Чуж д ые мысли

Дожить до старости ему помогло одно странное обстоятельство, произошедшее еще в юности. Скажем так, это был "совет" - уехать куда-нибудь подальше от крупного города, где он тогда обитал и невольно набирался жизненного опыта. Обстоятельства сего "совета" оставим, так как речь здесь не об этом.
Мы встретились с ним в "вечерней кафешке" за чаем. Я зашел туда после рабочего дня, с целью отвлечься и отдохнуть, так как за день голова набивается чем только, но в основном всяким ненужным борохлом. В отличие от многих, я стараюсь разделять работу и все мыслительные процессы, связанные с ней от всего остального. Это необходимо, чтобы отдыхать от работы не только телом, но и разумом, головой, в общем. Так вот, познакомились мы с этим человеком случайно, но разговор заладился легко и вполне на от влеченные темы тоже, мы рассуждали и философствовали. С ним было легко говорить. Складывалось впечатление, что мой собеседник немало побывал в самых разных жизненных перипетиях и ситуациях, в которых ни ему, ни мне, да и, наверное, никому не хотелось бы побывать. Не превышаю его ни в чем, ведь каждый из нас в памяти своей, наверняка, имеет не одну подобную историю. В общем, разговор состоялся легкий, не принужденный и ни к чему не обязывающий.
Мы заказали один чайник согревающего, как говорят «даже в Гималаях», Да Хун Пао, ибо продрогли на зимней стуже.
-  Весьма приятный чай, согласитесь?
- Это верно, и с каждой новой заваркой появляется новый оттенок, отличный чай, - согласился я.
- Вы знаток?
- Я бы так не сказал, это не увлечение, скорее приятное времяпрепровождение, ответил я, сделав большой глоток.
- Дорогой чай. Наверняка, было приложено немало усилий и средств, чтобы мы с Вами вот так могли вечерком оценить  его многогранный вкус…
- Знаете, еще в 1970-х годах, в СССР были предприняты попытки механизации сбора готового чая на плантации. Насколько мне известно, ничего хорошего из этого не вышло, так как готовый продукт получался довольно грязным, с множественными включениями рубленых почек, стеблей и прочего мусора, просто-напросто превращающего чай в обычную рубленую траву.
Он приподнял крышку чайника и заглянул туда, исполнив довольную улыбку.
- Исключительно листья, - сказал он, - когда чайник стеклянный можно любоваться тем, как медленно раскрываются скрученные листья, отдавая свою силу воде...
- Чай ценится по всему миру издревле. Люди, очевидно, вовремя приметили его целебные, очищающие и просто приятные свойства. Теперь же плантации очень распространены, а люди, работающие на них, передают свое мастерство из поколения в поколение. Вот же здорово, наверное, им: ведь они могут пить его абсолютно таким, какой он есть на самом деле. Ведь, пока эта "тыква" доедет до нас, а сколько времени она храниться на всевозможных складах, да и вообще, из чего она там прессована, одному Богу известно.
- Точно. Вы бы хотели попить с ними их чая?
- С кем?- спросил я, задумавшись о своем.
- С плантаторами, с рабочими?
- Думаю, да!
- А ведь работа у них неблагодарная, по сути, и не очень-то хорошо оплачиваемая. Там люди живут бедно, но зато на собственном хозяйстве. Тем не менее, думаю, что они счастливы. Хотя бы взять фото, бедно одетые, грязные по макушку дети, беззубые старики, рыболовы, женщины с грудными детьми в косынке на плече, на фото в National Geographic, на Discovery, да хоть в "Вокруг Света" на их лицах всегда улыбка, в глазах читается спокойствие и умиление, вот эти люди действительно счастливы, и ни о чем не сожалеют в своей жизни! А что Вы можете сказать про себя?, спросил он, повернувшись ко мне, держа чашечку в правой руке, и уперевшись в меня своим непроницаемым томным взглядом.
Не то, чтобы я жаловался или скверно относился к своей жизни, но ответ мой был чистой правдой.
- Да уж, это Вы в точку. Работаю "на дядю", получаю столько, чтобы выжить, на роскошь уже не хватает, строю мечты, которым не суждено сбыться, если продолжать в том же духе...
- Это смотря, что Вы подразумеваете под словом роскошь, и готовы ли Вы в своей жизни в любой момент свернуть на другую дорогу...
Вопрос был риторическим, мы это оба уловили в один момент, я ничего не стал отвечать, а мой собеседник даже не пытался настаивать на моем ответе. Мы просто пили чай...
- Ответьте мне на один вопрос, - сказал он после продолжительной паузы. Откуда у человека появляется все, что он имеет со временем?..
- Покупает, все покупает, - ответил я, немного опешив.
- Позвольте рассказать мне свою, скажем так, теорию?
Я сделал жест согласия рукой и принялся внимательно его слушать, мне это было даже на руку - от чая меня разморило, я согрелся и расслабился.
- Так вот. Когда человек рождается, у него ничего нет, кроме жизни и собственного тела, даже одежды, ведь так? – я, соглашаясь, кивнул.
- Каковы пути получения всего, что человек может иметь?
1)   Заполучить. В наследство, в подарок, безвозмездно, то есть даром. Просто так, ничего не отдавая взамен;
2) Получить в пользование. Арендовать, взять взаймы, отдав, соответственно что-то конкретное взамен, после чего либо отдать обратно одолжение материальное благо, либо отдав в полное пользование что-либо другое;
3)   Приобрести в пользование, это значит обмен одних материальных или нематериальных благ в вашем распоряжении на желаемых в любых комбинациях;
4)   Отнять, украсть, забрать то или иное благо у его обладателя, не дав ему ровным счетом ничего взамен.
Я вижу в жизни только такие способы получения во владения любого блага. Я не говорю здесь о моральных принципах, каких-либо устоях, порядках, «правильно-неправильно» и так далее. Это все.
Проблема людей в другом. Все этим пользуются, немногие понимают, и только некоторые осознают это. Это раз!
Люди, в большинстве своем, алчны, лживы, мне их жалко. В современном обществе любой развивающейся, и уж развитой – точно, страны все четко сведено на деньги - универсальное обменное благо, удобное лишь тем, что оно материально. И это два!
Все сводится к деньгам, люди настолько отупели, что практически все вокруг зависят от денег. Мало тех – настоящих людей. Согласитесь, гораздо ценнее, например, общение с человеком, имеющим огромный жизненный опыт, нежели, смотреть на него исключительно какой-либо наживы. Деньги – это лишь одно из средств обмена, не более. Обмен опытом, мнением, и уж тем более, знанием – куда более важно, ценнее и значимее, причем ценность эта может заключаться не только в благе для одного конкретного человека, а для целого народа, нации и так далее…
Согласитесь, здесь есть, над чем подумать, хоть и спорных вопросов здесь может возникнуть масса.
Он посмотрел на часы, стал спешно собираться.
- Прошу прощения покорно, но мне нужно удалиться, еще остались недоделанные дела на сегодня.
Я не нашел ничего другого, как попрощаться с ним, после чего, он спешно покинул заведение, а я остался с головой забитой мыслями о глобальном и, в тоже время, о насущном.

© Чуж(д)ые мысли. Гребенкин Е.К. 24.05.2013


Рецензии