каждая ступень отличается от другой и пусть будет лучше другой. Радость Учению, разве не будет она истинным украшением ступени? В каждой радости Учению уже заключается новое познание. Часто мы не можем выразить словами эту ступень, данную в радости. Она несомненна, и какая гора восходится молитвою радости! Ею утишаются боли, ею преуспевает труд. Никто и ничто не может препятствовать этой радости. Так будем иметь преимущество преуспеяния. То же можно желать и всем, ибо на лестнице духа нет тесноты. Пусть каждый радуется лишь красоте новой ступени. К чему же пойдет кто-то вспять? Но трудно и тяжко потерять уже пройденное. Низвержение всегда пагубно даже для тела. Можно себе представить, насколько оно гибельно для духа и существа огненного. Прикасание к Огню уже дает особую ткань, которая сияет к верху, но испепеляется вниз. Лестница восхождения есть мера великодушия, значит великодушие может быть постигаемо ежедневно» Учение Живой Этики: Мир Огненный, ч. 2, 280.
Путник беспредельного пути
Идёт на пределе
В напряжённом усилии воли,
Умножая свой опыт,
Утончая способности духа.
Всё, что построено будет
Непременно настигнет разруха.
Будет развалено уже в то же век.
К Высшему творчеству жизни
По руинам взойдёт человек.
Сергей Сычёв 21.01.2012 Стихи.ру
Только когда действие совершается не во имя свое и себя и желаний самости, становится оно самоотверженным, или жертвенным. Вначале стремление всех поучать и иметь больше учеников очень сильно. Это самость уявляет себя. Потом, по мере роста духа, стремление поучать исчезает и рождается понимание, что наставничество – это жертва и накладывает оно на учителя обязательство выполнять свой долг до конца. Ученик берется не на время, но навсегда. Ученики – это психический груз на ведущем, ибо, разделяя с учеником знание, учитель удлиняет путь свой к Нирване. Ответственность за учеников велика. И только тогда, когда появляется мысль: «Да минует меня Чаша сия», – ведущий становится истинным наставником. Самоявленное учительство, тешащее свою самость, немногого стоит. Но тем ценнее те немногочисленные духи, которые со временем могут стать Учителями. Такой ученик уже понимает, насколько тяжка, и неблагодарна, и трудна его доля, если он трудится не во имя свое, но Позвавшего. Порадуемся тому, что понимание этого уже озаряет сознание.
«Урусвати знает, что просыпающийся должен пройти промежуточное состояние, в котором он принадлежит двум мирам. Некоторые не замечают такого состояния, но другие все же удерживают искры тонких ощущений.
Когда древние предлагали человеку познать самого себя, они, прежде всего, заботились о развитии наблюдательности. Такой процесс не содержит ничего таинственного – человек должен стать внимательным к самому себе и к окружающему. Пусть люди помнят, что они ответственны за качество своих проявлений.
Нужно удивляться, если состояние между сном и бодрствованием проходит неотмеченным. Люди читают об особых свойствах дремоты. Древние посвященные знали, насколько человек становился прозорливым во время такого состояния. Но затем лишь посвященные сохраняли память о замечательном состоянии. Народ, занятый трудом, уже не успевал уделять внимания таким наблюдениям.
Но теперь Мы опять зовем, чтобы и во время труда люди умели наблюдать за свойствами природы человека. Нужно сохранить естественный труд и, в то же время, уметь проследить тонкие ощущения. В таком сочетании люди приблизятся к преображению жизни.
Не нужно думать, что посвященные должны быть оторванными от жизни. Можно убедиться из жизнеописаний, что великие деятели не чуждались самых различных жизненных проявлений. Так и теперь, пусть труд не препятствует человеку погружаться в самопознание. Новая жизнь требует и сотрудничества двух миров.
Мыслитель говорил: «Друг, пусть, отходя ко сну и пробуждаясь к труду, скажешь целительное слово блага, оно откроет врата обоих миров».
Урусвати знает сущность отдыха. Мы уже говорили, что отдых есть смена труда, но нужно иметь в виду иные, полезные отдохновения. Такими будут: общение с Надземным Миром, обогащение познания, созерцание величия Природы и творчество человека. Одни назовут такое отдохновение расширением сознания, другие – освобождением от эгоизма, третьи – победою духа – все будут правы. Восторг возвышенных восприятий может преображать жизнь, если человек сумеет сохранить в себе такие целебные вибрации.
К сожалению, весьма редко люди могут воспользоваться такими истинными ценностями, обычно ярая злоба помешает заметить наиболее прекрасное. Человек, вместо сужденного отдохновения, погружается в раздражение и вредит не только себе, но и всему окружающему.
Следует в школах объяснять, в чем заключается отдохновение, приносящее здоровье духа и тела. Пусть молодые строители жизни найдут время помыслить о Мире Надземном. Они, может быть, начнут с насмешки, но затем простая логика заставит подумать глубже. Может быть, они начнут мыслить от астрономии, или химии, или от любой отрасли физики, и они натолкнутся на нечто им неизвестное. Особенно теперь, когда люди начинают мыслить об энергиях, можно ожидать, что пытливые умы поймут ширь возможностей, преображающих бытие. Но люди еще далеки от свободы мысли. Пусть мысль освободит угнетенных рабов.
Мыслитель говорил: «Труд – освободитель, но мысль – путеводитель» Учение Живой Этики: Надземное, 353, 857.
______________
* Первая часть – размещена в Стихи.ру 27 июня 2013 г.
Владислав Стадольник http://www.stihi.ru/avtor/vladislav3
Свидетельство о публикации №213062700237