Наталья Советная Доброго, которого хочу, не делаю

P.S.
  Блоки передач с заслуженным врачом РФ, профессором, доктором богословских наук, доктором медицинских наук, священником, членом союза писателей России Григорием Григорьевым на ТВ "Союз" каждую пятницу в 15-15 или на сайте - http://tv-soyuz.ru/Tochka-opory 

Телефоны МИРВЧ: 8-812-599-04-18 с 10-00 до 18-00 (С-Петербург (+ информация по Псковской области)
+375 29 513-05-58 (Беларусь)
 Группы: "Ветер радости"  https://vk.com/club160708986
"МИРВЧ" - Городок https://vk.com/mirvch

Наталья Советная - медицинский психолог высшей категории, кандидат психологических наук, защитила диссертацию в 2008 году во Всероссийском центре экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России на тему: «Кризисно-реабилитационная психологическая помощь при игровой зависимости на основе стрессовой психотерапии»,  по специальностям: 05.26.02 - безопасность в чрезвычайных ситуациях и    19.00.04 -  медицинская психология , диплом ДКН № 069659 от 26.06 2008г.






«Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю»                (Рим.7:19)


20 ноября 2008 года я приехала в Санкт-Петербург, чтобы принять участие в торжествах, посвящённых юбилейной дате Международного института резервных возможностей человека (МИРВЧ). В Доме учёных Российской Академии наук на Дворцовой набережной, дом 26, к которому лежал мой путь, бывать ранее мне не доводилось. Ориентировкой для поиска служил ни много, ни мало… Зимний Дворец.

  Я вышла из метро и направилась вдоль Канала Грибоедова в сторону неповторимого по красоте храма «Спас-на-крови», далее –  к  легендарному Марсову полю, потом перешла улицу Миллионную, ещё немного и вот уже предо мною величественная Нева, на противоположном берегу которой вонзился в небо золотой шпиль Петропавловской крепости.
Тяжёлые, массивные двери бывшего дворца Великого Князя Константина Романова пропустили меня уже совсем в иной мир – мир учёных…

Если бы лет 20-25 назад кто-нибудь сказал, что я буду присутствовать на  заседании, где деятели науки  и священники станут совместно обсуждать проблемы духовного (!) исцеления и лечения больных с патологическими зависимостями, наверно, не поверила бы. Но сейчас  в этом прекрасном Дубовом  зале действительно шла речь  именно о духовно-ориентированной психотерапии.

Мероприятие открыла заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор биологических наук, профессор, почётный профессор Беларуси Т.А. Шибалова. Пока она представляла повестку дня, я рассматривала обложку книги, изданную  под редакцией заслуженного врача РФ, доктора медицинских наук, профессора И.Григорьева и по благословению Высокопреосвященнейшего Владимира, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского –  «Духовно-ориентированная психотерапия патологических зависимостей» (СПб.: ИИЦ ВМА, 2008).
В оформлении издания  использована фотография фрески 12 века «Чудо Георгия о змие» из музея старой Ладоги. Удивительно, но Георгий Победоносец изображён без воинского копья, которым святой обычно поражает змея, и как мы привыкли видеть его на более поздних иконах. Однако змей послушно, словно барашек, следует за девушкой, набросившей ему на шею всего лишь поясок. Почему? Да потому, что святой Георгий сокрушил змея СЛОВОМ!  Лучшего символа психотерапии патологических зависимостей, по-моему, не найти. И лучшего небесного покровителя специалистам  данной области желать не приходиться.

…Можно много и долго рассуждать о причинах массовой алкоголизации и больших масштабах прочей наркотизации и аддиктивного (зависимого) поведения (никотинизм, токсикомания, наркомания, игромания и т.д.)  наших славянских народов. Можно обсуждать и применять различные способы лечения больных с патологическими зависимостями. Но  коллектив института-юбиляра во главе со своим основателем и руководителем Григорием Игоревичем Григорьевым поставил перед собой задачу ответить ещё и на такие волнующие вопросы:

 -Почему один больной идёт на лечение осознанно, добровольно, а другой, у которого причины для изменения образа жизни, может, даже основательнее и серьёзнее, и слышать ничего не хочет о том, чтобы обратиться к специалисту?

