66. Проводы русской зимы

НА СНИМКЕ: Масленица в Академгородке в 2012 году. Фото Дмитрия Сажина взято с сайта academ.info: http://www.academ.info/news/19843


Ещё в начале февраля Б. Половников рассказал в газете «За науку в Сибири» (№5), что Дом культуры собирается провести очередное масштабное гуляние «Проводы русской зимы». Под этим названием скрывалась «Масленица», но упоминалась она робко, - неизвестно было, как отнесутся партийные идеологи к старому празднику, не посчитают ли его «пережитком прошлого». Вот эта статья:

«По дороге, звеня и гукая, стоят ядрёные морозы, но пора уже подумать о проводах зимы. Наступление тепла, воскресение земли к жизни всегда отмечалось русскими на масленичной неделе. Церковники назвали её «сырной», но это название народу было малопонятно и не привилось. Масленица – праздник языческий, полный веселья и оптимизма, он связан с солнцем = «ярилой» и плодоносящей природой.

Этот последний зимний праздник всегда сопровождался песнями, плясками, хороводами, качелями, кулачными боями, ряжением, скоморошьими забавами. В Сибири, например, «масленицей» называли ловко сделанное чучело, которое возили по деревне в санях, запряжённых двадцатью лошадьми. Сани окружали ряженые, пели, плясали и говорили всякие смешные прибаутки.

Помимо прочего, масленицу символизировали блины и оладьи. Круглая форма блинов напоминала солнце, а оладьи названием уже указывали на ладу-невесту. Яств и питья разного в эти дни было великое разнообразие. Праздник по формам своим, по сути своей никак не укладывался в прокрустово ложе церковных догм. Недаром в XVIII веке, да и позднее «патриарх… хотел уничтожить этот бесовский праздник, но не успел».

Да и как его уничтожишь, если он лежит в основе народного самосознания, если он является символом единения не только человека с человеком, но и знамением союза с природой, с солнцем, с землёй.

Можно многое порассказать о древних обычаях, не всегда нам понятных, но всегда поэтичных, пронизанных жизнелюбием и верой в лучшее. В ХХ веке, при наличии космических ракет и вычислительных машин, при наличии иного уклада жизни, было бы нелепо заниматься дотошной реставрацией масленицы, но отдельные элементы могут быть заимствованы вполне закономерно. И главное – должен быть сохранён дух праздника, который сейчас именуется проводами русской зимы.

Проводы – это, прежде всего, массовость, это всеобщее ликованье, вытекающее из ощущения весны, тепла, солнца, из общих успехов в делах повседневных. Проводы – это краткая передышка между двумя вехами – зимы и лета – на трудном, крутом пути. Проводы – это демонстрация коллективной энергии, сил и оптимизма, это, если хотите, вера в завтрашний день.

Но праздник требует энтузиазма. Однако энтузиазм без кропотливой выработки интересных форм ничего не стоит. Поэтому уже сейчас создан организационный комитет, цель которого – аккумуляция и генерация идей. Все, кто прочтёт эту короткую заметку и у кого родятся полезные идеи, могут к вящей пользе всех и к собственной славе, нести их в приёмную организационного комитета, который находится в Доме культуры СО АН. Готовиться к проводам зимы необходимо уже сейчас, несмотря на то, что синоптики обещают еще более студёный февраль. Однако помните: март – месяц весенний!»

Пролетело почти полтора месяца. Праздник проводов русской зимы прошел 13 марта. Уже с двух часов каждый мог покататься на тройках. И вот, краткий отчёт о том, как прошёл праздник, помещён в газете ЗНВС (№10). Автор заметки не указан.

«Жители Академгородка отметили в воскресенье старинный русский праздник – масленицу, символизирующий наступление тепла и возрождение земли после долгой суровой зимы.

Было бы нелепо возрождать сегодня древние обряды, но дух всеобщего веселья и ликования, как и в старину, царил на этом празднике проводов русской зимы. Живописная колонна автомашин и конных упряжек с Дедом Морозом, Снегурочкой, традиционными ряжеными под громкие выкрики радиофицированных дозорных въехала на площадь, где шла бойкая торговля сластями и блинами. Начались забавные представления и шутливые игры: взятие снежной крепости, лазание на ледяной столб, хороводы.

Наш век высоких скоростей выразился во время этого праздника хотя бы и в том, что если в старину масленицу праздновали неделю, то на этот раз она продолжалась семь часов. Этого оказалось достаточно, чтобы «растопить» сибирскую зиму».

Но начинается заметка со стихотворения жителя Академгородка  Г. Залетаевы (а, может быть, это псевдоним)

Представляю, как всё это было.
Как, собравшись на лесной поляне,
Возвращенье светлого Ярилы
Славили прапрадеды-славяне!

Славили не идола, не бога:
Песни – не молитвы, лес – не кельи.
Сколько было смеха озорного
В этом буйном, радостном веселье!

Это просто приходили сроки.
Холода на север уходили,
И земли оттаявшие соки
Словно брага пенная бродили.

Много лет с водою в даль уплыло,
Много песен спето и отпето…
Астрономы смотрят на Ярилу,
Отправляем мы к нему ракеты.

Но душа народа не стареет,
И обычай предков уважая,
Чуть сильнее солнце попригреет,
Мы на север зиму провожаем.

И, в конце концов, не в том же дело,
Чтоб Ярилу чествовать блинами!
Главное – земля помолодела.
Главное – мы радуемся сами.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2013/07/01/447


Рецензии