Красный рыцарь

( австралийский рассказ)
На прошлой неделе телевидение ЗйБиСи Австралии показало программу под названием  “Мужчины, которые упали на землю” из цикла “Австралийский рассказ”.
Речь шла о трагической гибели двух мужчин, совершавших полет на самолёте ЯК-52 советского производства и упавших в океан недалеко от Брисбена 5 лет тому назад.
Один за другим выступали репортёры, ведущие программы, официальные лица, друзья и родственники погибших и пытались восстановить события, предшествовавшие этой трагедии.
Как выяснилось, во время полета погибли известный пилот, летчик-аэробат, чемпион Австралии по пилотажу и аэробатике Барри Хемпель и его пассажир – молодой англичанин Иан Ловелль, которому в этот день исполнилось 35 лет.
В подарок ко дню рождения его австралийская подруга Саманта Харе купила ему билет на этот развлекательный полёт, о котором он только мечтал. Теперь Саманта настойчиво пытается добиться ответов на вопросы: почему произошла эта катастрофа, кто виноват и кто должен выплатить компенсацию семьям погибших?
За 5 лет КАСА (Власти по безопасности полётов гражданской авиации в Австралии) было проведено полное расследование причин этой катастрофы и медицинская экспертиза. Специалисты пришли к заключению, что пилот Барри Хемпель был виновен в этой трагедии потому, что не имел коммерческой лицензии КАСА, а также был эпилептиком.
Саманту Харе и её юристов это, видимо, не устраивало и они продолжали своё собственное расследование, привлекая средства массовой информации.
А между тем недалеко от побережья Квинслэнда в Тихом Океане на глубине 20 метров лежит русский спортивный самолёт ЯК-52. Он почти не пострадал от удара об воду, неплохо сохранился за прошедшие 5 лет и уже стал даже достопримечательностью для любителей –аквалангистов. В воде далеко виден его фюзеляж, выкрашенный в красный цвет, и хорошо читается большая надпись на русском языке- “Красный Рыцарь”, а также ДОСААФ и пятиконечная звезда на хвосте.
Действительно, в ДОСААФ (добровольное общество содействия армии, авиации и флоту) СССР было много учебно-тренировочных самолётов ЯК-52, которые использовались для подготовки молодых лётчиков. Это были добротные и надёжные самолёты, но требовали постояного технического обслуживания. В трудные 80-е годы большинство из них было приватизировано и они продавались заграницу по цене средних автомобилей.
Вот тогда-то австралийский лётчик-ковбой Барри Хемпель и приехал в Россию и купил 2 старых ЯК-52 и списанный реактивный истребитель МИГ-18. Для Австралии это была чистая экзотика и авантюра. Но Барри справился с этой трудной и рискованной задачей по легальному приобретению и вывозу из России 3 самолётов через порт Владивосток на палубе какого-то сухогруза. Через несколько месяцев самолёты прибыли в Австралию и перед Барри встала новая, не менее сложная проблема по сертификации этих русских самолётов, т.е. пройти целую серию серьёзных испытаний и получить сертификат-разрешеник на полёты в Австралии. Требования КАСА по безопасности полётов очень строги и обязательны для всех летательных аппаратов.
Советские самолёты не имели международных сертификатов и Барри потребовались невероятные усилия и большие средства, чтобы выполнить ремонтно-восстановительные работы, провести технические испытания и оформить через КАСА необходимые документы на эти 3 старых самолёта без достоверных журналов их эксплуатации в СССР.
Но Барри Хемрель был настойчив и целеустремлён. Вскоре он основал частную авиакомпанию “Хемпель Авиация” и начал “катать” на русских самолётам пассажиров, желающих острых ощущений от головокружительных полётов и высшего пилотажа. Он был пилотом экстра класса, воздушным аэробатом и чемпионом Австралии, который он завоевал на русском ЯК-52 с названием “Красный Рыцарь”. Мало кто из зрителей в Австралии мог читать по-русски, но большая надпись на красном фюзеляже – “Красный Рыцарь” действовала на них магически, а фигуры высшего пилотажа этой красной машины вызывали неописуемый восторг и восхищение. Барри, конечно, знал о Красном бароне – знаменитом германском лётчике-асе 1-ой мировой войны Манфреде фон Рихтгофене, который впервые выкрасил свой самолёт в красный цвет, за что и получил эту кличку. Барри подражал Красному барону и назвал свой ЯК-52 – “Красным Рыцарем”, хотя, вероятно, относил это больше к себе. Думаю, что друзья его так и называли.
Барри был знаменитым пилотов и его полётный развлекательный бизнес поначалу был успешным. Но потом вмешалась КАСА, которая не упускала его из поля зрения. После многочисленных проверок она установила, что Хемпель Авиация плохо следит за техническим состоянием и исправностью старых самолётов из СССР и это представляет угрозу для коммерческих пассажиров. У Барри отняли коммерческую лицензию и оштрафовали его компанию на крупную сумму. Но учитывая его заслуги и популярность ему оставили личную лицензию пилота, так как он просто, как птица, не мог не летать, не мог жить без неба.
Барри Хемпель любил рисковать и продолжал возить пассажиров, пока к нему не пришли Иан Ловелль и его невеста Саманта. Иан сфотографировался но фоне красного ЯК-52 и заметно волновался перед полётом. Скоро Красный Рыцарь, пилотируемый Барри Хемпелем, поднялся в воздух, а Иан от восторга махал рукой Саманте, которая осталась на земле.
Время запланированного возвращения самолёта уже давно прошло, а Саманта терпеливо ждала на аэродроме, но чувствовала, что-то случилось. Через несколько часов она узнала, что ЯК-52 изчез с экрана радара. Начались поиски вдоль побережья и к вечеру Красный Рыцарь был обнаружен на дне океана. Водолазы подняли тела 2-х мужчин и они были опознаны как Барри Хемпель и Иан Ловелль.
Самолёт ЯК-52 –Красный Рыцарь поднимать не стали. КАСА заявила, что он не представляет интереса для следствия и на это нет средств. Тем более, что вина пилота Барри Хемпеля уже была установлена.
Так старичок ЯК-52 – Красный Рыцарь навсегда остался на дне Тихого океана вместе с тайной своей гибели.

® Copyright 2013 – Alex Jones


Рецензии