-Почему кто-то просит о помощи на ранних стадиях зависимости, а кто-то – лишь после больших жизненных потерь? Кто-то же не придёт лечиться никогда, так и уйдёт в мир иной пьяницей, наркоманом?

-Почему один пациент, став трезвенником, радуется,  а другой – тяготится, скучает, завидует пьющим?

-Почему сами врачи-наркологи часто не верят в своё лечение, считают, будто бы алкоголизм неизлечим?

Интересный эксперимент, свидетелями которого были специалисты МИРВЧ, поставила сама жизнь. Два молодых человека, братья –однояйцевые близнецы, обратились за консультацией по поводу психотерапевтической помощи при алкоголизме. Всё в их судьбах складывалось одинаково:  родители, детский сад, школа, училище, служба в армии, оба холостые и работают в одной строительной бригаде – полное совпадение физических данных, условий и жизненного опыта. Но один из братьев твёрдо решил лечиться от алкоголизма, а другой сопротивлялся уговорам так, что дело едва не дошло до драки!      

Снова возвращаемся к вопросу: почему?

Может быть, кроме психической и физической зависимостей, которые составляют медицинскую сущность алкоголизма и других наркоманий, есть ещё какая-то? Да! Такая зависимость существует.  Духовная. В ней всё дело, в ней ответ на все поставленные вопросы!

Что же такое духовная зависимость? В чём она состоит? Почему для освобождения от неё необходима не просто психотерапия, а психотерапия духовно ориентированная?
Если обратиться только к медицинской науке, она ответа на эти вопросы не даст, да и в принципе дать не может.

- За годы моей врачебной практики и по мере вхождения в духовную жизнь Церкви, изучения Святого Писания и святоотеческих творений, а также трудов верующих учёных, - рассказывает профессор Г.И. Григорьев, - мне открылось, почему внешне разумный человек, постоянно пьянствуя, не видит, куда он идёт, да и самой болезни не осознаёт, не разумеет, что с ним происходит и чем всё это может закончиться. Имея немало примеров, когда у других, таких же, как он, жизненным исходом стала катастрофа, он всё же считает, что с ним лично ничего подобного не случится, что у него: «Всё под контролем. Я не алкоголик,- утверждает он,- сам брошу пить, когда надо будет».  Типичное заблуждение!

Кто же затмевает разум человека? –  Лукавый дух, невидимая злая сила затмевает разум человека, лишая его самокритики и понимания реально грозящей опасности, чтобы погубить не только его физическое, телесное естество, но и душу. Поэтому я убеждён, что все патологические зависимости – это, в первую очередь, заболевания духовно-нравственной природы. Согласно православному учению, человек добровольно отдаёт свою волю на произвол духам злобы поднебесной и оказывается в западне тёмных сил.

 О последствиях такого распространённого затмения рассудка и утраты человеком собственной воли убедительно и просто говорил Апостол Павел: «Ибо не понимаю, что делаю; потому что не делаю того, что хочу, а что ненавижу, то делаю (Рим.7:15)… Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:19).

Слушая Григория Игоревича, я вспомнила случай из своей психологической практики.

Пришёл на приём немолодой пациент, который не употреблял алкоголя уже четырнадцать лет. В документах значилось, что он давал зарок трезвости сначала на пять лет, потом ещё на пять, ещё. За все эти годы ни разу за психотерапевтическим закреплением не обращался. А тут пришёл. Нервный, почерневший какой-то… Я, грешным делом, подумала, что он нарушил  трезвый образ жизни. Оказалось, что нет. Но очень боится нарушить.

-Заболела у меня жена, - рассказал мужчина, - под вопросом страшный диагноз: рак. Лежит она на обследовании в онкологии, а я – один…
Иду с работы домой, мысли в голову лезут нехорошие, воображение мне такие картинки рисует, сами понимаете…ну, похороны там… одиночество…

И вдруг голос откуда-то слышу (он так и сказал: откуда-то!): «Зачем тебе трезвость твоя нужна, для кого, если жена умрёт? Зайди в магазин, купи бутылочку винца, выпей – хоть расслабишься немного, забудешься».

И я подумал: действительно, выпью и расслаблюсь. Но в этот момент другой голос как будто слышу: «В магазин ты всегда успеешь,  сначала зайди домой. Послушай меня – зайди домой!» Я и послушался.

А дома жена меня встретила. Диагноз не подтвердился! Всё будет у нас хорошо… Только мысль эта: пойди выпей – не даёт мне теперь покоя.

 Просто уже с ума от неё схожу! Боюсь я, что нарушу трезвость. Новый год на носу, гости приедут. Помогите! Не хочу снова пьяницей становиться…

Ой, как впечатлил меня тогда этот рассказ! Слушала и думала: такой большой стаж трезвости, а достаточно было принять мысль греховную, согласиться и – потерял человек свою волю, отдал её лукавому, словно и не было тех  счастливых четырнадцати лет.

Мы помогли этому пациенту. И сам он обещал в церковь сходить, исповедоваться, причаститься, молебен о здравии заказать… А как от лукавого защищаться? Только крестом, именем, словом Божьим, постом и молитвой.    Прав был св. Иоанн Кронштадский, когда говорил: «Бойся прежде всего мыслей греховных»! Через мысли лукавый входит в наше сердце. Апостол Павел спрашивал у согрешившего: «…для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому?» (Деян. 5: 3).

Специалисты Международного института резервных возможностей человека убеждены: духовная зависимость многолика, как многолика ложь. А кто отец лжи? – Лукавый. Затмив разум человека и захватив власть над ним, тёмная лукавая сила ещё притупляет и совесть, которая есть Глас Божий. И человек не осознаёт, что пьянствуя, принимая наркотики, пуская клубы табачного дыма или забывая себя за рулеткой, тем самым творит зло и грех против своей души, здоровья, родных людей.

Лукавый дух разжигает в своей жертве  эгоизм, самоуверенность, самооправдание, всё более отдаляя человека от покаяния, а значит и от исцеления…

«Для освобождения от духовной зависимости необходимы духовные средства, исцеляющая сила Божией благодати,- утверждает профессор богословия, протоиерей Владимир Сорокин. – Человек должен сделать всё, что в его силах. Блаженный старец Паисий Святогорец (1924 – 1994гг.), который подвязался на Святой Афонской Горе, учил: «…При обращении к Богу человек получает от Него силу, просвещение и утешение, необходимые в начале пути. Но только лишь человек начнёт духовную борьбу, как враг воздвигает против него жестокую брань. Вот тогда-то необходимо проявить немножко выдержки… Тоже самое происходит, когда человек хочет отстать от дурной привычки – например, от курения, наркотиков, пьянства. Вначале он чувствует радость и бросает эту привычку. Потом он видит, как другие курят, употребляют наркотики, пьют, и терпит сильнейшую брань. Если человек преодолеет эту брань, то потом ему уже нетрудно отказаться от этой страсти, повернуться к ней спиной. Надо немножко и поподвизаться, побороться. Тангалашка своё дело делает – так что же мы не делаем своего?... Враг обладает силой только тогда, когда мы сами складываем своё духовное оружие». 

 А главное – нужно пожелать переменить свой ум и образ жизни – покаяться».

 Покаяние и обращённость к Богу с верою – это и есть то, что в практике МИРВЧ названо православной психотерапией. Лечебное воздействие психотерапии как метода медицинского, но базирующегося на учении и опытном служении Православной Церкви, распространяется не только на конкретные заболевания, но и на укрепление нравственного здоровья личности, на цельное и гармоническое единение в человеке его физических, психических и духовных свойств, что означает переход к новому качеству жизни.   

… В старинном зале с огромным камином и изящными канделябрами великолепных хрустальных люстр мигают вспышки фотоаппаратов. Наступил торжественный момент вручения юбилейных медалей «20 лет МИРВЧ» тем сотрудникам, учёным и священникам, которые «живота своего» не жалели на поле брани с видимым и невидимым вражьим войском патологических зависимостей.
С огромным букетом роз для автора метода  целебного зарока (духовно ориентированная психотерапия) вышел получать награду доктор медицинских и психологических наук, профессор, заместитель директора Всероссийского центра МЧС В.Ю.Рыбников. Он, будучи хорошо знаком со всеми научными статьями и материалами докторских и кандидатских диссертаций, выполненных в МИРВЧ, так как является ещё и главным редактором научно-практического журнала «Вестник психотерапии», издаваемого Международным институтом резервных возможностей человека, в своём ответном выступлении высоко оценил заслуги коллектива института перед наукой и отечеством.

А всего за годы деятельности МИРВЧ в нём работали и временно сотрудничали около 300 врачей и учёных в ранге академиков и членов-корреспондентов, профессоров, докторов и кандидатов наук...

Двадцать лет назад, когда Григорий Игоревич Григорьев создавал на базе Центра научно-технической деятельности и социальных инициатив при Академии наук СССР Международный институт резервных возможностей человека, включающий в себя филиалы во Пскове, Калининграде, Белоруссии и Литве; Клинику ассоциации наркологов в Санкт-Петербурге и Наркологический реабилитационный центр, он твёрдо верил в то, что его «детище» будет жить.  Так и случилось. Сегодня в институте существует, успешно развивается признанная наукой и церковью духовно ориентированная православная психотерапевтическая школа на основе доказательной медицины.

«Алкоголизм излечим!» -  убеждён профессор, директор МИРВЧ Григорий Игоревич Григорьев.


Справка:               
Григорьев Григорий Игоревич – заслуженный врач РФ, профессор, доктор медицинских наук, известный российский психотерапевт, психиатр-нарколог, академик Петровской Академии наук и искусств, академик и руководитель проблемно-отраслевого отделения по резервным возможностям человека Международной академии трезвости (зарегистрирована в Швеции), действительный член Русского географического общества, а также член Санкт-Петербургского Дома учёных российской Академии наук , автор более 300 научных работ и 4 патентов, член Союза писателей России – родился в 1956 году в г. Ленинграде. Детство и юность провёл в Белоруссии в г. Городок Витебской области, где в 1973 году окончил среднюю школу. Имеет многочисленные награды.

P.S. в настоящее время ещё Григорий Григорьев – священник, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в п. Юкки Ленинградской области.

(Статья опубликована в журнале «Нёман» (г.Минск) №  4   за 2009г)

p,s.
(ГРИГОРИЙ ГРИГОРЬЕВ Прямой эфир т/к "Союз" с писателем, священником, настоятелем храма в Юкках (СПб), профессором, доктором медицинских наук, заслуженным врачом РФ Григорием Григорьевым:
Прямой эфир Канал Союз

> Subject: запись эфира на тк Союз
> Date: Fri, 12 Jul 2013 22:39:10 +0400
>
>  По этой ссылке доступна запись нашей беседы в студии телеканала Союз.
>
> >
> web: http://tv-soyuz.ru
YouTube - Видео из этого сообщения )

   И ещё ПЕРЕДАЧА ВТОРАЯ: http://www.youtube.com/watch?v=Z4_EkEsYUhQ

КОНТАКТЫ - http://mirvch.com/kontakty.html


Рецензии